Он был главной звездой Германии до Шумахера. Мог стать круче Сенны, но погиб в 27 лет
Штефан Беллоф – гонщик, не успевший воплотить мечту в жизнь.
Дуэль братьев
Как и многие звезды автоспорта, Штефан рос, будучи окруженным автомобилями. Его отец Георг Беллоф в юности участвовал в раллийных гонках и еще нескольких других чемпионатах. Позже Георг стал функционером в ONS (одной из автоспортивных организаций). Он также заведовал мастерской по ремонту кузовов и малярным цехом, где, к слову, потом до начала 80-х работал сам Штефан.
В автоспорт Штефан попал не один, но вместе со своим старшим на год братом Георгом-младшим. В 1971 году оба начали заниматься картингом в клубе из Оппенрода. С 1973 года оба брата начали принимать участие в различных чемпионатах Германии и Европы. Естественно, не обошлось без внутрисемейной конкуренции. Братья регулярно соперничали на треке, за чем с удовольствием наблюдал отец. Георг много вкладывал в своих сыновей: по его словам, ежегодно на карьеры братьев уходило 50 000 марок.
В 1979 году Георг-младший занял шестое место в немецкой «Формуле-3». Отец был разочарован. Мало того, Беллоф-старший сосредоточился только на карьере младшего сына, перестав вкладывать деньги в Георга. Одним словом, холодный немецкий расчет. Как итог, старший брат завершил карьеру, став впоследствии зубным техником.
К слову, у Штефана тем временем все шло, как по маслу. Георг начал заниматься картингом раньше, так что когда Штефан пришел, у его брата уже был опыт. Однако уже на второй год в картинге младший раскрыл свой талант, выиграв семь гонок. В 1976 году у Штефана еще и пошли дела в гору в личной жизни. У него был роман с Анджеликой Лангнер, которая, к слову, спроектировала его шлем в немецкий цветах. Она также регулярно сопровождала гонщика на трек.
Быстрый рост
Как мы уже знаем, Георг забросил карьеру старшего сына и сфокусировался на младшем. Стоит сказать, что это действительно дало свои плоды. В 80-х годах Штефан начал очень быстро прогрессировать, добиваясь успехов в разных чемпионатах.
Сначала он произвел впечатление в чемпионате юниоров «Формулы Форд». После многие эксперты отмечали его талант на фоне выступлений в «Формуле-Супер V». Штефан стал бронзовым призером немецкой «Формулы-3», а в 1982 году мощно стартовал в «Формуле-2» в составе «Мауэр». Он сходу выиграл первые две гонки. В на тот момент высококонкурентном чемпионате он стал четвертым.
«Мауэр», к слову, была необычная команда. Штефан участвовал в тестах в ее составе годом ранее. Из всего пелотона это была единственная команда, которая использовала собственные, а не клиентские шасси. Руководитель же команды Вилли Мауэр тоже оказался непростым человеком. Ведь он сыграл одну из решающих ролей в карьере Беллофа.
Когда Беллоф стремился попасть в «Формулу-1» как можно быстрей, то приходилось много платить. Так попасть в «Формулу-2» ему помог «БМВ», который выделил пилоту 400 000 марок. Однако для участия в составе «Мауэр» не хватало ровно столько же. Эти деньги как раз и предоставил Вилли. Но, естественно, недаром. Был заключен контракт, по которому всеми делами молодого немца будет теперь заниматься сам Мауэр. Штефану было плевать. Он был благодарен за предоставленную возможность.
В Германии Беллоф уже успел стать всенародным любимцем. За столько много лет у немцев могла наконец появиться крупная звезда в автоспорте. Но не все шло гладко. В «Формуле-1» не стали рисковать и брать 24-летнего парня. Во многом это связано с его характером и стилем вождения. Штефан был слишком агрессивен. Он очень резко проходил повороты, не считаясь с другими. В один момент это сыграет с ним злую шутку.
Легенда выносливости
И все же Штефан нашел себе отличное место на следующий год. Он заключил контракт с «Порше» в чемпионате гонок на выносливость, где, как известно, «Порше» был главным профессионалом. На тот момент также была создана легендарная машина C класса – Porsche 956. Именно ею и предстояло управлять Штефану. И надо сказать справился он с этой задачей прекрасно.
956-й идеально подходил Беллофу. Машина была особа успешной благодаря «граунд-эффекту». Так что, казалось, будто она проходит трек по рельсам. Скорость доходила до 372 км/ч, что не могло не радовать любителя скорости Штефана. Однажды его мать сказала: «Только за рулем он по-настоящему счастлив». И это была настоящая правда.
В свой первый же сезон в гонках на выносливость Штефан составил конкуренцию таким звездам, как Жаки Икс и Кеке Росберг. Причем, в одной из гонок он был быстрее финна на 30 секунд. Несмотря на потрясающие выступления, в чемпионате он финишировал четвертым. Но главное – он оставил впечатление о себе.
