Последняя гонка Квята за «Ред Булл»: скандальная авария с Феттелем в Сочи и ссылка в «Торо Россо»
Худший Гран-при России в карьере.
Сегодня Даниил Квят – самый успешный российский пилот в истории «Формулы-1» и один из главных претендентов на повышение из середины пелотона. Сезон-2019 полностью убедил в способностях №26: он научился обгонять (и демонстрирует это чуть ли не каждую гонку), не расклеивается под давлением и больше не совершает самоубийственных ошибок. В результате именно Даниил лучше всех воспользовался погодным хаосом на Гран-при и впорхнул на подиум в Германии – в третий раз в карьере и впервые за 11 лет для «Торо Россо».
Тем не менее, «Ред Булл» не впечатлили успехи и достижения Квята: куратор гоночной программы австрийского концерна Гельмут Марко отправил россиянина еще на год в «Торо Россо».
Квяту закрыли дорогу в «Ред Булл». Для продолжения карьеры остался только один вариант
Скорее всего, одной из причин такого решения стал невеселый опыт сотрудничества с №26: Квят уже соревновался за основную команду, там вдоль и поперек изучили его потенциал и отправили обратно в дочернюю. Причем формально триггером падения Даниила стал домашний Гран-при России-2016 – именно после него у Гельмута Марко и «Ред Булл» появились очевидные поводы заменить Квята на более талантливого Макса Ферстаппена.
Давайте же вспомним, что случилось три года назад.
Ситуация перед гонкой в Сочи
№26 приехал на родину героем: в Китае он завоевал второй подиум в карьере после старта на шестом месте. Да, по большей части Даниил добыл третью позицию благодаря стремительной атаке в первом повороте, которую Себастьян Феттель метко окрестил «торпедообразной», но формально россиянин совершил чистый (хоть и рискованный) двойной обгон.
Однако подиум не сильно помог: положение Квята к тому моменту уже приблизилось к критичному. Он регулярно уступал Даниэлю Риккардо в практиках и квалификациях от 0,2 до 0,5 секунды на круге, в то время как Ферстаппен в «Торо Россо» поражал всех: два раза из трех до этапа в Сочи он достигал более высокой стартовой позиции, чем Даниил.
Конечно, огромную роль в неудачах россиянина сыграл отвратительный экспериментальный формат квалификации на выбывание (Даниил не подстроился и вылетел 18-м и 15-м в первых Гран-при), но возвращения привычных трех секций с установленным временем ему не особенно помогло – отрыв от Риккардо остался неизменным. Отсюда и росли главные опасения за будущее Квята: Гельмут Марко считает главным качеством пилота именно темп на одном быстрейшем круге, и «Ред Булл» уже отказывался от стабильного и быстрого Жана-Эрика Верня только из-а поражений в квалификациях от все того же австралийца. Тогда француз продул 1-15 в 2013-м со среднем отрывом в 0,4 секунды, и №26 шел как раз по похожему графику.
Естественно, слухов о возможной рокировке прямо по ходу сезона не ходило (потому что еще никто не знал, что так можно), но, судя по многим маневрам россиянина, внутри команды и правда не было полной уверенности в неизменности состава. На Квята падало все большее давление, которое заставляло его идти в опрометчивые атаки и излишне рисковать – притом Даниил не становился принципиально быстрее.
В Сочи не улучшилась: россиянин уступил Риккардо во всех трех сессиях свободных заездов (от 0,1 до 0,5 секунды отрыва), а в финальной части снова оказался позади Ферстаппена. В квалификации Макс дважды проезжал отчетные круги быстрее Квята и лишь в третьем сегменте Даниил сумел опередить №33 на «Торо Россо» всего на 0,1 секунды. Напарник при этом привез Торпеде довольно весомые 0,3 секунды и оказался на две стартовые позиции выше (шестая против восьмой).
Скандальное столкновение с Феттелем и уничтожение гонки для всех из «Ред Булл»
После средней квалификации Квят, окрыленный удачным стартом в Китае, попробовал действовать похожим агрессивным образом.
Сместился на внутреннюю траекторию для обгона Серхио Переса.
Оказался в точности за Феттелем (который теперь и сам бросился внутрь).
Затем случился первый контакт – «Феррари» Себа бросило в неудачно проезжавший мимо «Ред Булл» Риккардо, и от машины напарника Даниила отлетели несколько обломков (потом выяснилось, что один элемент корпуса застрял в дефлекторах болида Карлоса Сайнса, уничтожив гонку еще одному пилоту австрийской системы).
Вот она, изначальная и наибольшая ошибка №26 – блокировка колес перед поворотом. После в интервью Квят сказал, что не ошибся с точкой торможения – но его машину все равно тянуло вперед, как будто сзади кто-то подталкивал. Никакой мистики: это россиянин столкнулся с побочными эффектами слипстрима, снижающими прижимную силу и увеличивающими тормозной путь из-за турбулентного воздуха следующего впереди болида.
Никакого нарочного торпедирования не было – просто Даниил в горячке старта забыл о «грязном воздухе» или понадеялся на повторение китайского успеха. Естественно гонщик уровня «Формулы-1» не должен допускать такие ошибки – обычно так косячат новички в «Ф-2» – но и преувеличивать ее тоже не стоит.
Квяту даже немного повезло: после первого контакта он продолжил движение, пусть и с потерей антикрыла. Однако №26 повторил ошибку и остался в воздушном мешке Феттеля на минимальном расстоянии. «Ред Булл» Даниила потерял часть прижимной силы из-за сломанного антикрыла, еще часть отъедал турбулентный воздух – неудивительно, что произошло второе столкновение, когда «Феррари» внезапно замедлилась из-за появившейся впереди машины, перекрывавшей траекторию.
