Все дело в прижимной силе. Как «Ред Булл» резко стал второй силой в «Формуле-1»
Пока в «Феррари» спят, «быки» вовсю работают. Рассказ о главных обновлениях австрийцев.
В «Формуле-1» за последние гонки произошло много всего. Самое главное – это неожиданный прогресс «Ред Булл». У команды не очень шли дела по ходу сезона. Подиумы добывались с большим трудом Максом Ферстаппеном, пока «Мерседес» спокойно доминировал, а «Феррари» не понимала, куда делась прошлогодняя скорость. И вот в Австрии случилось чудо: «быки» одержали победу. Затем еще одну в Германии. Также Ферстаппену удалось завоевать поул в Венгрии. В общем, прогресс на лицо. И дело не только в таланте Макса, дожде и конфигурации трасс. Невероятную работу проделала команда во главе с гениальным Эдрианом Ньюи. Благодаря нескольким новинкам болид действительно стал лучше «Феррари». А все потому, что по ходу всего сезона австрийцы не сидели без дела.
Передняя подвеска
В Баку после нескольких не лучших гонок «Ред Булл» приехал с обновлением, аналогов которому в нынешней «Ф-1» нет. Изменения коснулись передней подвески.
Треугольный рычаг ушел в прошлое. Теперь в дело вступают два отдельных рычага: толстый и тонкий. Первый крепится к ступице чуть выше.
Бывший технический директор команд «Формулы-1» («Джордан», «Стюарт», «Ягуар») Гэри Андерсон объяснил, чего этим самым хотелис добиться в «Ред Булл»:
«Здесь нужно учитывать два или даже три фактора. Прежде всего, при повороте колес диск немного опускается вниз, потому для обеспечения нужного угла вам приходится либо делать вырез в задней кромке рычага, что приводит к потере его прочности на торможениях, либо опускать весь рычаг. Это тоже не очень здорово.
Во-вторых, разъединив ветви, мы получаем так называемую мульти-связанную подвеску, все элементы которой независимы. Собственные точки крепления позволяют легче справиться с задачей, описанной выше.
В-третьих, мульти-связанная подвеска дает больше свободы с точки зрения геометрии развала колес и расположения рулевых тяг. Если иначе расположить точки крепления, это позволит эффективнее контролировать перенос нагрузки.
Полагаю, именно последнее соображение стало главным для «Ред Булл»– оно позволило уменьшить угол развала колес при больших углах их поворота. Кроме того, стало возможно увеличить угол поворота, не жертвуя прочностью подвески».
Интересно, что в «Ред Булл» как раз рассказывали о том, что все изменения никак не будут касаться мотора «Хонды». «Это необязательно большие компоненты, – сказал после Гран-при Бахрейна главный инженер команды Роб Маршалл. – Но мы нашли четыре или пять зон, изменения в которых сделают машину лучше. И даже если мы реализуем три из пяти пунктов, можно добиться осязаемого прогресса».
Как «Мерседес»
Если хочешь быть лучшим, то следуй соответствующему примеру. В Канаду «Ред Булл» приехал с еще одним обновлением, которое впервые использовал «Мерседес» на зимних тестах.
Посмотрите внимательно на декоративную панель на фото ниже. Там как раз можно увидеть два небольших крылышка. На болиде «Мерседеса» W10 они используются еще со старта сезона. Крылышки имеют треугольную форму и призваны перенаправлять воздушные потоки вниз, к понтону, а затем и к диффузору, что даст большую аэродинамическую эффективность.
К слову, не только «быки» скопировали идею немцев. Это сделали также в «Рено» и в «Альфа Ромео». Однако для «Ред Булл» эта новинка несет максимальную из всех выгоду, так как позволяет приблизиться к скорости «Мерседеса» в поворотах.
Носовой обтекатель
В Монако «Ред Булл» отказался от использования сквозного отверстия в кончике носового обтекателя. Однако в Австрии было принято решение вернуться к этому идее. Отверстие создает зону высокого давления, что прибавляет болиду прижимной силы. А именно за ней «быки» охотятся весь сезон.
Это изменение могло быть использовано также из-за новинок «Хонды». В Австрию японцы привезли новую силовую установку. Мотор был значительно улучшен: инженеры поработали над турбиной и блоком внутреннего сгорания. К слову, в этом деле команде помогли авиационные специалисты одного из подразделений самой «Хонды».
Крылья
«Мы пересмотрели доработки, сделанные перед Францией. Вы посмотрите на машину внимательно. Все новые детали стоят на машине Макса», - сказал Эдриан Ньюи после квалификации Гран-при Австрии. Эксперты прислушались к его словам и действительно обнаружили нечто уникальное.
Команда Ньюи провела серьезную работу с крыльями болида. Как потом объяснил Хельмут Марко, Это было сделано из-за аварии Ферстаппена в пятничных тренировках. Оказалось, у команды попросту не хватало крыльев. Однако работа инженеров оказалась впечатляющей.
Заднее крыло не было сильно изменено, а вот переднее… Закрылки переднего антикрыла были сильно изменены. Теперь их кончики уходят резко вниз. Был увеличен изгиб наружу торцевой пластины. (Все это видно на фото с носовым обтекателем)
В Венгрию «Ред Булл» приехал уже и с новым задним крылом. Естественно, для увеличения прижимной силы. Его отличает загнутая форма. (На фото к этой главе)
«Ред Булл» неплохо прибавил благодаря всем обновлениям. Ньюи действительно удалось увеличить прижимную силу и сделать конкурентоспособный болид. Но все же стоит учесть, что последние трассы неплохо подходили «быкам». А вот сможет ли «Ред Булл» оставаться на этом же уровне вплоть до конца сезона – это уже другой вопрос. Главное, что новинки от Эдриана уже принесли результат. Так что аплодируем стоя!
Фото новинок: Джорджо Пиола, Марк Соттен
Для написания материала также использовались работы Джорджо Пиолы (мною очень уважаемого технического специалиста)