Именно Беллоф 28 мая 1983 года установил легендарный рекорд «Нюрбургринга», который «Порше» обновила лишь в прошлом году. За 6:11,13 минут он преодолел дистанцию в 20,835 км. Ныне один из участков трассы носит имя гонщика.
Одно из самых известных высказываний о Штефане принадлежит легендарному Джеки Стюарту : «Похоже, в Германии появилась новая звезда. Думаю, Беллоф самый талантливый немецкий пилот со времен Берге фон Трипса».
Но не все было так хорошо. Штефан одновременно с «Порше» продолжал выступать в «Формуле-2» за «Мауэр». Однако там дела шли не так прекрасно. Он принял участие в 10 гонках, большую часть из которых провалил. Не обошлось и без технических неполадок. Лишь в Испании Штефан приехал 2-м. В чемпионате же он занял лишь 9-е место.
На пути к мечте
Одним днем Штефан наблюдал за одной из гонок «Формулы-2» во Франции. Естественно, он был огорчен, что ему отказали в «Ф-1». Однако время шло. Он уже успел поразить весь мир автоспорта своими выступлениями за «Порше». Тогда-то к нему и подошел Вилли Мауэр. Оказалось, Кен Тиррелл хотел посмотреть, на что способен Беллоф. Немец вновь засветился от счастья. Наконец он сел за руль болида «Формулы-1». После нескольких тестовых кругов его время было таким же, как у тогдашнего пилота «Тиррелла» Мартина Брандла. Еще через несколько кругов он побил время британца на секунду. «Я тебя беру», – сказал Кен.
Наконец в 1984 году Штефан дебютировал в «королевских гонках». Удивительно, но он рассчитывал сразу вступить в борьбу за титул. В этом был весь Беллоф. Он хотел добиться успеха как можно быстрее. И он доказывал это на трассе. У «Тиррелла» были трудные времена. И неудивительно: в эпоху турбодвигателей британская команда могла себе позволить лишь атмосферник. Но немецкому пареньку это не мешало.
6-е место в Бельгии и 5-е в Имоле говорят сами за себя. А что уж рассказывать о Монако того года. Это одна из самых легендарных гонок в истории «Формулы-1». Тогда Сенна и получил свое прозвище «волшебник» за невероятную дождевую гонку. Своим выступлением на «Тольмане» Айртону удалось затмить всех. Хотя Штефан тогда оказался не хуже.
Беллоф стартовал последним, но уже на первом круге вырвался на 11-ю позицию. Затем он верно обгонял пилотов одного за другим. Одним из самых прекрасных обгонов был проход Штефаном «Феррари» Рене Арну. Вскоре Беллоф вышел на третье место, а потом гонку остановили. Кто знает, может, немец бы еще поборолся за победу с Сенной и Простом.
Однако после Гран-при Детройта «Тиррелл» был дисквалифицирован за использование нестандартного топлива. Штефан был опустошен. Это было настоящее разочарование для него, но сдаваться он был не намерен.
Болид 1985-го года был в разы хуже предыдущего. Так что Беллофу пришлось стараться в два раза больше. И у него это получалось. Штефан приехал 6-м в Португалии и 4-м в Детройте. «Ну что тут сказать? Природный талант…», – верно подметил снова Джеки Стюарт.
Неоправданный риск
Выступая в «Формуле-1», немец даже и не думал о том, чтобы бросать гонки на выносливость. Его дебютный сезон в «Ф-1» сопровождался успехом в «Порше». Беллоф стал победителем личного зачета, так что тем более он не хотел оттуда уходить. Хотя выступать за официальную команду «Порше» он все же перестал. Чтобы было легче выступать в «Ф-1», он перешел в частную команду, где использовали все тот же 956-й. Хотя уже появилась новая модель – Porsche 962, за рулем которого выступал Жаки Икс.
1 сентября 1985 года состоялся заезд 1000 км Спа (интересно, что в этом году Гран-при Бельгии «Формулы-1» пройдет в этот же день, на этой же трассе). Беллоф был готов победить, Жаки тоже не собирался уступать. Борьба была жесткая. Экипаж Штефана лидировал до 73 круга, когда пришло время для смены пилотов. Беллоф заменил Тьерри Бутсена. Икс тем временем вырвался в лидеры. За 5 кругов Штефан нагнал соперника, и вот они вышли к «Красной воде». Жаки собирался пойти по типичной для себя траектории, но тут вылез немец. Он попробовал пройти слева бельгийца, но это была роковая ошибка. Контакт между пилотами привел к серьезной аварии. Машина немца загорелась, спасать Беллофа было поздно. Он умер уже в момент удара в бетонное основание трибуны.
На видео ниже действие происходит с машины Жаки Икса.
Гонка была остановлена, но позже возобновилась. По ходу заезда врачи сообщили о трагедии, и на подиуме почли память немецкого гонщика. С того момента в «Формуле-1» произошли серьезные изменения. Команды запрещали своим пилотам участвовать где-то еще, кроме «королевских гонок». Хотя через некоторое время они вновь начнут разрешать им это делать,
Ныне автодром в Оппенроде, где когда-то Штефан начал карьеру, носит его имя. Вещи с именем немца до сих пор продают. Можно даже увидеть первые машины немецкого гонщика.
