Хэмилтон сравняется с Шумахером по титулам, но не по степени величия. У Льюиса нет наследия, а Михаэль изменил «Ф-1» навсегда
Рекорды – еще не все.
Текст впервые опубликован 19 марта 2020 года
2020-й навсегда останется годом коронавируса, нефтяных ценовых войн, кризиса и прочих катаклизмов. «Формула-1» переживает не меньшие потрясения: старт сезона переносили, семь команд бунтуют против тайной сделки Международной автомобильной федерации (ФИА) с «Феррари» насчет потенциального читерства с моторами в 2019-м, а за главными вечными рекордами Михаэля Шумахера уже пришел Льюис Хэмилтон.
Лидер «Мерседеса» уже несколько лет переписывает достижения Красного барона одно за другим, но именно в нынешнем сезоне №44, скорее всего, возьмет седьмой титул – хотя еще 15 (10, и даже 5!) лет назад никто бы не поверил в возможность догнать Шумахера по главным трофеям. Доминирование Михаэля в составе «Феррари» стало символом 2000-х и до сих пор остается пиком выступлений гонщика и команды в сознании многих болельщиков.
Теперь же Хэмилтон вплотную подошел к повторению легенды – все больше рекордов Красного барона приближаются к падению. На Гран-при Айфеля на «Нюрбургринге» – домашнем треке Михаэля (расположен всего в 50 км от родного города Красного барона) Льюис уже добрался до 91-й победы в карьере, сравнявшись с лучшими в истории «Ф-1» показателями Шумахера, и лишь упрочил лидерство в общем зачете – теперь конкуренты отстают уже почти на 70 очков за 6 гонок до финиша сезона.
Второй семикратный в истории практически неизбежен.
Бывшие пилоты «Ф-1» и английская пресса уже поставили Хэмилтона выше Шумахера
Наверное, никто в мире так не радуется грядущему титулу лидера «Мерседеса», как в Великобритании. Гран-при в Сильверстоуне год назад побил рекорд посещаемости (351 тысяча на уик-энд и 141 тысяча – на гонку), но этим летом острова ждет настоящая истерия по Льюису.
Причем еще больше сравнений Хэмилтона и Шумахера вызвала карьерная ситуация: у №44 заканчивается контракт с «Мерседесом», и в прессе появляется все больше слухов о потенциальных переговорах с «Феррари». Дополнительные параллели с Красным бароном обеспечены – и британская пресса уже начинает продвигать национального героя Англии в величайшие пилоты в истории «Ф-1».
К примеру, Autosport не побоялся сравнить наследия двух чемпионов и поставить Хэмилтона намного выше Шумахера. У престижного издания в самом деле нашлось сразу несколько весомых аргументов.
• Михаэль практически во всех своих командах получал статус №1, а Льюиса его почти никогда не было – только с Ковалайненом в 2008-м и с Боттасом в последние три сезона
• Скандалы с читерством и не самым чистым поведением на трассе: «Бенеттон» Шумахера в 94-м ушел от наказания и за обнаруженный в болиде запрещенный софт, и за экспериментальное оборудование, ускорявшее дозаправку на пит-стопах (оно вызвало огромный пожар на Гран-при Германии). Немца дисквалифицировали за чрезмерно стесанную деревянную планку для контроля за высотой дорожного просвета и вообще конкуренты до сих пор считают ту машину нелегальной. Сам Михаэль в одной из гонок того сезона проигнорировал черный флаг (сигнал о снятии с заездах) и получил бан на на два Гран-при. А в последнем заезде лидировал, но сломал машину о стену и после столкнулся с главным конкурентом Дэймоном Хиллом, вызвав обоюдный сход. У Льюиса Хэмилтона вообще не было подобных инцидентов, и каждый его титул можно назвать чистым.
• Попаданием в топ-команду Шумахер обязан самому супремо «Ф-1» Берни Экклстоуну, который помогал вести переговоры по трансферу Михаэля из «Джордана» в «Бенеттон». Хэмилтон же в 13-м возрасте вошел в систему подготовки «Макларена» – и британский коллектив вел его вплоть до решения повысить до напарника Фернандо Алонсо.
• Шумахер шел в «Феррари» со знанием о самом большом бюджете Скудерии в «Ф-1» и осведомленностью о грядущих трансферах Рори Берна и Росса Брауна (главный конструктор и технический директор победного «Бенеттона»). Михаэль ничем не рисковал, в то время как Хэмилтон подписался с «Мерседесом» на фоне трехлетнего периода постоянных неудач. Пять подиумов, одна победа и только лишь слухи о наращивании инвестиций и грядущем успехе после смены регламента, в которые никак нельзя было целиком и полностью верить.
