Размышления о скуке
Так уж получилось, что на протяжении шести последних лет (2005-2010) в Формуле 1 не было скучных чемпионатов. В 2005-ом, несмотря на то что на протяжении всего сезона Кими так и не смог приблизиться к Алонсо на дистанцию двадцати очков, чемпионат не терял своей интриги вплоть до сентября. Да, двадцать очков (что по современной системе эквивалентно пятидесяти очкам) – это много, но отыгрываемо, особенно в свете того, что по ходу большей части чемпионата именно Макларен обладал доминирующим по чистой скорости болидом. В этом мы сами могли убедиться на примере турнирных воскрешений самого Райкконена в 2007-ом или уже Фернандо в прошлом сезоне. Годом спустя борьба за титул также продолжалась до последнего этапа – не без помощи FIA, запретившей демпфера масс, но в сухом остатке чемпион определился лишь на Интерлагосе (ну а за две гонки до финиша безоговорочным фаворитом и вовсе выглядел в итоге уступивший Михаэль). Следующий сезон и вовсе стал узловым в современной истории Королевы автоспорта – сейчас не время обсуждать причины, но факт остается фактом – чемпионом стал тот, от кого за несколько гонок до финиша этого уже не ожидали. Годом спустя обладатель титула определился в последнем повороте последнего круга. Во многом это было связано с не самым уверенным пилотажем основных претендентов, но болельщики должны были остаться довольны. Следующий сезон мог стать безальтернативным, но с каждой гонкой преимущество Брауна сокращалось и всего один лишний сход мог бы изменить итоговую картину. Ну и апофеозом этой шестилетки стал прошлогодний финал в Абу-Даби.
С другой стороны, нельзя не отметить и того факта, что на фоне великолепных чемпионатов гонки с каждым сезоном становились все скучнее. И дело здесь даже не только в обгонах – несогласным предлагаю вспомнить две гонки в Имоле в 2005-2006 гг. Замечу, что ключевых обгонов ни в одной из них мы так и не увидели, что не помешало им войти в золотой фонд Формулы 1. Сюда же можно отнести и шедевральный ГП Франции-2004 – там тоже не было обгонов. К тому же, не стоит забывать и о том, что иной трудовой обгон стоит десятка объездов имени DRS. Но это яркие исключения, а в целом гонки сами по себе с каждым сезоном становились все скучнее. Но, повторюсь – лишь «в целом» и «сами по себе» (то есть в отрыве от чемпионата). Ключевыми вехами на этом пути стоит отметить уход Мишлена и переход Бриджстоуна в статус монополистов – это был первый удар. После него говорить о наличии тактической составляющей можно было уже только в прошедшем времени. Исключения, впрочем, тоже были – ГП Сингапура-2008 можно считать гениальной тактической находкой стратегов Рено. Удивляет меня в данной связи только одно – почему до этого никто не додумался раньше Пэта и Флавио – правило закрытого пит-лейна, бездумно скопированного из овалов, к тому моменту действовало уже более полутора сезонов. Последние пару предложений можно считать иронией, но другого способа проявить тактическую изобретательность у команд в то время действительно практически не было. Вторым ударом стала отмена дозаправок.
В нынешнем сезоне мы столкнулись с прямо противоположной ситуацией. Приход Пирелли с их агрессивным подходом привел к тому, что практически каждая из гонок стала представлять собой достаточно яркое и самобытное действие, но ввиду наличия явного фаворита действие это было лишено внутреннего нерва в виде таблицы чемпионата, без которой происходящее на трассе оценивается совсем по-другому.
Остается надеяться, что предстоящий сезон не будет похож на нынешний и чемпион определится много позже, чем за 4 этапа до финиша.
События на Сузуке в целом подтверждают высказанный тезис – весьма неплохая гонка с наличием тактического рисунка и реальной борьбой за победу, но отсутствие турнирного нерва, к сожалению, делает ее достаточно заурядным и скучным событием. Впрочем, куда менее скучным, чем в Сингапуре или в Италии, но все равно скучным и заурядным.
Ну а теперь перейдем к традиционной оценке основных действующих лиц минувшего уик-энда.
Дженсон Баттон – 9,0.
