Финал
Уникальный сезон 2011 года завершился. Формула 1 пережила корректировку технического регламента с запретом двойных диффузоров, примерила новую резину «Пирелли», сменившую «Бриджстоун», проведшего успешное десятилетие с четырехлетней монополией на исходе. Добавила новые краски в борьбу посредством DRS, привнесла интригу в виде нестабильно работающего KERS, полноценно вернувшегося после скомканного в 2009-м дебюта. Сезон вышел невероятно боевитым.
Однако по мере адаптации к главному генератору интриги – потрясающему износу итальянских шин – команды постепенно свели чемпионат на нет в плане открытых сражений. Так в итоге и закончился Гран-при, а с ним и сезон, в напряжении от ожидавшегося дождя, но так и не получившего его и финишировавшего с уровнем борьбы порядка прошлогодней, скучной для Интерлагоса гонке.
И, тем не менее, перестановки в чемпионате бразильский этап принес неимоверные. Да, первенство, несмотря на всю свою интригуемость страдало большим диссонансом между лидерами, середняками и аутсайдерами. Да, Феттель гарантировал титул ещё за четыре Гран-при до окончания сезона. Да, за весь год, рекордные 19 гонок, на подиуме финишировало лишь 7 гонщиков, что стало повторением скучного, по меркам болельщиков, чемпионата 2002 года. Но настал-таки момент, перекрывший во многом все тенденции предсказуемости!
И пусть, Себастьян, как и Михаэль в пресловутом 2002-м выиграл 11 гонок, повторения минимализма разных триумфаторов того доминирующего «красного сезона» не вышло. Интерлагос подарил-таки нам пятого победителя в сезоне! Этот парень, в том самом 2002-м – когда на вершине светились только Баррикелло, Култхард и братья Шумахеры – лишь дебютировал в Ф1 за рулем самого слабого в пелетоне болида команды «Минарди». Он был далек даже от очков. Но зато куда поднялся гонщик сейчас?
Марк Уэббер досрочно, накануне финального этапа, выиграл приз DHL, вручающийся с 2007-го быстрейшему в гонках пилоту. Австралиец имел в своем активе 6 лучших кругов, в то время как у ближайших преследователей, Хэмильтона и Феттеля, их было вдвое (!) меньше. Но самого главного Марку недоставало. Ни одной победы при абсолютных рекордах напарника.
В Интерлагосе второй пилот «Ред Булл» максимально близко подобрался к лидеру. 18 сотых квалификации превратились в четыре с небольшим секунды в гонке и дальше произошло неожиданное… Феттель по приказу из боксов был вынужден ослабить хватку, поскольку с первых же кругов на его болиде было замечено падение давления масла в коробке передач. Немцу пришлось максимально аккуратно избегать традиционных 40 переключений на бразильском круге, и надеяться, что трансмиссия выдержит. Ситуация была критической, однако Себастьян умудрялся ещё и показывать лучшее время круга! Однако финиш на втором месте оказался все же важнее схода, лидируя, и молодой немец, демонстративно, зависнув на внутреннем радиусе первого поворота, пропустил напарника вперед. Далее, он тешил своё самолюбие, сравнивая себя с Сенной, доведшего «МакЛарен» до победы с выпавшими с 3-й по 5-й передачами на Интерлагосе’91. Однако мне более приходила на ум Сузука того же года, когда Сенна великодушно отдал победу Бергеру на самом финише. Такие «подарки» настолько оскорбительны, что тогда Герхард, обидевшись, несмотря на то что они и были лучшими друзьями с Айртоном, ушёл из «МакЛарена».
Сейчас Уэббер довёл гонку до победы, подкрепив результат показанным на последнем круге лучшим временем. Третий триумф подряд для команды на Интерлагосе и второй для Марка! Хотя бы в Бразилии, статистически, австралиец превосходит немца. Но главное Уэббер сделал в чемпионате. Он повторил своё прошлогоднее достижение в первенстве, став третьим, и отдал должок Алонсо за прошлый год!
