Даниэль Риккардо попался в ловушку. Его карьере угрожает новый президент «Рено»
Все снова могут решить деньги.
Побег из рабства
В 2018-м году дела у Даниэля Риккардо шли не особо хорошо. Начиналось все с побед в Китае и Монако и признания австралийца претендентом на титул. Закончилось же многочисленными сходами по техническим причинам. Тогда (да и сейчас это мнение популярно) многие пришли к выводу, что руководство «Ред Булл» специально «сливало» Дэна в угоду Максу Ферстаппену. Желание Риккардо сменить коллектив лишь намекало на напряженность внутри команды.
В итоге австралиец все же действительно сменил машину. Он предпочел больше желтого цвета. Так Риккардо оказался в «Рено». По словам самого гонщика, французская команда полна перспективы, и он сам полон веры в этот проект. Про огромную зарплату на тот момент он ничего не говорил.
Но не только Дэн был оптимистом. Как, наверное, многие помнят, и руководство «Рено» были в ожидании нового сезона, везде рассказывая о небывалом прогрессе команды. Успех 2018-го года, когда французы уверенно заняли 4-е место в Кубке Конструкторов, ослепил «Рено». В команде поверили, что с нового сезона их машина будет бороться за подиумы. Потому и подписали Дэна, надеясь на лучший исход. Сириль Абитбуль, к примеру, весь сиял в предвкушении нового сезона и сказал о контракте Риккардо следующее:
«Для «Рено» это значительная финансовая нагрузка. Но вопрос не в том, может ли себе «Рено» это позволить – может, ведь наш оборот в 40 раз превышает оборот «Ред Булла». Тут вопросов нет. Вопрос в ценности [таких вложений]. Есть ли смысл вкладывать такие деньги в пилота уровня Даниэля в нынешний период развития команды, с машиной, которая у нас есть и другими затратами, которые мы должны сделать? Мы верим, что есть. Мы обсуждали, куда лучше вкладывать средства – в машину или в пилотов? И я думаю, что мы достигли такого уровня, что разумно инвестировать и туда, и туда».
Однако все рухнуло уже в Австралии…
Печаль и разочарование
Хуже схода на домашнем Гран-при для пилота может быть только проигрыш в борьбе за титул. Только вспомните реакцию Феттеля на Гран-при Германии-2018. Вот так же начался сезон для Риккардо. Однако Австралия – это не только родина Дэна, но и первая гонка сезона. Так что пилоту «Рено» было вдвойне неприятно. Однако то был результат жесткой борьбы с Пересом. Но дальше уже проблемы с машиной настигали Риккардо и его напарника.
И Хюлькенберг, и Дэн отмечали, что с болидом явно что-то не так. Сходов у «Рено» не так уж и много, но вот скорости у болида нет. Если говорить о Риккардо, то он за этот промежуток времени финишировал в очках только четыре раза. Не очень близко к подиуму. Так что разочароваться в результатах он уже точно успел.
Но и это не все. По ходу сезона «Рено» предпринимала немало попыток исправить ситуацию. К примеру, в Великобритании команда несколько изменила заднее антикрыло. Изгиб переднего края плоскости крыла и меньший угол атаки были призваны устранить одновременно две проблемы: со скоростью и с прижимной силой.
Правда, результаты это не особо улучшило. Конечно, на «Сильверстоуне» пилоты проехали неплохо: У Дэна – 7-е место, у Нико – 10-е. Но вот в Германии Риккардо сошел. И здесь проблема была не в дожде, а в двигателе. Так что во время летнего перерыва французы занялись силовой установкой. Все СМИ были заполнены новостями о превышении «Рено» 1000 л.с. Это стало настоящей гордостью Абитбуля. И смех многих здесь был напрасен. Уже в Италии новый мотор показал свою мощность. Кроме того, команда занялась аэродинамикой, установив обновленное переднее крыло. Как итог, «Рено» провела достойную гонку, такую, какую ждали от них фанатов после предсезонных обещаний. Риккардо финишировал 4-м, Хюлькенберг следом за ним.
Сам Дэн остался очень доволен: «Со времен Канады у нас не было такой скорости. Я уверен, что сегодня мы и правда были на четвертых по скорости машинах. Спасибо Себу (немец допустил ошибку в начале гонки – прим.) за его помощь в том, что мы оказались на таких высоких позициях на финише. Это и правда уникальная трасса, где прижимная сила наименее важна и можно использовать самые маленькие крылья. При этом у машины все равно отличный баланс. Спасибо всей команде и особенно парням из Вири, которые делают для нас моторы. Уверен, что сегодня они смогут расправить плечи».
Недолго счастье длилось. Следующие две гонки оказались провальными, а в Японии удалось пробиться на 7-ю строчку, но команду дисквалифицировали. Далее Дэна снова ждали неплохие заезды: 8-е место в Мексике, 6-е в США. Но хорошего все равно мало.
