Допинг-скандал угрожает России даже в автогонках: на грани бана флаг, но пока не Гран-при в Сочи
Последствия не предсказывают даже автоспортивные чиновники.
Пока в мире бушует новая волна допингового скандала с отстранением России, в автоспорте, казалось, должно быть все спокойно: все-таки «Формула-1» и прочие гонки – самые чистые виды спорта на планете (разве что после шахмат). Здесь практически не бывает допинга просто потому, что он абсолютно бесполезен: не существует препаратов, способных повысить концентрацию, внимание и реакцию до элитных уровней, а одной выносливостью ни один Гран-при не затащить. Именно поэтому за последние 10 лет (с момента начала проверок) на использовании запрещенных препаратов попался лишь один пилот – 13-летний поляк Игор Валико из картинга, использовавший стимулятор нервной системы никетамид. Дело было еще в 2011-м.
Тем не менее, гонщиков все равно постоянно тестируют на допинг – к Ромену Грожану и Фернандо Алонсо даже приходили в 6 утра в межсезонье, обеспечив несколько саркастичных постов в соцсетях. Просто Международная автомобильная федерация (ФИА) с 2010 года входит в систему WADA с целым антидопинговым приложением в Спортивном кодексе, а также подписала Международный стандарт по соответствию антидопинговому кодексу – соглашение, давшее комитету право отстранять и наказывать попавшихся на использовании запрещенных веществ.
Именно поэтому после 9 декабря и эпохального решения WADA появилось огромное количество вопросов по будущему российского автоспорта. Гонщики ни разу не залетали в допинговые истории и не игнорировали проверки, но их участие в мировых турнирах под национальным триколором оказалось под такой же угрозой, что и будущее многократного пойманных легкоатлетов и биатлонистов.
Россию забанили в спорте на 4 года, две Олимпиады без флага и гимна, никаких топ-турниров дома
Финальное решение – за ФИА. В прежние годы она дистанцировалась от остальных спортивных организаций и не отстраняла российских спортсменов после всех докладов Макларена. Но в последнее время Федерация изо всех сил рвется в олимпийское движение – даже провела автоспортивные игры с картингом, дрифтом, реальными и компьютерными гонками класса GT, а также заездами «Формулы-4» и GT. Россия, кстати, выиграла там медальный зачет – и стало совсем уж непонятно, будет ли у сборной шанс отстоять награды в следующем году.
Так какие же санкции светят российскому автоспорту? Теоретически могут забрать Гран-при России, этап чемпионата мира по ралли-кроссу и прочие крупнейшие мероприятия вместе с национальным флагом пилотов и команд. Вряд ли самих гонщиков отстранят – все-таки отсутствие каких-либо подозрений за 10 лет играет им на пользу, но в остальном все было не очень понятно.
Мнение организатора этапа в Сочи и Российской автомобильной федерации
Чтобы избежать домыслов, Sports.ru обратился к промоутерам Гран-при России АНО «Росгонки» – там уверены, что как минимум в 2020-м и 2021-м этап «Формулы-1» останется в Сочи.
«Контракт на проведение российского этапа чемпионата мира «Формулы 1» подписан в 2010 году задолго до расследуемых WADA обстоятельств и действует до 2025 года, – ответили в пресс-службе промоутера. – Гран-при России включен в международный спортивный календарь ФИА на следующий год.
Даже если после апелляции формулировки WADA по вопросам отзыва проведения крупного мероприятия при условии того, что это юридически и практически возможно, останутся прежними и будут относиться к Гран-при России – считаем, что отсутствует юридическая и техническая возможность вывода и переназначения российского Гран-при в другую страну. Уверены в том, что Гран-при России в 2020-м и последующих годах состоится в Сочи».
Официальное заявление Российской автомобильной федерации оказалось более развернутым.
«На протяжении всей истории автоспорта РАФ безукоризненно выполнял все требования WADA, ФИА и РУСАДА по обеспечению чистого спорта, свободного от допинга. Таким образом Российская автомобильная федерация не имеет замечаний со стороны упомянутых организаций в этой области.
Одновременно ФИА, являясь одним из подписантов Международного стандарта по соответствию кодексу подписавшихся сторон (International Standard for Code Compliance by Signatories /ISCCS), выполняет решения и рекомендации Всемирного антидопингового агентства.
