Уик-энд, забыть который невозможно
Гран-при Кореи, второй раз в истории проходивший на трассе «Йонам» и ставший первым после закрытия вопроса о сражении за титул в личном зачёте, поставил точку и в борьбе за Кубок Конструкторов. «Ред Булл» второй год подряд взяли всё и вся.
Куда печальнее, что южнокорейский этап стал логическим продолжением японского в плане тривиальности борьбы в пелетоне. Гонки словно вернулись в стабильную эпоху до перемены технического регламента. Или же команды настолько приспособились к новым исходным данным, или «Пирелли» перестали всячески играть на публику, «попав» в автодром, или же всё кроется в скучности самого кольца, способного предоставить зрелище только в дождь. Будем надеяться, что причины не в последнем факторе, ведь он основополагающий и стационарный, а в сочетании моментов, сделавших Гран-при исключительным в ряду небоевитых гонок.
Так или иначе, финишный протокол представил аналогичную топ-6 стартовому, с перманентной рокировкой дуэтов, стартовавших с одного ряда. Но это только сухая статистика. Как же было на самом деле?! Да, с погасшими огнями светофора лидеры и вправду унеслись без изменений, однако затем выдали поистине кульминационный первый круг! Самым активным со старта был Фелипе Масса, который на задней прямой без всякого DRS на торможении к третьему повороту разом прошёл Баттона и Уэббера. Крайне неудачливый в нынешнем сезоне бразилец, 11 последних гонок не избежавший каких бы то ни было проблем, наконец, финишировал без инцидентов. Однако позитивного результата это вновь не принесло, ибо третье место после невероятно эффективной атаки бразилец потерял, попав под мгновенный ответ Дженсона.
Фелипе, увлёкшись сопротивлением Баттону, стал жертвой Уэббера, наблюдавшим за борьбой дуэлянтов и грамотно вышедшим из четвёртого поворота… Хотя британского чемпиона Массе всё же удалось оставить позади, за антикрылом бразильца оказался Алонсо, и, казалось, что песенка Фелипе спета. Тем не менее, второй пилот «Феррари» удерживал нового лидера «Скудерии», а приказа не последовало! Интереснейший момент, притянувший внимание едва ли не больше, чем борьба за победу, ибо интрига за лидерство практически была убита на первом круге.
Феттель со второй попытки прошёл Хэмильтона, и, располагая идеальным болидом, уверенно захватил лидерство на всю гонку. Более того, пересекая финишную черту, Себастьян показал и второй, после Валенсии, лучший круг, лишив Льюиса и «МакЛарена» хотя бы такого утешительного приза в 700-й для британской команды гонке. Из всех возможных красивых статистических достижений, о которых я писал в статье, посвящённой квалификации южнокорейского Гран-при, Хэм провалил все, не пролидировав и половины круга.
Но всё не так плохо, если взглянуть на ситуацию в чемпионате и учесть, что со времён победного Гран-при Германии в июле Льюис ни разу не поднимался даже на подиум! «Серебром» Хэм исправил сие упущение, завоевав 41-й в карьере пьедестал и вновь опередив по этому показателю своего напарника. Дженс, напротив, после схода на «Нюрбургринге» пять раз подряд финишировал на подиуме и в Корее вынужден был эту серию прервать.
Оба пилота «МакЛарен» по иронии судьбы в юбилейной для команды гонке стали жертвами проблем с недостатком прижимной силы на переднем мосту. Причины разные: ошмётки резины, застрявшие между пилонами антикрыла, на болиде Льюиса, и камень, повредивший передний спойлер на решающем финальном отрезке, у Дженсона. В итоге британские чемпионы финишировали вокруг Уэббера, чей «Ред Булл», без объяснений, был наибыстрейшим в пелетоне, но все его атаки на боровшегося с уводом передней оси Хэмильтона оказались бесплодны. Самый интересный выпад был отмечен на стартовой прямой, когда Марк уверенно обошёл конкурента. Но Льюис не лыком шит, и, не отпустив австралийца, воспользовался зоной DRS и тотчас вернул второе место, не отдавая его больше никому до самого финиша и даже показав лучшее время на предпоследнем круге.
