13 мин.

«Пилоты постоянно качают шею как бешеные? Только зимой!» Тренер Хаккинена и Райкконена – о неизвестной «Формуле-1»

Разговор с главным компаньоном Кими 300 дней в году.

Гонщиков «Формулы-1» смело можно назвать одними из самых совершенных спортсменов в мире. Они – настоящие фитнес-маньяки с забитым даже на карантинах расписанием: многочасовые тренировки, психологическая подготовка и накат на симуляторе оставляет им мало свободного времени.

Мощные тренировки пилотов «Ф-1» в дни карантина: подходят для дома и всех желающих, но мало кто продержится и минуту

Но гонщики не одиноки в бесконечном порыве к самосовершенствованию: с ними почти всегда (300 дней в году!) находятся и помогают тренеры-физиотерапевты. Пилоты видят их чуть ли не чаще, чем жен, семью или даже гоночных инженеров.

Правда, работа тренера в «Формуле-1» заключается совсем не только в контроле за физподготовкой: иногда приходится и следить за одеждой протеже, готовить еду, выставлять сообщения на доске на пит-лейн во время гонки и даже быть охранником-вышибалой при встрече с фанатами. Это и многое другое о своем деле рассказал физиотерапевт чемпиона 2007 года Кими Райкконена и бывший тренер Мики Хаккинена Марк Арнолл – в интервью фотографу Киму Ильману.

Мы выбрали для вас самое интересное и информативное:

• как можно случайно попасть в «Формулу-1» и получить предложение о работе с будущим чемпионом мира

• обязанности тренера в гоночный уик-энд: от физиотерапии до контроля за едой пилота, его костюмом и даже сообщениями на пит-борде

• какой части тела гонщика достается больше всего во время активного пилотажа

• работа с Райкконеном: 300 дней в году вместе, огромные толпы фанатов, невозможность удержать в тайне любые перемещения

• мемный инцидент «руль и перчатки!» на Гран-при Азербайджана-2017 – рассказ очевидца: как и почему все произошло

• самый смешной фэйл в карьере случился с Хаккиненом

Наслаждайтесь!

Как вообще попал в «Формулу-1»

«Я работал в спортивном отделении университета Суррея в Великобритании и еще учил людей скалолазанию в качестве подработки. И однажды ко мне на урок пришел человек из «Макларена». Выяснилось, что он открывал в команде лабораторию по улучшению человеческого потенциала и искал кого-то для визитов к персоналу с целью запуска программы спортивной терапии. А еще заодно искал физиотерапевта для пилота.

Все закончилось моей поездкой в Австралию с командой в 1997-м. У Дэвида Култхарда была проблема со спиной, я ее решил – и Дэвид выиграл гонку.

Сперва со мной заключали контракты на каждую гонку, а потом Мика Хаккинен пригласил меня на должность своего тренера. Тогда я бросил все дела в Великобритании и перешел на полную ставку в «Формулу-1».

Обязанности тренера во время гоночного уик-энда

«Честно говоря, у каждого тренера собственный подход и набор дел во время Гран-при. Если говорить обо мне – я помогаю с логистикой, вожу всякие вещи на трек и с него, особенно во время длинных поездок [за пределы Европы].

Когда мы приезжаем на трек – я концентрируюсь на подготовке. Готовлю все костюмы для пилота, занимаюсь готовкой еды вместе с поварами на кухне, наполняю комнату пилота всеми нужными вещами – то же самое и в гараже. Контролирую, где лежат перчатки, шлемы, устройства защиты шеи HANS, затычки для ушей и все остальное, что использует гонщик на Гран-при.

Кими не так часто меняет гоночные костюмы. Он из тех ребят, что предпочитают один определенный комплект формы – и он носит его до тех пор, пока все не идет вразнос. Ботинки, перчатки – Кими буквально занашивает их до дыр. И он суперски конкретен в этом. Поэтому я постоянно таскаю его гоночные ботинки и перчатки – просто чтобы всегда была уверенность: у нас с собой есть все, что нужно. Я никогда их не выкладывал и никогда даже не перевозил их в багажном чемодане – вдруг тот не прибудет в пункт назначения. Только ручная кладь. Однажды я оставил их в боксах в гараже, и какие-то детали заменили на новые, поскольку кто-то решил, будто Кими хочет вещи с иголочки на каждый уик-энд. Но нет, он гоняет в тех же ботинках и перчатках, пока они не начинают физически разваливаться.

Гоночные костюмы – их уходит обычно по две штуки. Иногда три. Только если на трассе очень жарко, и Кими жутко потеет.

И, конечно, работа физиотерапевта по вечерам. Не сказать, что мы много тренируемся во время гонок – речь идет больше о восстановительных процессах. Плавание и все такое – просто чтобы активизировать тело и стимулировать восстановление. Только легкие тренировки – ничего агрессивного.