Штефан Беллоф – это безумно талантливый пилот, который рассчитывал как можно скорее стать чемпионом «Формулы-1». Он так мчался к этой цели, что в итоге потерял контроль. Чрезмерный риск погубил невероятного пилота. Германия потеряла гонщика, который мог стать ее главной звездой. Но не все было потеряно. Через 5 лет после его смерти за руль «Мерседеса» того же, что и «Порше» Беллофа, С класса сел перспективных парнишка: Михаэль Шумахер. Но это уже другая история.
Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Mike Powell
Когда в 1985 году Tyrrell перешел на двигатели Renault Беллоф на тестах напугал Герхарда Бергера, тот даже прибежал в восхищении в боксы Тиррелл.
Дитер Штепперт: Герхард ехал на пределе и тут его догнал и легко обошел, в сложном повороте Беллоф на более слабой машине. Герхард сказал, что его охватила смесь страха и уважения, потому что он видел, как кто-то впервые сделал то, чего он точно сделать не смог бы. Хотя они были не так уж и близки, я думаю, что Штефан и Герхард стали бы хорошими друзьями. Они говорили на одном языке, и у них обоих была только фигня в голове! Не было ни одной дурацкой шутки, чтобы они её не рассказали или не сделали.
Герхард Бергер: Он был одним из лучших, одним из самых лучших. Мне не легко это сказать. Он, наверняка, был бы будущим чемпионом, возможно, многократным. Он собирался им стать Я думаю, что это был бы большой соперник Сенны. Не так часто встречаются, такие, как он. Он был особенным.
Рейн Браун (о гибели Штефана в Спа): Я уверен, что в этот момент он смеялся. Он должен устроить шоу, это домашняя гонка для Икса, на заводской машине. Так давайте пройдем его в самом опасном повороте в мире.Это был Штефан.
Дерек Белл: Гонки не сводятся к обгонам. Речь идет о полном контроле над собой и своим талантом. Если бы только кто-то смог привить это ему.
добавлю пару слов о Штефане.. не своих, конечно..
Кроме Вилли Мауэр огромную роль в развитии таланта и поддержании карьеры Белоффа сыграли спортивный журналист Рейн Браун и спортивный менеджер BMW Дитер Штепперт, который собственно и рекомендовал Штефана Мауэру.
Браун: Это было в команде Бертрама Шефера. Я сказал Штефану, чтобы он вел себя правильно, потому что это была очень важная для нас гонка, а Бертрам - очень серьезный человек. Беллоф, казался издевательски серьезным, представившись ошеломленному Шеферу: «Привет, я Штефан. Где машина?» Он выиграл поул, за две секунды до конца квалификации. А в гонке он вылетел в первом повороте.. вернулся на трассу, последним, прорвался на второе место, отстав от победителя менее чем на секунду.
Бертрам Шефер: Он был быстрее, чем Фрэнк Елински, действующий чемпион. Он был каким-то особенным. Сразу же он боролся с кем угодно - у него не было уважения к авторитетам. И он побеждал их. Сразу. Но он не слушал советов, не принимал помощи извне. Он не мог ждать. Это было его частью. Он был очень самодостаточным. И я помню, что постоянные шутки и прочую фигню с его стороны, с утра до вечера.
Мартин Брандл (партнёр по команде): В Тиррелле было напряжение, потому что ожидалось, что Штефан вынесет меня в одни ворота, но ему этого не удалось. Я был на самом деле очень хорош в то время, я действительно был на уровне, у меня была абсолютная уверенность в том, что в Формуле-1 ничего не сложного. Большую часть времени мы ссорились между собой. Но у него был фантастический талант. Он всегда оттягивал торможение до последнего, и он попадал в неординарные ситуации и каким-то образом все ему сходило с рук. Он был совершенно бесстрашным. Слишком смелый, правда. Когда мы прорывались вместе, я видел, какие он совершал невероятные обгоны.
Дитер Штепперт (о Гран При Монако-84): Все говорят, что если бы гонка длилась на пять кругов больше, Сенна выиграл бы. Все, что я могу сказать, это то, что если бы она была на семь кругов дольше, Беллоф догнал бы Сенну. Зная их обоих, я думаю, будет справедливо сказать, что наиболее вероятным результатом было бы то, что они оба столкнулись бы в борьбе за лидерство.
Георг Беллоф: Та гонка привлекла к нему внимание Феррари. Они хотели его на 85 год, но они не могли расстаться с Рене Арну из-за контракта. Так что в следующем году или около того, они договорились о сезоне 86. Перед гибелью все было решено: он поедет в Ferrari на сезон-86 вместе с Микеле Альборето.
Жаки Икс - бельгиец..
Это принципиальная разница. Теоретически, гонщик может не знать, что за байду льют ему в бак. Но то, что у него машина на 30 кило легче заявленного, он знать обязан, иначе не сможет ее эффективно пилотировать.