Рынок пилотов «Ф-1» скоро взорвется: для «Феррари» нашелся идеальный кандидат, а у Квята – шанс на трансфер в «Рено»
Феттель больше не получит 30 миллионов.
Карантин во множестве стран из-за пандемии коронавируса мощно повлиял на ближайшие сезоны «Формулы-1».
Чемпионат 2020-го, скорее всего, не начнется до конца июня, а в следующем году пилоты вместо революционных машин, спроектированных специально ради обгонов и комфортной борьбы на треке, выкатят нынешние болиды с минимальными аэродинамическими улучшениями.
Более того, ходят разговоры о возможном отказе «Ф-1» активировать новый регламент в 2023 году – то есть в ближайшие два сезона технические правила могут остаться стабильными. Устойчивый регламент 8 лет назад помог восьми разным гонщикам выиграть восемь Гран-при, да и год спустя первая половина первенства проходила мощно – до тех пор, пока ключевые команды не забросили развитие техники и полностью переключились на создание гибридных болидов.
Однако переносы сезонов и регламентов сейчас связаны отнюдь не с желанием поэкспериментировать с форматами и стабильностью правил: просто иначе у команд из-за полусорванного чемпионата-2020 не окажется достаточных бюджетов на производство двух совершенно разных машин. Потому консорциум участников чемпионата мира чуть ли не каждый день ведет бесконечные переговоры и поиск вариантов по сокращению расходов и в кризисном году, и в двух ближайших – ведь объем спонсорских бюджетов и призовых предсказать невозможно.
Пока команды подсчитывают убытки от простоя и в панике пересматривают финансовые модели, подавляющее большинство гонщиков недоумевает: что же им делать дальше? Положение спортсменов не менее трудное: в данный момент на их зарплаты уходит под $190 млн в год, и сокращение гонораров вместе с падением бюджетов неизбежно.
Карлос Сайнс и Ландо Норрис из «Макларена» согласились на временные снижения гонораров, похожие обсуждения ведутся с Льюисом Хэмилтоном, Себастьяном Феттелем и Шарлем Леклером.
Однако зарплаты за 2020-й – явно не главная проблема пилотов.
Грандиозный трансферный бум сорван
Дело в сроках контрактов: из-за предполагаемого перехода на новые правила в 2021-м основная часть пелотона заключала контракты таким образом, чтобы стать свободными агентами в конце текущего сезона и без ограничений выбрать команду с лучшими перспективами при смене регламента.
Последняя крупная перетряска составов, к примеру, как раз связана с изменением правил: перед 2014-м «Феррари» усилилась Кими Райкконеном, «Уильямс» подписал Фелипе Массу, а Льюис Хэмилтон перешел в «Мерседес» с прицелом на новый регламент вообще еще в 2013-м. Трансфер Феттеля в Скудерию хоть и произошел в 2015-м, но тоже стал последствием перехода на гибридные машины: Себ перестал выигрывать титул за титулом и решил рискнуть с детской мечтой о красной машине и наследнике Шумахера. Тогда-то и сложилась основа современного пелотона: с тех пор по-настоящему грандиозных изменений составов не было.
В чем же суть такого перемешивания? Пилоты стараются угадать с новым доминатором (или хотя бы стабильным обитателем топ-5), а команды – выцепить самого быстрого и мотивированного гонщика (желательно звезду). Стороны предпочитают заключать договоры исключительно до конца действующего регламента – чтобы не тонуть в бесконечных юридических тяжбах и компенсациях в случае желания уйти куда-то до старта сезона с новыми правилами.
