Хэмилтон выбивает у «Мерседеса» гонорар в $330 миллионов. Взамен – клятва вечной верности и гонки до 40 лет
Лучшая команда «Формулы-1» в замешательстве.
Рынок пилотов 2020 года в «Формуле-1» захлопнулся умопомрачительно быстро: все места распределились еще до финиша предыдущего сезона. Однако политическая трансферная игра все равно продолжается, только с фокусом на 2021 год, в котором произойдут масштабные изменения: новый аэродинамический регламент, потолок расходов и прочие революции.
«Формулу-1» спасут от скуки сверхопасным эффектом
До недавнего времени особенно накаляло рынок отсутствие контрактов любых пилотов с топ-командами: у «Мерседеса» и «Ред Булл» были свободны 4 кокпита, и только у «Феррари» (по слухам) договор с Шарлем Леклером заканчивался в 2022-м. Фактически каждый мог вести переговоры с каждым, и во время последнего гоночного уик-энда даже появились очень стойкие и правдоподобные слухи о контактах Хэмилтона со Скудерией.
«Феррари» сманивает Хэмилтона. Похоже, Льюис не против: гонорар в $50 млн от «Мерседеса» под угрозой
Но за два месяца места в топ-командах начали заполняться: Леклер остался в Маранелло на 5 лет (ориентировочная стоимость как минимум первых сезонов – по 9 миллионов евро), а Макс Ферстаппен заключил сделку с «Ред Булл» до 2023-го (оценка гонорара – от 25 до 40 миллионов евро).
Именно при таких обстоятельствах в итальянской прессе появилась информация о тупике в переговорах между Хэмилтоном и «Мерседесом» – как ни странно, сокращение доступных вариантов на рынке только запутало ситуацию еще сильнее. Объясняем, что же происходит внутри лучшей команды «Формулы-1».
«Мерседес» не устраивают сумма и сроки
По данным итальянских инсайдеров из Formulapassion и Corriere Dello Sport, немецкий концерн готов хоть сейчас выдать №44 точный клон действующего контракта: двухлетнее соглашение на 45-50 миллионов долларов (по разным оценкам). Встречное предложение Льюиса оказалось намного масштабнее и по стоимости, и по длительности: шестикратный чемпион запросил контракт до 2024-го с опцией на 2025-й и гонораром от 60 до 66 миллионов долларов (тоже по разным данным) за сезон. Сумма всей сделки может составить около 330 миллионов!
Естественно, «Мерседес» не совсем доволен подобной перспективой: почти все межсезонье босс команды Тото Вольфф потратил на рассуждения о необходимости сокращения инвестиций головного завода в проект в «Формуле-1». И его позиция легко объяснима: даже сейчас, несмотря на шесть победных дублей подряд, множество спонсорских соглашений и сотни миллионов призовых от промоутеров серии, «Даймлер» вливает в участие в Гран-при 80 миллионов ежегодно. Причем и с масштабной финансовой поддержкой команда все равно убыточная.
Тем временем главой всего концерна стал Ола Каллениус – и одним из главных пунктов его программы, презентованной акционерам, стало обещание срезать затраты сразу на 1,4 миллиарда долларов к 2022-му. В список под сокращение попали и уменьшение менеджерского штата на 10 процентов, и маркетинговая программа, и даже ограничение капитальных инвестиций – команда «Формулы-1» подходит сразу под два последних определения.
Вторым важным пунктом презентации стала декларация концерна как производителя электрокаров – прозвучало невесело для всей автоспортивной программы компании за пределами «Формулы Е». И если на фоне обещаний, высказанных буквально в ноябре 2019-го, «Мерседес» подпишет настолько огромный контракт всего с одним человеком (пусть и главной звездой и самым известным действующим гонщиком) – с политической точки зрения новый СЕО получит не самый приятный образ.
