Все ждут Квята в «Ред Булл». Но вместо него зовут гонщика, у которого 162 гонки без подиумов
Ищут замену провалившемуся пилоту.
В 2019 году трудно было ожидать тектонических сдвигов на гоночном трансферном рынке: у большинства пилотов из команд-гигантов вроде «Мерседеса», «Феррари» и «Ред Булл» есть контракты минимум до 2020-го. Лишь соглашение «серебряных стрел» с Валттери Боттасом истекает в конце сезона, но после ударных пяти первых Гран-при вероятность непродления финна еще хотя бы на год снизилась до чрезвычайно малой величины.
Но, похоже, какие-то подвижки на рынке переходов все-таки начнутся — и виновато слабое выступление второго пилота «Ред Булл» Пьера Гасли. Француз смотрится на фоне Макса Ферстаппена как игрок сборной Сан-Марино против Криштиану Роналду: проигрывает напарнику минимум по 0,5 секунды в каждой квалификации и в районе 45 секунд при одинаковых тактиках в гонках. Для «Формулы-1» такие отрывы — пропасть, и топ-команды долго не держат подобных пилотов.
Раньше проблемы француза сравнивали с трудностями Даниила Квята в 2016-м и списывали на неподходящий пилотажный стиль, но со старта сезона прошло уже шесть Гран-при, Пьер перестал жаловаться на баланс машины, но так и не нашел способа хотя бы немного подобраться к Ферстаппену.
Гонщик «Ред Булл» провалил старт сезона. У Квята есть шанс его заменить
Дошло даже до прозрачного предупреждения от посла бренда Дэвида Култхарда.
«Он заслуживает еще несколько гонок, чтобы освоиться, но я не думаю, что в случае неудачи его карьера в «Ред Булл» будет долгой», – сказал бывший гонщик «Формулы-1» почти месяц назад.
Неудивительно, что после очередного сокрушительного поражения Гасли от голландца на Гран-при Монако в паддоке пошли слухи о поиске замены. Правда, по информации источника Motorsport, главным кандидатом на место оказался не лидер «Торо Россо» Данилл Квят: якобы консультант программы «энергетиков» Гельмут Марко и босс команды Кристиан Хорнер пока не определили истинный потенциал россиянина. Зато они встретились с пилотом «Рено» и рекордсменом «Формулы-1» по гонкам без подиумов Нико Хюлькенбергом.
Шанс для Халка
Немец выиграл в молодежных сериях все, что только можно (немецкий аналог «Ф-4», «Формулу-3», А1 GP и GP2). Тем не менее, взрослая карьера оказалась настоящим разочарованием: Нико проездил уже 8 полных сезонов в «Ф-1», но так ни разу и не поднялся выше четвертой позиции. Внимательные болельщики точно помнят его по поулу за слабый «Уильямс» в дебютном сезоне на дождевом Гран-при Бразилии 2010 года и по борьбе за лидерство на том же «Интерлагосе» в 2012-м, но у Хюлькенберга каждый раз что-то шло не так. 31-летний пилот провел 164 Гран-при (162 старта в гонках) и заработал 0 подиумов — уникальное достижение для «Ф-1».
Самый невезучий пилот «Формулы-1». Установил новый антирекорд в гонках
С другой стороны, нельзя обвинить Нико в потере таланта: в 2015-м он сходу выиграл «24 часа Ле-Мана» всего во втором заезде на технике LMP. У Фернандо Алонсо, например, подготовка к той же цели потребовала уйти из Гран-при, проехать две «Дайтоны» и потратить половину сезона чемпионата мира по гонкам на выносливость на обкатку.
Хюлькенберг доказывает уровень и в 2019-м: если не обращать внимания на квалификации и гонки с заведомо провальной тактикой и неполадки моторов, то он вполне соответствует уровню напарника — перешедшего в «Рено» как раз из «Ред Булл» Даниэля Риккардо. Фигура австралийца стала ключевой в оценке выступлений немца: по данным Motorsport, знающие реальную ценность Дэна Хорнер и Марко заинтересовались Нико именно из-за равенства расстановки сил во французской команде. К слову, пилот «Рено» укатывал и еще одного выпускника системы «энергетиков» Карлоса Сайнса, ныне радующего боссов «Макларена».
Помимо скорости, Хюлькенберг может предложить еще и огромный опыт вместе с помощью по доводке машин. Сейчас Гасли вынужден параллельно решать проблему со стилем и настройками, а также испытывать обновления — в результате страдают оба процесса, и стараний одного Ферстаппена для стабильного прогресса явно не хватает. Нико же на предсезонных тестах проезжал самые длинные и стабильные отрезки во всем пелотоне и за годы выступлений в «Заубере» и «Форс-Индии» научился приспосабливаться к самой норовистой технике — его отзывы точно будут полезнее, и «Ред Булл» сможет ускорить развитие болида.