Феноменально, но все предполагали борьбы Фернандо и Дженсона за второе место, списывая Марка со счетов, ведь к австралийцу был ближе Хэмильтон, чем сам он к двукратному чемпиону. Однако удивительная победа Уэббера вкупе с провалом испанца привели к перевесу в одно очко в сторону более возрастного пилота.
А ведь поначалу все складывалось абсолютно иначе! Алонсо опередил на старте Хэмильтона и, используя потенциал прекрасно работавших на «Феррари» мягких шин, прошёл и второй «МакЛарен», Баттона, почти не отставая и от Уэббера! Замах был на вице-чемпионство. Но дальше ничего у «Скудерии» не сработало, ибо Фернандо пришлось тягаться один-на-один с Дженсоном. И англичанин блестяще, эксклюзивно реализовав возможности «прайма», обулся в более жесткую резину уже на втором пит-стопе. В результате чемпион не только не потерял темп, но и с DRS просвистел мимо Массы и уверенней, чем на мягкой, полетел вперед! Завершил выступление Дженс четким, пусть и с использованием открытого антикрыла, обгоном Алонсо в борьбе за подиум, который стал для него 12-м в чемпионате. Больше только у Феттеля. Притом, выиграй сегодня Баттон, очков за вторую половину первенства набрал бы больше всех именно он. По количеству пьедесталов же, в абсолюте Дженсон вновь, как и в чемпионский сезон, опередил Хэмильтона, взяв планку трехкратного соотечественника Джеки Стюарта (!) с отметкой 43.
Фернандо же, перейдя на «медиум», подписал, как оказалось, проигрыш и в борьбе за «бронзу» первенства. Хотя и набрал больше очков, чем в прошлом, «почти чемпионском», а подиумов ровно столько же. Одно-единственное очко решило обладателя третьего места, ведь при равенстве баллов с Марком, Алонсо имел преимущество, поскольку, несмотря на одинаковое количество пьедесталов (10), половина у испанца приходилась на вторые места, притом что австралиец рекордные семь раз за сезон финишировал третьим.
Но это всё цветочки на фоне разочарования второго пилота «Феррари», Массы. Фелипе проводил сотую гонку за «Скудерию», которая и ознаменовывала десятилетие тридцатилетнего бразильца в Формуле 1. Пилот возлагал большие надежды даже на подиум, чего ему не удавалось достигать по ходу всего нынешнего сезона. Но подготовка к гонке расставила все по местам. Мало того, что Фелипе израсходовал лишний комплект во второй части квалификации, сохранив на суперпоул и старт один-единственный, постфактум квалы обнаружилось о проколе на одном из опциональных составов! Гран-при Массы был заказан.
Вынужденный переход на неоптимальную тактику двух пит-стопов с трёх ввиду не сочетаемости «Феррари» с более жесткой резиной оказался единственным приемлемым вариантом. Как итог: кратковременное лидерство перед дебютным пит-стопом, которое перед родными трибунами было потеряно на «Рета Опоста» в пользу нагнавшего Феттеля с DRS. На второй волне «Ред Буллы» с напарником сохранили свои позиции, а Масса стал легкой жертвой для вышеупомянутой атаки Баттона. Таким образом, даже совершив на остановку меньше лидеров, Фелипе занимал лишь пятое место, находясь под прессингом второго «МакЛарена». Вот они вновь встретились! Стоило Хэмильтону не продемонстрировать свой уровень, как в Корее и Абу-Даби, так магнетически его притянуло к Массе. Но повторения Монако, Сингапура, Японии и Индии не вышло. Льюис, как и Феттель, страдал из-за проблем с коробкой передач и на тот момент, когда настиг Фелипе, уже не имел в своем распоряжении высшей передачи. Соответственно, активируя DRS,Хэмильтон постоянно упирался в ограничитель, но при этом совершил несколько прессингующих маневров… До своего схода из-за отказа коробки передач, который стал лишь четвёртой технической поломкой за всю карьеру британского чемпиона.