Более того, даже бывшие гонщики «Формулы-1» и соперники Красного барона признавали первенство Хэмилтона.
«Льюис более совершенный пилот, чем Михаэль Шумахер, – заявил победитель 9 Гран-при Марк Уэббер. – Он достиг этих результатов, выступая чище с технической точки зрения – я имею в виду борьбу колесо в колесо, отсутствие уловок в контрактах по отношению к другим пилотам».
«Я бы поставил Льюиса выше Михаэля, гораздо выше», – заключил и старый конкурент Шумахера Жак Вильнев. – У Михаэля было слишком много негативных историй. Слишком много вопросов к способам его побед и титулам. Льюис совсем другой – в нем почти нет негатива. Он никогда не ведет себя грязно с оппонентами. Напротив, он проявляет к ним уважение. Ни у кого не возникает вопросов вроде «жульничает он или нет? Применяет ли грязные приемчики?»
Даже бывшие напарники Шумахера встали на сторону Льюиса.
«Хэмилтон – лучший пилот в истории, – заявил Эдди Ирвайн. – В борьбе колесо в колесо он намного лучше Шумахера и Сенны. В отличие от того же Феттеля, Льюис очень редко попадает в какие-то инциденты. Шумахер допускал очень много ошибок, а Льюис самый чистый долгое время».
«По уровню таланта Хэмилтон, возможно, превосходит Айртона Сенну и Михаэля Шумахера, – продолжил Рубенс Барикелло. – Ему не хватало лишь зрелости. Но Льюис долго работал над собой, и теперь все могут видеть результат».
И это еще не все – за №44 проголосовали даже те, кто работал с Шумахером. К примеру, нынешний технический директор «Мерседеса» Джеймс Эллисон, работавший и с Михаэлем, и с Льюисом, и Себастьяном Феттелем с Фернандо Алонсо, быстрейшим среди них выбрал именно Хэмилтона.
«Льюис уже превзошел Михаэля, – заключил и первый босс немца в «Ф-1» Эдди Джордан. – В контракте у Шумахера всегда был пункт о первом номере».
Что ж, им сложно возразить. №44 и правда косит рекорд за рекордом и выигрывает гонки пачками. За его спиной в самом деле один из величайших дебютов в истории «Ф-1» и драматичнейшая история жизни и первого титула. Количество подозрений в читерстве и скандальных историй с унижением напарников у Хэмилтона и правда меньше – никто не сможет поспорить с реальностью битв с Росбергом и Баттоном.
Льюис в самом деле занял свое место в истории – без оглядки на орду хейтеров всех национальностей. Но все-таки достижения №44 трудно назвать «наследием» или «истинным величием» – это просто истории о чертовски хорошем гонщике.
Михаэль Шумахер изменил «Формулу-1» навсегда
Наследие и степень величия нельзя измерить рекордами или посчитать количеством побед, переигранных напарников или пролидированных кругов. В конце концов каждый из статистических показателей останется всего лишь числом в википедии – а потом придет кто-то еще более продвинутый и совершенный и подвинет легенду пониже. Но станут ли достижения от этого менее выдающимися? Вряд ли.
Все знают, что Шумахер – великий, но не все знают почему. Объясняем по пунктам
Понятие наследия само по себе намного глобальнее и масштабнее – оно обозначает видимый и значимый след в деле или профессии. И здесь как раз у Михаэля Шумахера просто нет равных.
Именно он собственным примером и недостижимой скоростью сделал колоссальную физическую подготовку обязательной. Да, до него и раньше многие пилоты тренировались больше остальных (например, Айртон Сенна), но как раз Шуми пришел в «Формулу-1» в эпоху падающего от усталости и измождения после Гран-при Найджела Мэнселла, а впервые ушел из гонок во время царствования молодого и сверхтренированного Фернандо Алонсо – способного шеей колоть орехи. Пилоты уже после первых сезонов противостояния немецкой машине осознали необходимость многочасовых сессий в спортзале и просили у боссов моторхоум с тренажерами для физподготовки к заездам, как у Шумахера – но получали категорический отказ (одно из главных воспоминаний Мики Хаккинена о первом полноценном сезоне в «Макларене» – как раз когда Михаэль выигрывал титул).