К тому же, еще никто из «Даймлера» официально не подтверждал участие в «Формуле-1» после 2020-го в качестве команды. Вольфф провел несколько встреч с Каллениусом, но в публичное поле результаты и выводы не попали – судя по всему, команда нового СЕО все еще подсчитывает эффект от соревнований и возможные последствия от снижения уровня финансирования. Ближайшее заседание акционеров, предполагающее обсуждение будущего команды в Гран-при, по данным инсайдеров Racefans запланировано на 12 февраля. Брать на себя большие долгосрочные обязательства до заветной даты было бы слишком опрометчивым.
Хэмилтон – король положения
Казалось бы, новые контракты Леклера и Ферстаппена должны снизить пространство для маневра и возможного шантажа у шестикратного чемпиона, но на самом деле для него вообще ничего не изменилось. Грядущее подписание №16 в «Феррари» читалось и ранее: у Шарля и так было соглашение до 2022-го с опцией команды до 2025-го, и монегаска явно не отпустили бы просто так. Место во втором красном кокпите все еще вакантно: договор с Феттелем истекает в конце сезона, и о переговорах о новом нет даже слухов.
Контракт Ферстаппена просто закрывает главного конкурента в борьбе за серебристый кокпит, да еще и дает сильный финансовый аргумент: если №33 без единого титула зарабатывает в районе 40 миллионов долларов, то шестикратный чемпион никак не может подписаться всего на 12 процентов дороже.
В остальном же у Хэмилтона на рынке практически не осталось конкурентов: Феттеля в нынешнем состоянии таковым уже не назвать, а победитель семи Гран-при Даниэль Риккардо еще не доказал способность биться за победы в общем зачете и Кубке конструкторов в роли лидера. Фактически из всех запасных, медийных, спонсорски привлекательных и более дешевых вариантов у «Мерседеса» остается только Фернандо Алонсо – но его перспективы и форма после двух лет простоя (на момент старта сезона-2021) вызывают закономерные вопросы. (Правда, в недавнем интервью для журнала F1 Racing испанец показал журналисту видеозапись разговора Вольффа с Флавио Бриаторе – агентом двукратного чемпиона мира).
Поэтому Льюис как главный трансферный лот года запросто может требовать максимальный контракт на любой срок: если чемпионы останутся в «Формуле-1» – у них не будет альтернативы. Все, что №44 готов предложить взамен – обязательство никогда не переходить в другие команды и остаться пожизненным послом бренда после завершения карьеры.
Кстати, оно может случиться довольно скоро: шестикратному чемпиону 7 января исполнилось 35, и даже четырехлетний контракт означает обязательства по участию в гонках вплоть до 39-летия. В данный момент Хэмилтон, без сомнений, пилотирует на топ-уровне и заслуживает космической зарплаты, но вряд ли кто-то сможет точно предсказать его скорость через 2-3 сезона. И нынешнее руководство вряд ли потерпит пилота с контрактом в 60 миллионов только из-за одного привлекательного имени.
Однако у «Мерседеса» нет очевидного запасного варианта без риска и потери качества, а у Льюиса всегда остается опция перехода в «Феррари» (даже в случае ухода немецкого концерна из спорта). Скудерия как раз скорее согласится на его требования по зарплате: сам факт увода лучшего гонщика у главного конкурента – медийная бомба царских масштабов, а жестких бюджетных рамок у итальянцев нет (напротив, руководство компании уже анонсировало повышение финансирования). Хэмилтон вообще идеально подойдет для рекламы шикарных машин с гарцующим жеребцом: у Льюиса уже сейчас есть сразу три личных «Феррари».
Хэмилтон показал коллекцию суперкаров: 5 машин стоимостью 19 млн долларов
Итальянцы, уже платившие Кими Райкконену рекордные гонорары под 60 миллионов после всего одного чемпионского титула, выглядят явно щедрее «Мерседеса». И шестикратный чемпион точно осознает все преимущества своего положения – и потому закономерно пытается продать лояльность подороже.
«Он понимает свою ценность, и потому циркулируют такие цифры – больше 60 миллионов, – выразил свое мнение консультант «Ред Булл» Гельмут Марко для Auto Bild. – Полагаю, «Мерседес» не станет тратить такую сумму на гонщика. Да и никакая другая команда не станет. Пожалуй, кроме «Феррари».
