Выдохшиеся жеребцы. Как «Феррари» убивает себя командной тактикой
Гран-при России вскрыл главный недостаток Скудерии.
Вместо обычного обзора гонки на сей раз я решил уделить внимание конфликту внутри «Феррари». Ведь поражение итальянцев после невероятных трех побед стало настоящим шоком. Так что, кажется, нужно подробно разобраться во всей ситуации и решить, кто прав, а кто нет. Итак, начнем.
С чего все началось
По правде говоря, все началось уже в Бельгии, когда Себастьян Феттель послушался приказа из боксов и помог Шарлю Леклеру выиграть гонку, придержав позади Хэмилтона. Для монегаска это была первая победа, и сам Себ при этом никак не огорчился, что вызывает только радость от такого результата.Вот как это прокомментировал сам Феттель: «Я рад за команду, но не за себя. У меня совершенно не было темпа, я не справлялся с шинами – обычно с этим не возникает никаких проблем. Гонка была тяжелой. С самого начала стало ясно, что я не буду бороться за победу, так что все, что я мог сделать – действовать в интересах команды. Я не мог долго сдерживать Шарля и был способен лишь предоставить ему небольшой задел. В конечном итоге, этого хватило, так что я сделал свою работу».
Дальше была квалификация Гран-при Италии. Все настолько увлеклись слипстримом, что все пришло к скандалу. «Феррари» не стала исключением. Как позже выяснилось, Леклер во второй попытке должен был разогнать Феттеля, как тот сделал ранее. Но этого не вышло. Монегаск не особо торопился начать попытку, в отличие от своего напарника. Но подождите обвинять меня в ненависти к Шарлю.
Сам Леклер очень хорошо все разъяснил: «Себ обогнал меня в этом хаосе, поскольку мы понимали, что у нас остается совсем мало времени. В итоге я оставался за спиной Себа фактически до последней прямой, когда услышал по радио, что теперь могу обогнать его. Так что я обогнал его, но нам не хватило времени, чтобы уйти на быстрый круг. Что касается возможных штрафов, то если стюарды хотят оштрафовать кого-то, то надо штрафовать нас всех, потому что мы все вместе в этом участвовали».
Так что Италия и Бельгия – это лишь фундамент. Сам конфликт начался с Сингапура. То бишь когда Шарлю Леклеру не удалось выиграть. Монегаск тут же начал обвинять во всем команду и ее стратегию, хотя оказалось, что это просто сам Себастьян Феттель проехал невероятный круг после пит-стопа. Но винить Шарля в этой ситуации было опять же глупо. Те слова были сказаны на эмоциях, а мы должны помнить, что гонки – это эмоции. Тем они и прекрасны. Поэтому недовольство Леклера можно понять, однако это не отменяет того факта, что Феттель в Сингапуре был быстрее своего напарника и сделал для победы больше.
Однако именно здесь и начинается то, что получило продолжение в России.
Драма в Сочи
В следующей после Сингапура гонке «Феррари» продолжала быть сильной. Что в практиках, что в квалификациях машина Скудерии поражала всех своим темпом. И только она могла, имея в распоряжении такой болид, проиграть гонку. И из-за чего?
И Феттель, и Леклер претендовали на победу. И гонка началась с потрясающего старта Себастьяна. Как оказалось позже, у пилотов была некая договоренность, в чем признавался и сам Феттель. Давайте кратко, без цитат: Леклер должен был разогнать в начале Себа, а уже потом немец должен был вернуть позицию Шарлю; и все это было рассчитано против Хэмилтона. Так «Феррари» планировала получить дубль. Начнем с того, что это уже изначально похоже на бред.
Так и оказалось. Себ не стал возвращать позицию Леклеру, что вызвало новую волну гнева у монегаска. Но дальше смешнее: Шарлю дали право атаковать Феттеля. И он не смог! Темп Феттеля был попросту выше. Тогда о каком размене позиций могла идти речь? Но «Феррари» настояла на своем. Себ был зазван на пит-стоп, который был проведен не так уж хорошо (более 3-х секунд), а Леклер вышел в лидеры. Мало того, потом у Себа сломался болид. Леклер остался один против «Мерседесов».
