Новая «Ф-1» грозит трем десяткам рекордов: 18 лучших времен трасс, 7 достижений Шумахера и быстрейший круг в истории
Это будет феноменальный год.
13 марта «Формула-1» впервые покажет новые болиды на официальной сессии – их выкатят на трек в рамках первых тренировок на Гран-при Австралии. А уже 15-го откроется новый сезон – 70-й по счету в истории серии.
И новый чемпионат обречен запомниться навсегда: просто в 2021-м «Формуле-1» предстоят радикальные перемены в регламенте. Современные машины (быстрейшие в истории) вместе с безлимитными тратами на них останутся в прошлом, а серия шагнет в будущее вместе с новыми грандиозными правилами.
Но старые болиды и порядки не уйдут просто так: судя по всему, напоследок они заберут с собой сразу 34 всевозможных рекорда. И здесь мы рассмотрели их все.
18 лучших времен трасс
В 2019-м сезон стартовал с важного изменения регламента: Международная автомобильная федерация вместе с «Формулой-1» предписала упростить передние антикрылья для решения проблемы турбулентного воздуха, мешающего обгонам. Теоретически конструктивные изменения должны были снизить прижимную силу и тем самым замедлить машины в поворотах и по общему времени на круге – но вместо этого команды побили 14 рекордов трасс в календаре из 21 гонки.
В 2020-м никаких изменений в аэродинамическом обвесе нет: на болиды лишь добавился лишний килограмм топливных датчиков. В итоге инженеры получили шанс спокойно развивать технику и дальше – и довести ее практически до совершенства: новые машины генерируют рекордное количество прижимной силы и выдают в поворотах невиданную доселе скорость. Сразу два виража на трассе в Барселоне (где проходили тесты) впервые в истории проезжали с полным газом, а большинство зон торможения сократилось в разы по сравнению даже с 2016-м – теперь пилоты сбрасывают скорость как никогда поздно.
Секундомер тоже выдает очевидный прогресс: Валттери Боттас установил лучшее время испытаний с результатом в 1.15,732 – всего в 0,3 секунды от лучшего времени квалификации 2019-го. Причем финн явно не атаковал на полную: технические эксперты уже рассчитали, что как минимум новый «Мерседес» способен проехать испанский трек быстрее психологического порога в 75 секунд.
Пилоты тоже с энтузиазмом воспринимают скорость болидов.
«В последние пару лет наши машины одни быстрейших за всю историю чемпионата, если не быстрейшие вообще, – рассказал после тестов Даниил Квят. – А в этом году они еще быстрее. Ощущения от пилотирования в быстрых поворотах просто невероятные, от торможений – тоже. Думаю, круто будет потом говорить, что я пилотировал эти машины».
«Скорость машин действительно впечатляет, – поделился после первого же дня тестов новичок «Рено» Эстебан Окон. – Я еще никогда не проходил повороты с такой скоростью. А ведь по ходу года машины станут еще быстрее! В предстоящем сезоне мы побьем все рекорды кругов».
В календаре на 2020-й изначально стояли 21 Гран-при – заезд в Китае уже выбыл из-за коронавируса, а гонки во Вьетнаме и Нидерландах пройдут впервые (конечно, в Зандворте они уже были, но под «Ф-1» сделали новый трек – так что сравнивать с предыдущими достижениями было бы неправильно). Следовательно, у пилотов осталось 18 мест для вписывания своего имени в историю – можно начать уже в Австралии 14 марта..
И судя по новому вектору развития из 2021-го, скорость машин не вернется до нынешнего уровня как минимум десятилетие. Рекорды трасс, установленные в 2020-м останутся на страницах википедии надолго.
Быстрейший круг в истории «Формулы-1»
В 2018-м весь гоночный мир потряс феноменальное достижение 38-летнего Кими Райкконена: финн пролетел круг по Монце за 1.19,119 и стал самым быстрым в истории «Ф-1» по средней скорости (263,587 км/ч), перебив достижение Хуана-Пабло Монтойи 2004 года.
