Квят впечатлил в Абу-Даби: мощно прорвался на пять позиций с медленными шинами и обогнал на сломанном болиде
Закрыл сезон лучшей гонкой года.
Возвращение Даниила Квята в «Формулу-1» в 2019-м определенно удалось: он завоевал подиум, регулярно соперничал с пилотами «Ред Булл» в первой части чемпионата и забирался в очковую зону. Более того, помимо результатов мощно прибавил в обгонах, стабильности гоночного темпа и психологической устойчивости. Квят образца 2016-2017 годов суетился под давлением, летел показывать себя и потому совершал опрометчивые маневры и поступки – в 2019-м №26 почти полностью избавился от этого.
Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников
Однако заключительная четверть чемпионата Даниилу не удалась: в Мексике и США он опрометчиво атаковал на последних кругах, сталкивался с конкурентами и покидал топ-10 из-за штрафов. В Бразилии ошибок не было, но проявились проблемы с преодолением медленных машин.
Ситуация казалась вдвойне сложной из-за прежних психологических неурядиц: старый Квят не умел закрывать серию из длительных неудач, а новому Квяту еще не приходилось сталкиваться с подобным периодом, полным собственных ошибок. Потому внезапно Гран-при Абу-Даби стал важным этапом для теста способностей Даниила к перезагрузке и включению режима win now – россиянину важно было перевернуть слабый финал сезона и уйти на отдых на пике.
Правда, в квалификации №26 показал только 14-е время и проиграл Пьеру Гасли уже в седьмой раз – хоть и с отставанием в 0,06 секунды. Но общая статистика противостояний с французом оказалась некрасивой – Даниилу стоит поработать над этим в следующем году (особенно если помнить о том, что квалификационная скорость – важнейший аспект оценки пилота по версии консультанта «Ред Булл» Гельмута Марко).
Более того, №26 закрыл субботу не очень спокойно: передразнил негодования Ромена Грожана по радио в ситуации, когда «Торо Россо» выпустила машину Даниила на пит-лейн наперерез гонщику «Хааса».
Квят чуть не врезался в соперника на пит-лейн. И передразнил негодование жертвы
Поскольку именно сторона Квята была не права (все закончилось денежным штрафом), вести себя так было странно – к психологическому состоянию россиянина возникли вопросы.
Сложнейшая стратегия на гонку
В 2019-м появилась традиция: любую неудачную квалификацию (или просто место ниже топ-10) Даниил сопровождает тактикой со стартом на жестком комплекте шин и растягиванием первого отрезка. Затем по плану №26 переходит на мягкий состав ради быстрого броска в очковую зону – стратегия гарантирует преимущество в скорости над пелотоном в конце заезда, но в начале и особенно в середине требуется рвать практически в темпе конкурентов на более быстрых шинах (а значит, виртуально выигрывать по 0,5-0,7 секунды с круга), не терять времени и не застревать за медленными машинами.
Для любого гонщика подобный план – боль и страдания с максимальной нагрузкой, потому большинство команд предпочитают другие стратегии, желая сохранять гибкость. К этой тактике приходят только в случаях полных форс-мажоров, потому что ее трудно реализовать и очень легко испортить, всего на круг зависнув за кем угодно и перегрев покрышки. Именно в Бразилии Квят впервые в сезоне попал в эту ловушку – все остальные попытки выходили у него блестяще (в Бельгии так он вообще проехал большую часть заезда в темпе «Ред Булл»). Поэтому повторить фирменный фокус, не удавшийся буквально две недели назад, было крайне важно с психологической точки зрения.
При этом в Абу-Дабе «хард» еще и не у всех работал как следует: к примеру, «Феррари» именно на нем потеряли большую часть времени в заезде и безнадежно отстали от лидеров. Стартовать же на белых ободках и вовсе рискнули только в «Торо Россо» (безнадежные «Уильямсы» не в счет – они чего только не пробуют в попытке догнать хоть кого-то).
Причем команда из Фаэнцы не рискнула выдать такую же стратегию и Пьеру Гасли – француз стартовал на «медиуме».