В остальном я помогаю пилоту разминаться, слежу за его состоянием.

Когда гонщик в машине и на трассе, то я не отдыхаю за чашкой кофе. Я работаю с доской на пит-лейн – вывешиваю сообщения для Кими в практиках, квалификации и гонке. Вообще это даже хорошо – помогает глубже вовлекаться в рабочий процесс».

Сложности в машине в практиках и гонках

«Между практикой и гонкой разница только в том, что пилот по ходу сессии несколько раз возвращается в гараж – мы можем напоить его и прекратить обезвоживание. Иногда даже накормить. Так что состояние ребят во время практик всегда идеальное.

Гонка же больше направлена на длительную выносливость. Пилота сильнее обезвоживает, особенно в очень жарких условиях, да и интенсивность нагрузки выше.

С точки зрения последствий для тела – у всех пилотов разные проблемы. Некоторые страдают от последствий давления на спину. Они сидят довольно низко по отношению к земле, и большая часть происходящего с машиной моментально отзывается в теле.

В бедрах часто много разницы в нагрузках: пилоты сильно давят на педаль тормоза левой ногой – намного сильнее, чем правой на газ. Поэтому силы и нагрузки на одну часть тела намного выше, чем на другую. Эти асимметричные нагрузки не очень хорошо влияют на тазовые кости и вообще функции таза. Нам приходится много работать, чтобы все держать под контролем.

Да и вообще, позиция пилота в машине – худшая из возможных. Особенно если сравнить с обычным сидением за ноутбуком или рулем обычной машины. Результат – отвратительная осанка, и приходится много работать над ней в восстановительных процедурах и тренировках. Нужно следить, чтобы не запороть баланс тела – иначе травм не избежать.

А насчет шеи: в мире сложилось небольшое непонимание процесса. Всем кажется, будто мы постоянно тренируем шею. То есть зимой, без гонок, до первых тестов – очевидно, да, шея не страдает от пилотажных нагрузок, и мы нагружаем ее как бешеные.

Но как только пилот начинает гонять на тестах – обычно к концу первого блока сессий – шея приходит в достаточно хорошую форму. И до самого конца сезона мы на самом деле больше не нагружаем ее тренировками так же сильно – процесс пилотажа делает все за нас.

Конечно, на разных треках шея испытывает разные нагрузки. К примеру, в Бразилии пилоты едут в непривычном направлении – против часовой стрелки. Тогда гонщики немного ощущают дополнительную нагрузку на шею. Но, честно говоря, уже после первой гонки мы почти не выполняем упражнения специально для шеи. «Формула-1» – специфичный вид спорта. Лучший способ натренировать навык пилотажа – это пилотировать!»

300 дней с Райкконеном каждый год

«Питание играет огромную роль в выступлениях. Но мы очень сильно фокусируемся на нем только во время гоночных уик-эндов. Конечно, после этапов диета тоже очень важна, но появляется чуть больше гибкости.

Больше всего послаблений допускается на Рождество – к тому моменту мы с Кими не видим друг друга уже целый месяц, и все это время он может делать что хочет.

Кими Райкконену 40 лет, но он готов к новому сезону «Формулы-1». Приседает на одной ноге на канате

Сколько дней я провожу вместе с ним? Больше 250 дней. Думаю, в районе 300.

Теперь мы в «Альфа Ромео», а не в «Феррари», и к Кими приковано меньше внимания, оказывается меньше давления. В «Феррари» и правда много прессинга со стороны команды, медиа, ожиданий фанатов. И когда ты в Скудерии – ты должен научиться справляться. Со временем все становится обыденностью. И пока не окажешься за пределами окружения «Феррари» – не поймешь, сколько же стресса пропадет в один момент. Вот почему Скудерия – уникальное место. Там и правда испытываешь такое давление, какое не встретишь ни в одной другой команде.

Мне даже приходилось работать охранником пару раз, когда зрители и фанаты напирали на Кими слишком сильно. Особенно в тех странах, где Кими безумно популярен – вроде Китая или Японии. Фанаты просто валят толпой на него. И это даже не зависит от команды.

Помню, в первый год в «Лотусе» мы уходили из паддока в Китае, и я сказал менеджеру команды Джеффу: «Слушай, а мы можем организовать Кими сопровождение в 6-7 человек? Нужно довести его до машины». Ответ был: «Ну и зачем нам это?» Но как только мы вышли за ворота – толпа накрыла нас как цунами. Тогда-то Джефф и сказал: «Ладно, теперь я понял, зачем нам нужна пара парней». Потому что все эти фанаты… Они просто налетают! И каждый отчаянно хочет хотя бы прикоснуться к Кими, а в идеале и получить автограф или пожать руку, не говоря уже о фотографии. Иногда это может принимать умопомрачительные формы. Конечно, так бывает не везде. Но иногда мне приходится работать живым щитом.