Это уже чисто гоночный инцидент, за который Квят не несет прямой ответственности – однако если бы он проявил больше осторожности и включил разум, то столкновения можно было избежать. Россиянин по сути сам не оставил себе шанса на реакцию в случае непредвиденной ситуации, поскольку ехал слишком близко и не сделал поправок на предыдущий контакт – достаточно было отвернуть на любую другую траекторию, чтобы не допустить повторной аварии. Однако Даниил очевидно хотел все-таки дожать и обогнать Себа, а потому неоправданно рискнул и остался у него на хвосте.
Штраф же оказался нереально суровым – 10 секунд «стоп-энд-гоу». Максимальное наказание (кроме черного флага и дисквалификации), которое может получить пилот во время гонки – потеря примерно 30-35 секунд.
Мне все-таки кажется, что стюарды слишком впечатлились от видео инцидента и его последствий. Наверное, значительную роль сыграло и громкое негодование Феттеля – он буквально проорал по радио кучу нецензурных слов, перебивавшихся «Честно» и «Чем мы вообще тут занимаемся?». Реакция Себа до сих пор остается одной из самых эмоциональных за последний десяток лет – особенно с учетом того, что немец после штрафа за замену коробки передач не ехал даже на подиум.
В реальности же ошибка Квята была чуть менее грубой и штраф в итоге не соответствовал реальной степени провинности. К примеру, в том же повороте на том же круге того же Гран-при был еще один гонщик, выбивший даже двух соперников (Рио Харьянто и Нико Хюлькенберга) и повредивший третью машину (Маркуса Эрикссона). Причем из-за такой ошибкой – недооценкой точки торможения. Это был Эстебан Гутьеррес.
Штраф – проезд по пит-лейн (около 17 секунд). Почти в два раза меньше, чем у Квята, за одинаковое нарушение с похожими последствиями. Не то чтобы смягчение наказания сильно спасло бы гонку россиянину, но во многом крайне негативный эффект от аварии и последующее восприятие Даниила как гонщика произошло и из-за суровейшего решения стюардов.
Дальше все стало еще хуже
Казалось бы, ниже падать было некуда – но пилотировать по сочинской трассе с поврежденной машине то еще удовольствие. Квят съездил в боксы за «медиумом» и новым антикрылом, но у него вообще не оказалось скорости, и потому с ним легко расправились Серхио Перес и даже Эрикссон на «Заубере».
После штрафа россиянин откатился на последнее место. Десяток последующих кругов потратил на то, чтобы на самой жесткой резине догнать хотя бы товарища по несчастью Гутьерреса, и затем еще 50 километров гнался за Паскалем Верляйном на мертвом «Маноре». Впоследствии Даниилу удалось обогнать еще и Фелипе Насра, но затем его во второй раз опередил Эрикссон. В итоге после 51 круга на одном составе резины россиянин бесславно финишировал 15-м – хуже результата на домашнем Гран-при у него не было даже за «Торо Россо».
Для всей системы «Ред Булл» в целом исход тоже оказался катастрофой: команда впервые в сезоне не набрала ни одного балла по большей части из-за ошибки Даниила. №26 собственноручно предоставил куратору программы Гельмуту Марко просто отличный повод для рокировки: мировая пресса заслуженно распинала россиянина, фанаты негодовали и требовали крови. Другого такого медийно удобного шанса уже могло и не представиться. Естественно, в Милтон-Кейнсе не стали долго думать и сразу же отправили Квята обратно в «Торо Россо».
Пояснение для прессы тоже подготовили просто идеальное.
«В первую очередь мы хотели снять часть прессинга, который Даниил испытывает в этом году, – заявил Гельмут Марко. – В нынешнем сезоне он выступает не так хорошо, как в прошлом: проигрывает от трех до пяти десятых Даниэлю Риккардо, хотя в 2015-м они выступали примерно на одном уровне.
Квят выступал нестабильно, у него было много подъемов и спадов. В Китае у него все получилось, но он сам на себя давил, что и привело к нестабильности. Авария в Сочи стала следствием внутреннего давления, он не исходил от нас. В прошлом в похожую ситуацию попал Ромен Грожан – и в результате он часто провоцировал аварии. Мы хотели этого избежать.
С другой стороны, противостояние Макса Ферстаппена и Карлоса Сайнса в «Торо Россо» тревожило нас. В итоге мы решили внутренние проблемы».
«Вот что бывает, когда разбиваешь машину перед Владимиром Путином», – иронизировали в BBC.
Да, сравнение с главным крэшером «Формулы-1» 2010-х – это явно дно карьеры Даниила.
Теперь Квят не допускает таких ошибок
Не только падение, но и возвращение №26 началось тоже на Гран-при России – именно здесь в 2018-м «Торо Россо» объявила о подписании нового контракта со старым знакомым спустя почти год перерыва.
Можно сказать, что боссы «Ред Булл» точно не пожалели: Квят в данный момент выглядит самым стабильным, быстрым и умелым пилотом системы после Макса Ферстаппена – а также самым титулованным (особенно после подиума в Германии). Более того, он полностью изменил пилотаж и фактически научился заново обгонять в 2019-м.
Теперь в «Ред Булл» почти нет шанса – в главной команде полностью довольны Алексом Албоном. Возможно, россиянину еще предложат перейти в топ-команду, но главную возможность он упустил именно 3 года назад в России.
«Подлейте водки в мой «Ред Булл». Квят учит напарника русскому языку
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson (1, 4), Clive Mason, Dan Istitene
Ну а победа Ферстаппена в первой же гонке за Редбулл вообще сняла все вопросы.