В итоге без контракта после финиша нынешнего сезона окажутся:
Оба гонщика «Мерседеса» – Льюис Хэмилтон и Валттери Боттас
Себастьян Феттель
самый высокооплачиваемый пилот в середине пелотона Даниэль Риккардо
лучший пилот из обитателей середины пелотона Карлос Сайнс
Кими Райкконен
Ромен Грожан
Даниил Квят
Неопределенная ситуация у Пьера Гасли и Алекса Албона. По идее у них подписаны стандартные соглашения с «Ред Булл» – они предполагают трехлетний срок действия с широкими опциями продления (программа может активировать их самостоятельно в любой момент на известных условиях). Примерно такая же ситуация с Антонио Джовинацци в «Альфа Ромео» – фактически он в аренде из «Феррари», и его будущее целиком и полностью зависит от Скудерии.
На данный момент контракты на ближайший сезон точно есть:
у Шарля Леклера (заканчивается в 2024-м, подписан зимой)
у Макса Ферстаппена (истекает в 2023-м, тоже подписан зимой)
у Ландо Норриса («Макларен» запер его у себя на три сезона – до 2022-го)
у Серхио Переса (до конца 2022-го) и Ланса Стролла (сын владельца) с «Рейсинг Пойнт»
у Эстебана Окона с «Рено» – на оба ближайших сезона
у Джорджа Расселла с «Уильямсом» – еще на два года
у Кевина Магнуссена в контракте есть опция «Хааса» на следующий сезон – но она пока не активирована.
Теоретически подобный расклад перед сменой регламента предполагал множество трансферов и даже полную смену составов в отдельных командах. Однако не спешите унывать: из-за хаоса с переносами старта сезона и внедрения регламента потенциально самый интересный трансферный рынок за последнее десятилетие запросто может оказаться еще интереснее.
Пилоты не хотят рисковать с новыми командами – но у них не будет выбора
Перенос сезона уже сломал привычный порядок формирования составов: обычно контракты с гонщиками подписывают в августовский перерыв или сразу после него – когда все участники чемпионата уже откатали более десятка Гран-при, показали себя и хорошо разобрались в нынешних уровнях машин. К тому же, в августе-сентябре практически у всех готовы первые результаты симуляций и работы в аэротрубе с болидами на следующий сезон. Если инженерный штаб добивается значительного прогресса – пилоты как раз тогда с ним знакомятся.
Сейчас потенциал нынешних машин (которые выступят не только в 2020-м, но и в 2021-м!) до сих пор неизвестен – гонщикам доступны лишь куцые данные с самых запутанных тестов в истории, на которых болиды почти не ломались и не включались на полную мощь. В данный момент однозначно понять распределение сил в пелотоне решительно невозможно.
Поскольку конкретной даты старта сезона нет (слухи ходят самые масштабные: от конца июня до начала августа), у гонщиков остаются только прикидки.
Оценить уровень развития болида под новые правила сейчас тоже невозможно: заводы закрыты как минимум до конца апреля, а продувку моделей в аэротрубах запретили до февраля следующего года. Принимать решение о продлении карьеры придется вслепую.
И гонщики не могут просто отложить подписание нового контракта: в январе подготовка к старту нового сезона входит в активную фазу, и команды предпочитают определенность в составах хотя бы с декабря. Современные машины стало труднее подгонять в соответствии с ростом и весом (Эстебан Окон потерял шансы заменить Джорджа Расселла на Гран-при Абу-Даби, когда британцу нездоровилось – француз просто не влез в кокпит, а менять что-то было некогда) из-за тщательной проработки аэродинамического пакета – так что заключать договоры все предпочитают как можно раньше.
К тому же, если гонщик внезапно уйдет к конкурентам в последнюю минуту – он может утащить с собой множество секретов, которые ему ни за что не показали бы при определенности с его будущем. Команды параноидально такого избегают.
Казалось бы, решение довольно простое – контракт на год. Вот только гонщики ненавидят такие сделки.
«Сейчас все запутано, сложно что-либо предугадать, однако я считаю, что гонщики будут принимать решения вне зависимости от того, что ситуация изменилась, – оценил ситуацию Даниэль Риккардо. – Сложно представить, что кто-то захочет подписывать однолетний контракт только для того, чтобы стать свободным агентом в 2022-м – это риск.
