5 мин.

Трагический октябрь моторспорта

 

В век феноменальных технологий, казалось, абсолютного развития безопасности и неуязвимости к смерти в профессиональных гонках, за неделю мы потеряли сразу двух ярчайших звёзд.

Дэн Уэлдон, чемпион IRL 2005 года, оказался в исключительной ситуации…

Талантливый британец пропускал нынешний сезон и вообще не должен был стать одним из 15-ти пилотов в роковом массовом завале на овале Лас-Вегаса.

Трагическая тенденция началась с дебютного этапа 2006 года, когда на свободных заездах погиб журналист, проводивший дебютный полный сезон в качестве гонщика, талантливый Пол Дана… Это была последняя смерть в высшей автоспортивной категории Америки. И Дэн, действующий чемпион, выиграл тот этап. Это стало началом его конца. Как и в мировом чемпионате по ралли, выигравший смертельную для штурмана Маркко Мартина гонку младший Сольберг больше побед не одерживал… Так и в «ИндиКар» из позиции главного фаворита Уэлдон постепенно ушёл в положение пилота оставшегося без контракта и спонсоров.

Но в американских формульных овальных гонках всегда был заезд, по статусу превосходящий аж весь чемпионат в целом, как Батхерст в топовом австралийском чемпионате V8. Имя ему – 500 миль Индианаполиса. Некогда входившая в чемпионат мира Ф1 гонка всегда была особенной и, являясь событием из ряда вон выходящим, собирала пилотов и не входящих в регулярный чемпионат. Так и Дэн вернулся после полугодового отсутствия практики и выиграл второй раз после чемпионского 2005-го главную «овальную» гонку планеты. Правда, при весьма уникальных обстоятельствах с аварией уверенно лидировавшего дебютанта (который, кстати, и вытеснил из команды Уэлдона) в последнем повороте гонки.

Этот триумф позволил повернуть время вспять, и Дэн получил приглашение на место призового пилота на следующий сезон в свою чемпионскую команду «Андретти Грин Рейсинг». Более того, яркий и презентабельный британец готовился стать лицом серии. Как Михаэль Шумахер в Формуле 1 ранее, как Дэвид Бекхэм в футболе…

Конец всему положила финальная гонка сезона «ИндиКар» в Лас-Вегасе. И Дэн не должен был там на старт выходить, и 35 пилотов не должны бороться на сверхкоротком полуторамильном треке. Однако руководство американской серии приняло беспрецедентные условия с приглашением пилотов из любых серий, поставив на кон лично для них 5 миллионов долларов призовых в случае победы. Половина досталась бы случайному болельщику, поставившему на триумфатора… В итоге из всех претендентов принял участие лишь Дэн. Кими и Жак не приехали. К счастью.

360 километров в час, полёт, лишивший любой возможности замедлиться самостоятельно, удар о бетонную стену верхней частью болида, многократные перевороты и возгорание «индикара» лишили величайшего британца американских гонок возможности выжить… Увы, более совершенный и гораздо более безопасный болид новейшего поколения, тест-пилотом которого в нынешнем сезоне и был Уэлдон, не успел спасти жизнь своего создателя…

Прошла неделя. МотоГП. Малайзия. Одна из современнейших и безопаснейших трасс «Сепанг», дебютировавшая в Формуле 1 в 99-м году, стала последним этапом в жизни Марко Симончелли. Талантливейшему мотогонщику было только 24 года. В 2008-м он уже стал чемпионом в 250. В прошлом году дебютировал в Королевском классе, а в этом дважды стартовал с поула и неделей ранее до трагического инцидента показал лучший в карьере результат, на последнем круге вырвав «серебро». Красивый итальянец мог стать преемником примы мировых мотогонок соотечественника Валентино Росси. Увы, именно Доктор стал вторым после Карла Эдвардса спортсменом, налетевшим на заскользивший байк ярчайшего мотогонщика молодого поколения… А ведь Марко уже сейчас опережал в чемпионате восьмикратного чемпиона Королевских мотогонок и всю культовую итальянскую «Дукати».

СуперСик боролся до конца. И даже в момент, предвещавший трагедию, он бился с Альваро Баутистой и одерживал верх в схватке за четвёртое место, как и регулярно в сражениях в 250 кубиках ранее. И, даже теряя заскользившее переднее колесо, Марко не бросил руль и продолжал пытаться удержать мотоцикл. Увы, это привело к перекрещиванию траекторий со следовавшими позади Эдвардсом и Росси, непреднамеренно убившими восходящую звезду…

Пилоты Королевских мотогонок настоящие профессионалы, и даже падения на высоких скоростях не приводят к серьёзным травмам. Однако столкновения в результате падений неизбежно могут оказаться фатальными… Лишь год минул с момента гибели талантливого 19-летнего Шои Томизавы, боровшегося и выигравшего первую гонку в только дебютировавшем классе Мото 2. Юного японца переехали преследовавшие Реддинг и де Анжелис…

Моторспорт по-прежнему опасен. И даже европейские формульные серии не могут давать гарантий, ибо в дебютный же сезон Формула 2 лишила мира автогонок одарённого 19-летнего сына семикратного чемпиона мира по мотогонкам и обладателя титула в Ф1 Джона Сертиза, Генри.

И только Формула 1, так нещадно борющаяся со скоростями и ратующая каждой частичкой пелетона за безопасность, может убедительно продемонстрировать результаты: семнадцать с половиной лет без жертв в рядах гонщиков. Спасибо FIA за это.

Другие же серии о столь глобальных переменах пока, похоже, не задумываются….

К сожалению, именно самого популярного на публике гонщика Мото Гран При, равно как и самого привлекательного среди болельщиков пилота «ИндиКар», теперь не стало…