Ferrari F40: никакой электроники, только хардкор. Последнее творение Энцо стало лучшим в истории
Правда об этой экстремальной итальянской машине, от тех, кто ее тестировал
Ferrari F40 выглядит сногсшибательно. Низкая, широкая и невероятно агрессивная. Она собирает на себе взгляды. На то есть причины. Целое поколение энтузиастов любовалось на плакат этой машины в своей спальне, а также представляло себя за рулем, когда разглядывало журналы, где рассказывали о невероятной мощи двигателя V8. Легенда гласит, что машина F40 могла проехать тестовую трассу «Феррари» быстрее, чем болид «Формулы-1» 1980 года. Даже звезда «Формулы-1» Герхард Бергер чуть не поймал пробуксовку на четвертой передаче на скорости в 200 км/ч. Но откуда взялся этот суперкар, который оказал большое влияние на индустрию? Сегодня мы это узнаем…
В честь 40-летия «Феррари»
Следующей моделью после 288GTO станет легендарная F40, выпущенная в 1987 году. Ее так назвали в честь 40-летия марки. На машину нанесли, по слухам, всего 2 литра краски, поэтому через нее были видны карбоно-кевларовые переплетения. Этот монстр стал первой серийной машиной, способной разгоняться до 320 км/ч, а также последним, благословленным самими Энцо Феррари.
V8 сделал лучше
Под капотом этой грозной машины стоял двигатель V8 объемом 2.9 литра c двойным турбонаддувом. С повышенным коэффициентом сжатия, усилением наддува и двумя инжекторами для каждого цилиндра мощность достигла колоссальных 478 лошадиных сил! Это сделало ее самой мощной «Феррари» на тот момент.
В надежных руках
Тест-пилот «Феррари» номер 1 – это Дарио Бенуцци. Счастливчик работает в этой должности с 1969 года! Работа мечты. Именно он определяет развитие новых «Феррари» уже несколько десятилетий. Естественно, чистокровного жеребца доверили тестировать именно ему. «Мы проверили двигатель на трассе в Фиорано, а также на моей любимой дороге, расположенной к югу от Маранелло в горах. Для испытаний на ускорение и торможение мы поехали на авиационную базу в Римини».
Проблемы с турбо
«Одной из самых больших проблем была управляемость двигателя», - вспоминает Бенуцци. – «Ранние версии были ужасными. Вместе с инженером мы тестировали его в Маранелло. Затем он возвращался в Болонью, где перенастраивал. Так продолжалось очень долго». «Феррари» 288GT0 и современный болид «Формулы-1» используют турбокомпрессоры KKK, но F40 использовала агрегаты от конкурирующей компании IHI. Почему? Потому что они были лучше.
Утверждение сверху
«Мы испробовали обе модели, очевидно, для меня лучшим решением были IHI. Из-за связи с Формулой-1 все было не так просто. Мне сказали идти к Энцо Феррари, на что он мне ответил: “ Ты тот, кто должен водить машину - что ты предпочитаешь?”. Когда я сказал ему, он сказал поговорить со своим сыном, Пьеро, и сообщить KKK».
Опробовать шины
Другой проблемой для Бенуцци был выбор правильной резины для нового зверя. «Pirelli P Zero создали специально для F40», - вспоминает он. – «Я помню, как пробовал бесконечное количество различных спецификаций, прежде чем мы нашли правильный состав и рисунок протектора».
Становится легкомысленным
Скоростные тесты проходили в Нардо на идеальной тестовой трассе. «Единственная проблема, с которой мы столкнулись, заключалась в том, что задняя часть на скорости поднималось. Я помню, как видел 391 км/ч, в версии LM».