ФИА не является Организатором крупных спортивных мероприятий, согласно определению, приведенному в ISCCS и Всемирном антидопинговом кодексе. Соответственно, решение WADA не может повлиять на проведение этапов Кубков мира, чемпионатов Европы и других международных серий в России, так как они не попадают под определение «major events», о которых идет речь в решении.
Вопросы о проведении этапов «Формулы-1» в настоящий момент тщательно изучаются всеми сторонами. Обстоятельства, которые повлекли за собой признание РУСАДА несоответствующей Международному стандарту по соответствию кодексу подписавшихся сторон, не имели отношения к деятельности ФИА, РАФ, международного промоутера, АНО «РОСГОНКИ» или российских спортсменов из автомобильного спорта.
В решении исполкома о запрете России принимать в течение 4 лет «major events» есть оговорка, позволяющая вывести Гран-при России из-под его действия – «если право на проведение крупного мероприятия уже было предоставлено России, подписант должен отозвать это право и переназначить событие в другую страну, если это не является юридически или практически невозможным». Решение о проведении Гран-при России было принято задолго до наступления обстоятельств, повлекших признания несоответствия виновной стороны Международному стандарту по соответствию кодексу подписавшихся сторон и юридически закреплено в соглашениях с международным промоутером еще в 2010 году. Соглашение о проведении российского этапа «Формулы-1» действует до 2025 года».
Попросту говоря, РАФ вместе с промоутером Гран-при России объясняют, что российский этап «Ф-1» по контракту обязан проводиться вплоть до 2025-го без каких-либо альтернатив, при этом перенести его за пределы страны юридически нельзя. Что ж, звучит достаточно логично – но все равно в деле остается множество белых пятен. Какие же тогда автоспортивные события нельзя будет проводить России? Останется ли у Даниила Квята российская суперлицензия и флаг, или он перейдет на итальянские? Что будет с российскими пилотами на чемпионате мира по гонкам на выносливость?
С этими вопросами Sports.ru обратился к исполнительному директору РАФ Сергею Иванову – он объяснил суть еще подробнее.
Исполнительный директор РАФ Сергей Иванов
– Мы пока точно не знаем, почему кубки мира и чемпионаты не попадают под категорию крупных спортивных мероприятий. У них [ФИА] есть перечень, но он непонятно трактуется.
И мы сейчас запросили у ФИА, чтобы они четко нам сказали, что под что попадает.
Как мы понимаем, «major events» – это события вроде Олимпийских игр, чемпионаты мира. Кубки мираа, Кубки Европы и другие – судя по тексту, не попадает [под запрет]. Но поскольку трактовки несколько разные у комиссии Международного стандарта по соответствию кодексу подписавшихся сторон и WADA, кое-где немного разные формулировки, потому мы сейчас точно сказать не можем. Мы надеемся, что правильно понимаем текст [решения].
Что попадает под эти, так сказать, санкции: чемпионаты мира и события уровня Олимпийских игр. Остальные вроде бы нет.
– ФИА недавно провела автоспортивные игры. Они какой статус тогда имеют?
– Они недавно были, проводились впервые в этом году. Честно говоря, пока непонятно [какой у них статус]. Судя по тем правилам, которые там были – они по уровню намного ниже, чем та же «Формула-1». Как они дальше будут их позиционировать – мы пока не знаем.
Дело в том, что вообще хотелось бы сказать: многое пока не ясно. И не хотелось бы делать преждевременных выводов. Во-первых, еще будет оспаривание этого решения. Может, там еще что-то изменится или смягчится. Во-вторых, трудно иногда перевести достаточно понятно все эти выражения, определения, которые применяет WADA. Вроде мы понимаем все так, но не факт, что в итоге все не будет интерпретировано по-другому. В данном случае для нас лучше бы подождать официального подтверждения от ФИА.
Мы и сами заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее прояснилась ситуация. Надеемся, что в ближайшее время ФИА даст нам конкретный ответ, что они решили. Может, они тоже будут ждать апелляции – я не знаю. Мы надеемся, что они дадут нам ответ сразу, чтобы мы успокоили заинтересованных спортсменов и организаторов, чтобы сказать: «Ребята, сюда и сюда едем без вопросов».
– Говоря о чемпионатах мира, есть хороший пример: «Формула Е» недавно получила статус чемпионата мира. В 2015-м ее проводили в Москве. Выходит, ближайшие четыре года не стоит ждать ее возвращения?