Самый логичный исход: новый контракт ближе к концу года
Тем не менее, реальное финансовое бремя «Мерседеса» может оказаться не таким уж тяжелым: в 2021-м «Формула-1» перейдет на ограничение расходов в 175 миллионов на развитие болида. Под потолок не попадет множество видов трат (зарплаты пилотов, гонорары трех самых высокооплачиваемых работников базы, маркетинг, взносы в ФИА и затраты на суперлицензии, расходы на собственные музеи и перемещение по миру), но даже для команды с бюджетом в 425 миллионов нововведения вполне могут означать реальное сокращение трат хотя бы на 20-30 миллионов.
По идее, Каллениус мог бы просто сделать громкое политическое заявление о сокращении расходов на программу «Формулы-1» – а потом пустить сэкономленные деньги на Хэмилтона в качестве перераспределения трат на маркетинг ближе к концу года. Весь вопрос здесь тогда упирается исключительно в готовность «Даймлера» активно гоняться до 2025-го – скорее всего, встреча 12 февраля как раз и запустит обсуждение допустимых условий продолжения выступлений.
Возможно, «Мерседес» на самом деле вообще никуда не уходит и просто пытается выбить из промоутеров чемпионата дополнительные бонусы и призовые. Тогда заключить многолетний контракт с Хэмилтоном логичнее всего было бы уже после завершения переговоров с «Либерти Медиа» – скорее всего, ближе к концу 2020-го. Все-таки без обязательств перед Льюисом угроза покинуть «Формулу-1» выглядит более внушительно.
С другой стороны, нельзя недооценивать и фактор «Феррари». Босс Скудерии Маттиа Бинотто объявил о желании разобраться с составом пилотов до июня, так что переговоры итальянцев с Хэмилтоном сейчас перейдут в самую активную стадию. Для «Мерседеса» это большой риск: щедрый завод из Маранелло в любой момент может как минимум перебить предложение «Даймлера». И никто не знает, как тогда поступит шестикратный чемпион даже при наличии устных договоренностей с концерном из Штутгарта.
Но все-таки «Феррари» вряд ли охватит весь желаемый Хэмилтоном пятилетний срок. Скудерия без сомнений видит крепкое совместное будущее с воспитанником собственной Академии Шарлем Леклером и не станет обрекать его на безальтернативную должность второго пилота с риском потерять восходящую звезду. Только вспомните овацию тифози после победы №16 на Гран-при Италии – ни один успех Льюиса в красном комбинезоне не затмит радость болельщиков от успеха Леклера.
Для Скудерии идеальным исходом стал бы двухлетний контракт с №44, но в таком случае все зависит от суммы и степени заинтересованности действующего чемпиона.
Сложилась ироничная ситуация: Льюис – самый сильный игрок на рынке, способный диктовать условия кому угодно и выставлять абсолютно любые суммы, но сейчас его будущее максимально зависит от политической воли боссов двух заводов. И как минимум одно решение может быть принято уже в середине февраля.
Все пилоты «Формулы-1» определились с номерами на 2020-й. Новичок-рентач забрал свой у чемпиона мира
В «Формуле-1» ожил первый болид 2020 года. Послушайте, как мощно он ревет
Подписывайтесь на телеграм-канал «Формула-1» прямо сейчас!
Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates, Mark Thompson; globallookpress.com/Alessio Morgese, Lennart Stock, HOCH ZWEI, via www.imago-images; lewishamilton
самый сильный игрок на рынке - это Мерседес, т.к с их запасом прочности они выиграют чемпионат и с Боттасом
а вот Льюис, который гонится за легендами, рекордами и прочим явно не горит желанием уйти в Феррари и оказаться с серьезным риском выигрывать пару гонок в году и чертовски обесценить свои прошлые чемпионства
Ну и да, Вам то виднее, каким там желанием горит или не горит Льюис. Где вообще гарантия того, что в случае перехода Льиюса к красным, он не возьмет там титул?