5 мин.

«Обгонялки 2011»: и сколько же было DRS в...%

Ранее в своих заметках я использовал информацию об обгонах подобранную авторами сайта cliptheapex.com. Итоговая заметка по сезону на основе этих данных доступна по ссылке

www.sports.ru/tribuna/blogs/f1passions/264482.html

Есть в этом источнике плюсы. Например там есть детальные списки всех обгонов в гонках, которые принимаются в расчет. Т.е. можно проконтролировать корректность учитываемых данных. Но есть у них аспекты, которые не так подробно освещались. В частности нет данных по тому, какого вида обгоны преобладали в сезоне. А учитывая нововведния, которые в корне поменяли статистику обгонов, критику в адрес этих изменений и их "последствий",  эта информация не помешает. Хотелось бы знать количественные показатели влияния того же DRS на обгоны. Все-таки предубеждение и эмоции в отношении DRS - это одно, а цифры - это другое.

По ходу сезона обгонную статистику независимо вели несколько товарищей. И это хорошо: есть возможность сравнивать то, что получилось.

Одни из таких товарищей - работники концeрна Daimler. 

К сожалению на их сайте на данный момент есть статья с анализом обгонов без учета последней гонки. Думаю, что смысла дальнейшего ожидания новой статьи нет. Не так уж много было в Бразилии обгонов, чтобы повлиять на итоговые выводы по всему сезону.

Не все моменты, принятые Daimler Media для классификации "чистоты" обгонов бесспорны. Но в любом случае информация из обоих упомянутых источников хорошо дополняет друг друга.

Привожу перевод статьи с сайта Daimler.com . За перевод не обессудьте, но с цифрами я вряд ли ошибся :-)

Сезон 2011: анализ обгонов

Обгоны - сколько, недостаточно или слишком много неправильных - были частой темой, обсуждаемой на протяжении сезона 2011, с момента появления DRS (the Drag Reduction System - системы снижения сопротивления) и шин Pirelli. Что вне всякого сомнения, так это рекордно возросший уровень обгонов: было около 1500 обгонов за 18 гонок. Тем не менее, не существует стандартного  определения маневра, который можно считать обгоном. Цифры, использованные ниже, отражены в классификации и составлены путем объединения данных на основе видео, тайминга и GPS технологий. Обгоны классифицированы следующим образом:

- нормальные;

- с DRS;

- медленных болидов (обгоны в отношении болидов HRT, Lotus и Virgin, ценность которых отличается от остальных обгонов);

- напарников по команде (один пилот может позволить другому обойти себя);

- на первом круге.

Сколько обгонов было в 18 гонках сезона? На данный момент, было 1436 обгонов во всех категориях. Исключая обгоны на первом круге или по причине технических проблем, получим 1180 обгонов. В общей сложности "нормальные" и "DRS" обгоны, т.е. те, которые большинство считает "чистыми" обгонами, насчитывают 804. Это дает нам в среднем 45 "чистых" обгонов за гонку.

Как обгоны подразделяются в общем числе? В этом сезоне было 441 нормальный обгон и 363 обгона с DRS. Т.е. из 804 чистых обгонов 55% были нормальными и 45% были с DRS. Также, 300 обгонов - это обгоны быстрыми командами трех медленных, плюс еще 76 обгонов между напарниками команд.

В каких гонках было больше всего обгонов и в каких меньше? Наибольшее число чистых обгонов было в Турции (85), Канаде (79) и Китае (67). Гонки с наименьшим числом обгонов были в Монако (16), Австралии (17) и Индии (18). В 9 гонках было менее 50 чистых обгонов. В 8 гонках было более 50 обгонов. В среднем в гонках было около 45 чистых обгонов: 25 нормальных и 20 с DRS.

Какой процент DRS-обгонов к нормальным был на протяжении сезона? Наибольший процент DRS-обгонов, т.е. там, где влияние DRS было максимальным, было в:  Абу-Даби (89%), Европе (81%), Индии (78%), Турции (59%) и Испании (57%). Наименьший процент DRS-обгонов был в: Монако (13%), Венгрии (20%), Канаде (22%), Японии (26%) и Британии (27%). Следует заметить, что 3 из этих пяти наименее DRS-ных гонок были либо дождевыми, либо в переменных условиях, а также использование DRS было ограничено для части гонки в Канаде и в Британии. DRS-обгоны превосходили нормальные в 8 гонках из 18.

Изменялся ли процент DRS обгонов в течение сезона? В первых 9 гонках сезона был в среднем 21 DRS обгон за гонку, что соответствовало 45% из числа чистых обгонов. Влияние DRS осталось стабильным и во второй половине сезона: в среднем 20 DRS обгон за гонку, соответствующее 46% чистых обгонов.

Кто из пилотов был лучшим по обгонам в 2011? Следующие цифры скорректированы для сошедших впереди болидов. Т.е. рассматриваются только отыгранные позиции. Буэми произвел 112 обгонов, Шумахер - 111, Кобаяши - 95, Альгерсуари - 90 и Перес - 89. Эти числа можно уменьшить на опережения со старта и до окончания первого сектора, опережения на первом круге и опережения в гонке, не включенные в опережения на первом круге.

Кто лучше всех стартовал в сезоне 2011? Лучше всех стартовал Шумахер, отыгравший 34 позиции. Буэми отыграл 29, Ковалайнен 28, Лиуцци 20 и Кобаяши 19 позиций. В отличии от них Феттель отыграл меньше всего позиций на первом секторе, только 1. Это соответствует тому факту, что он только один раз за сезон квалифицировался не с первого ряда и 14 раз завоевывал поул.

Кто отыграл больше всех позиций на первом круге в сезоне 2011? Михаэль, Буэми и Ковалайнен лидируют и в этом рейтинге, имея соответственно 40, 39 и 26 отыгранных позиций на первом круге. Отбрасывая опережения на 1-ом секторе, лучшим в данном рейтинге будет Амброзио, который отыграл 8 позиций между окончанием первого сектора и окончанием первого круга.

Кто произвел большее количество обгонов в гонках после первого круга? Эту классификацию воглавляют Перес и Буэми с 82 обгонами. Далее идут Батон (77), Уэббер (76), Альгерсуари (74) и Шумахер (71).

==================================================================================

Спасибо Daimler за их анализ.

В 2010 году в 19 гонках, судя по информации с cliptheapex, было 547 обгонов. Причем это с учетом обгонов медленных команд быстрыми.

Из приведенной заметки видим, что даже если отбросить в 2011 году из учета обгоны с помощью DRS, так критикуемые некоторыми эстетами от обгонов, и обгоны медленных команд быстрыми, мы получим более 500 обгонов за 18 гонок.

Не так уж и страшен DRS в деле "обесценивания обгонов", раз за сезон набралось столько "чистых" обгонов :-)