Фанаты Ферстаппена получили собственный Гран-при. Из-за глобальных перемен в «Формуле-1»
Боссы серии внедряют новую бизнес-модель.
14 мая владельцы коммерческих прав «Формулы-1» «Либерти Медиа» собрали пресс-конференцию в маленьком прибрежном голландском городке Зандворте и объявили о возвращении местного трека в расписание чемпионата с 2020 года. Судя по всему, Гран-при Нидерландов на ближайшие три сезона заменит необгонный Гран-при Испании, но не спешите радоваться — посмотрите на конфигурацию нового трека.
Трасса узкая, извилистая и фактически представляет собой очень длинный картодром с единственной идеальной траекторией — атаковать соперников здесь просто негде.
Когда «Зандворт» принимал заезды в 70-е и до 1985-го, машины были намного меньше, но с нынешними длинными монстрами любая гонка превратится в езду самым дорогим паровозиком в мире.
Причем возможные проблемы со зрелищностью — не все отрицательные стороны новой локации для гонки «Формулы-1». Например, нынешнее состояние трека оставляет желать лучшего.
«Несколько поворотов там просто не подходят для современных болидов, и схема расположения трибун устарела, – рассказал директор немецкого «Хоккенхаймринга» Георг Зайлер. – Им придется много перестраивать».
Бьет тревогу и национальный перевозчик NS: по их оценке, инфраструктура города способна пропустить 5 тысяч человек за день, но никак не ориентировочные 50 тысяч — ни автомобильные, ни железные дороги к подобному наплыву просто не готовы. Максимальная загрузка нынешних путей сообщения увеличит пропускную способность до 12,5-15 тысяч человек, но для всего остального потребуется построить кучу новых дорог — вряд ли подобные проекты выполнимы в годовые сроки. Кажется, грядет грандиозная пробка похуже случившейся на Гран-при Франции.
Сильно помешает и муниципальный закон об ограничении шума — похоже, «Формуле-1» придется договариваться с местными властями или платить неслабые штрафы.
Но в «Либерти Медиа» на все готовы ради бесконечного потока голландских фанатов Макса Ферстаппена — местные туристы уже устраивали многократные аншлаги на Гран-при Бельгии, Австрии и Венгрии, а потому американских бизнесменов не пугают даже сопутствующие трудности.
«Муниципалитет Зандворта уже много инвестировал в улучшение доступности города и трека», – рассказал спортивный директор гонки Ян Ламмерс.
Но на самом деле новый Гран-при Нидерландов значит для «Формулы-1» намного больше, чем просто очередной этап – в календаре грядут грандиозные перестановки.
Начало перемен
Конечно, со стороны замена привычного испанского этапа, давно полюбившегося гонщикам и командам, на новый с огромным портфолио проблем, ограничений, непонятных моментов и туманной перспективой по уровню шоу выглядит не особенно логично. Но финансовые вопросы влияют намного сильнее: гонка на «Зандворте» целиком и полностью подходит под новые принципы формирования расписания чемпионата мира, затеянные «Либерти Медиа». Фактически революцию начали еще в ноябре после объявления о проведении Гран-при Вьетнама в 2020 году, но громко о смене правил игры Чейз Кэри и Шон Братчес заявили именно возвращением «Ф-1» в Нидерланды.
Перемены были неизбежны: новым владельцам серии досталось тяжелое наследие от фонда CVC и Берни Экклстоуна. К примеру, Гран-при Италии в Монце приносил сплошные убытки из-за огромного размера ежегодных выплат за право проведения гонки. В похожей ситуации оказался и Гран-при Германии — гонку на родине Михаэля Шумахера стали проводить раз в два года, потому что заезд на «Нюрбургринге» перестал окупаться. Бразильский Сан-Паулу тоже столкнулся с финансовыми проблемами — правда, ситуация с «Интерлагосом» усугубилась еще и серьезной криминогенной обстановкой и постоянным грабежом персонала команд. К потери «Формулу-1» из-за нехватки средств близок Мехико: правительство отказалось субсидировать этап и перенаправило высвободившиеся 10 миллионов долларов на строительство крупной железнодорожной ветки. В Испании посещаемость значительно снизилась после ухода из чемпионата Фернандо Алонсо — Барселона еще не жаловалась на финансовые проблемы.