Гоночная родословная
По словам Бенуцци, F40 всегда задумывался как гоночный автомобиль. Во время презентации Энцо сказал: «Чуть больше года назад я выразил инженерам свое пожелание – построить машину, которая будет лучшей в мире. И вот она здесь». Директор по маркетингу Джованни Перфетти добавил: «Клиенты начали говорить, что наши машины становятся слишком плюшевыми и комфортными. F40 предназначен для настоящих энтузиастов, которым не нужно ничего, кроме сырой неразбавленной производительности. Это не лаборатория для будущего как Porsche 959. И не «Звездные войны». F40 был действительно драйверcкой машиной, способной напугать даже тех смельчаков, кто осмеливался садиться за руль. Вспомним еще одни слова Энцо: «Меня не волнуют равные зазоры в дверях. Я хочу, чтобы водитель жал на газ и накладывал в штаны от страха».
Кондиционер был включен только как необходимость борьбы с интенсивным теплом, генерируемым двигателем. Все остальное - ковры, отделка дверей, дверные ручки, радио - было отброшено в попытке снизить вес.
Слабый блеск
Что касается стиля, который пришелся на Леонардо Фиораванти из Pininfarina. «То, что мы сделали с F40 — это построение машины, которая мало учитывает ограничения современности», - сказал он на презентации. «В этом мире слишком много компьютеров, слишком много технологий, и здесь мы воссоздали дизайн автомобиля как эмоцию, как в прежние времена».
Отрицательные черты
Когда F40 показали публике, было много людей, которые считали спартанский «Феррари» продуктом ушедшей эпохи - во многом благодаря выходу в 1986 году «Порше» 959. Другие, тем временем, критиковали решение фирмы разрабатывать гоночную машину, которая внешне на такую совершенно не похожа. Они глубоко ошибались.
Просто ошеломляет
Нет никаких сомнений в том, что итальянская машина по духу сильно отличалась от немецкой, но это не означало, что он был каким-то скучным. Как писали в то время: «Порше - безусловно, более безопасная, более щадящая машина, Феррари, безусловно, более требовательная и захватывающая».
Страшный потенциал
В то время авторитетный журналист Мел Николс работал в Autocar: «В конце 1987 года я провел в Германии два дня с 959, поэтому я знал, насколько хорош этот автомобиль в любых условиях. У Феррари была гораздо более грубая привлекательность. Мы подумали: “Хорошо, это самый быстрый Феррари с двойным турбонаддувом V8”. У него был потенциал, который мог быть пугающим».
Предсказуемый зверь
«По сравнению с сегодняшними турбинами у F40 было два режима работы», - продолжает Николс. – «Ниже 3000 оборотов он мало что делал, потом взлетал. На низких скоростях ощущалась недостаточная поворачиваемость, но с ростом скорости происходила эта трансформация. Очень быстро вы переходили от легкой недостаточной поворачиваемости к полной избыточной поворачиваемости. Самое замечательное было то, что вы могли все это почувствовать - как только вы обретали уверенность, то могли балансировать, как пожелаете».
До сих пор привлекает внимание
Уже несколько десятилетий прошло с момента появления и прекращения производства, но ценность ее только растет. Независимо от того, судите ли вы по аукционным ценам (F40 продолжают приносить более миллиона), концепциям реинкарнации (которых было много) или реакции бензоголовых (возбужденный писк), общее мнение по-прежнему заключается в том, что F40 уникально великолепен.
Сделано с любовью
«Это было действительно вызовом для Энцо и для юбилея», - заключает Николс. – «Инженеры подошли к нему с настоящей страстью и чистотой миссии». И эта чистота привела к тому, что автомобиль по сей день остается знаковым для итальянской марки - несмотря на то, что «Феррари» впоследствии выпустила множество мировых бестселлеров.
Непревзойденный пакет производительности
«Это была легкая машина с большой мощностью, и именно ее весело пилотировать», -говорит Бенуцци. – «Работа, которую мы проделали над отзывчивостью, реально имело значение. Управлять ей было одно удовольствие. В общем, хорошая машина! Я думаю, что, если бы мы смогли использовать усилитель рулевого управления и тормоза, F40 все еще была бы силой, с которой приходилось считать среди суперкаров сегодня».