Однолетнее соглашение не является идеальным вариантом (только в действительно уникальных условиях), поэтому я думаю, что сделки, заключенные в этом году, будут действовать как при старом регламенте, так и при новом – с сезона-2022. Возникает интересная ситуация, потому большинство из нас еще не подписали новые контракты.
Мне нужно все переварить. Сейчас ситуация повисла в воздухе, возможно все».
Похоже, гонщиков ждет масштабный сеанс игры в бинго – в попытке выбить длительный контракт и не прогореть при переходе на новый регламент.
Феттелю предложили только однолетний контракт со срезкой зарплаты
Однако с щедрыми предложениями повезет далеко не всем – остальным придется подписывать договоры-заглушки и надеяться на лучшее.
Одним из таких стал четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель – №2 в списке самых высокооплачиваемых гонщиков мира с зарплатой в минимум 30 миллионов долларов. Правда, в последние два сезона немец совершенно не оправдывал огромный гонорар: постоянно разворачивался в борьбе и без нее, выбивал конкурентов и проигрывал более молодому (и низкооплачиваемому) Шарлю Леклеру.
Итог не заставил себя долго ждать: по инсайду Sky Italia, «Феррари» хоть и предложила Себу продлить сотрудничество, но только на один сезон и со значительным сокращением зарплаты. Причем у №5 не так уж много времени для раздумий: ранее босс Скудерии Маттиа Бинотто заявлял о желании разобраться с составом до июня. Конечно, задержка сезона и первых Гран-при точно внесла коррективы в планы, но общий посыл команды вряд ли изменится: «Феррари» хочет как можно раньше покончить с вопросом контрактов.
Феттеля вообще можно назвать главным пострадавшим от дополнительного простоя: пандемия лишила немца шансов проехать первые гонки на полную и немного подняться на трансферном рынке. Теперь контрактные предложения фиксируют его стоимость на максимально низком уровне из-за провального 2019-го, и у Себа есть лишь два пути: согласиться на потерю десятков миллионов долларов или рискнуть с переходом в другую команду.
Но станут ли деньги достаточной мотивацией для выхода из зоны комфорта?
«Формулу-1» не зря называют цирком, – рассказал четырехкратный чемпион в недавнем интервью. – В какой-то мере даже порочным, испорченным цирком. Потому что в «Ф-1» крутятся огромные деньги, а деньги часто портят людей. В целом, это правда. Но важно то, умеешь ли ты остановиться, есть ли у тебя чувство меры».
Однако в итальянской (и не только) прессе все равно занялись поисками потенциальных альтернатив для «Феррари»: в шорт-лист попали Сайнс, Риккардо и даже Джовинацци. Издание The Race включило в число кандидатов еще и Валттери Боттаса, но как раз для финна нет никакого смысла менять белый комбинезон второго пилота на красный. №77 логичнее будет бороться за место первого пилота в «Рено».
Кто же лучше всех заменит Феттеля из оставшейся троицы? Вряд ли Джовинацци можно назвать оптимальным выбором для топ-команды – этот вариант скорее продиктован национальностью (Антонио – самый подготовленный к «Ф-1» итальянский пилот на данный момент), связями парня со Скудерией и потенциально небольшим гонораром. №88 – исключительно запасной, на случай отказа всех остальных.
Приглашение Даниэля Риккардо выглядит логично, но он вряд ли согласится на зарплату меньше, чем у Леклера, а платить пилоту всего с семью победами в Гран-при 20+ миллионов может только «Рено». К тому же, переход австралийца поднимет вопрос первого номера «Феррари» – и боссам Скудерии точно нужно вспомнить предыдущие стычки Дэна с руководством «Ред Булл» из-за столкновений и трений с Максом Ферстаппеном. Все-таки №3 ушел из родной программы как раз потому, что не хотел превратиться в оруженосца, так что вряд ли получится соблазнить его одним лишь видом красной машины без обещаний как минимум равного статуса.