Фелипе, вздохнув спокойно, доплелся до финиша следом за Алонсо – в полуминуте от напарника и последним, кто не проиграл лидеру круг… Показательно, пятое место на родине стало повторением лучшего результата сезона для бразильца. И это на «Феррари»! Немудрено, что даже свое шестое место в турнирной таблице Масса не гарантировал вплоть до финального Гран-при, ведь победи в гонке Росберг и не попади в зачет Фелипе, третий гонщик в истории по количеству подиумов за команду из Маранелло потерял бы и его.
Если же говорить о Нико, то он отстоял своё седьмое место третий год подряд. Но записать гонку в актив сын чемпиона 82-го года никак не может. И Михаэля лишил шансов стать лучшим во внутрикомандном противоборстве отнюдь не Росберг, а Сенна (!), абсолютно любительски, погорячившись, пропоров заднее колесо «Мерседесу» в эске, носящую его фамилию в честь дяди. Так бразилец остановил прорыв Шумахера к большим очкам, синсценировав эпизод последней гонки «Красного Барона», произошедший с Физикеллой. Как и тогда, титулованный немец, на трехколесном доезде в боксы проиграв практически круг, борьбу продолжил блестяще, и даже чуть-чуть отыгрывал у Алонсо, проведя Гран-при в связке с лидерами. Да, до очков добраться на не топовом болиде не удалось, но пятое время круга (!) лишь в полу секунде от Фернандо достойно оваций. Финишировал же Шумахер следом за ещё одним брендом, представлявшем дрим-тим. Рубенс Баррикелло, выдавший в квалификации феноменальный быстрый круг, но потерявший всё на старте, став жертвой 12 позиции, расположенной на решетке в гору. Длинная, настроенная по дождь первая передача недостаточной тягой отправила бразильца на восемь мест вниз по пути к первому повороту. Однако с 20-й позиции двукратный вице-чемпион смог на аутсайдерском болиде красиво прорваться, попутно выдав блестящий – в трех тысячных от Шумахера – лучший круг, и отстоять 14-е место от посягательств семикратного чемпиона.
Отличная, боевитая и вдохновенная гонка для некогда задающих тон Формулы 1 пилотов, в очередной раз продемонстрировавших свое превосходство над остальными.
Бруно Сенна, к слову, получив проезд через пит-лейн и проблемы с коробкой вдобавок, в очной дуэли вновь проиграл Шумахеру после чего на последнем отрезке уступил чемпиону целый круг, финишировав 17-м. Будущее племянника трехкратного чемпиона теперь совсем туманно. В команде не подтверждено место только Виталия Петрова, но и он имеет контракт на руках. Более того, россиянин после неприятного скандала, непреднамеренно инициированного Алексеем Поповым, завершил чемпионат в очковой зоне, пусть и на последнем месте. Но этого россиянину не хватило, чтобы сохранить 9-е место в личном зачете.
Адриан Сутиль провел безукоризненную гонку, повторив лучшее в сезоне шестое место, показанное на Родине. Немец не только стал лучшим из остальных, как две недели назад, в упорной борьбе проиграв Шумахеру, – Андриан одолел и второй «Мерседес», Нико Росберга, финишировав следом за «Феррари»! Вопрос с 9-м местом в чемпионате, ставшим лучшим в карьере Сутиля, был снят.
Причиной успеха уругвайца с немецким паспортом стал переход на тактику трёх остановок.