Создавали для участия в ралли
Несомненно, обстоятельства совпали с тем, что этой машине так и не удалось проявить свой гоночный потенциал. «Феррари» начали эволюцию 288 GTO еще в 1984 году. Это должна была быть машина, способная одолеть Porsche 959 в ралли группы «В». К сожалению, «ФИА» упразднила группу «В» в 1986 году, оставив «Феррари» наедине со своим детищем. Впоследствии специальные 288 GTO Evoluzione и стали дорожными F40.
Хоть и в ближайшие годы «Макларен» выпустить F1, которая превзойдет по всем параметрам F40, но «Феррари» сохранит за собой репутацию лучшей.
Очень быстрая
На треке время Ferrari F40 при разгоне 0-100 км/ч составило 3,2 секунды. С места до 200 километров в час автомобиль катапультировался за 11 секунд. Максимальная скорость составляет 320 км/ч. Мощность двигателя 478 л.с.
На все времена
Эти цифры не отражают реальных ощущений от пилотажа этого зверя. Возвращаясь к своим корням и помещая чистые эмоции в ядро F40, «Феррари» создал величайший суперкар всех времен - и тот, который по-прежнему захватывает сердца и умы сегодня.
Каждый хотел бы иметь у себя такую, но не ездить
У F40 два топливных бака – по одному на каждой стороне перед задними колесными арками. Американские версии располагали алюминиевыми баками, европейские – мягкими резиновыми в губчатой оболочке. В отличие от алюминиевых, резиновые баки требовали замены каждые 7-10 лет. Суммарный объем составлял монстроподобные 120 литров. Официальный расход топлива, равный 19,6 л/100 км в городе и 13,8 л/100 км на трассе, не оправдывал такой объем. Однако начало выступлений модели в гонках на выносливость оправдало его с лихвой!
Стоимость владения F40 по понятным причинам весьма высока, начиная со стоимости приобретения. В 1990 году цена F40 равнялась 399 150 долларам, хотя наценки дилеров доводили ее до 700 000 и даже 900 000. Сегодня ухоженные F40 стоят более 1 миллиона долларов. Ежегодная замена жидкостей стоит 1000 долларов. Каждые 10 лет рекомендуется менять ремни, топливопроводы и водные насосы на общую сумму 15 000 долларов. Вышеупомянутый топливный бак стоит 12 000 долларов. Шины нужно менять каждые 7 лет (или 14 000 миль) за 2 000 долларов. Новое лобовое стекло стоит 8 000, а боковая юбка – 26 000 долларов.
Внутри транспортного средства нет ручек. Чтобы выйти из автомобиля приходилось натягивать специальный трос. Сделано это в интересах упрощения салона.
При этом спрос на Ferrari F40 был таков, что начальный план по общему тиражу модели в 400 экземпляров пришлось пересмотреть. Всего было изготовлено 1 315 единиц Ferrari F40.
Для Марадонны выпустили специальную черную версию
Большинство утверждают, что Ferrari F40 покидал Маранелло лишь в одном цвете – красном rossa corsa и что экземпляры всех других цветов были просто-напросто перекрашены. Однако есть информация, что по крайней мере 12 F40 вышли с завода не в красном цвете. Черный Ferrari F40 Диего Марадонны был изначально заказан в черном цвете лично президентом футбольного клуба «Наполи» Коррадо Ферлайно. Кроме того, ходят слухи о существовании еще нескольких черных и как минимум девяти желтых машин.
Примечательно, что культовое дизайнерское ателье Pininfarina занималось перекраской сразу же, как автомобиль покидал завод. На протяжении десятков лет многие другие «художники» получали в свои руки F40, чтобы поменять красный на черный, желтый, белый, синий или серебристый.
Не прошло и полгода, как у меня появилось время продолжить рассказы про машины Феррари. Год уже 91-й пошел, но еще 3 модели точно стоят обзора)