Дженсон, финишировав на пороге подиума при старте с третьей позиции, сам всё упустил. Баттон так хотел вернуться на подиумную позицию после пропуска Массы, что, атакуя по внешнему радиусу «Феррари», чуть-чуть перетормозил и не только не смог отыграться, но и пропустил вперёд разом Уэббера и Алонсо…
Провал на шестую позицию по итогам первого круга был компенсирован ранним первым пит-стопом, за счёт которого удалось опередить разом пару пилотов «Скудерии». Насколько блестяще сориентировались в «МакЛарене» особенно на фоне «Феррари»! Каждый лишний круг на изношенном ещё с квалификации «суперсофте» обходился столь дорого, что Масса, заехав на следующем витке корейского кольца, разом упустил Росберга с Баттоном! И всё это несмотря на невероятную борьбу немца с англичанином в тот самый момент.
За счёт исключительной работы механиков «Мерседеса» Нико смог параллельно с преимуществом в полкорпуса выехать впереди Дженса. Однако перетормозил на выезде с пит-лейна и отдал отвоёванную в боксах позицию. Пикантность моменту придаёт факт того, что Баттон опередил Росберга как раз непосредственно перед зоной детекции, в результате чего неутомимый Нико легко прошёл чемпиона, активировав подвижный пилот заднего антикрыла на последующей прямой.
Но так дело не могло продолжаться, и разница в скорости между топовым «МакЛареном» всё же пока ещё разительна с не слишком выразительным «Мерседес», и Дженс, ровно круг проведя уткнувшись в коробку W02, сам использовал систему снижения лобового сопротивления и пролетел мимо в погоне за тройкой призёров.
Если же говорить о паре «Феррари», то в Маранелло занятно использовали субординацию пилотов, давая Алонсо возможность опередить напарника посредством более позднего пит-стопа… В результате на первой волне лишний круг обошёлся Фернандо поистине колоссальной потерей времени и едва не закончился трагично. На выезде из боксов испанец вклинился в очень плотную группу между Шумахером и Петровым позади Переса. Едва подъехав к зоне DRS, двукратный чемпион попал под атаку россиянина, использовавшего систему.
Оказавшись в компании мега звёзд, Петров явно растерялся и, попавшись на удочку Алонсо, совершил поистине дилетантский манёвр, протаранив «Мерседес» блестяще прорывавшегося с 12-й позиции Шумахера… В попытке опередить Фернандо Виталий потерял ориентацию в пространстве. Оба дуэлянта имели двойной слип-стрим и DRS, в результате чего подлетали к третьему повороту на 30 км/час быстрее, чем все остальные. Оба излишне затянули точку торможения, не попадая в поворот, однако двукратный чемпион имел перед собой безопасную асфальтовую зону вылета, а перед россиянином был семикратный.
Абсолютная ошибка Петрова, оценённая стюардами в пять позиций на старте следующей гонки, точно так же, как прошлогодний контакт Буэми и Глока, произошедший по вине Себастьяна.
Что же до Алонсо, то Фернандо только на второй волне смог опередить напарника и, выдав впечатляющий пилотаж и сделав из трио бойцов за второе место квартет, на большее был уже не способен ввиду закончившихся кругов…
Вообще, поразительный момент касательно резины произошёл у конкурентов. «Ред Булл», всю квалификацию активно экономив «прайм», желая сохранить его на воскресенье, по ходу гонки поняла, что опциональные покрышки не так плохи и их износостойкость превзошла все ожидания. В итоге австрийцы надели «софт» только на финальный отрезок для Феттеля.
«Феррари», напротив, как обычно полагала, что самые мягкие покрышки будут работать на 150 Italia лучше. Однако, обувшись в свежий «прайм» на первой волне, больше с него и не переходила, ощутив значительный прогресс в темпе.
Также, кстати, поступил и Уэббер. Однако австралиец не смог реализовать свой темп, застряв за Хэмильтоном и подписав себе приговор синхронным заездом с ним в боксы на финальной волне.
