Вы знаете Квята. Но в России много других гонщиков, которые заезжают на подиумы
В десятке других чемпионатов.
В самых популярных видах спорта все основные серии уже ушли на летний перерыв: определились чемпионы и обладатели бесчисленных кубков в футболе, прервана безумно долгая безтрофейная серия «Сент-Луиса» в НХЛ, пала династия «Голден Стейт» в НБА, определились сильнейшие в биатлоне и фигурном катании. Лишь в теннисе все основные турниры еще впереди.
Гоночный сезон вообще только завершил начальную стадию — в большинстве серий прошло только в районе трети всех запланированных заездов. Тем не менее, уже можно делать первые выводы по тенденциям в выступлениях российских пилотов на всех мировых соревнованиях и заметить тенденции в успехах и неудачах.
Кстати, вы удивитесь, но гонщиков из России в мире не так уж и мало — причем о доброй половине вы вряд ли слышали.
«Формула-1» – Даниил Квят
25-летнего пилота из Уфы можно смело назвать одним из открытий сезона. После возвращения в «Торо Россо» от него никто не ждал слишком многого, но Квят сумел удивить обгонами и результатами. За первые восемь Гран-при Даниил оформил запоминающиеся атаки на гонщика «Ред Булл» Пьера Гасли в Австралии, новичка «Макларена» и бывшего напарника Карлоса Сайнса в Канаде, чемпиона мира 2007 года Кими Райкконена и Нико Хюлькенберга из «Рено» в Барселоне — пожалуй, в 2019-м больше никто не обгонял так же стабильно, часто и разнообразно.
Удачные выступления на треке наконец-то нашли отражение и в турнирной таблице: Даниил четыре раза приехал в топ-10, параллельно побив собственный рекорд по высоте позиции за «Торо Россо» после финиша на седьмом месте в Монако. Эксперты официального сайта «Ф-1» считают его шестым пилотом сезона (выше обоих гонщиков «Феррари» и «Рено», а также выше Гасли) — неудивительно, что в фанатских сообщества в соцсетях и на реддите Даниила хотят снова видеть в «Ред Булл» (и менеджер парня Николя Тодт после Гран-при долго общался с консультантом австрийской команды). С другой стороны, по слухам, среди конкурентов у Квята Нико Хюлькенберг и Фернандо Алонсо – достойная компания.
Все ждут Квята в «Ред Булл». Но вместо него зовут гонщика, у которого 162 гонки без подиумов
В любом случае, если пилот «Торо Россо» продолжит в том же духе, место в пелотоне на 2020-й ему обеспечено.
«Супер-Формула» – Артем Маркелов
Самый успешный российский гонщик в истории «Формулы-2» (9 побед, второе место в 2017-м) потерял собственную команду во второй по иерархии серии с открытыми колесами, но не забросил карьеру: с помощью системы «Рено» он отправился в самый близкий к «Ф-1» чемпионат по скорости — в японскую «Супер-Формулу».
На дальневосточных островах у Маркелова сходу не пошло: в первой гонке он замыкал очковую зону, но получил сомнительный штраф и откатился в хвост пелотона, во второй сошел из-за неполадок болида, а в третьей приехал 16-м из-за неудачной тактики. В квалификациях Артем тоже не сверкнул и трижды занял последние места, но винить в этом москвича не стоит: «Супер-Формула» очень трудна для адаптации для любых европейцев. В японской серии царит особая раздолбайская специфика (например, в одной из гонок команда забыла блокировщик под колесом болида обладателя поула, и гонщик получил штраф в виде проезда по пит-лейн). Здесь очень быстрые машины, уникальные шины «Йокогама» (нигде в мире их больше не используют) и незнакомые трассы — причем даже на симуляторе команды запрограммированы только три из семи! Главный юниор системы «Ред Булл» на данный момент Дэн Тиктум, к примеру, показал сходные результаты — финишировал два раза из трех на 8-м и 15-м местах.
