6 мин.

Святая троица. Кто поднял «Макларен» со дна

Рассказываем о настоящих супергероях.

Крупный провал

Для начала вспомним «Макларен», который мы видели год назад. Итак, Стоффель Вандор и Фернандо Алонсо получили в свое распоряжение машину с новым двигателем: вместо «Хонды» пришел «Рено». Но результатом и не пахло. После 5-го места Алонсо в Австралии, в первой гонке сезона (!), скорость у машины пропала, а количество проблем только росло.

По ходу сезона британцам еще удавалось приезжать в очки, но в самом конце «Макларен» опустился на дно. Ниже был только «Уильямс». Ситуация в команде была ужасной. Многие могут вспомнить скандал с зарплатой персоналу. Ее попросту не было. Люди работал за «шоколадки», а «Макларен» стал главным посмешищем чемпионата.

Тогда, к счастью, руководству хватило смекалки начать «чистку». Самым громким, что произошло в прошлом сезоне в стане команды, был уход Эрика Булье, спортивного директора, которого многие фаната обвиняли в провале «Макларена». Но его уход все равно не заставил многих верить в успешное будущее «оранжевых».

Тем временем давление на команду росло. Как было сказано, в конце сезона результаты оставляли желать лучшего. Чтобы вы понимали, начиная с Гран-при России и вплоть до конца чемпионата «Макларен» лишь один раз побывал в очках: Вандорн приехал 8-м в Мексике. Алонсо же за этот период максимально смог финишировать лишь на 11-й позиции в Абу-Даби. «Макларен» окончательно потерял уважение среди фанатов. Дальше все кардинально изменилось.

Смена власти

Зимой в «Макларене» сменился лидер. Вместо Зака Брауна, который отошел в «Формуле-1» на второй план, за руководство взялся Андреас Зайдль, ранее руководивший «Порше» в WEC. Именно его можно назвать одной из главных причин успеха команды. Зайдль наладил работу в команде, что следует из слов Зака Брауна. Зак заявлял, что Андреас имеет абсолютную власть над командой, так что теперь мы знаем, кому говорить спасибо: «Это его команда, и он может делать то, что хочет. Я на 100 процентов поддерживаю его. Но, зная его тип личности, можно быть уверенным, что он будет консультироваться и придумывать идеи вместе с командой, а не просто принимать решения самостоятельно».

Зайдль действительно ищет решение проблемы. Он не ищет оправданий неудачам. Что интересно, так это заявление Андреаса о том, что в этом сезоне «Макларен» выступает плохо, «учитывая наш («Макларена» - прим.) бюджет, инфраструктуру, талантливых специалистов. Поэтому моя задача – снова поднять уровень выступлений в тех условиях, которые у нас есть. Прямо сейчас я вижу в команде большой потенциал».

Ответственное отношение Зайдля можно объяснить следующим: ради этой должности он отказался возглавить весь «Порше». Поэтому его не заботит новый регламент, ведь это будет лишь в 2021 году. Андреас живет здесь и сейчас. Недавно он коренным образом изменил «Макларен», вернув матричную структуру управления, которая была во времена Рона Денниса в начале этого века. Немец тем самым полностью избавился от остатков с управления Зака Брауна.

«Я всегда придерживался простых, традиционных и ясных иерархий», – сказал Зайдль. - Мы все еще анализируем, какой хотим видеть нашу организацию в будущем. Конечно, новые правила 2021 года также играют здесь свою роль.

Вместе с моей командой менеджеров и, прежде всего, с Джеймсом Ки, который как технический директор имеет четкое представление о своей команде конструкторов, мы в настоящее время пытаемся получить полную картину.

Тем не менее, я с первого дня дал понять, как вижу организацию в целом: технический отдел разработки машины, отдел производства, гоночная команда. Другими словам, классическая структура в автоспорте. Я всегда так работал. Всем в команде это просто и понятно. Никакой матричной структуры – в ситуации, в которой мы находимся, важно сосредоточиться на основах».

Суперпрогресс

Зайдль – гениальный руководитель. Но он не может один за все отвечать. Здесь к нему на помощь пришел Джеймс Ки из «Торо Россо» в качестве нового технического директора. Стоит отметить, что за разработку нынешнего болида «Макларен» MCL34 он не отвечает. Ки тогда не мог приступить к своим обязательствам из-за контракта с «Торо Россо». Так что «Макларен» призвал Пэта Фрая (работал в «Макларене» в период с 1993 по 2011 года), который вместе с Андреа Стеллой разработали современный болид команды.

Первые три гонки результат был слабым. Но Ки, который приступил к работе в конце марта не сидел на месте, что теперь в общем-то свойственно команде Зайдля. Работа над болидом кипела. «Макларен» даже прибегал к копированию элементов с двух лучших болидов чемпионата: «Мерседеса» и «Феррари».

Инженеры полностью перестроили машину. Передняя подвеска болида оказалась очень близкой к подвеске «Мерседеса». Британцы также полностью обновили аэродинамику. Переднее антикрыло скопировано с «Феррари», были установлены новые заднее антикрыло, днище, дефлекторы рассекатели и т. д.

Результат не заставил себя ждать: нынешний «Макларен» быстрее прошлогоднего на 3,5 секунды, сама команда уже закрепилась на 4-м месте Кубка Конструкторов.

И наконец третий человек, который сделал нынешний «Макларен», - Жиль де Ферран. Он заменил Эрика Булье и стал новым спортивным директором. Результат работы Жиля мы увидели еще в прошлом сезоне, когда ему удалось заранее найти замену Фернандо Алонсо в виде другого испанца Карлоса Сайнса. Также он привлек в команду Ландо Норриса. Новый тандем пилотов оказался настолько удачным, что «Макларен» уже продлил обоих на следующий сезон.

И это неудивительно. Достаточно взглянуть на то, что творил Сайнс в Монако (суперобгон от испанца, сам он признался, что был его лучший обгон в карьере) и Австрии (стартовал 19-м, финишировал 8-м). Карлос демонстрирует невероятный талант, так что задаешься вопросом, почему он еще не в топ-команде. Хотя возможно, такой скоро станет «Макларен».

Норрис же помимо сильных результатов, как в квалификациях, так и в гонках, радует мир «Формулы-1» своим веселым характером. Чего только стоит ожидание Норрисом Гран-при Австрии.

Таким образом, «Макларен» явно ждет успешное будущее, которое создает Андреас Зайдль и его команда в лице Джеймса Ки и Жиля де Феррана. Святая троица для «оранжевых».