Примечательно, что все пилоты первой восьмёрки идентично поставили на последний отрезок свежий «софт». Но работал у всех он по-разному. И степень износа напрямую зависела от круга финального пит-стопа. Да, итальянская резина показала себя с неожиданно надёжной стороны, сделав планируемые три-четыре пит-стопа мифом и позволив реализовать всем командам лишь две смены резины. Однако бережно расходующий резину в нынешнем сезоне «Заубер» в своём 250-м Гран-при парадоксально стал жертвой износа и вынужден был пойти на три остановки и отправился на 15-16 позиции позади «Лотуса» Хейкки Ковалайнена на финише!
Швейцарская команда катится по наклонной плоскости, в Кубке Конструкторов пропустив «Форс Индию», а теперь уже попав под прессинг «Торо Россо». Итальянская команда просто великолепно провела корейский Гран-при, и Буэми под финиш даже опередил ди Ресту в борьбе за девятую позицию...
Но что же сделал его младший товарищ по команде? Хайме на последнем круге прошёл «Мерседес» Нико Росберга, увидев клетчатый флаг на седьмой позиции, повторив своё лучшее достижение, показанное в Монце! «Торо Россо» блестяще реализовала преимущество в максимальной скорости над всеми остальными, плюс к этому продемонстрировав рекордные времена на первом секторе кольца (Альгерсуари опередил Феттеля и вовсе на шесть десятых!). И как красноречиво выдал самый юный пилот Формулы 1, казалось, словно он управлял «Ред Буллом», «МакЛареном» или «Феррари»… Третье место, занимаемое Хайме перед первым посещением пит-лейна во время сейфти-кара, тому подтверждение. Единственный пилот, которого пропустил по ходу гонки Альгерсуари, это Михаэль Шумахер. Так на самом первом круге самый юный пилот отдал дань самому возрастному. Ну, а решающее преимущество, которое получил испанец в борьбе с его напарником, скрывалось в шинах. Финальный отрезок немца был самым длинным в пелетоне вообще, и «прайм» Хайме был на 10 кругов свежее. Причина столь большой разницы заключалась в оквадраченной покрышке «Мерседеса» во время отчаянной защиты от атак «Феррари», заставившей переобуваться в очередной «софт», которому предстояло выдержать 28 кругов на агрессивно расходующем резину немецком болиде.
Весьма специфичным и удивительным выдался Гран-при Кореи Формулы 1, ставший для меня отличным подарком на День рождения. В то время как непосредственно перед ним завершился австралийский этап Мото Гран-при, где Кейси Стоунер, также отмечавший свой День в воскресенье, выиграл домашний этап и досрочно стал чемпионом в Королевском классе мотоциклов. Новичок «Хонды» в блестящем стиле отметил 26-летие, завоевав второй титул и став первым и последним триумфатором эпохи 800 кубиков.
Ну, а в другой категории гонок в минувший уик-энд произошло просто ужасное. Один из самых ярких и талантливых гонщиков современного поколения, бывший соперник Баттона по юниорским сериям, чемпион «Индикар» Дэн Уэлдон, погиб в результате массовой аварии с участием 15 болидов на 11-м круге финального этапа чемпионата в Лас-Вегасе…
Трагичности событию придаёт и тот факт, что британец, оставшись без места в регулярном первенстве, готовил новый, более совершенный и безопасный болид, на котором все будут стартовать со следующего сезона. Увы, эта машина не успела спасти жизнь её доводчику и отчасти создателю, который выступал на гонке в качестве эксклюзивного приглашённого участника и боролся за специальный пятимиллионный приз, который разделил бы пополам со случайным болельщиком, и на условиях данного соглашения должен был стартовать последним.
Вот так недостаток средств привёл молодого англичанина в американские гонки, безопасность которых не может выдерживать критики, и последней гибелью до этого была авария Пола Даны пять лет назад на первом этапе серии… Примечательно, что тогда гонку выиграл Дэн.
А сейчас, накануне финала, был объявлен план возвращения в «Индикар» двукратного и действующего победителя «Инди 500», а также становление его лицом чемпионата. Увы, этого не будет…
Виталий Мошин
Обзор квалификации Гран-при Кореи
Теперь, мои авторские статьи Вы можете читать и в моей новой колонке, куда будет помещаться абсолютно эксклюзивный материал, не пересекающийся с блогом.
И светлая память Дэну и всем гонщикам , трагично погибшим до него....
Если интересно, добавляйтесь в блог. Буду рад.
Пока команда крайне нестабильна.