Не хочу рассуждать о каких-то там заговорах против Феттеля, для меня важны дальнейшие события гонки. А они говорят о многом. То, что темп у «Феррари» был хороший – очевидно. И Леклер, и Феттель достаточно неплохо отрывались уже в начале гонки. Хэмилтон попросту не мог держаться в темпе «красных». Но во время машин безопасности Скудерия очень жестко ошиблась. Дело в том, что «Мерседес» держал свои болиды на трассе на «медиуме» дольше «Феррари». Так что и «софт» был свежее жестких шин Скудерии. Штаб Бинотто зазвал Шарля на второй пит-стоп для «софта». И зря.
И Боттас, и Хэмилтон вырвались вперед. Валттери тут же начал отрабатывать контракт. Но дело в другом: до конца гонки оставалось кругов 20, есть две зоны DRS, и в обеих обгон вполне возможен. И если во второй он рискованный, то в первой, где еще и самый обгонный первый поворот, отыграть позицию было возможно. То и странно, что Леклеру этого не удалось. У него было все: сильный болид, его темп был выше Боттаса (он отыгрывал по 0,2 секунды за круг). А в итоге он не прошел финского пилота. Вопрос один: «Как так?»
Получается, у Шарля прекрасный квалификационный темп. А что насчет гоночного? Пока что все его победы были на удобных для «Феррари» трассах. В России он не справился. Справился бы Феттель? Тоже трудный вопрос. Не исключено, что он мог допустить ошибку, как в Великобритании. Но тогда он был весь в неудачах, а сейчас после первой победы в сезоне он выглядел просто невероятно. Так что осмелюсь предположить, что Себ прошел бы Боттаса и, может быть, даже поборолся с Хэмилтоном за первое место.
Кто виноват и что будет дальше
Виновата сама «Феррари». Именно команда начала возню с тактикой: кто кому должен дать слипстрим и т.д. Она и привела пилотов к ситуации в России. Теперь Бинотто придется как-то распутывать эту ситуацию. Но пока неясно, чью сторону выберет руководство команды и выберет ли вообще. Все-таки у каждого пилота есть свои плюсы и минусы.
Шарль моложе. Из него можно сделать настоящую звезду, новую эмблему «Феррари». Лично мне он напоминает Льюиса Хэмилтона: тоже молодой парень пришел в напарники к опытному чемпиону, будучи не готовым выполнять роль второго номера. Правда, как бы потом сам Шарль не кинул команду. Все-таки они похожи с Льюисом не только началом карьеры, но и характерами.
За Феттеля говорит опыт. Ведь если сделать машину под него, то можно повторить 2013-й год. Правда, готова ли на это сама «Феррари»? Сам Себ уже не раз допускал серьезные ошибки в важнейшие моменты чемпионата. Это говорит против него. Кроме того, после России Феттель потерял шансы на титул в этом сезоне, а значит, он вскоре может потерять шансы на третье место. В контракте немца есть пункт, по которому в случае непопадания в топ-3 он может уйти из команды. Воспользуется он этим условием или нет, остается интригой.
Точнее всех предсказал это Гельмут Марко. Да, как бы многие ненавидели этого человека, но конфликт Себа и Леклера он предвидел: «Будет очень интересно. За «Феррари» выступает чертовски быстрый парень, который не хочет ждать своей очереди. Пока что они вежливы друг с другом, но со временем мирные отношения рухнут. Возможно – в следующем году».
Вообще наивно и глупо, как по мне, полагать, что у Шарля и Феттеля все уладится. Не бывает такого в «Формуле-1», как и в жизни в целом. Либо кто-то прогнется, либо уйдет. «Феррари» не нужны отношения пилотов, как у Росберга и Хэмилтона.
Под самый конец хочется сказать следующее: обидно, что именно у нас, в России, второй год подряд происходит какой-то гоночный скандал. В 2018-м – это командная тактика «Мерседеса», теперь вот «Феррари». Скрещу пальца в надежде, что следующая гонка пройдет без скандалов. Хоть они и бывают интересными.