Сейчас каждый гонщик (даже 40-летний пофигист и любитель «Хамовников» Кими Райкконен) до изнеможения тренируется каждый день по образу и подобию немецкого чемпиона. Усталости в «Формуле-1» больше не существует – даже новички готовы накатывать сотни кругов на тестах практически без пауз. В 90-х так мог только Шумахер – но в 2000-х конкуренты переняли его подход к делу, чтобы получить шанс на победу. Успех Алонсо закрепил тренд – и теперь каждый пилот «Формулы-1» немного Михаэль.
То же самое можно сказать и про работу с инженерами и механиками: тесные, дружеские и очень личные отношения с персоналом заводили еще звезды 60-х Джим Кларк и Джеки Стюарт. Со временем гонщики отдалились от работы в гараже, и только Ники Лауда находится в постоянном контакте со своей бригадой для непрерывного поиска улучшений машины. Его подход возродил «Феррари» и помог в строительстве легендарного «Макларена» Сенны и Проста, рвавшего «Ф-1» еще 8 сезонов подряд.
Однако никто почему-то не принял опыт Лауды за образец – по большей части команды полагались на личные таланты отдельных инженеров в строительстве машины и пилотов – на треке. Все вновь изменил именно Шумахер, вернувший в гонки методичный подход и тесную дружбу с каждым из персонала. Красный барон не был техническим гением, но с готовностью гонял по тестовому треку десятки часов всю неделю напролет без выходных, чтобы после обсудить с инженерами изменения в болиде. Причем речь не только о периоде в «Феррари» – именно таким он был уже в молодости в первые сезоны.
«Он никогда не жаловался, – восхищался босс «Бенеттона» Флавио Бриаторе. – Если он находил в машине проблему, то старался ее исправить, хотя другие просто махнули бы рукой и сказали «а, болид дерьмо». Михаэль часами общался с инженерами и тем самым подгонял и мотивировал их. Никто в команде никогда раньше не видел такого отношения к делу».
Многолетнее доминирование Скудерии убедило конкурентов в невозможности побеждать без использования такого же подхода – и в «Формуле-1» резко выросло число молодых «гиков». К примеру, в 2006-м дебютировали Роберт Кубица, работавший тест-пилотом еще с картинга, и Нико Росберг со степенью бакалавра по аэродинамике и рекордом на симуляторе «Уильямса». Но еще раньше такой же подход перенял и Фернандо Алонсо – испанец недавно рассказал, как все завоеванные призовые делил с механиками и постоянно общался с ними с самого старта карьеры.
Современные пилоты не могут накатывать тысячи километров на частных тестах между Гран-при, но для них придумали сверхсовременные и точные симуляторы – в них проходит значительная часть времени любого гонщика с 16 лет (примерно после перехода в «Формулу-3»). Юных парней в системе подготовки «Ред Булл», «Феррари» и «Мерседеса» целенаправленно учат методичному подходу Шумахера и в тренировках, и в диете, и в изучении машины – по сути каждого пилота в мире с правом на суперлицензию и выступление в «Формуле-1» можно назвать копией Михаэля. Это и есть наследие Красного барона: он полностью изменил Гран-при личным примером. Никому до Шумахера подобное не удавалось.
Также Михаэль делит с Ники Лаудой и рекорд по строительству команд-династий: помимо Скудерии, именно Красный барон заложил основы современного доминирующего «Мерседеса».
«В «Бенеттоне», «Феррари» и «Мерседесе» у меня были довольно схожие миссии, – рассказывал сам семикратный чемпион мира. – Сперва мы строили команду в «Бенеттоне» на протяжении четырех-пяти лет перед достижением побед. То же самое было и в «Феррари». Мы пытались провернуть то же самое и в «Мерседесе» за меньший промежуток времени».
Конечно, победные традиции ребят из Бракли явно сохранились и приумножились благодаря руководству Тото Вольффа, но все-таки не Хэмилтон закладывал основы доминирующей немецкой машины.
Хэмилтон – идеальный продукт подготовки пилота по примеру Шумахера
Если проанализировать образ Льюиса-гонщика, что мы увидим? Пропадающего днями в спортзале перфекциониста, не отменяющего пробежки даже под дождем. Бесконечно благодарного механикам и инженерам с базы после каждого победного Гран-при – да и после неудачных заездов Хэмилтон либо задает тяжелые вопросы стратегам по радио, либо извиняется самостоятельно.