Правда, Нико не лишен минусов. Немец страдает от вала необъяснимых неудач: при любом шансе на подиум или высокий результат у него что-то случается — ломается машина, летит к чертям стратегия или вылезает мелкая ошибка, ведущая к нелепому сходу. В некоторых случаях немца можно было бы обвинить в психологической неустойчивости (например, он дважды разбивал машину на Гран-при Азербайджана в 2017-м и 2018-м при шансах на подиум), но в других таких же ситуациях он не сдавался и боролся до конца – Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон на всю жизнь запомнят филигранную оборону Нико на Гран-при Кореи 2013-го с итоговой четвертой позиций на «Заубере». Видимо, фортуна очень не любит парня из Эммериха-на-Рейне.
Плюс из-за длительного выступления за аутсайдеров и середняков Хюлькенберг все чаще сталкивается с кризисом мотивации: в безнадежные моменты гонки или сезона он часто выключает старание и словно переходит в режим автопилота (хоть и все равно довольно быстрого). Правда, слухи об интересе «Ред Булл» должны принести в жизнь Нико небывалую волну рвения — да и вряд ли он вообще узнал бы о существовании таких проблем в топ-команде.
В конце 2019-го у Халка истекает контракт, а потому он доступен для любых предложений — более того, по сути немец стоит на пороге своего последнего большого соглашения, грозящего определить всю его дальнейшую карьеру. «Рено» за три сезона с Хюлькенбергом так и не приблизилось к топ-3, так что предложение «Ред Булл» может стать единственным шансом парня на подиум и победу, и Нико точно рассмотрит такое предложение — даже если придется временами подыгрывать Ферстаппену.
Месть «Рено»
В данный момент лишь у двух команд наблюдаются сильно натянутые отношения — и это как раз «Ред Булл» и «Рено». Первые признаки раскола начались еще в 2014-м, когда после смены моторного регламента «быки» откатились с первой позиции Кубка конструкторов на вторую, а потом и вовсе на четвертую. Французский двигатель не выдерживал конкуренции с «Мерседесом» и «Феррари», и команда из Милтон-Кейнса постоянно выражала недовольство ситуацией — дошло даже до переименования силовой установки из «Рено» в спонсоркий «Таг Хойр».
С тех пор отношения между командами испортились до такой степени, что боссы постоянно перекидывались подколами и наездами. Документалка от Netflix показала: каждый раз, когда боссы команд Хорнер и Абитебуль оказывались в одном помещении, либо повисало неловкое молчание, либо начинался взаимный троллинг.
В итоге отношения «Ред Булл» и «Рено» закончились разрывом и альянсом с «Хондой». Французы отомстили — внезапно увели Даниэля Риккардо в тот самый момент, когда, казалось, австралиец уже продлил контракт с «быками».
Вероятно, слухи об интересе к Хюлькенбергу могут оказаться лишь очередной ответкой. Даже если реального предложения или предметного диалоге не было, на волне разговоров акции Нико на рынке несомненно выросли, и теперь он со спокойной душой может выколачивать из желто-черных контракт подороже.
С другой стороны, месть за Риккардо выглядела бы еще более изысканной, если Хорнер с Марко все-таки вытащат немца — причем тоже в самый неожиданный момент. Ответный удар может стать совсем эпичным, если «Ред Булл» найдет способ провернуть трансфер Нико прямо по ходу сезона.
Почему Халк, а не Квят?
Сложный, но чрезвычайно резонный вопрос, ведь в последний раз Хорнер и Марко подписывали пилотов не из своей программы в далеком 2007-м — счастливчиком оказался Марк «Неплохо для второго номера» Уэббер. Данный факт больше всех прочих играет на реальность версии с политическим противостоянием с «Рено».
И правда, было бы странно вытаскивать дорогого гонщика у прямого конкурента вместо того, чтобы рассматривать собственного парня, проводящего лучший сезон в жизни и совершающего шикарные обгоны. Квят уже обновил рекорд по лучшей позиции в составе «Торо Россо (теперь это седьмое место), трижды подряд пробился в третий сегмент квалификации, успешно атаковал на трассе «Ред Булл» Гасли, прорывался через соперников на необгонном испанском треке — трудно сказать, что он не заслужил новый шанс.