Райкконен проехал самый быстрый круг в истории «Формулы-1». И растрогал жену до слез
В 2019-м ракета «Феррари» имела все шансы еще раз обновить рекорд, обеспечив место в истории Себастьяну Феттелю или Шарлю Леклеру, но квалификацию сломал эффект слипстрима. Он появляется, когда болид следует в воздушной подушке другой машины и в Италии может достигать 0,5-0,6 секунды выигрыша с круга.
Эффект, который сломал квалификацию в «Формуле-1». Он дает машинам слишком большое преимущество
И в 2019-м ни одна команда не захотела бороться в решающей попытке третьего сегмента без него, превратив квалификацию в фарс.
Только поэтому «Формула-1» осталась без нового рекорда. Если в 2020-м стратеги подойдут к вопросу с более хитрым подходом – достижение Кими гарантированно побьют.
Старты и завершенные Гран-при
Однако Райкконен точно не останется совсем без рекордов: он близок к установлению лучшего достижения среди долгожителей в Гран-при.
В данный момент гонщиком с самым обширным портфолио стартов является Рубенс Баррикелло – бывший напарник Михаэля Шумахера с 1993-го по 2011-й выступил в 322 заездах «Ф-1». Его рекорд держался девять лет – но сейчас у Айсмена 312 стартов в Гран-при и целый сезон с 20 гонками. Поднятие планки выглядит неизбежным – вот только в мире бушует эпидемия коронавируса, уже снявшая заезд в Китае из расписания. На данный момент теоретически Райкконен превзойдет Баррикелло 19 июля в Великобритании, но если ситуация с болезнями ухудшится и вызовет новые отмены, то переписывание рекорда отложится на конец сезона. Сдержать Кими может только вылет сразу половины Гран-при – кто бы мог подумать об этом в 2009-м в момент ухода финна из «Формулы-1»?
Также №7 вот-вот отнимет еще один ветеранский рекорд: на данный момент лучшим по количеству финишей является Фернандо Алонсо с 245 завершенными гонками. У Райкконена 244 – он выйдет на первое место уже в Бахрейне к концу марта. По классификациям в итоговом протоколе ситуация примерно такая же: у Алонсо 254, а у Кими 251 – 3 мая финн отнимет и этот рекорд. Причем Льюису Хэмилтону потребуется как минимум два сезона на преследование Райкконена в этой сфере – и только в случае завершения карьеры финна после 2020-го.
Самый молодой чемпион мира
В последние сезоны Себастьян Феттель чаще предстает в роли посмешища, чем рекордсмена – однако именно немец удерживает рекорд юности среди завоевавших титул пилотов. В 2010-м на момент победы в общем зачете №5 было всего 23 года и 134 дня.
И в 2020-м уходит последний шанс для современной волны молодых пилотов на переписывание достижения Себа: Шарлю Леклеру и Максу Ферстаппену (которого, кстати, готовили к роли самого молодого чемпиона чуть ли не с 2016-го) сейчас по 22 года. На момент возможного завоевания титула в конце сезона обоим уже теоретически исполнится 23 – но оба еще будут моложе Феттеля-рекордсмена.
В 2021-м фокус уже не прокатит: даже несмотря на смену регламента трудно представить, чтобы кто-то вроде Ландо Норриса из «Макларена» всерьез зарубился бы за титул. У Джорджа Расселла тоже нет шансов: даже в случае перехода в «Мерседес» Себу повезло родиться летом, а не в феврале. Теоретически шанс останется лишь у Ланса Стролла, но…
Так что побить рекорд Феттеля можно только в 2020-м. Могут ли Леклер и Ферстаппен это сделать? По чистому уровню пилотажа – вполне: №33 уже второй сезон подряд считается одним из лучших (если не лучшим) гонщиков «Ф-1», а №16 в дебютный год гонял не хуже Себа, выиграл 2 гонки и семь поулов и побил напарника по очкам. Они оба готовы.