– Да, теоретически ее может не быть в России, раз, получается, «Формула Е» теперь – чемпионат мира. Мы надеемся, что «Формула-1» останется, поскольку промоутером был заключен многолетний контракт. В следующем году уж точно гонка должна остаться, поскольку уже включена в календарь. По «Формуле Е» же, к примеру, нет ни договоренностей, ни контракта, ни места в календаре. Значит, уже не будет. Но это я могу только предполагать.
В первую очередь, кроме чемпионатов мира – мы надеемся, по крайней мере, но практически уверены – остальных соревнований запреты не коснутся. И проведение их в России, и участие наших спортсменов в этих соревнованиях. Нам не запретят проведение всех событий, кроме чемпионатов мира, и наших спортсменов будут допускать всюду, кроме чемпионатов мира. Пока все вот так вытекает. С «Формулой-1» только у нас уже есть контракт: все запланировано, деньги заплачены, договорные отношения выполняются, и отменить это – ну я не знаю, как и кто это отменит.
– Говоря о выступлениях на чемпионатах мира, сохранится ли у РАФ тогда право выдавать суперлицензии на «Формулу-1» и другие турниры, соответствующие этому статусу?
– Ну тут другой вопрос – будут спортсмены выступать под нашим флагом, лишат ли… Этого пока сказать не могу. В каком статусе разрешат нашим участвовать на чемпионатах мира – этот вопрос пока не ясен. И разрешат ли выступать под флагом России или под нейтральным флагом – тоже пока неясно. Потому что в автоспорте есть особенность: кроме чемпионатов мира, флаг определяется по лицензии. Например, белорус может приехать в Россию и взять российскую или пойти и выступать под испанской. И тогда будет так: кто ее выдал – такая и страна.
А в «Формуле-1» и других чемпионатах мира иначе: там флаг определяется по гражданству, по паспорту. То есть не важно, какая лицензия: приехал россиянин с итальянской суперлицензией – флаг все равно будет российский подниматься, гимн российский будет играть. Это все к Квяту имеет отношение. И какое решение примет ФИА и как будет на чемпионатах мира – пока неясно.
Мы – РАФ, автомобильная федерация – никак не участвовали в проблемах, связанных с допингом. Нас никогда и никто не упрекал. Мы стоим немножко особняком. Наверное, нам попроще будет. Но, конечно, какие-то санкции будут.
– А в менее статусных локальных соревнованиях вроде РСКГ, РДС, «Формуле-4» есть допинг-контроль в России? Как это работает?
– Он организован следующим образом: мы в РУСАДА подаем данные по календарю и списки сборных команд. Пока что больше от нас ничего не запрашивали. Я специально звонил еще до этого скандала в РУСАДА и спрашивал – шум вроде стоит же, а нас не дергают, что делать-то? Мне ответили: «Если будет нужно – вас проверят». Но мне случаи проверки наших спортсменов на национальных соревнованиях неизвестны
Были случаи проверок людей, которые в «Формуле-1» гоняют. На чемпионатах мира, наверное, тоже, на кубках мира и Европы – все это было. Все проходило нормально, без проблем.
– В 2018-м Санкт-Петербург принимал Генеральную ассамблею ФИА и церемонию награждения «Формулы-1» и остальных чемпионатов мира. Будет ли у России шанс на подобное мероприятие в эти четыре года?
– Насколько я знаю, таких запретов нет. Но это и без запретов было маловероятно: ФИА уже пять лет ведет такую политику, что один год они эти события проводят у себя, а один год – где-то на выезде. Специально, чтобы пропагандировать автоспорт, помогать и развивать связи с другими странами. Два раза в России за такой малый срок – было бы нелогично. Ее и не планировали у нас в ближайшие несколько лет.
– Может ли теоретически «Сочи Автодром» принимать Гран-при другой страны? По примеру «Имолы», принимавшей Гран-при Сан-Марино, и «Нюрбургринга», принимавшего Гран-при Люксембурга, и так далее.
– Это зависит от законодательства стран. По нашему российскому законодательству мы не можем проводить даже отдельные этапы чемпионата России за границей. У нас могут проводиться этапы любых международных соревнований, если мы берем за скобки запреты WADA. Чисто с точки зрения законности. Но, к примеру, провести чемпионат Испании в России – нелогично. Если где-то и есть такое, то, может быть, в Европе, где границы имеют меньшее значение. Там проводят, потому что удобнее, близко хорошая трасса, что-то еще. У них, видимо, разрешено. У нас – нет.