Помимо приключений в последней империи планеты Маркелов также вернулся на один этап в «Формулу-2» – команда «МП Моторспорт» позвала его на замену покорявшему «Инди-500» Джордану Кингу. Артем достойно проехал обе гонки и финишировал шестым и четвертым — сходу набрал 16 очков и опередил в чемпионате Мика Шумахера и соотечественника Никиту Мазепина.
Пока не очень понятно, куда же двигается карьера Маркелова, но наблюдать за ним в «Супер-Формуле» интересно. Попробуйте — не пожалеете.
«Формула-2» – Никита Мазепин
Сын очередного российского миллиардера не получил в главной молодежной серии мира собственную команду — его определили в чемпионскую «АРТ» в пару в одному из топов чемпионата Нику де Врису. Тем не менее, сравнивать Никиту с голландцем пока не представляется возможным: россиянин уступает практически всем — ниже только еще более жуткие рента-драйверы Ральф Бошунг, Махавер Рагунатан и Татьяна Кальдерон.
Конечно, можно было бы представить, будто Мазепин просто вкатывается в новую серию, вот только по гонкам он тоже производит слабое впечатление: несколько раз в сезоне (например, в Баку) он застревал за Кальдерон и не мог обогнать ее добрую половину дистанции. Трудно списать это на адаптацию, ведь прошлый сезон он провел в GP3, где вдоволь накатался на шинах «Пирелли» – например, его главный соперник по чемпионату Антуан Юбер попадал в очки в 80 процентах заездов и выиграл аж две гонки. Лучше Мазепина проявляют себя и друге недавние соперники: Дориан Бокколаччи, Хуан Мануэль Корреа, Каллум Айлотт — почти у всех есть по подиуму или хотя бы по заезду в топ-5. Никита с двумя восьмыми местами выглядит крайне слабо.
Зато он прошел тесты в Бахрейне в составе «Мерседеса» и даже показал на них лучшее время сессии, опередив на секунду пилота «Торо Россо» Александра Албона. Консультант «Ред Булл» Гельмут Марко прокомментировал это разгромнейшей речью, в которой назвал Никиту «второсортным гонщиком» и призвал запретить сверхпроизводительный режим немецкого мотора.
Пока Мазепин не выглядит гонщиком, способным добиться хотя бы статуса середняка в «Формуле-2». Вероятно, к концу сезона результаты немного улучшатся, но о «Формуле-1» можно и не мечтать.
Гонки на выносливость
WEC – Cергей Сироткин, Виталий Петров, Егор Оруджев, Михаил Алешин
Команда «СМП Рейсинг» всерьез надеялась побороться за победу на «Ле-Мане» с «Тойотой» и даже разработала особый аэродинамический обвес для достойного противостояния на прямых. В квалификации экипажу Оруджева, Сироткина и Сарразена не хватило всего 0,2 до японского болида с Фернандо Алонсо внутри, но в процессе марафона все вновь пошло не так. Самый быстрый российский экипаж сошел из-за аварии, но «СМП Рейсинг» не остался без подиума: вторая машина под управлением Алешина, Петрова и Вандорна доехала-таки на третьем месте.
Ранее те же ребята брали то же третье место в Спа и в результате российская команда закончила суперсезон на том же третьем месте в Кубке конструкторов.
Из бело-синего экипажа лишь Алешин участвовал где-то кроме WEC: он вместе Мигелем Молиной и Давиде Ригоном поехал еще в сериях «Бланпен». Они выиграли «3 часа Сильверстоуна», заняли второе место в «1000 километров Поля-Рикара» и сейчас возглавляют зачет Endurance GT Cup – кажется, у Михаила еще есть шансы стать чемпионом в этом году.\
С другой стороны, Сироткин не ездил в других сериях в роли боевого пилота, но получил должность резервного в «Макларене» в «Формуле-1» – вдобавок к такой же роли в «Рено». В случае, если с кем-то из гонщиков этих двух команд что-то случится, именно Сергей выйдет на старт Гран-при.