Новая угроза - президент «Рено»
Команда во главе с Абитбулем сама себе испортила весь сезон. Как позже выяснилось, при разработке болида инженеры приняли ряд неверных решений. Именно из-за этого французская машина не была способна конкурировать с «Маклареном». Но не только фундаментальные ошибки являются причиной провала «Рено». Финансовый вопрос тоже оказался немаловажен.
«Мы намеревались тратить на 15% меньше, чем «Мерседес»– но то был «Мерседес» 2015 года, - объяснил Сириль Абитбуль. - Судя по тому, сколько они расходуют сейчас, мы тратим уже на 30-40% меньше них. Мы недооценили такое развитие событий. Мы придерживались пятилетнего плана, начиная с 2015 года. Но не предполагали, что решение [о выкупе «Лотуса»] будет принято только в декабре 2015-го. Иначе летом мы смогли бы построить новую машину на 2016 год. А так нам пришлось использовать их старую машину. Думаю, поэтому можно сказать, что план превратился в шестилетний, поэтому цель по борьбе за титулы сдвинулась на 2021-й. Я продолжаю придерживаться этого плана, но должен признать, что добиваться промежуточных целей оказалось сложнее, чем я ожидал».
Для нынешнего коллектива ситуация недавно стала еще хуже. В прошлом году в Японии был арестован президент «Рено» Карлос Гон, который так же, как Абитбуль, верил в этот проект. Однако на временную смену ему пришла Клотильда Дельбос. Она уже не выглядит такой счастливой. О своих планах Дельбос сказала следующее: «Пересмотр («Рено» в «Формуле-1» - прим.) будет не поверхностным, мы запустим глубокую проверку программы, чтобы принять во внимание текущий рыночный контекст и ситуацию в компании. В какой-то момент рассмотрено будет все. Это глубокий анализ нашей стратегии и наших планов».
Как говорил Абитбуль, команде нужно больше денег. Кроме того, много средств ушло на зарплату главного героя этого материала Даниэля Риккардо, который остается в это время в стороне и наблюдает за тем, как развиваются события. Естественно, Клотильду это не устроит. Все-таки сегодня «Рено» не готова отдавать «Формуле-1» столько же, сколько «Мерседес». Мало того, в паддоке новый президент французской компании известна как противница ее присутствия в главной серии автоспорта. Так что переубедить ее будет трудно.
Абитбуль мог бы надеяться на регламент 2021-го года, где будет введен «потолок» бюджетов. Но проблема в том, что Клотильда готова свернуть проект уже после сезона-2019. Возможно, подобная угроза и заставила коллектив хоть как-то зашевелиться.
К примеру, в команде появился новый глава отдела аэродинамики Дирк де Бер, ранее работавший в «Феррари» и «Уильямсе». Однако и это не лучший кандидат. Дирк покинул «Уильямс» в мае 2018-го года. То есть именно он отвечал за аэродинамику того самого «великолепного» болида Сергея Сироткина. Другое решение «Рено» выглядит более логичным: в команду вернется Пэт Фрай, который работал в ней с 1987 по 1993 год, а в прошлом году сотрудничал с «Маклареном».
Сам Риккардо пришел в восторг от действий французов: «Когда я пришел в команду, в ней происходили изменения. В этом году не все прошло идеально. Поэтому продолжаются изменения, призванные привести в порядок некоторые области. Я еще не встречался с Пэтом и не работал с ним раньше. У него большой опыт, так что я с нетерпением жду начала работы. Я вижу, что в команде признают, что существуют области, в которых мы можем быть лучше, и действуют. Мне нравится их инициатива. Я уважаю тот факт, что у них есть смелость вносить изменения».
Однако все ли так хорошо на самом деле? Этот сезон Дэн провел впустую. Сейчас ему остается верить только в то, что в следующем сезоне уже не будет допущено ошибок этого года и «Рено» сможет добиться прогресса. А что после 2020-го? «Не будет прогресса в 2020-м – уйду из «Рено», - сказал Риккардо. А если будет? То и здесь все сложно. Абитбуль очень хочет посадить в болид одного из воспитанников «Рено». В этом случае для Дэна попросту не останется места. Получается, Риккардо, попался в ловушку, ведь с перестановками в 2021-м году все будет очень сложно.
На данный момент коротко ситуация выглядит следующим образом:
Конечно, далеко не факт, что Риккардо покинет команду. Но навряд ли в 2021-м «Рено» будет заинтересована в 31-летнем (по ходу сезона 32-летнем) австралийце, когда есть варианты помоложе. Кроме того, со следующего сезона за команду будет выступать юный талант Эстебан Окон, на которого и могут сделать ставку в будущем. Так что Дэн попал в самую настоящую ловушку.
Однако хочется верить, что у этого оптимистичного «медоеда» все сложится хорошо. Кто еще будет заряжать нас позитивом в трудный будний день, как не любитель выпить из ботинка на подиуме? Признайтесь, вы тоже скучаете по этому ритуалу!
По фактам - Ричи наряду с Сайнсом это два пилота не из топ-6, которые могут стабильно быстро ехать, никто их сливать не будет
Это было мерзко и противно.