Тем не менее, все в «Ред Булл» осведомлены о хрупкой психологии Даниила. В прошлом россиянин уже ломался под усиленным давлением, потому Хорнер и Марко вряд ли захотели бы сломать работающую систему преждевременными слухами. Вероятно, руководство команды просто ждет от Квята долговременного подтверждения нового уровня и целого вала отличных результатов.
С другой стороны, у «быков» уже есть очень быстрый гонщик, которого позиционируют как будущего чемпиона — Макс Ферстаппен. Фактически «Ред Булл» ни к чему подписывать второго такого же и приносить зерно смуты. Гасли, к примеру, повысили после довольно стабильного сезона за «Торо Россо»: француз почти в каждой гонке предсказуемо приезжал примерно на те же позиции с одинаковым темпом и по большей части избегал замесов, неудач и аварий. Скорее всего, теперь Хорнер и Марко ищут Пьеру на смену пилота с примерно сходными качествами (только побыстрее), и как раз Хюлькенберг с богатым опытом подходит идеально.
Квят же и в удачном 2019-м пока не доказал способность стабильно гонять на высоких местах без происшествий: с ним постоянно что-то случается, и лишь Гран-при Монако прошел спокойно. Такие пилоты обычно не попадают на карандаш к топовым командам. И решение здесь только одно: продолжать результативную серию и изо всех сил избегать новых инцидентов с командой и соперниками — может, тогда к летнему перерыву Даниил и возглавит внутренний шорт-лист «Ред Булл».
«В машине Ферстаппена я так же хорош, как и он». Самое честное интервью в карьере Квята
Что будет с Гасли?
Пока что боссы «быков» пытаются убедить публику в полной безопасности положения француза. Например, в недавнем комментарии слухов для прессы консультант «энергетиков» назвал потенциальный переход Хюлькенберга «притянутой за уши чушью», Пьер обозвал инсайд «высером отвратительного журналиста», и даже Нико выступил с опровержением.
Тем не менее, речь идет о «Формуле-1» – здесь обожают скрывать любой процесс до самого последнего момента и жестко отвергать любые возможные слухи – даже чрезвычайно близкие к истине. Например, в нынешнем положении Гасли год назад оказался пилот «Торо Россо» Брендон Хартли: новозеландец тоже попал под каток из инсайдов о скорой замене из-за невыразительных результатов. Победитель «Ле-Мана» тогда выступил в прессе в стиле опровержения о Пьера и уверил общественность в лживости всех возможных предположений об уходе из программы «Ред Булл». Но какие-то полгода спустя Брендон все-таки потерял место в «Формуле-1», перешел на должность пилота симулятора «Феррари» и все-таки признался через колонку в The Player Tribune о том, что его реально пытались заменить.
В комментариях Гасли и Марко главный интерес представляет даже не категоричный тон, идущий вразрез с реальностью, а другая маленькая и подтвержденная обеими сторонами деталь. И доктор Гельмут, и Пьер рассказали прессе, что француз первый позвонил боссу с вопросом об интересе к Нико. Вряд ли гонщик отреагировал бы так, если бы не ощущал чрезмерную уязвимость своего положения.
Куда же отправят неудавшегося второго пилота Ферстаппена? Если все и правда закончится трансфером Халка, то для француза по сути не останется места в программе «Формулы-1»: оба места в «Торо Россо» заняты более впечатляющими Александром Албоном и Даниилом Квятом. Вообще Гасли прямо сейчас худший гонщик «Ред Булл» с суперлицензией — два последних раза с такими разрывали не только контракт на выступления в Гран-при, но еще и выгоняли из системы поддержки (Брендон Хартли в 2018-м, Квят в 2017-м).
С нынешними результатами Пьеру вполне грозит та же участь, поскольку сохранять его в запасе нет никакого смысла: если еще год назад «бычья» молодежная программа пустовала, то сейчас появились один из самых талантливых семнадцатилеток мира Лиам Лоусон, 18-летий Юри Випс (внезапное 4-е место в прошлогодней «Ф-3» после Тиктума, Шварцмана и Шумахера), а также один из самых многообещающих юных пилотов Америки Патрисио O’Уорд.
Если Гасли никак не изменит ситуацию, то ему светит тропинка в «Формулу Е», протоптанная бывшими протеже «Ред Булл» Жаном-Эриком Вернем и Себастьеном Буэми.
Квят умеет не только крутить баранку в «Ф-1». Еще и боксирует как профи
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei (1,8), imago images/HochZwei, Vision Sport/Panoramic; Gettyimages.ru/Dan Istitene; Hoch Zwei/picture alliance (6,9); Gettyimages.ru/Lars Baron