ELMS – Роман Русинов, Константин Терещенко
Российский экипаж G-Drive Racing второй год подряд приехал на «Ле-Ман» лидером и фаворитом класса LMP2 – но если в 2018-м Русинова и товарищей дисквалифицировали из-за неомологированного оборудования для дозаправок, то в 2019-м на одном из пит-стопов их подвела деталь за 10 евроцентов. Болид заглох, и за время ремонта россияне потеряли всякие шансы даже на подиум.
В чемпионате «Европейской серии Ле-Ман» у G-Drive Racing ситуация получше: после четвертого места на «Поле-Рикаре» Русинов с Йобом ван Уйтертом и Норманом Нато выиграли «4 часа Монцы» и возглавили общий зачет.
Константин Терещенко выступает соперником Русинова в ELMS в составе команды «Панис-Бартез» (да, это совместное детище бывшего пилота «Формулы-1» и вратаря сборной Франции). Правда, пока тандем не может похвастаться высокими результатами: после схода и седьмого места экипаж Терещенко занимает лишь седьмое место в общем зачете. На «Ле-Ман» Константин приехал гонщиком другой команды – ARC Bratislava — но и ее машина не добралась до финиша: сошла в ночной период из-за аварии.
«Формула-3» – Роберт Шварцман, Артем Петров
После реорганизации серии и слияния с GP3 ее покинули сразу несколько главных топов: Мик Шумахер ушел на повышение в «Ф-2», а Тиктум — завоевывать очки для суперлицензии в «Супер-Формулу». Занявший третье место в общем зачете 2018 года Роберт Шварцман остался по сути главным фаворитом на титул в 2019-м: из реальных соперников у него есть только напарник Маркус Армстронг (которого петербуржец сделал и по победам, и по подиумам) и новичок системы «Ред Булл» Юри Випс (4 победы в 2018-м). Из молодых талантов добавились юные звезды из «Формул-4» и «Формул-Рено» Кристиан Лундгор, Нико Кари, Макс Фьютрелл, Лерим Зендели и Лиам Лоусон — но все равно победы ждут именно от Шварцмана.
Пилот молодежной академии «Феррари» сходу занялся оправданием ожиданий — выиграл первую гонке сезона и прорвался на четвертое место второй гонки после старта с седьмой позиции. На «Поле-Рикаре» Роберт продолжил отжигать: занял второе место в первом заезде, а во втором раскатал пелотон с седьмой стартовой позиции и уехал к победе. Особенно круто выглядел двойной обгон в борьбе за лидерство.
После двух этапов Шварцман закономерно удерживает первое место в общем зачете и выигрывает у второго 22 балла, а у третьего — целых 35 баллов. Титул еще не гарантирован, но сильного конкурента пока не видно.
У второго россиянина в «Ф-3» 19-летнего Артема Петрова дела намного хуже: 18-е место и сход. Правда, никто звездного старта от него и не ожидал — в 2018-м петербуржец лишь трижды попал в топ-10 и в основном заканчивал заезды в районе 15 позиции. Лучшим его достижением является пятое место в итальянской «Ф-4» двухлетней давности (две победы) — пока он выглядит обычным середняком.
Выступления в других сериях тоже оказались далекими от выдающихся: в «Евроформуле» (машины спецификации «Ф-3») Артем оформил еше один сход и занял 14-е место в двух гонках. В новозеландской Toyota Racing Series в начале гола он лишь трижды поднялся на подиум и стал девятым в общем зачете.
Невеселые результаты Артема вместе с финансовыми проблемами вынудили его покинуть «Формулу-3». От выступлений в «Евроформуле» менеджмент парня отказался еще в самом начале сезона, так что на данный момент пилот остался без кокпита.
Ралли-рейды
«Камаз-Мастер» и его экипажи
Зимой российская заводская команда оформила традиционный дубль на «Дакаре», привезя соперникам больше часа. К победе экипаж в четвертый раз (и третий подряд) привел Эдуард Николаев — концерн из Набережных Челнов уступил лишь дважды за последние десять лет. Всего победа в рейде стала уже 16-й в истории.