Уровень техники же пока не позволяет сделать достаточно точный прогноз: «Феррари» на тестах и близко не показала реальной силы, но босс Скудерии Маттиа Бинотто разослал по команде внутреннее письмо с заявлением об отсутствии шансов на победу в первых Гран-при. «Ред Булл» же после первых заездов по Барселоне объявил о намерении побороться за победу в Австралии – похоже, Макс все-таки впервые в карьере реально приблизился к новому рекорду.
Победы в Гран-при и еще три рекорда Шумахера
Льюис Хэмилтон уже не первый год собирает всевозможные достижения Шумахера, Сенны и прочих легенд автоспорта.
Хэмилтон в погоне за рекордами Шумахера
Только в 2020-м №44 грозит сравняться с Михаэлем по чемпионским титулам и побить легендарного немца по победам, подиумам, вторым местам, поулам в одном Гран-при и подиумам за одну команду.
Рекорд Шумахера по выигранным Гран-при (91) казался вечным еще 6-7 лет назад – тогда у Хэмилтона было всего 22 победы, а Феттель после периода мегадоминирования даже не вошел в топ-3 (у него было 39). Турбоэра принесла Льюису 62 первых места – только их хватило бы для превращения в №2 рейтинга самых побеждающих пилотов всех времен. Теперь лидер «Мерседеса» уступает Шумахеру всего 7 выигранных гонок – при этом за последние 6 лет №44 становился первым в среднем в 10 Гран-при за сезон. Льюису достаточно выдать еще один такой сезон, чтобы опрокинуть рекорд.
С рекордом по подиумам все будет еще проще: у Михаэля их сейчас 155, в то время как Хэмилтон уже 151 раз финишировал в топ-3. Если с рекордом по победам еще может не сложиться из-за уровня конкурентов, то с подиумами точно будет проще. «Мерседес» сейчас безумно хорош – у достижения Шумахера нет просто ни единого шанса. Все-таки в карьере №44 вообще не было сезонов, в которых он бы поднимался на подиум меньше пяти раз.
Кстати, если Льюис очень постарается, то сможет даже побить сразу два подиумных рекорда за раз. В данный момент Красный барон лидирует по числу вторых мест – у него их скопилось аж 43 штуки. Хэмилтон же финишировал сразу за победителем 39 раз – правда, шестикратный с 2015-го не выбирал больше четырех «серебряных» кубков за сезон. Но все может измениться, если Боттас, Леклер или Ферстаппен включатся в рубку за титул по-настоящему.
Также Хэмилтон на грани отъема еще одного достижения у Шумахера: Михаэль 116 раз поднимался на подиумы в красном комбинезоне с черным жеребцом, а №44 102 раза закончил Гран-при в тройке лучших в серебряном. До рекорда Красного барона вроде бы далеко – целых 15 подиумов, но в новом сезоне запланирован 21 заезд, а Хэмилтон с 2014-го в среднем 16 раз за год получал кубки хотя бы за третьи места. Шестикратному достаточно сохранить былую результативную форму, чтобы и здесь вскорости оказаться сильнейшим.
Причем Льюис может стартовать с укатывания очередного рекорда Михаэля уже 14 марта: завоевание поула в Мельбурне станет для него уже девятой победой в квалификации в Австралии. Пока еще никто не выбирался за пределы восьми поулов на одном Гран-при: Шумахер 8 раз выносил всех в Японии, а Сенна – иронично – на Имоле (там он и разбился насмерть).