Выходит, самым комфортным вариантом для «Феррари» внезапно становится Карлос Сайнс. Испанец за последние несколько лет доказал, что способен на прогресс, превратился в одного из самых стабильных гонщиков чемпионата, практически не допускал ошибок на трассе (в 2019-м их было только две – и то в первых Гран-при), выжимал из машины все в каждый уик-энд и регулярно радовал красивыми обгонами. Более того, Карлос идеально вписался уже в две новые команды подряд – по сути конфликты у него возникали только в «Торо Россо», да и то там немаловажную роль сыграла сторона Ферстаппена. После повышения Макса в «Ред Булл» малейшие трения угасли.
Сайнс явно не потребует значительного повышения зарплаты и выглядит идеальным вторым пилотом для Леклера – вот только №55 точно покинет «Макларен» лишь в случае гарантированного места в кокпите Скудерии. Так что нужно сперва дождаться новостей насчет решения Феттеля.
Хэмилтон – почти без сомнений останется в «Мерседесе»
С другой стороны, еще один кандидат на «Феррари», похоже, больше не проявляет интереса к грандиозному трансферу. Речь о Льюисе Хэмилтоне: итальянская пресса рассказала о паре встреч шестикратного чемпиона и владельца компании Джона Элканна по ходу 2019-го, но подписание долгосрочного контракта с Леклером сильно сократило возможность договора с №44.
Перенос внедрения нового регламента окончательно добил шансы Скудерии на альянс с самым титулованным действующим пилотом: все-таки возможность Льюиса завоевать титул с идеально отлаженной машиной «Мерседеса» намного выше, чем с бесконечными ошибками стратегов, инженеров и механиков «Феррари». Команда из Бракли проявила себя лучше всех в условиях более-менее стабильных правил последних лет – риск с новой «Формулой-1» был бы оправданным, но теперь полностью потерял смысл. К 2021-му у Хэмилтона запросто может оказаться уже восемь чемпионских титулов – вряд ли 35-летний гонщик рискнет местом в истории ради почестей от тифози, более солидного чека и туманной перспективы.
По сути, сейчас главные вопросы о продолжении карьеры Льюиса – это срок и сумма нового контракта с «Мерседесом». №44 рассмотрит альтернативы только в случае тупика в переговорах (из-за нежелания радикально повышать гонорар, например).
Причем продление Хэмилтона не обязательно обозначает автоматическую выдачу нового контракта и Боттасу: это раньше Льюису было просто и комфортно с финном, но в начале 2019-го все изменилось. После финиша сезона чемпион несколько раз признал озабоченность и ощущение давления от постоянных разговоров о «Боттасе 2.0» в начале сезона – в прошлом году финну не удалось капитализировать психологический прессинг напарника, но с новой серией Гран-при все может измениться.
Будущее Валттери целиком и полностью зависит от его амбиций, смелости и запросов – а также от способности соответствовать им на трассе. Не зря же в предыдущем сезоне объявлению о продлении контракта с «Мерседесом» предшествовала масштабная компания в прессе в стиле «Боттас не справляется – давайте теперь посмотрим на Окона». Да, Эстебана в активном ростере чемпионов больше нет – но Джордж Расселл никуда не исчез.
Райкконен может остаться еще на сезон
В 2020-м Кими Райкконену исполнится 40 лет – обычно пилоты в подобном возрасте уходят в менее требовательные серии вроде «Индикара» или гонок на выносливость. Но Айсмен – отдельный случай: его до сих пор обожают миллионы фанатов, а сам финн (в отличии от Фернандо Алонсо, например) просто наслаждается управлением любой быстрой машины, не конфликтует с командой в случае проблем со скоростью техники и не стесняется гонять в составе середняков. Поэтому его готовы держать в «Альфа Ромео» сколько угодно: поступления от рекламы и медийных активностей благодаря Кими все равно выше, чем дополнительные 1-2 миллиона призовых от более высокой позиции в Кубке конструкторов (возможной при подписании новой молодой звезды вроде Леклера).
