Вызов времени. Сэр Стирлинг Мосс
Когда он выбрался из своего Porsche RS 61 после квалификации на Le Mans Legends в июне прошлого года, сэр Стирлинг Мосс был встречен до боли знакомым вопросом. "Ну как?", спросил его репортер, без сомнения ожидая знакомый ответ. "Я думаю, ужасно", ответил Мосс. "Мне сейчас 81, и я чувствую, что пора заканчивать". Для некоторых, возможно, было шоком узнать только о том, что Мосс до сих пор гоняется, не говоря уже об уходе на пенсию, но после 60 лет за рулем он все же решил повесить свой знаменитый белый шлем на гвоздь. Это было простое решение.
"Во время практики я вдруг подумал, что если я хочу быть конкурентоспособным, то мне следует проходить эти поворты быстрее", говорит Мосс в интервью ESPNF1. "Но когда я начинал ехать быстрее, мне становилось страшно. Поэтому в реальности это было очень простое решение. Я не хотел бы быть похожим на тех пилотов, которых я видел, когда гонялся. Я хочу продолжать участвовать в ралли и подъеме на холм, но когда речь заходит о гонках - нет, я больше не хочу".
"Участвовать в гонках интересно, если ты конкурентоспособен. Стараться быть быстрым настолько, насколько ты только можешь - это одно, но если вы не можете никого победить, то зачем этим заниматься? Есть пилоты намного моложе меня, которые более компетентны, чем я, так что я не думаю, что мне стоит туда соваться".
Беглый взгляд на гоночную карьеру Мосса помогает понять это его решение. Когда-то он был самым успешным британским пилотом и претендовал на звание лучшего гонщика в мире. Действительно, часто его называют величайшим гонщиком, никогда не выигрывавшим чемпионат мира, хотя четырежды занимавшим второе место. Но несмотря на упущенный главный приз в Формуле 1, нет никакого намека на сожаление.
"Я принял участие в 595 гонках, и могу оглянуться назад и сказать, что в мире на самом деле осталось очень мало трасс, на которых бы я не гонялся. Также мало и машин, на которых бы я не ездил. Если бы мне пришлось выбирать, то 16-циллиндровый BRM 1952 года я бы назвал худшим автомобилем за все время. Сейчас все очень хорошо благодаря новым технологиям, но тогда все было ужасно".
Понятно, что этот спорт сильно изменился со времен Мосса - во многом в лучшую, но и в худшую стороны. Современный пилот Ф1 больше не боится за свою жизнь, когда садится в кокпит, но с другой стороны, уже нет того энтузазма, что бы у Мосса. Сегодня победа имеет определяющее значение, но во времена Мосса пилоты жертвовали результатами ради зрелища и хорошего времяпрепровождения.
С 1959 по 1962 годы он ездил за команду своего хорошего друга Роба Уокера, который наградил его, построив команду вокруг Мосса и его потребностей. В кооперации с британскими производителями - Cooper, Lotus, BRM - Мосс выиграл семь гонок под руководством Уокера, опередив заводские команды, у которых Уокер же и покупал машины, равно как и мощные Ferrari.
Это было замечательное партнерство, основанное на взаимном доверии и скрепленное намного большим, чем простое рукопожатие. Уокер - который определил свое занятие как "джентльмен" в своем паспорте - заставил имя Мосса приносить прибыль, начиная от сборов от организаторов гонок, в то время Моссу была дана свобода выбора соревнований, в которых участвовать.
"Это было чистое удовольствие, не похожее на работу на Роба - он был отличным человеком", говорит Мосс. "Если я просил Роба об участии в каком-то соревновании или гонке, он говорил лишь спросить у Альфа. Если Альф Фрэнсис, мой механик, говорил "ОК мы поедем в Аргентину", например, то мы садились и ехали. Поймите это. Роб был причиной 50% моего удовольствия от участия в гонках".
Тот факт, что чемпионат выигрывали пилоты заводских команд, не беспокоил Мосса, он просто наслаждался тем, что его имя останется в истории Формулы 1.
"Мне нравится быть андердогом. При работе с Колином Чепмэном в Lotus, если у него был автомобиль с приличным водителем, а мне доставалась прошлогодняя машина, мне это довало дополнительную мотивацию и энергию".
Именно в Lotus Моссу и пришлось завершить карьеру в Формуле 1 после ужасной аварии во время вне-чемпионатной гонки в Гудвуде. В течении месяца он находился в коме, и оставшуюся часть года провел, медленно восстанавливаясь. Двенадцать месяцев спустя он вернулся в Гудвуд, сев за руль впервые после той аварии, но почти сразу же вернулся в боксы и заявил о своем уходе.
"Я думаю, что был "на пике", когда случилась та авария", говорит Мосс пятьдесят лет спустя. "Я думаю, что 1961 год был лучшим, а 1962 мог бы стать еще лучше, потому что Ferrari согласилась сделать машину для Роба Уокера и предоставить ее мне. Я думал, что это будет настоящий рай и с воодушевлением смотрел в будущий год. Самый большой удар случился, когда мне было 32 года, и мне пришлось зарабатывать на жизнь".
Теперь, в 82 года Мосс может наслаждаться своей "пенсией" в своем доме в Лондоне, который наполнен реликвиями из его карьеры. Он является одной из наиболее ценных связей с прошлым Формулы 1 и заверил ESPNF1, что будет продолжать появляться на автоспортивных мероприятиях и делиться своими историями.
Читайте подробнее о Стирлинге Моссе на www.stirlingmoss.com
Сэр Стирлинг Мосс, конечно, родился с бензином в крови!