– В последние несколько ФИА все больше стремится попасть на Олимпиаду, поэтому и проводит автоспортивные игры…
– Да-да-да. Они хотят. Попасть на Олимпиаду – это, так сказать, немножко фантастическая вещь, наверное, но приблизиться максимально к мировому олимпийскому движению – это да, есть такое стремление.
– Возможно, поэтому ситуация не очень понятна: если ФИА стремится попасть на Олимпиаду, то по идее должна следовать генеральной линии МОК.
– Вы правы, да. С одной стороны, ФИА как подписант Кодекса должна следовать решениям WADA и МОК и не может сказать: «Мол, мы сами по себе, идите куда хотите». Но с другой стороны, исходя из практики наших взаимоотношений, мы знаем, что ФИА старается не политизировать эти вопросы. Спорт есть спорт, и если не будет прямых запретов или требований, я практически уверен, что закручивания гаек сверх того не будет. Ну а если решение будет – то тогда все чемпионаты мира явно подпадают под запреты. Только в «Формуле-1» есть такая отмазка, что у нас трудно этап отменить. Тут посмотрим. Я думаю, ФИА все-таки будет здраво подходить к проблеме – как и раньше. Там, где нет прямой обязанности – не будет политизировать вопрос.
Резюме: ситуация вкратце на данный момент
Даже автоспорт ждут неминуемые санкции – правда, их границы и серьезность пока не известны: требования к сериям надо уточнить
Гран-при России с большой долей вероятности останется в Сочи, если только WADA директивно не потребует его отобрать. Да и то успех такого решения сомнителен
Судьба флагов Даниила Квята и Сергея Сироткина из «Ф-1», целой армады россиян с ЧМ по гонкам на выносливость (Михаила Алешина, Виталия Петрова, Егора Оруджева, всей команды «СМП Рейсинг»), гонщика ЧМ по ралли-кроссу Тимура Тимерзянова и прочих пока не известна
Российских пилотов «Формулы-2» Роберта Шварцмана, Артема Маркелова и Никиты Мазепина ситуация точно не коснется. «КАМАЗ-Мастер» на «Дакаре» тоже должен выступить без проблем. Георгий Чивчян без проблем получит шанс выиграть и третий Международный кубок по дрифту подряд.
РАФ сохранит право выдавать лицензии, поскольку на заезды средней категории запрет не распространяется, на ЧМ происхождение лицензии не имеет значения
Россия сохранит этапы ДТМ (пройдет на «Игоре» в 2020-м) и W Series.
А вот этап ЧМ по ралли-кроссу (тоже запланирован на «Игоре» в 2020-м) под вопросом, поскольку календарь опубликовали только 5 декабря 2019-го – непосредственно перед оглашением решения WADA, а не сильно заранее. С другой стороны, при схожих обстоятельствах, что и Гран-при России, этап могут оставить.
Ближайшие 4 года России не светят новые этапы чемпионатов мира: ни WEC, ни «Формула Е», ни WRC, ни ЧМ по картингу. С другой стороны, они бы вряд ли появились и так
Похоже, вариант с переименованием Гран-при и сохранением этапа на «Сочи Автодроме» не рассматривают
Что ж, результат выглядит довольно печально для вида спорта, никогда не попадавшего даже под малейшие подозрения. Теперь подписавшие контракт на проведение Гран-при России до 2025 года выглядят настоящими пророками.
Что России делать дальше? Можно ли опротестовать решение ВАДА? Шанс на возвращение флага есть
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, HOCH ZWEI, Pablo Elias/dpa, James Gasperotti/ZUMAPRESS.com; РИА Новости/Владимир Трефилов; Gettyimages.ru/Francois Nel, Mark Thompson; fia.com
У Ф! есть именно владельцы. Это "частная лавочка". И именно владельцы заключают контракты с автодромами и получают с них деньги. Контракт на ГП России до 2025 года. никто егоникуда переносить не будет.
.... после 9 декабря и эпохального решения WADA
-------------------------
В то время, как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной... [шум] и недаром все континенты рукоплещут труженикам нашего большого балета...©
... над этим смеялись уже в 1965 году ...
про авангард сказать не могу - не видел ...
но простые, нормальные люди в России - смеялись, это точно, - в полный голос
Точно? Потому как как раз в Формуле-1 выступает Александр Элбон, британец, родившийся в Великобритании в семье британского гонщик Найджела Элбона, выросший там, и выступает он по тайской лицензии с тайским флагом. Да и пункт 9.4.1 международного спортивного регламента ФИА никаких уточнений о чемпионатах мира не даёт.