Вывод: раз правила останутся старыми, Кими тоже может остаться. Более того, его бы никуда не убрали даже при внедрении нового регламента.
«Кими будет выступать столько, сколько сам захочет», – заявил босс «Альфа Ромео» Фредерик Вассер после завершения сезона в ответ на вопрос о будущем финна.
Так что если «Феррари» не продвинет кого-то из молодежной академии вроде россиянина Роберта Шварцмана или Мика Шумахера (а то и сразу обоих), у Райкконена сохраняются все шансы остаться в «Формуле-1». Все-таки в 2019-м он гонял ничуть не хуже 26-летнего Джовинацци.
«Рено» тратит на пилотов $25 млн в год – оптимизация не исключена
Контракт Риккардо стоил команде $20 млн чистого оклада и от 27,5 до 37 млн с бонусами за год – но австралиец совсем не доказал способность тащить не самый быстрый болид даже до уровня лучшего среди середняков. Здесь его опередил Сайнс и чуть не дожали Перес с Норрисом.
Вряд ли французы ждали такой результат при подписании крупного контракта, но надежды австралийца на хотя бы один подиум в сезоне тоже оказались чистой фантастикой. И в 2020-м ситуация не улучшится: судя по ожиданиям боссов команды, «Рено» ждет новый сезон опустошающего сериала про барахтанье в середине пелотона.
Если раньше команда могла основывать дальнейшее взаимодействие с Риккардо на ожиданиях прорыва с новым регламентом, то теперь появилось понимание неизбежности дополнительных трат в $20-27 млн на один только режим ожидания. Новое руководство концерна, нацеленное на сокращение издержек, вряд ли обрадуется подобному повороту.
В итоге «Рено» вроде как заявила о желании оставить Дэна, но сделала крайне прозрачный намек на исключительно короткий срок возможного сотрудничества.
«Нам нужно сохранить Риккардо на хороших условиях, он важен для нас, – рассказал прессе босс гоночной программы Сириль Абитебуль. – Интересен ли нам Феттель? Не хочу говорить «нет», потому что он отличный пилот и чемпион.
Кроме этого, у нас есть Академия, и мы можем получить пилотов, которые будут готовы к 2021 или 2022 году. Мы не должны про это забывать, потому что Академию создали в 2016 году с прицелом на то, чтобы довести гонщика до «Ф-1» в 2021-м. Сейчас там есть Кристиан Лундгор, которому предстоит провести сезон в «Ф-2», есть и другие пилоты».
Лундгор – и правда лучший кандидат на переход в Гран-при из молодежной системы «Рено»: ему сейчас только 18, а он уже успел оформить вице-чемпионский титул в еврокубке «Формулы-Рено», уступив только более опытному Максу Фьютреллу (и став лучшим новичком), выиграть гонку и титул лучшего новичка в «Формуле-3» и обставить два десятка 20-леток. Его переход в «Формулу-2» выглядит абсолютно заслуженным.
Есть ли у Кристиана конкуренты? Китайский гонщик Чжоу Гуаньюй – лучший новичок «Ф-2» 2019-го, поднявшийся на подиумы пять раз. Раньше главным претендентом на кокпит «Рено» считался Антуан Юбер, но с его гибелью в Спа шанс на переход в «Ф-1» Лундгор разыграет именно с Чжоу.
Плюсы собственных воспитанников очевидны: они молоды, перспективны, не требуют огромных зарплат, потенциально могут раскрыться не хуже Риккардо и согласны ждать технического прорыва команды.
Также у компании из Булони есть доступ на рынок свободных агентов с морем альтернативных вариантов с более низкой стоимостью относительно нынешнего контракта №3: и Боттас, и Грожан, да и Квят с Гасли (все-таки у «Рено» уже есть обширный опыт аренды пилотов из чужих программ). Двое последних запросто рискнут с однолетним контрактом ради шанса показать себя и выбит кокпит получше, а подписание Ромена даже всего на сезон красиво замкнет него карьеру (№8 начинал еще в 2009-м именно в «Рено»).