Инсайдеры из паддока постоянно передают истории о том, как №44 устраивает непубличные активности для своей бригады: турниры по киккеру и пинг-понгу, походы в боулинг, пиццерию и прочие рестораны (обычно под настойчивые просьбы командного пресс-атташе ни слова не писать об этом). Шестикратный чемпион умеет выстраивает вокруг себя коллектив единомышлеников: недаром все-таки «Мерседес» в 2016-м для предотвращения войны внутри команды между персоналом Хэмилтона и Росберга директивно перемешал составы бригад. Недовольство Льюисом просочилось в публичное поле лишь раз – когда в 2019-м из чемпионской команды ушел фотограф и смм-щик Пауль Рипке. И то суть его претензий сводилась всего лишь ко фразе «он сам не знает, чего хочет».
Также Хэмилтон постоянно работает над слабыми сторонами. К примеру, в первые сезоны в «Формуле-1» он хуже конкурентов берег шины и технику – сказывалось отсутствие опыта и стремление к излишне агрессивным атакам и менее аккуратному пилотажу. Однако с годами Льюис последовательно и конкретно налег на прогресс по части бережливости: если в 2014-м он при одинаковой поломке тормозов с напарником закатывал болид в боксы (как на Гран-при Канады – Росберг тогда даже добрался до подиума), то уже в 2017-м выиграл очередной титул без единого схода и оформил серию из 30 Гран-при с финишами в очках. Причем глава инженерного отдела «Мерседеса» и создатель большинства чемпионских шасси Альдо Коста после ухода из команды признавал, что падение числа поломок произошло не только из-за работы инженеров, но и благодаря работе Льюиса над собой и пилотажем.
Теперь №44 способен доводить до побед даже те Гран-при, где шины откровенно сдают еще за 10-15 кругов до финиша (хоть и много жалуется по радио). Доказано на последней гонке в Монако.
Шины стерты в хлам, нервы сдают – и все равно Хэмилтон затащил и выиграл гонку
Также у Хэмилтона всегда была проблема со стартами: англичанин часто уступал более целеустремленными и отрабатывающим все процедуры по сотне раз конкурентам.
«Очевидно, что в данной области у меня есть недостатки, и они появились не сегодня, – признался чемпион после Гран-при Китая. – У меня есть трудности со стартами уже много лет: можно сказать, что хуже всего было в 2016 году. Тот сезон с этой точки зрения точно был одним из худших. Неудачные периоды были и раньше – в 2007 и 2008 годах, в особенности по сравнению с «Феррари», которые были очень хороши в этом аспекте».
«В этом слабая сторона Льюиса, – согласился и бывший напарник Хэмилтона Нико Росберг, ставший чемпионом в 2016-м. – Боттас, как и я, тренируется со сцеплением весь уик-энд: один, два, три, сто раз. А Льюис – раз пять».
Однако в 2018-м чемпион вплотную взялся за проблему – и довел скорость на стартах до топового уровня: занял второе место по итогам сезона, проиграв только Карлосу Сайнсу.
Но методичное исправление недостатков – далеко не изобретение Хэмилтона. Фанатичное самосовершенствование – еще одна часть наследия Шумахера. Именно Михаэль популяризовал ее в «Формуле-1» бесконечными тестами (потребовал дополнительные испытания даже через день после завоевания третьего титула!), картинговой практикой и изучением всех доступных данных.
«Он – совершенно одержимый, – описывал Михаэля в книге Герхард Бергер. – Где-то в Европе мы проехали Гран-при, и у обоих сразу же были тесты в Монце. Это чрезвычайно изнурительно. Гоночный уик-энд полностью опустошает физически и ментально, и если сразу после этого нужно тестировать, от усталости тебе хочется только домой. В данном случае оказалось, что нам обоим нужно в Монако, и мы выехали из Монцы вместе. В 10 часов вечера, незадолго до Монако, он включил сигнал поворота, мы свернули и поехали на картодром. При этом на руках у нас были волдыри, потому что уже восемь дней подряд мы ежедневно проезжали в машине «Формулы-1» по полной дистанции Гран-при, но он все равно хотел покататься на картах! Я послал его куда подальше.
Когда после гонки мы вместе летели в самолете, он первым же делом включал видеокассету. Свежую видеозапись последней гонки, ему вручали ее перед каждым вылетом. Он одержимый».
