Трибуна
6 мин.

Нельсон Пике бился с Сенной, Простом и Шумахером, выиграл три титула «Ф-1» – но остался недооцененным

От редакции: вы в блоге «F1 – королева автоспорта!», и автор продолжает радовать качественными переводами. Поддержите его плюсами!

Нельсон Пике выиграл три титула чемпиона «Формулы-1» и был близок еще к двум. Так почему же его редко включают в рейтинг великих?

Статус трехкратного чемпиона «Формулы-1» должен автоматически причислить тебя к великим. Только бразильца это не касается. Когда кого-либо попросят назвать десятку лучших, то никто не упомянет Пике. Получается, что большое количество титулов не обязательно означает величие.

«Я не могу вам объяснить, почему он до сих пор не получил признания, которого так заслуживает, – говорит бывший менеджер команды «Брэбем» Херби Блаш. – Ведь он мог стать четырехкратным или даже пятикратным чемпионом мира».

Пике к своим титулам в 81-м, 83-м и 87-м мог бы добавить еще чемпионства в 80-м и 86-м.

Ни для кого не секрет, что первые два титула Пике выиграл в комфортной атмосфере. В «Брэбем» работали только на него. Когда он перешел в «Уильямс» в напарники к Найджелу Мэнселлу, то сразу получил шквал критики. Всем стало очевидно, что в равных условиях бразилец не так и хорош. Справедливо ли это утверждение?

«Очевидно, что вы не выиграете три чемпионата мира, если не станете очень хорошим гонщиком, – продолжает Блаш. – Пике пойдет на все, чтобы выиграть, чтобы получить преимущество в технике, чтобы быть лучше в человеческом плане.

Я познакомился с Нельсоном, когда он выступал еще в «Формуле-3». Он сразу же произвел на меня впечатление. Дело было, наверное, в Поль Рикаре. Пике был быстрее всех на стартовой решетке.

То, что он делал, поражает. Ремни безопасности были не очень хорошо закреплены, но он в буквальном смысле скользил вдоль кокпита, чтобы сделать болид более аэродинамичным. Больше всего меня поразил его мышление.

В Брэбем, наверное, мы работали на грани разрешенного и запрещенного. Иногда выходили за рамки дозволенного. Нельсон явно нас поддерживал. Гордон Мюррей (дизайнер Брэбем – прим.) и Нельсон были грозной силой, сравнимой с Колином Чепменом и Джимом Кларком».

Нельзя отрицать тот факт, что восприятие Нельсона Пике разделось на два периода: до и после «Брэбема».

В современные рейтинги Пике не попадает. Хотя в конце 1985 года многие считали, что Нельсон лучше, чем Прост и Сенна. Ники Лауда тогда назвал Пике лучшим гонщиком в мире.

Пике из-за нежелания Берни Экклстоуна платить ему хорошую зарплату был вынужден перейти в «Уильямс» в 1986 году. Его репутация пошатнулась.

«Брэбем» был идеальным местом для него. «Да, без всяких сомнений, – говорит Блаш. – Если бы он получил деньги от Берни, то я думаю, что он бы выиграл больше чемпионатов мира [в «Брэбэме»], но, конечно, мы на самом деле переживали довольно тяжелые времена с моторами «БМВ».

Болид BT55, который мы проектировали для следующего сезона, был ужасен. Если бы Нельсон остался с нами, то мы могли бы сделать его более конкурентоспособным, потому что он очень плодотворно работал с инженером от «БМВ» Полом Рошом и Гордоном.

Он был командным игроком. Бразилец был близок к команде. В первые годы он проводил очень много времени на заводе. Период [когда он ушел] был очень и очень тяжелым. В команде сложились семейные отношения. Это было похоже на потерю одного из ваших очень хороших друзей».

Когда Пике подписывал контракт с «Уильямсом», то все ожидали, что он одержит верх над Мэнселлом. Но у британца было несколько хороших побед в конце 85-го, а сезон 86-го он вообще провел на высочайшем уровне. Год спустя многие задались вопросом: а так ли был хорош Пике?

Легкой прогулки с Мэнселломом не получилось. В начале 1987 года в Имоле бразилец попал в аварию на тренировке и повредил лодыжку – это очень сильно на него повлияло. Пике с трудом мог сконцентрироваться. Он засыпал прямо на ходу.

Очевидно, что эта авария повлияла на его пилотаж. «Это всего лишь мое личное мнение, – говорит Блаш. – Не думаю, что в этом есть какие-то сомнения».

Статистические данные подтверждают это. До Имолы у Пике и Мэнселла был одинаковый темп как в квалификациях, так и гонках. После этой аварии британец одержал больше побед, а в квалификация в среднем привозил сопернику шесть десятых.

Пике же хотел построить команду вокруг себя. «О да, даже когда он ехал с Ники, например, в качестве напарника по команде [в «Брэбэме» в 1979 году], – вспоминает Блаш. – Если был какой-то другой конкурентоспособный пилот рядом с ним, а команда не была полностью на его стороне, то нет, Нельсона нельзя была назвать счастливым человеком. В «Уильямсе» был Мэнселл, конечно, он чувствовал себя не в своей тарелке».

Встретив сопротивление, Пике разрыл топор войны и начал психологическую войну. «Когда он выступал за Уильямс, то делал все, что мог, чтобы проникнуть в голову Найджелу, как Сенна», – говорит Блаш. Это продолжилось даже после его ухода из команды. Пике публично оскорблял британца и его жену. Колко прокомментировал поражение Сенны.

В то же время эта ситуация далека от той, которую Пике приходилось переживать. Например, в 1983 году он стал первым в истории чемпионом мира на болиде с турбированным мотором.  Для достижения этого результата ему пришлось попотеть – это не было легкой прогулкой.

«На пришлось пережить множество проблем. Мотор «БМВ» был полной катастрофой, – вспоминает Блаш. – Все выглядело в Монреале (1982) так, как будто «Брэбем» и «БМВ» собираются разорвать контракт. Нельсон не смог ранее квалифицироваться в Детройте. Риккардо Патрезе вообще пилотировал с двигателем «Форд». Фактически Нельсон принес «БМВ» первую победу. Патрезе приехал вторым. Это свидетельствовало о решимости Нельсона заставить «БМВ» работать, учитывая целый год взрывов моторов и так далее».

В 1985 году, когда «Брэбем» мучался с шинами «Пирелли», а в 1987 году «Уильямс» разрабатывал активную подвеску, история была аналогичной.

«За рулем конкурентоспособной машины он всегда был быстр, – говорит Блаш. – Нельсон определенно не был парнем, который бы сдался».

После «Уильямса» было два года в «Лотусе», которые окончательно подмочили бразильцу репутацию. «Очевидно, что у «Лотуса» не было подходящей машины», – отмечает Блаш. Вот таким странным способом его списали со счетов.

Сезон 1990 года он провел в «Бенеттоне», продемонстрировав всем, что талант еще остался. В 91-м его напарником стал Михаэль Шумахер, и Пике уже с трудом мог соответствовать его темпу.

«Я более чем счастлив сказать, что в тот момент он был в прошлом», – заключает Блаш. Возможно, повторилась бы история с Мэнселлом. В то время мы не знали, насколько хорош Шумахер.

Возможно, пришло время оценить, насколько хорош Пике.

Оригинал: Motor Sport Magazine

Фото: globallookpress.com/National Motor Museum; Gettyimages.ru/Steve Powell, Mike Powell, Simon Bruty/Allsport