Например, в аэропорту Шанхая в прошлом году. Как они узнали, что мы прилетаем именно тогда, тем рейсом?

Без понятия! Каждый раз им как-то удается узнать точное время! Не имеет значения, насколько тщательно мы скрываем планы перемещений. Они всегда находят наши отели, наши рейсы, даже куда мы идем! Невероятно. Без понятия, кто сливает информацию, но фанаты всегда узнают и находят нас».

Самая приятная победа в карьере – Гран-при США-2018

«Для меня именно она стала лучшей – и эти чувства сложно описать. Мы ждали так долго… [с предыдущей победы Кими на Гран-при Австралии-2013 прошло 5,5 лет]. Все в «Феррари» ее очень ждали. И несколько раз она была близка – но постоянно что-то срывалось. А та гонка – Кими отлично ее проехал, Льюис атаковал его как сумасшедший.

Особенно приятна была реакция вообще всех в паддоке: каждый казался безумно рад за Кими. На пит-лейн точно все были в эйфории: «Он наконец-то выиграл, наконец-то!» А потом – да, у нас была отличная вечеринка.

Я видел и помогал в завоевании нескольких титулов, был в команде на победных решающих гонках с Микой и Кими, но для меня именно эта гонка – особенная».

Инцидент с перчатками на Гран-при Азербайджана-2017, который разошелся на мемы

В 2017-м интернет и сообщество болельщиков порвала гениальная запись с недовольным Райкконеном: финн крайне громко и настойчиво запрашивал перчатки и руль перед рестартом в Баку.

Требование было обращено именно к Марку – и тренер передал перчатки. А вот руль держал другой работник «Феррари» – и Кими пришлось подождать и еще покричать в истовом финском негодовании.

Теперь Арнолл со смехом вспоминает тот эпизод.

«Все было словно в кино «Крутые виражи» про бобслейную команду из Ямайки. Когда мы бежали по пит-лейн – словно оказались частью фильма. Очевидно, мы отчаянно пытались вывезти машину на старт после того, как механики сотворили чудо и успели собрать машину за время красных флагов. Гоночный инженер Кими Дэйв Гринвуд выбежал из гаража, постоянно раздавая приказы, а я бежал вслед за машиной с перчатками. Кими орал по радио, а мне надо было сперва рассчитать скорость болида, чтобы бросить перчатки точно куда надо. Пришлось кидать их по очереди.

Но он все равно продолжил требовать руль. С ним я уже не мог помочь и просто смеялся на бегу. Это был чистый сюрреализм. На пит-лейн творилась и другая дичь: например, один из меняющих угол атаки антикрыла устройств забыли при установке детали на болид. Его тоже пришлось срочно снимать. Зато потом я получил множество сообщений в инстаграме про этот случай. Безумно смешно.

Где же был руль? Думаю, у одного из механиков. Двое ребят посадили Кими в машину, затянули ремни, все проверили – обычно руль ставят в кокпит последним. Думаю, механики все еще ставили защитный «воротник» прямо перед тем, как машину вытолкнули на домкратах из боксов. Это была не то чтобы паника… Но из-за внезапной спешки по доставке болида на пит-лейн руль казался наименьшей проблемой. Кими он был не нужен – ведь на домкратах болидом управляют механики. Возможно, один из инженеров просто проверял верность настроек руля, и потому задержал его».

Самый смешной косяк в карьере

«Это было с Микой, кажется, в Барселоне. В квалификации. Тогда у пилотов были большие экраны перед кокпитом, бутылка с водой, вентилятор и пульт управления, которым они переключали данные на экране. Мика боролся с Михаэлем Шумахером в квалификации, уехал на быстрый круг, проехал и показал лучшее время. А я хлопал себя по карманам и думал: «Так, вот я вижу экран. Вот здесь у меня вентилятор. Вот бутылка. Но чего-то не хватает».

Мика вернулся в гараж, подозвал меня рукой и вернул мне пульт управления! То есть он смог затащить машину на промежуточный поул, когда этот пульт мешался ему в кокпите. И потом вернул его мне, а не выкинул!»

Райкконен с «Альфа Ромео» сорвал 235 тысяч лайков на самодельных машинах – фанаты ответили болидами из гитары, бананов и гантелей

Гонорары пилотов «Ф-1» в 2020 году: $185,5 миллиона на 20 гонщиков, Квяту платят в 12 раз меньше Ферстаппена

Кими Райкконен – король рекламы. Легендарно читал с телесуфлера, похищался бандитами, вел дикие диалоги с Монтойей и Физикеллой

Легенда «Формулы-1» Райкконен был алкоголиком: запои, дебоши в клубах и обвинения в пьяном харрасменте

Источник: Youtube-канал Кима Ильмана

Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI, Paulo Lopes/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Marcus Brandt/Bongarts