«Мерседес» стал главной сенсацией «Инди 500» 25 лет назад. У немецкого двигателя не было конкурентов
«Мерседес» сотворил историю, вернувшись в «Индикар».
Совершенно секретно
В истории автоспорта одним из самых интересных событий является возвращение «Мерседеса» в «Индикар». Немцы подготовили очень мощный двигатель к главной американской гонке в 1994 году – к «Инди 500». У «Мерседеса» никогда не было особой связи с «Индикаром», но в тот год все изменилось с добычей второй для «серебряных стрел» победы в 500 милях Индианаполиса. Эта история была успешно завершена 29 мая, но началось все за много, много месяцев до этого – с производителя двигателей «Мерседес-Илмора».
В то время в CART (американский чемпионат машин с открытыми колесами, созданный «Индикаром» совместно с Champ Cars) «Инди 500» отличался особенными правилами. Командам разрешалось заниматься разработкой двигателя специально для легендарной гонки. Этим не мог не воспользоваться «Пенске».
Команда обратилась за помощью к «Илмору». Инженерам предстояла важная задача: чемпионский двигатель надо было разработать за 10 месяцев. Работа началась летом 1993 года. В конечно итоге, мотор был создан и назван Mercedes-Benz 500I. Механики не поленились и даже дали прозвище своему детищу: «Зверь».
Это был 3,4-литровый 8-цилиндровый турбодвигатель V8, его мощность достигала 1000 л.с. К слову, это было на 200 л.с. больше, чем у остальных соперников. Так что в «Пенске» могли быть довольны. Как у «Мерседеса» получилось добиться такой мощности? Просто они внимательно читали правила «Инди 500»: при использовании поршневого двигателя с одним распределительным валом разрешалось проектировать двигатель с большей мощностью и запускать его с более высоким уровнем наддува, вырабатывая тем самым больше мощности. В очередной раз «Мерседесу» удалось обойти конкурентов.
Что удивляет, так это сроки, за которые «Мерседес» справился с задачей. Так, Марио Иллиен, соучредитель «Илмора», рассказывал следующее: «Это было очень трудно. У нас были ужасно маленькие сроки для такой гонки. Все должно было быть идеально, иначе наш проект мог стать провалом. Усилия участников проекта и ответственность, возложенная на них, были огромны. При этом все проходило секретно. Все сотрудники «Илмора» и «Пенске» не имели права рассказывать, о том, что тут происходило. Это имело важнейшее значение».
Весной 1994 года начались первые испытания двигателя с целью доработки. Естественно, тесты тоже проходили тайно. В апреле возникла серьезная проблема: 500I поломался, а до гонки оставалось всего ничего. Грэхам Гант, один из тех, кто работал с мотором (он до сих пор работает над двигателями для «Мерседеса» в автоспорте), рассказывает об этом следующее: «График был очень плотным. Работа должна была закончиться как раз к маю 1994 года. Мы не могли ждать еще год, ведь правила были бы уже изменены, а остальные узнали бы о существовании нашего мотора. Мы бы просто стали неконкурентоспособными. Время шло, и каждый час был драгоценным. Мы наладили процесс и дело пошло. У нас получился прекрасный двигатель, шедевр инженерии».
Главная сенсация «Инди 500»
О создании двигателя никто не знал, так что не будет преувеличением сказать, что многие были шокированы результатами. Несмотря на проблемы на тестах, «Мерседесу» все же удалось привести все в порядок к гонке. Наслаждаться мощностью двигателя предстояло Элу Ансеру-младшему, Эмерсону Фиттипальди и Полу Трейси.
Уже в квалификации РС-23 (машина «Пенске») показал себя во всей красе. Эл и Фиттипальди заняли места на первом ряду: американец взял поул, бразилец стартовал третьим (в «Индикаре» ряд состоит из трех болидов – прим.). Трейси в квалификации не особо повезло (он попал в аварию), и канадец стартовал с 25-го места (9-й ряд).
Чтобы уже «добить» зрителей, мощность двигателя помогла Ансеру и Фиттипальди вырваться в лидеры уже на старте гонки. В общем, между ними и шла борьба за победу. Ансер был лидером гонки вплоть до первого окна пит-стопов. Эмерсон им прекрасно воспользовался и вышел на первое место. Двукратный чемпион «Формулы-1» был настолько быстр, что к 85 кругу отрыв от Ансера составлял уже 25 секунд.
Однако бразильцу не было суждено выиграть тогда. Примерно за 15 кругов до конца дистанции Эммерсон допустил фатальную ошибку. Бразильца развернуло в стену, а его машина превратилась в кучу мусора. Ранее из-за неисправности двигателя с дистанции сошел Трейси, так что Ансер остался единственным из троицы «Пенске» на трассе. Эл вел серьезную борьбу с Жаком Вильневым.
В том же повороте, где сошел Фиттипальди, Эл сумел стать лидером гонки, а позже и выиграть ее. Вильнев финишировал вторым в 8,6 секундах от американца. Для Ансера это была вторая победа в «Инди 500», а вот для Mercedes-Benz 500I только первая. Это также стала вторая победа в 500 милях Индианаполиса для «Мерседеса» в истории. Первая была в далеком 1915-м.
«Победа в «Инди 500» значит многое, - позже сказал Норберт Хауг, экс-глава спортивного отдела «Мерседеса». – Мы показали всему миру, что такое «Мерседес». Мы не могли отказаться от такой возможности, поэтому сразу же согласились на участие в этом проекте».
Дальнейшая судьба двигателя
Победа «Пенске» с двигателем от «Мерседеса» стала настоящей сенсацией. Лишь вернувшись в главную гонку Америки немцы тут же ее и выиграли. Эта гонка стала одной из самых известных в истории, а механики до сих пор с любовью вспоминают о тех временах.
Грэхам Гант, к примеру, сказал немного, но эмоционально: «Я с таким чувством это вспоминаю. Столько эмоций!»
Пол Виснер, который до сих пор работает в «Мерседесе», рассказал следующее: «Это было совершенно секретно. Об это никто не знал. На нас сказывалось высокое давление. Однако это была честь принимать участие в таком проекте. Именно поэтому я до сих пор работаю здесь, 25 лет спустя. Победа в гонке – фантастическое воспоминание. Это была вишенка на торте. Потрясающее время».
Однако 500I больше никогда не принимал участия в гонках. Через несколько недель, дабы предотвратить подобное доминирование в дальнейшем, USAC изменил правила для двигателей. Легендарный мотор «Мерседеса» сделал свое дело, теперь «Зверь» ушел на покой.