Конфликт со спонсором, проблемы с пилотом и машиной. «Хаас» вот-вот станет хуже «Уильямса»
Главные неудачники сезона.
Путаница с машинами
В этом сезоне «Хаас» работает не лучше «Уильямса». Отсюда и ужасные результаты американской команды. Одной из причин вечных провалов команды в 2019 году является непонятная ситуация с болидами пилотов. Для начала стоит отметить, что за весь сезон «Хаас» не совершил ни одного серьезного обновления машины, которое хоть как-то выделялось на фоне других. Пока те же «Рено» и «Макларен» предпринимали разные попытки улучшить свой болид, «Хаас» просто искал причины своих проблем.
Все, что делали в американской команде, чтобы исправить ситуацию – незначительно меняли детали. Так например, было сменено переднее антикрыло перед Гран-при Китая. В пятницу болид поломался, и «Хаас» обещал еще более усилить крылья. Как итог, в Китае команда осталась без очков. И весь сезон «Хааса» - это бесконечные слова Штайнера о поиске проблем и их нахождении. А потом команда снова проваливается, и все начинается сначала.
Тем временем сами пилоты рассказывали о том, насколько слаб болид. Например, Ромен Грожан сказал следующее: «На одном круге у нас восхитительная машина. Но как только резина пройдет два круга, мы уже не можем бороться. Надо понять, что происходит».
И действительно у «Хааса» обнаружили проблему с перегревом шин. Правда, Штайнер был уверен, что здесь больше, чем проблема с шинами: «Это сочетание всего. Невозможно просто сказать, что причина в машине, в ее аэродинамике, в охлаждении тормозов или чем-то еще. Все это зависит от места. Вы знаете, мы не можем определить, ибо в противном случае сделали бы это очень легко. Это сочетание вещей, в котором нам нужно разобраться. Если бы проблема была в машине, мы бы ее решили».
Как итог, машины Магнуссена и Грожана стали полностью отличаться друг от друга. Новые детали поступали в основном Ромену, но и они не давали результата. В итоге дело дошло до абсолютно нового болида, с шасси которого француз просто не мог работать. В определенный момент в «Хаасе» решили перейти к болиду Магнуссена. Стоит пожалеть датчанина. Никаких результатов. Наконец Гюнтер Штайнер подвел некий промежуточный итог: «Нам еще предстоит понять, на каком именно уровне мы находимся. Это самая странная машина, с которой я когда-либо работал. Мы можем занять шестое место в квалификации – но да, его можно считать восьмым, – или стать пятыми, а в гонке откатиться на предпоследнее место. Это невероятно. Не так уж и часто я встречал такую машину. Я не помню ничего подобного, и поэтому нам еще сложнее».
Проблемы со спонсором
В середине лета по команду был нанесен новый удар. Титульный спонсор «Хааса» Rich Energy решил разорвать соглашение, объяснив это следующим образом: «Rich Energy разорвала контракт с командой «Хаас» в связи со слабыми выступлениями. Мы нацелены на победу над «Ред Булл», а в Австрии оказались позади «Уильямса» – это неприемлемо. Политическая ситуация и предвзятое отношение в «Ф-1» также мешают нашему бизнесу. Мы желаем команде всего наилучшего».
Позже глава компании Уильям Стори решил высказаться на эту тему лично. Вышло довольно грубо: «С ними покончено. В свете последних событий это неприятное, но логичное решение. В «Хаасе» приятные люди, но их машина едет задом наперед. Наш продукт лучше, чем «Ред Булл», и молочный фургон в конце решетки – это катастрофа для нас. Это конец».
Однако самое интересное, что вины самой команды в этом нет. Rich Energy вполне возможно и дальше бы сотрудничали с «Хаасом», если бы не проигрыш в суде. Компанию обвиняли в использовании чужого логотипа и плагиате. «Хаас», конечно, не решил оставлять это просто так. Из-за досрочного разрыва соглашения американцы потребовали 44 млн долларов в качестве компенсации. Rich Energy отреагировала неадекватно: обвинила команду «Формулы-1» в попытке сместить их главу.
Естественно, никакой выплаты не последовало, главу компании уволили (на него потом подал в суд «Ред Булл»), отказываясь предпринимать какие-либо дальнейшие действия относительно бывших клиентов.
Гюнтер Штайнер, несмотря на столь трудную ситуацию, остался доволен: «Что мы сделали не так? Как можно что-либо испортить, если ты все делаешь правильно? Вы думаете, что репутации нанесет ущерб, но я так не думаю. Это не наша война. Все просто – нам платят за рекламу, и мы выполняем свою работу. Мы сделали все, что было прописано и никак не отреагировали, так что, на самом деле, это идет в плюс нашей репутации».
Второй пилот
Пожалуй, самый спорный момент в «Хаасе» на данный момент. Недавно команда подписала новый контракт с Роменом Грожаном, а Гюнтер Штайнер полностью уверен в способностях француза принести пользу коллективу. Однако в этом не уверены все остальные. Особенно, когда у Штайнера была возможность выбрать Нико Хюлькенберга. Так почему же Грожан?
Без понятия. Просто неясно, на чем основывались в «Хаасе» при выборе напарника Магнуссена. Единственное преимущество Ромена над остальными – он знаком с болидом и командой. Так что не придется привыкать к новому пилоту, подстраивать машину под него. Правда, кажется, «Хаас» больше теряет с этого.
Предпосылки о проблемах Грожана были еще в 2018 году. Во время Гран-при Баку появилась машина безопасности, Ромен был 6-м. Он потерял эту отличную ошибку, прогревая шины. Прогревая шины! Просто полюбуйтесь:
В этом сезоне он совершил другую нелепую ошибку. Во время практики в Великобритании Грожан не смог даже нормально выехать с пит-лейна. Ради справедливости, не один «Хаас» испытывает проблемы с шинами в этом году, а верить в заговоры против американской команды было бы глупо, она не настолько влиятельна в «Формуле-1». Так что мы стали свидетелями просто глупой ошибки Грожана, пилота, на которого рассчитывает Штайнер:
Мало того, Грожан регулярно попадает в аварии, причем, с собственным напарником, тем самым преумножая вред, который приносит команде. К тому же, в этом конфликте «Хаасу» явно стоит быть на стороне датчанина по одной простой причине: он уничтожает француза абсолютно во всем, кроме гонок. Грожан настолько упал на дно, что уже практически ни в чем не способен соперничать с напарником. Специально для наглядности я отобразил всю ситуацию в уже некоторым знакомой таблице (результаты после Гран-при Сингапура-2019):
Как итог, от пилота, попадавшего на подиумы, Грожан превратился в обыкновенного «крашера», который во всем уступает своему напарнику. Интересно, как с таким гонщиком «Хаас» собирается выходить из трудного положения. Если честно, тот же Нико Хюлькенберг на сегодняшний день во многом лучше Ромена. Присутствие такого пилота, как Грожан, будет лишь тормозить команду в развитии.
По крайней мере, так кажется мне. Все-таки «Формула-1» полна сюрпризов: может, американцы выстрелят в следующем году, как сделал «Макларен» в этом; а может, пробьют дно и будут хуже даже «Уильямса».