Австралийцу же по сути придется выбирать между верой в «Рено» и желанием вновь рискнуть на рынке: вряд ли он получит те же 20 миллионов где-либо еще, да и французы столько платить уже точно не будут. Если Дэн не согласится на дисконт – его может ждать новый выход на рынок свободных агентов: все-таки даже теоретическое (хоть и маловероятное) подписание Феттеля может обойтись дешевле.
Грядущие трансферы непредсказуемые. Нужен лишь триггер
Сложившиеся обстоятельства обещают неслабую карусель пилотов, однако без сильного толчка веселье не начнется. Естественно, консервативный вариант (все просто продлевают контракты на 2-3 года и ездят старым составом) возможен до сих пор, но достаточно всего одного-двух эмоциональных решений – и пойдет жара.
Самым сильным триггером видится отказ Феттеля от годичного контракта с «Феррари»: даже после неудачных сезонов середняки со свободными местами устроят настоящую зарубу за четырехкратного чемпиона. Но и в случае завершения карьеры Себа хаос не исчезнет: второй алый кокпит будут делить весь сезон, и любое более-менее громкое подписание (вроде Риккардо или Сайнса) спровоцирует цепную реакцию. Активность «Рено» или «Макларена» на рынке с большим количеством доступных вариантов станет главным сюжетом лета или осени – с потенциально шедевральной концовкой хоть в виде возвращения Фернандо Алонсо.
Но даже в случае продления контракта Феттеля и «Феррари» возможность бури трансферов никуда не пропадет – ключевое решение переместится к Риккардо. Если Дэн выйдет на рынок без шанса в Скудерии, расклады окажутся еще интереснее: вряд ли кто-то заранее угадает, куда из середняков перейдет №3.
Возможно, подобный вариант сейчас кажется фантастикой, но вообще-то австралиец уже шокировал внезапным непредсказуемым трансфером в «Рено». Риккардо гораздо импульсивнее Феттеля в вопросах продолжения карьеры (Себ-то никогда не скрывал желания переезда в команду из Маранелло) и склонен к смелым и неординарным решениям.
Быстрее бы уже старт сезона. Он зажжет экшн не только на трассе.
«Ф-1» подколола Квята, Феттеля и Ферстаппена в телезаставке. Призраками из прошлого
Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene, Robert Cianflone, Charles Coates, Mark Thompson, Charles Coates; globallookpress.com/Hoch Zwei, Thomas Melzer
Карлос уже достаточно опытный и самое главное амбициозный пилот, чтобы согласится на роль ведомого за спиной у Шарля.
Испанец хочет быть первым номером, и в МакЛарене это возможно. Более того с пререходом на моторы Мерседес команда получит шанс вернуть себе статус топ-команды. Третий явный плюс - Андреас Зайдль, как по мне лучший на сегодня спортивный руководитель в Ф1.
Что ждёт его в Феррари? Фаворитизм Леклера, при полном попустительстве Бинотто. Младший Тодт - хороший друг Джона Элканна, что дает полный карт-бланш Шарлю. Жесткая командная тактика плюс бардак с тактикой и косяки на пит-стопах.
У Сайнса есть отличный шанс продолжать развиваться вместе с командой, причём, будучи лидером этой команды..
Маки и Хонда после его последнего сезона получили хороший репутационный урон, не в последнюю очередь благодаря регулярному проявлению испанского темперамента. Кому оно нужно?
(хотя тут можно вставить матерящегося герра Штайнера)
Сайнс не ужился с Ферстаппеном. Идеален для Феррари.
Л - логика)
Андраес Зайдль придя в команду и проведя несколько месяцев, решил до минимума ограничить влияние Алонсо на персонал МакЛарена. А ведь он не был сотрудником Хонды и не имел бэкграунда в отношениях с Фернандо..
Берни отнюдь не идиот и отлично видит какое из двух мест проблемное, а какое выгодное, когда советует Себу поискать счастья в МакЛарене..