Гонки с набранными очками и завершенные круги
На рекорды Красного барона претендует не только Хэмилтон: Кими Райкконен тоже может отобрать у Михаэля еще одно достижение. Сейчас бывший мессия «Феррари» лидирует по количеству финишей в очковой зоне – у семикратного их 221. Ближайший преследователь – как раз чемпион 2007 года: Айсмен уже 213 раз пополнял лицевой счет команды. Улучшение рекорда Шумахера выглядит вполне достижимым – если машина позволит бороться с «Макларенами», «Рейсинг Пойнт» и «Рено» за топ-10.
Вот только главная проблема даже не в скорости «Альфа Ромео», а в конкуренте: те же 213 финишей в очках есть и у Хэмилтона. И в первой половине сезона Кими по сути зарубится с Льюисом за право первым побить рекорд легендарного немца – понятно, что к концу года №44 окажется впереди, но почетное звание победителя Шумахера от этого менее престижным не станет.
Но если у №7 не выйдет обставить Хэмилтона по финишам в очках, то Айсмен может удовлетвориться другим рекордом Красного Барона. Сейчас именно семикратный находится на первом месте по преодоленным кругам (16825) перед Фернандо Алонсо (16778) и Рубенсом Барикелло (16631). Райкконен совсем близко – он за карьеру проехал уже 16551 круг. От сдвига легендарного немца на второй план Кими отделяет всего 275 кругов – 10 мая на Гран-при Испании (если без новых отмен гонок и без сходов) финн должен взять планку наката. Главное – уворачиваться от таранов конкурентов.
И здесь уже Хэмилтону потребуется еще много сезонов для достижения нужного для рекорда числа кругов – а ведь Льюису уже 35 лет.
Кубки конструкторов, завоеванные подряд
После эпичного разноса конкурентов в 2019-м «Мерседес» сравнялся с «Феррари» Шумахера по длине доминирующей эпохи: у обоих команд теперь по 6 трофеев подряд (Скудерия – с 1999 по 2004-й, «Мерседес» – с 2014 по 2019-й). И теперь у коллектива, построенного сперва Михаэлем и Россом Брауном, а потом Ники Лаудой и Тото Вольффом теперь есть шанс стать самой успешной организацией в истории «Формулы-1». Для этого ребятам из Бракли и Бриксоурта даже необязательно делать Хэмилтона семикратным – достаточно вновь сохранить первенство в Кубке конструкторов.
Более того, новая победа среди команд сделает «Мерседес» еще и самым успешным поставщиком моторов в истории – до этого шесть раз подряд с пилотами выигрывали титулы только в «Феррари» и в «Форде-Косуорте» (с 1968-го по 1974-й).
Может ли команда Вольффа и Хэмилтона добиться седьмого Кубка? Вполне: новый W11 выглядит самым сбалансированным в пелотоне с точки зрения и скорости на прямых, и темпа в поворотах, а оба пилота все еще держат высочайший уровень и редко допускают результативные ошибки. Победить «Мерседес» может только низкая надежность их же моторов (шесть отказов на предсезонных тестах) – но и даже постоянные поломки не гарантируют конкурентам победу с учетом неясного уровня Алекса Албона в «Ред Булл» и постоянных ошибок в стратегии и цирка с командной субординацией у «Феррари».
Похоже, уж в Кубке конструкторов чемпионов точно никто не остановит.
Большие шлемы и лидирование от старта до финиша
Один из самых сложных рекордов в «Формуле-1» – для него надо собрать поул, быстрейший круг и пролидировать от старта до финиша. Удивительно, но ни доминирование «Макларена» в 80-х, ни уничтожение всех подряд от эпичной «Феррари» в 2000-х, ни современный «Мерседес» оказались бессильны против гения их 60-х – двукратный чемпион мира Джим Кларк до сих пор удерживает первое место с восьмеркой Больших шлемов. У Сенны их всего четыре, у Шумахера – пять.