Ключевой момент гонки: 14 кругов в квалификационном режиме
После старта Даниил оказался за Кими Райкконеном и следовал за ним вплоть до 21-го круга – со стороны могло показаться, будто №26 застрял за финном и снова испортил план команды, но на самом деле все немного сложнее. Айсмен ехал первый отрезок на «медиуме» и 15 кругов подряд удерживал достаточно быстрый темп – опередить его без DRS на «Торо Россо» с «хардом» было нереальной задачей. Здесь Даниила сильно подвел сервер ФИА, рассчитывавший отрывы: он упал, и гоночная дирекция запретила всем открывать крыло для получения преимущества на прямых.
Квят же вместо риска и бесконечных атак просто занялся экономией топлива и ресурса покрышек. Буквально через десяток кругов это сыграло свою роль: когда финн начал терять темп, Даниил опередил его (суммарно перевисев за «Альфа Ромео» не больше, чем на 11 километров) и оказался в чистом воздухе.
К тому моменту ехавший впереди Серхио Перес оторвался от Квята на 12 секунд – но россиянин включил квалификационный режим и полетел навстречу с мексиканцем. За 14 кругов он отыграл почти все отставание (хотя «Рейсинг Пойнт» следовал на «медиуме») и тем самым ворвался в сражение за топ-10. Более того, №26 настолько приблизился к конкуренту, что в «Торо Россо» даже решили зазвать своего пилота первым на пит-стоп и получить преимущество еще и свежих шин – но не хватило всего чуть-чуть.
«Все решили считанные метры, – рассказал Квят после финиша. – Я в момент решения о пит-стопе только-только проехал точку невозврата».
В итоге россиянина подержали на трассе еще несколько кругов, чтобы сдвинуть окно максимальной скорости на втором отрезке как можно ближе к финишу, и зазвали на 40-м круге.
Два ключевых обгона
Сразу после выезда из боксов перед Квятом оказался бывший напарник по «Ред Булл» Даниэль Риккардо – и пилот «Торо Россо» прорвался мимо него с первой же попытки без потери времени. Следующей целью в борьбе за топ-10 стал напарник Медоеда Нико Хюлькенберг – на разборку с ним у №26 тоже ушло всего два круга.
Однако в борьбе с Нико на 46-м круге Даниил повредил переднее антикрыло – только посмотрите, в каком состоянии его машина выезжала из-за «Рено» Хюлькенберга перед решающим обгоном! Деталь явно сворочена набок и высекает искры об асфальт, замедляя болид.
«Я не смог понять, как он будет действовать – займет он правую или левую сторону трассы, – рассказал россиянин после финиша о причине контакта . – Поэтому не мог решить, что буду делать. В итоге он попытался заблокировать меня, был контакт – и в этот момент переднее крыло сломалось, конструкция потеряла жесткость. Из-за этого у меня не получилось достать парней, ехавших впереди».
Вполне справедливо: хоть до Переса с Норрисом оставалось всего 3-4 секунды, в такой ситуации разумнее было докатить болид в очках до финиша, чем рисковать сходом ради призрачного шанса приобрести еще позицию – ведь далеко не факт, что «Торо Россо» осилила бы еще один обгон в испорченной конфигурации.
Заслуженная похвала от инженера и босса
Квят реально мастерски реализовал стратегию с одной остановкой и двумя самыми жесткими составами – его работа с шинами в Абу-Даби стала чуть ли не лучшей в пелотоне. Пожалуй, только Перес выдал более мощный первый отрезок на «медиуме» да у Норриса вышел внушительный финишный марафон на «харде» в 42 круга – но у него и машина получше, и стартовая позиция была выше. Даниил же поднялся на 5 мест – и это при том, что обгон со стороны начавшего гонку последним Боттаса был неизбежен.
Главные конкуренты либо провалились, либо сразу выбрали неудачные стратегии: Райкконен и Хюлькенберг не справились с тактикой одной остановки, а Риккардо и даже Сайнсу потребовались два пит-стопа. Объехать двух бывших напарников, один из которых – несомненно лучший в середине пелотона в 2019-м, явно было очень приятно.