Также экипаж Дмитрия Сотникова как следует размялся на Ралли Казахстана — привез ближайшим конкурентам Михаилу Шкляеву и Алексею Глебову на «ГАЗах» Садко 12 и 15 часов преимущества соответственно (на всю дистанцию у победителя ушел 21 час!).
Кроме «Дакара» команда любит доминировать еще и на ралли «Шелковый путь» – его «Камаз» тоже выигрывал уже 7 раз. 6 июля «мастера» стартуют на нем вновь.
Сергей Карякин
Победитель «Дакара» на квадроциклах 2017 года перешел на багги и занял 10 место в своем классе: по ходу рейда он лидировал и даже выиграл один из этапов, но в дело вмешались поломки и технические неполадки.
По возвращению из Африки Сергей со своей командой Snag Racing поучаствовал в российской серии гонок на багги Can-Am X Race, но не смог закончить первый этап из-за все тех же технических проблем.
Впереди Карякина тоже ждет «Шелковый путь» – последняя большая гонка сезона.
Чемпионат мира по ралли-рейдам — Владимир Васильев, Федор Воробьев
Эпичные поездки по горам и пустыням — это не только «Дакар», «Африка Эко Рейс» и «Шелковый путь». У ФИА есть целый чемпионат, где несколько ралли сведены в один сезон — и русские там тоже вполне успешно выступают.
К примеру, Владимир Васильев занял третье место на Ралли Катара, проиграв только пустынным супергероям Нассеру Аль-Аттии и Язеду Аль-Раджи. На следующей гонке в Абу-Даби он не добрался до подиума, но стал шестым, опередив, к примеру, одного из символов «Дакара» Сириля Депре. В итоге экипаж россиянина пока идет пятым в общем зачете — победа в сезоне уже не светит, но шансы на топ-3 пока остаются, ведь команда Васильева Overdrive как раз и занимает третью позицию в общем зачете.
Не менее круто выглядит гонщик на багги Федор Воробьев и российская команда «Завидово»: его экипаж занял второе место в Катаре, третье — в Абу-Даби и четвертое — в Казахстане. Благодаря стабильности он вместе с коллективом занимает второе место в обеих турнирных таблицах — победить доминатора Рейналду Варелу тоже математически не выйдет, но все равно «завидовцы» пошумели как следует.
Ралли-кросс — Тимур Тимерзянов
Чемпион Европы по ралли-кроссу 2010 года проводит шестой сезон в чемпионате мира – за это время он дважды поднялся на подиум и плотно прописался в топ-5-8 лучших гонщиков планеты. Казалось, в 32 года Тимуру не удастся совершить прорыв в результатах и мастерстве — однако именно в 2019-м он выиграл первый в карьере этап мирового ралли-кросса.
Более того, сейчас он занимает самое высокое за все сезоны место в общем зачете – шестое – и отстает от лидера Тимми Хансена на 31 балл на середине чемпионата, сохраняя шансы на топ-3. Жаль, что окно возможностей открылось только после ухода лучшего пилота WRX Юхана Кристофферссона в WRC и мировой туринг.
Ралли
ERC – Алексей Лукьянюк
2019-й для прошлогоднего чемпиона Европы стартовал не очень удачно: на двух первых этапах «Ситроен» россиянина не добрался до финиша, и соперники уехали вперед на добрые 50 очков. На последнем заезде в Лиепае Лукьянюк все-таки увидел клетчатый флаг и занял второе место, разом сократив половину отставания — шанс на реванш у него еще остался. В конце концов, в чемпионский 2018-й у него тоже было два схода — и они не помешали (особенно с учетом того, что в зачет турнира идут только 6 лучших результатов).
WRC-2 – Николай Грязин
Второй дивизион чемпионата мира по ралли — тоже весьма жесткий и конкурентный турнир: например, в нем сейчас гоняет победитель последней «Гонки чемпионов» Бенито Герра. Есть там и российское присутствие: 21-летний Никита Грязин на «Шкоде», перешедший из ERC после двух выигранных этапов и второго места в общем зачете в 2018-м.