Именно благодаря Шумахеру практически вся молодежь проводит свободные от гонок уик-энды на симуляторах и картах, а отдельные герои вроде Кубицы и Боттаса в попытках повысить пилотажный уровень даже идут в ралли. Поколение 25-26-летних гонщиков тратит на самосовершенствование намного больше сил и времени – и подвиг их к этому совсем не Хэмилтон.
Фактически англичанин просто идеально перенял подход Шумахера и добился абсолютного максимума теми же инструментами – но без особого личного вклада.
Но ведь у Хэмилтона же яркая индивидуальность?
Да, бесспорно. Льюис – один из самых ярких и узнаваемых пилотов современной «Формулы-1», вобравший множество особенных черт: он первый темнокожий чемпион мира, веган с активной гражданской позицией, занимается дизайном одежды и музыкой, а также щедро постит моменты из своей жизни в соцсети.
Вот только шестикратный чемпион мира соревнуется в Гран-при уже 13 лет, но по-прежнему не спровоцировал в ней каких-либо изменений. В пелотоне (и даже молодежных сериях) не расширилось представительство темнокожих гонщиков, веганство не захлестнуло конкурентов (хотя Феттель и пара других пилотов признались в схожих экспериментах), да и тема экологиии в паддоке всплывает редко и словно по особым причинам в виде улучшения имиджа серии. Лишь «Мерседес» под влиянием Льюиса объявил о стремлении к углеродной нейтральности и отказа от пластика в моторхоуме – возможно, другие команды в будущем последуют за чемпионами, но пока это трудно назвать наследием №44.
Даже молодежь внесла в автоспорт больше наследия
Да, в последнее время гонщики активнее включились в жизнь в интернете, активность в соцсетях и публикации видео на ютубе, но к цифровизации личных брендов их вряд ли подтолкнул именно Хэмилтон. Скорее всех раззадорил колоссальный интернет-успех молодых пилотов вроде Ландо Норриса и рост популярности ушедшего из чемпионов «Ф-1» в видеоблогеры Нико Росберга. Льюис много и активно публиковал части своей жизни в соцсетях и до 2018-го, но коренной перелом в публичности пилотов произошел именно после в последние сезоны.
Более того, новые тренды среди молодых звезд автоспорта можно заметить уже сейчас – и они никак не связаны с влиянием Хэмилтона. К примеру, тот же Ландо Норрис взорвал «Формулу-1» нарезками из мемов собственного сочинения и успешно вовлек напарника по «Макларену» в постоянные перепалки в соцсетях наравне с другими бывшими товарищами из «Ф-2» и «Ф-3». Теперь практически под каждым постом про серию может развернуться бесценный обмен взаимными шуточками и подколами – большая редкость для немного старомодной «Ф-1».
А еще Ландо и его товарищ по киберспортивной команде Redline Макс Ферстаппен (слышали о нем, да?) меняют представление о подготовке и дополнительных тренировках пилота через обычные компьютерные симуляторы. №4 и №33 проводят часы и дни за домашними установками, рулями и сидениями, наматывая тысячи километров по всевозможным iRacing, rFactor и прочим очень серьезным гоночным программам. Ландо и Макс соревнуются в профессиональных виртуальных чемпионатах (даже выигрывали «24 часа Спа») и постоянно практикуются – в подкасте Beyond The Grid Норрис даже признался, что однажды гонял 40 часов напролет с перерывами только на перекус и сон.
«После Гран-при Венгрии я лег спать в четыре утра, – рассказал Ферстаппен о другом случае в 2019-м. – Ландо приехал домой поздно, но мы сразу же вышли в онлайн. Это помогает мне расслабиться. Кроме того, хоть где-то я выиграл гонку в тот день!»
Влияет ли это на результат? Более чем – ребята никогда не теряют тонуса.
«Это отличная подготовка к новому сезону, – подтвердил Ферстаппен. – У меня уже все ладони в мозолях!
Гонки на симуляторе близки к реальности: рулевое колесо откликается так же, как в настоящей машине. Перегрузок, конечно, нет, но все остальное похоже. Здесь можно понять, как нужно действовать на той или иной трассе».
«Я неустанно гоняюсь, – рассказал Норрис. – Сперва на трассе, а когда возвращаюсь домой, то включаю симулятор. Если у меня свободный день, то восемь-девять часов в сутки я гоняюсь в виртуале. Все время соревнуюсь, что-то пилотирую, так что, думаю, я чаще других бываю за рулем».