Сложная ситуация сложилась и со сроками контрактов: в 2019-м заканчиваются соглашения с Гран-при Великобритании, Италии, Испании, Германии и Мексики. «Либерти Медиа» нужно было оценить важность каждого и выбрать, с кем заключить новое соглашение, а кого заменить. На данный момент контракт получила только Монца – похоже, Хоккенхайм и «Барселону-Каталонию» в 2020-м мы уже не увидим. По «Сильверстоуну» достигнуто принципиальное соглашение о продлении до 2022 года, но официального подтверждения пока не было — переговоры идут очень тяжело.
Сам факт возможной потери сразу пятой части календаря чемпионата (и половины исторических автодромов) однозначно указал на кризис системы и необходимость перемен.
Подход Экклстоуна больше не работает
В прошлые годы формированием календаря занимался супремо «Ф-1» Берни Экклстоун, наладивший идеальную схему по зарабатыванию денег для чемпионата. Вкратце его метод можно описать так: англичанин принимал трассы в расписание, взимал с них плату и повышал требования до тех пор, пока автодромы не начинали терпеть экономические бедствия. С наступлением проблем Экклстоун помогал ценным Гран-при находить спонсоров и покровителей, а обанкротившиеся этапы выкидывал и заменял новыми. К примеру, так под нож отправились гонки в Индии, Корее, Турции, Валенсии, Имоле, «Маньи-Куре» и многие другие.
Тем не менее, англичанин следил за преемственностью календаря и старался не перегружать его новоделами сверх меры: новые Гран-при почти появлялись по одному раз в несколько лет, хотя желающих отвалить кучу денег за свой этап всегда хватало (например, Вьетнам пытался пробиться в «Ф-1» около десятилетия).
Тем не менее, к концу долгого срока на посту генерального промоутера Берни ситуацию дошла до кризиса не только на старых европейских этапах. Даже относительно успешные новички из Малайзии устали отдавать огромные деньги за однотипные гонки (и это при том, что заезды по «Сепангу» всегда были отличными!), а лидера чемпионата по платежам из Гран-при Сингапура удержали уже новые владельцы серьезной скидкой. Этап в Шанхае тоже выражал сомнения в дальнейшем продлении контракта, а один из самых новых Гран-при в Сочи заключил новое соглашение с понижением платы за проведение уже на четвертый год после первой гонки.
«Либерти Медиа» наступает с новой системой
Бизнес-схему Экклстоуна прикончила миграция гонок на платные каналы и платформы: промоутеры «Сильверстоуна» по примеру MotoGP заметили прямую корреляцию снижения посещаемости с изменениями в подходе к просмотрам. В результате большинство Гран-при больше не могло держать старые цены на квитки и попадало в ловушку: при снижении стоимости прохода денег приходило больше народу, но на лицензионный платеж не хватало, а при сохранении билетной политики трибуны оказывались полупустыми. Если у страны не оказывалось местного супергероя, привлекавшего трибуны за любые деньги, этап быстро сталкивался с проблемами.
Новые владельцы коммерческих прав верно уловили новые правила игры и согласились сократить лицензионные выплаты. Для них полные трибуны и рост аудитории намного важнее конечных цифр в чеках, потому что под армию болельщиков можно найти больше спонсоров и расширить портфолио различных мероприятий на Гран-при, нарастив в итоге и прибыль.
Сперва заинтересованным в продлении контракта промоутерам кризисных этапов предложили схему «платите меньше, но вместе продаем рекламу на гонках и делим доход» – судя по всему, Монца и сингапурский «Марина-Бэй» теперь работают с «Ф-1» именно так. Но одной лишь революций «Либерти» не ограничилась — американцы начали специально подбирать этапы с прицелом на маркетинговые и имидживые цели и выгоды. Именно поэтому в календаре появится гонка в 100-миллионом Вьетнаме со стремительно растущим средним доходом на душу населения, по тем же причинам «Формула-1» готова вкладываться в проблемный «Зандворт» – нескончаемые толпы фанатов обеспечены.