Однако Льюис Хэмилтон завершил 2019-й новым Большим шлемом на Гран-при Абу-Даби и превзошел Михаэля – теперь у шестикратного их шесть. Он стал №2 в истории и подобрался к Кларку ближе, чем кто-либо в истории – достаточно еще трех великих заездов для обновления самого вечного рекорда чемпионата (ему уже 52 года, между прочим!).
Всего же в карьере Хэмилтона 19 Гран-при с лидированием от старта до финиша – в точности, как и у рекордсмена Сенны. Если уж с Большими шлемами не сложится, то достижение Волшебника Льюис точно должен побить.
Быстрейший пит-стоп
В 2019-м «Формула-1» поразила всех прокачкой пит-стопов: 8 раз команды обслуживали машины быстрее двух секунд, а рекорд скорости замены шин обновляли сразу трижды!
Сейчас лучшее время принадлежит «Ред Булл» – болид Макса Ферстаппена выпустили на трассу спустя всего 1,82 секунды.
В 2020-м правила остановок в боксах не поменялись: команды отказались от новых покрышек, масса колес осталась прежней, оборудование для смены резины тоже не изменилось. Можно ожидать новых рекордов – и они, скорее всего, сохранятся в истории надолго, если не навечно.
Все опять из-за нового регламента в 2021-м: «Формула-1» перейдет на более тяжелые 18-дюймовые колеса, а аппаратура для пит-стопов станет стандартизированной для всех команд. Механикам придется тренироваться еще больше, и ни одна бригада не сможет вырваться вперед за счет инноваций в разработке домкратов или шуруповертов. В прошлый раз после смены массы колес на обновление рекорда ушло три года – но теперь, похоже, командам будет намного тяжелее искать новшества в условиях потолка бюджетов и постоянного сокращения расходов.
Так что именно в 2020-м мы, скорее всего, увидим самые быстрые пит-стопы в истории «Формулы-1» – и участники чемпионата уже продвигают старт сезона с помощью этой же мысли. К примеру, рекордсмены из «Ред Булл» – с видеоанонсом о тренировках механиков.
И да, потому моргать во время остановок в боксах – не лучшая идея. Еще все пропустите.
Самая посещаемая гонка в истории
В среде олдскульных фанатов «Формулы-1» принято за истину мнение, будто в 80-х и 90-х гонки были интереснее и популярнее: за ними следили больше человек, а каждое событие на треке становилось новостью мирового масштаба. Однако реальность приберегла для них огромный сюрприз: в 2019-м Гран-при Великобритании побил рекорд посещаемости гоночного уик-энда всех времен, собрав 351 тысячу зрителей за три дня и 141 тысячу – в день главного заезда (тоже рекорд, кстати).
Пока в мире бушует эпидемия карантинов из-за коронавируса, возможность обновления достижения кажется минимальной, но все-таки в ее пользу говорит множество объективных факторов. Во-первых, разгул болезни в мире по оценке главы комиссии госкомитета Китая по здравоохранению Чжун Наньшаня утихнет уже в июне, а заезд в Сильверстоуне запланирован на 19 июля. Во-вторых жители острова точно захотят поддержать рвущегося к седьмому титулу Хэмилтона – а фактор Брексита еще не успеет сдержать наплыв посетителей из Европы. Без форс-мажорных обстоятельств Льюиса на родине однозначно встретит рекордная толпа – и «Формуле-1» позавидуют даже сверхпопулярные американские «Инди-500» и «Дайтона-500».
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Dan Istitene, Clive Mason, Lars Baron, Charles Coates / Stringer; globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency, Panoramic/Keystone Press Agency, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Alessio Morgese/ZUMAPRESS.com, Sutton Motorsport Images/Imagestate
От себя хочу скинуть ссылку на сайт https://www.statsf1.com для любителей рекордов и статистики, наверное большинство об этом сайте знают, но на всякий случай
Всех с началом нового сезона!
Неудачная склейка Google Translate и отвратительного русского.
Тяжело читать из-за обилия неудачно построенных предложений.