Пока Никита проехал четыре ралли и три раза попал в топ-5 при одном сходе. – а во Франции даже показал второй результат в своем классе. Пока он занимает пятое место в общем зачете, но главная цель для парня — не выигрывать все подряд, а привыкнуть к скоростям чемпионата и прицелиться на основную серию.
«Формула-4»
В низших лигах европейских гоночных чемпионатов сейчас гоняют пятеро россиян.
Испанской «Ф-4» досталось самое многочисленное представительство: в команду DriveX подписали Ивана Носова и Артема Лобаненко (картингистов без особых успехов), а также победительницу РСКГ в юниорском классе Ирину Сидоркову. Пока лучшим выглядит Лобаненко: он однажды (в 12 гонка) поднялся на подиум и еще девять раз набрал очки. Сидоркова для 15 лет тоже выглядит неплохо: дважды завоевала очки и еще трижды приехала на 11 месте. Носов девять гонок подряд оставался единственным в чемпионате постоянным участником без очков, но на двух последних этапах финишировал в топ-8 и немного подтянулся.
К слову, те же лица выступают и в российской «Ф-4». Лучшим по-прежнему остался Лобаненко (победа и подиум в трех гонках), а вторым стал уже Носов (один подиум). Сидорковой пока достались лишь шестые позиции и последнее место в общем зачете.
Есть российские пилоты и в более конкурентных «Формулах-4»: например, Иван Берец и Михаэль Белов съездили на один из этапов германского чемпионата — выше 12 места не поднялись, но получили море полезного опыта. Он поможет им в самом тяжелом юниорском турнире мира — итальянской «Ф-4», где оба россиянина проводят дебютные сезоны. Результаты весьма хороши для новичков: Белов идет четвертым в общем зачете с двумя подиумами в пяти гонках, а Берец лишь раз попал в топ-5, но превосходит сразу 21 конкурента буквально со всего мира.
«Инди Про» – Никита Ласточкин
У топовой американской серии с открытыми колесами «Индикар» есть третий дивизион — он называется «Инди Про 2000» (бывший «Мазда Про»). Уже третий сезон в нем гоняется россиянин Никита Ласточкин — пока на его счету лишь два подиума и пятое место в общем зачете. В 2019-м дела не улучшились: парень пока шестой и не поднялся выше четвертого в гонках. Его соперники — вообще 17-20-летние парни, так что не похоже, чтобы Ласточкин задумывался о повышении к такими результатами.
Картинг
Мировые соревнования отличаются многоуровневой структурой и дикой системой гонок: зачетных стартов не так много, зато пилотов на каждый заявляется по полсотни — попадание даже в топ-10 в таких условиях можно смело называть подвигом.
Более-менее стабильно россияне заявлялись только в юнирский и общий чемпионаты Европы в классе ОК (он же KF2 – масса карта равна 158 кг, а мощность мотора — 36 л.с.). В юношеской серии лишь двое гонщиков набрали хоть какие-то очки — Кирилл Смаль и Алексей Сизов.
В юниорском классе результаты намного веселее: 13-летний Никита Бедрин три раза попал в топ-6 и сейчас идет на пятом месте в общем зачете, уступая 23 очка лидеру. Поскольку за этап теоретически можно выиграть 35 баллов, у него еще есть шанс.
Помните, Путин ездил на болиде «Формулы-1»? Мы проверили – это фэйк
В сеть слили первые успехи Квята на гитаре. Фанаты Pink Floyd – приготовьтесь
В «Что? Где? Когда?» попал простой вопрос о «Формуле-1». Знатоки не ответили, а вы?
Фото: globallookpress.com/picture alliance/Hoch Zwei; использовано фото: globallookpress.com/AFP7; instagram.com/artem_markelov_official, nikita_mazepin, aleshin_official; globallookpress.com/Laurent Cartalade/MPS AGENCY instagram.com/romanrusinoff, tereschenkoofficial, robertshwartzman, petrovartem_, timur_timerzyanov
https://www.youtube.com/letsgoracing