Ландо и Макс заразили киберстрастью множество более взрослых и состоявшихся пилотов: после отмены старта сезона гонку в Мельбурне заменили сразу два полноценных онлайн-заезда с участием чемпионов «Индикара», «Ле-Мана», «Формулы Е» и всевозможных молодежных серий.
К тому же, Норрис настолько задорно стримит все свои покатушки на твитче (и собирает десятки тысяч зрителей и миллионы просмотров), что у новой волны пилотов практически нет шансов пройти мимо: эффектность и эффективность виртуальных гонок оказалась слишком привлекательной. Скорее всего, все стартующие сейчас в «Формуле-4» вчерашние картингисты пойдут по тому же пути и начнут готовиться к гонкам не только традиционным методом, но и часовыми накатами на симуляторах.
Потому в некотором смысле у Норриса и Ферстаппена уже сейчас больше наследия в «Формуле-1», чем у шестикратного чемпиона мира. Да, так иногда бывает.
Хэмилтон никак не изменил спорт
Трудно спорить с потрясающим талантом Льюиса и его несомненным мастерством: №44 и правда может запросто претендовать на титул самого быстрого и совершенного гонщика в истории. Однако даже личная история пилота из небогатой британской семьи никак не меняет факт: Хэмилтон просто блестяще отработал по придуманной Шумахером методике и довел ее потенциал до абсолютного максимума. Заслужил каждый титул, кубок и трофей, но ничего не привнес в «Ф-1» – ни в методике тренировок, ни в пилотаже, ни во взаимодействии с командой. По сути №44 не изобрел ничего нового для побед над легендами предыдущего поколения – хотя следующая волна пилотов как раз и представила новый способ развития талантов без рисков для жизни.
Все наследие Хэмилтона – новая огромная череда рекордов. Скорее всего, Льюис побьет большинство достижений Шумахера и отберет у Михаэля титул самого успешного пилота «Формулы-1». Но его вклад останется только на страницах википедии и продержится еще десяток лет – пока какая-нибудь прогрессивная программа поддержки не откроет нового условного шумахера с иным подходом. И тогда рекорды Хэмилтона падут точно так же, как и сам Льюис сейчас обновляет достижения Красного барона.
Но все-таки Михаэль менял и перекраивал «Формулу-1», заражая конкурентов одержимостью и перфекционизмом. Хэмилтон же просто ездил быстрее всех и готовился лучше всех. Конечно, он – великий. Но никогда не сравнится с величием Шумахера.
Шесть лет назад Шумахер чуть не погиб. Что известно о его здоровье сейчас
Фото: globallookpress.com/s04/ZUMAPRESS.com imago sportfotodienst via www.im/www.imago-images.de; Gettyimages.ru/ Paul Gilham, Clive Rose, Clive Mason, Mark Thompson, Adam Pretty, Dan Istitene, Flavio Mazzi / Stringer, Pascal Rondeau, Vladimir Rys
А потом МШ сообщил о своем уходе из Ф1. Ну и пусть валит, подумал я, интересней будет. А вот не было интересней. Раздражитель пропал. Хэм пытался на первых порах его заменить (я про раздражителя), но как-то уж совсем по-детски. И только после первого ухода Шумми из гонок я понял в чем его величие. По сути он сделал для популяризации этого спорта столько, сколько все вместе взятые не сделали за всё существование Ф1 до его прихода. Да его можно с Джорданом сравнить. Даже несведущий в баскетболе человек сходу назовёт фамилию Майкла. Так же и про гонки. Шумахер - имя нарицательное. Это многого стоит.
Второе пришествие МШ в формулу мной воспринялось просто теплой ностальгией. Никаких сотен побед и титулов я уже не ждал. Просто приятно было снова наблюдать за легендой.
Хэм другой. Нет смысла их сравнивать. По сути он и 8-ми кратным может стать. И 9-ти и 10-ти кратным. Вот только величие и наследие - это не количество побед и титулов.
Вообще после таких монстров, которые перевернули в своей нише всё вверх дном, практически нереально стать лучше их. Тот же Джордан давно уже не рекордсмен по статистике, но стал ли он от этого менее великим? Леброн статистически выше Майкла, но в плане влияния на сам спорт ему далековато.
В любом случае - наслаждайтесь тем, что есть сейчас. 7 титулов МШ казались чем-то инопланетным. Кто-то мог подумать, что вот уже так скоро этот рекорд может пасть? Да нет. Сегодня кто-то удивится 7-му титулу Хэма? Тоже нет. Хотя за ним талантов хватает. Конкуренция среди молодежи огромная.