Нико этого не сделал и не только не поборолся с «Феррари» за подиум, как он планировал перед уик-эндом в Интерлагосе, но и отнюдь не задал темп даже для середняков! Старт без шансов был проигран Массе. Первая волна пит-стопов Сутилю. И вот, оказавшись и вовсе восьмым, ещё и отставая от менее грозного соотечественника Росберг поехал до финиша лишь с одной остановкой. Изначально задуманная середняками тактика двух пит-стопов, казалось, приносила плоды (благо оставшиеся свежие комплекты «софта» и «медиума» это позволяли), и Нико отыграл-таки позицию у Адриана. Однако выехавший из боксов Сутиль в равных условиях и в напряженнейшей борьбе прошел «Мерседес» и ушел!
«Форс Индия» вообще выступила в Бразилии чрезвычайно сильно. Это был первый в её истории второй очковый финиш подряд в полном составе, поскольку дебютант команды также не подвел. Ди Реста, потеряв инициативу во второй половине чемпионата, и автоматически все чаще получая менее быструю стратегию, тем не менее, свое взял. Несмотря на проблемы с коробкой передач, восьмое место в десяти секундах от Росберга шотландец железно застолбил, попутно в очередной раз показав себя командным игроком, пропустив перед финальной волной ехавшего на другой тактике напарника. В итоге команда Виджея Малльи набрала так много очков, что до пятой строчки «Рено» осталось лишь четыре балла! И они явно были бы ликвидированы, продлись чемпионат ещё на одну гонку, ведь даже лучший болид из Энстоуна, Петрова, худшая «Форс Индия» шотландца пропускала только на пит-стопах.
Ну, и вклиниться в дуэт противоборствующих лидирующих команд клана середняков удалось великолепному Кобаяши. Японец всем видом продемонстрировал, что антирекордная семигоночная полоса неудач закончена очковым дублем в финале сезона. Камуи не имел комплекта свежей опциональной резины в отличие от Росберга и ди Ресты, но, тем не менее, используя идентичную стратегию с ними, не проиграл на финише Полу и пяти секунд.
Так Кобаяши убил последнюю надежду «Торо Россо» отвоевать у «Заубера» и седьмое место. В экс-«Минарди» отличную концовку сезона смазали неочковым дублем, притом что уже в Индии сравнялись с отказавшейся от выдувных диффузоров швейцарцев. Альгерсуари после «Будха» потерял конкурентоспособность, а Буэми в успешных гонках преследовали, не зависящие от него поломки.
Как итог: Хайме на очко уступил в последней гонке 13-е место ди Ресте, которое, впрочем, все равно стало лучшим в его карьере, а Себастьян финишировал следом за напарником. Как и в гонке, где напарники расположились на пороге десятки. Только 11 секунд поражения швейцарца в Бразилии, отнюдь не эквиваленты 11 очкам в личном зачете. «Торо Россо» давно не меняла свой состав, чуть-чуть отойдя от традиционной концепции пары пилотов на полтора сезона. Спросите у Спида, Льюцци и Бурдэ. Риккьярдо и Вернь уже ждут своей очереди.
Ну, а чемпионат, с единственным изменением по сравнению с прошлым годом (падение «Уильямса» с 6-й на 9-ю строчку) подошёл к концу. Себастьян Феттель стал самым молодым двукратным чемпионом мира ещё полтора месяца назад; завоевал множество сезонных достижений, а под клетчатый флаг ещё и пополнил копилку рекордом по количеству гонок, в которых лидировал за сезон, а также завоевал 17-й подиум за чемпионат, соответственно, побив и сравнявшись с планкой Михаэля в первенстве 2002.
Впереди 2012. Чемпионат новых болидов и новых рекордов. Кто сможет бросить вызов «Ред Буллу» и Феттелю, и как покажут себя вернувшиеся Райкконен и Шумахер, узнаем через 100 дней.
Виталий Мошин
Так вот. Этим читерам в лице Red Bull и Ferrari уже бросила вызов свежеиспечённая команда «CADILLAC F1 TEAM» !
Ждите.
Ещё не успела прочитать, но нашла маленькую ошибочку в самом конце «Впереди 2011»;)
Он «наелся» Сенной.