Апофеозом же новой системы стало обсуждение Гран-при Майами без взимания лицензионного платежа. В «Либерти» готовы включить заезд в календарь хоть завтра и уже потирают руки в ожидании новых крупных коммерческих сделок, но обсуждение застопорилось на стороне муниципалитета — в ближайший год-два голубая мечта Кэри и Братчеса пока точно не осуществится.
На шоу всем наплевать
Да, «Зандворт» как исторический и традиционный автодром немного поправит баланс календаря, но попал он в расписание совсем не за богатые традиции. На возможное шоу всем тоже теперь плевать: главное — число болельщиков и коммерческий потенциал. И это не новый подход для «Формулы-1»: раньше такие вещи проворачивал и Берни, включавший в эпоху Михаэля Шумахера две немецкие гонки, в годы побед Алонсо – две испанские. Он же на пике интереса к гонкам в США включал в календарь по два заезда в Новом Свете и эксплуатировал болельщиков в Японии двумя восточными Гран-при — и никого не волновали паровозики, отсутствие обгонов и доминирование одной команды.
Показателен пример Испании: когда у них уже нет своего великого чемпиона, интерес потихоньку начинает падать. В 2019 году местный автодром посетило 160 тысяч болельщиков — даже меньше, чем на Гран-при России. Качество гонок не снизилось, но в «Либерти» все равно сделали выбор в пользу аншлагов. Поэтому промоутеры пошли и на уступки Монце и готовы помочь «Сильверстоуну»: в Италии и Великобритании всегда шикарная посещаемость.
Тем не менее, в календаре и планах неуклонно появляется все больше гонок, которые платят меньше или вообще ничего. Это раскручивает пружину недовольства среди остальных промоутеров — и судя по всему, именно для них и появилась «страшилка» в виде Гран-при Саудовской Аравии с богатыми шейхами во главе. Ближний Восток вряд ли захочет третью гонку, но рассказ о потенциальной возможности приехать туда вновь явно предназначен любым не особо историчным и важным Гран-при вроде Мексики, пытающимся выбить чрезмерную скидку.
Новый подход сработает?
С продленными контрактами на меньшие лицензионные платежи «Формулу-1» ожидает неминуемое снижение поступлений от промоутеров на десятки миллионов долларов. Вместе с выручкой просядут и призовые выплаты командам, так что можно уже сейчас ждать новой порции нытья от середняков вроде «Рено» и «Хааса».
С другой стороны, в среднесрочной перспективе недостачу единовременных платежей можно многократно перекрыть новыми коммерческими сделками. Но для этого все новые Гран-при обязаны прогреметь с небывалым успехом — даже верные структурные реформы могут ничего не достичь при отсутствии прогресса. Однако стоимость спонсорского соглашения напрямую зависит от размера аудитории и ее интереса к итоговому продукту — оба параметра рискуют самоуничтожиться после пяти дублей «Мерседеса» подряд. Вернутся ли они хотя бы на уровень 2018 года через 12 месяцев — большой вопрос, на который невозможно сейчас однозначно ответить.
«Формулу-1» захватывают странные спонсоры. Две рекламы временно запретили
Владельцы «Ф-1» бесплатно дают Америке второй Гран-при. Организаторы гонок в бешенстве
Фото: Gettyimages.ru/Paul Gilham, Dan Istitene, Dan Istitene; globallookpress.com/HZ, Juergen Tap
Кстати, а на каких ГП у вас получалось вот так "приезжать отдыхать" и не двигаться по несколько часов? Скажем, в Сочи, где с инфраструктурой, вообще говоря, всё очень хорошо, если берёшь билеты на трибуну Т4, со станции "Ласточки" идти пешком километра 2 с лишком. И по олимпийскому парку туда-обратно весь день - набираются те самые несколько часов, которые вас так возмущают. В Баку трасса и вовсе в центре города, и то от ближайшего прохода на набережную до трибуны можно идти те же несколько километров.
Не вижу, как полчаса на велосипеде выбиваются из обычного времяпровождения во время формульного уик-энда. Возможно, впрочем, что у вас есть квартира в Монако с видом на трассу - тогда ваша аргументация была бы мне понятна.
Вон, Квят, обогнал в 4 повороте и ничего. Ибо терять нечего.