«Очень хорошая гонка, очень хорошая», – резюмировал гоночный инженер №26.
«Спасибо, дружище. Спасибо большое, – ответил Квят. – Спасибо, именно так я и хотел закрыть сезон. С гонкой.. Какие мы всегда делаем… ##### отличной гонкой! Спасибо огромное!
Спасибо тебе, Маттиа. Следующий год будет еще одним сильным. И Бен, тебя будет не хватать, это ж твоя последняя гонка. Спасибо тебе. Ты отличный, отличный инженер. Стю… А вот по тебе я скучать не буду!».
После финиша Даниил не скрывал удовлетворения.
«Первый отрезок был, вероятно, лучшим в моей жизни – я атаковал изо всех сил! Я каждый круг ехал как квалификационный и наслаждался этим. На каждом круге был быстрее соперников. Все получилось так, как мы и планировали. Старт на «харде» был риском, ведь легко можно было оказаться одним из последних. Хоть мы подозревали, что жесткая резина может быть хороша – но этого никогда нельзя знать точно.
Мы частично пожертвовали вчерашней квалификацией, но все сделали правильно. Я чувствовал, что в двух предыдущих гонках сделал не все, что мог, поэтому хотел завершить сезон хорошим выступлением».
Выступления Квята понравились и боссу «Торо Россо» Францу Тосту.
«Даниил провел одну из сильнейших гонок за «Торо Россо» в этом году. Он был очень быстр на жестких шинах и продемонстрировал великолепный темп, – резюмировал австриец. – Мы позвали его в боксы на 40-м круге, чтобы перейти на шины «медиум» и Даниил после этого вновь был очень быстр. К сожалению, он чуть-чуть повредил переднее антикрыло, когда обогнал Нико Хюлькенберга, так что на последних кругах его темп чуть-чуть упал».
В Абу-Даби №26 точно показал всем, что американская секция была просто временной неудачей и новый Квят никуда не делся.
«Я бы поставил этот сезон в один ряд лучшими годами в «Ф-1», – подвел итог чемпионата россиянин. – Некоторые гонки, конечно, могут пойти не по плану, некоторые складываются так, как нужно. Но это нормально для середины пелотона».
И если Даниил подтянет квалификации и дальше будет ехать каждую гонку в Абу-Даби – то место в «Формуле-1» и в 21-м ему обеспечено.
Фото: Gettyimages.ru/Robert Cianflone, Peter Fox
Как по мне он в своей лучшей форме точно сильнее Албона и Гасли
P.s кто в курсе по поводу уходов инженеров?
Хотя ты наверное ты не в курсе
Какая нормальная девушка может сидеть на спортивном сайте и строчить злобные комментарии
Только жирная,прыщавая неудачница
Адьос
Так что проблема только с квалификациями.
Почему на этот как ты говоришь халявный подиум не заехали Риккардо,Сайнс,Норрис,джовинаци,Албон?
Не задумывался?в гонках проиграл Гасли только один раз в Бразилии
Албону тоже только вроде раз в Китае когда левый штраф получил
Возьмите количество очков которые набрал Гасли за ТР, и сколько Албон за ТР и сравните с очками Квята
Очевидная проблема Квята - это квалификация и старт. Если он здесь прибавит, не вижу никаких проблем в контракте на 21 год. Когда как Гасли, хоть и уделал Квята в квалификации в гонке скорее доезжает и смелые решения ему даются очень тяжело. Как мне видится шансов на РБ у текущего Гасли еще меньше, чем у Квята. Выше 6-го места при нормальной гонке у остальных тяжело прыгнуть и Албону. Но тот ехал первый сезон в отличие от двух других.
Если Албон так же поедет 6-ым, то опять жди перестановок в РБ. Но если Квят не поедет квалы, то в РБ путь закрыт, если Гасли не научится работать с шинами, то в РБ путь закрыт.
Я бы оценил шансы на место в РБ на 21 год у Квята и Гасли процентов в 5.
При этом Даниил молодец, когда сместился к нему обратно ближе, чтобы зайти на апекс оптимально, чтобы даже шанса не было перекрестить.