Дженсон, находящийся сейчас на пике карьеры, не перестает удивлять. Очередной уверенный и безошибочный пилотаж, грамотное распределение темпа по дистанции, традиционно бережное обращение с резиной – все это мы уже видели. Но на сей раз мы увидели еще и уверенное доминирование над собственным партнером с точки зрения чистой скорости на дистанции.
Фернандо Алонсо – 9,0.
Очередная великолепная гонка в исполнении испанца, что, в принципе, по ходу нынешнего сезона уже стало привычным. Не мог не воспользоваться случаем воспрять духом в связи с неожиданным подиумом и Стефано Доменикали, заявивший, что «не понимает, как такое возможно» и на основе этого сделав крайне логичный вывод о том, что в красном королевстве теперь все будет в полном порядке. Ну-ну…
Михаэль Шумахер – 8,5.
Добротный и качественный пилотаж со стороны ветерана наряду со своевременным для него пейс-каром позволил ему полидировать в гонке и зацепить одну из Феррари на финише, что вполне можно считать прыжком выше возможностей W02. Свою роль в этом сыграл и тот факт, что Mercedes на Сузуке достаточно экономно расходовал резину, что, как мы знаем, этому болиду не очень свойственно.
Себастьян Феттель – 7,5.
Неоднозначная гонка в исполнении теперь уже двукратного чемпиона. Более чем жесткий маневр на старте хоть и не был оценен стюардами в должной мере, но менее жестким он от этого не становится. Что до итоговой позиции, то едва ли она в полной мере отражает потенциал Ред Булла – отчасти это объясняется слишком ранними пит-стопами с последующим трафиком, отчасти тем, что Себ предпочитал не рисковать, но с тем очковым запасом, который имел место быть, никакой практической необходимости думать о математике уже не было. С другой стороны, как известно, победителей не судят.
Марк Уэббер – 7,0.
«Mark, Sebastian is faster than you».
Фелипе Масса, Льюис Хэмилтон – 6,0.
Несмотря на привычную для себя позицию на финише упрекать себя Фелипе особо не в чем. Да, по темпу он вновь не был соперником Алонсо, но к этому мы уже привыкли. С другой стороны, рокировка очевидным образом носила добровольно-принудительный характер, пит-стопы бразильца проходили не в самые оптимальные моменты, а очередная встреча с Льюисом привела к тому, что остаток гонки Фелипе вынужден был доезжать на поврежденной аэродинамике. Ну и нельзя не упомянуть, что в субботу Масса одержал третью локальную победу по ходу сезона. С другой стороны, позиция в итоге слишком привычная.
По сравнению с предыдущими неудачами по ходу уик-энда в Японии Льюис смог записать себе в пассив еще одну – по ходу гонки по чистому темпу он был медленнее Дженсона. Вкупе с тем, что в остальном Дженсон и так в последнее время заметно опережает партнера, итоговый результат в этой паре был практически предрешен. Что дальше? Это теперь зависит от самого Льюиса. Определяющим для него теперь уже будет следующий сезон. Соперничать с Баттоном в плане стабильности ему в любом случае, скорее всего, не удастся, что до скорости, то Дженсон сейчас находится на пике, Льюис, вероятно, еще может прибавить, но готов ли он к этому? Покажет время.
Если говорить о самом столкновении, то на сей раз сам Фелипе выступил в несколько непривычной для себя роли – роли Хэмилтона. Иными словами, Масса сделал то, что так любит делать Льюис – направил свой болид в образовавшееся пространство, не думая о возможных последствиях своего маневра. Перед Льюисом в таких случаях обычно либо пасуют – и тогда начинаются восторженные разговоры о великолепном обгоне, либо нет – и тогда вышеуказанные разговоры не начинаются, вероятность обоих исходов примерно равна и зависит от характера оппонентов британца. Сам Льюис решил пойти по второму пути, с поправкой на свое видение ситуации, решив попросту вытеснить бразильца за пределы трассы там, где никакой необходимости в этом уже не было – все-таки Фелипе оставил ему достаточно места для того, чтобы Льюис мог остаться впереди, избежав при этом столкновения. Но в итоге Льюис под копирку повторил свои действия в Спа, где в роли соперника выступил Камуи. Ожидаемо, ведь Льюис уже предупредил нас, что не намерен что-либо менять в своем подходе. Ну а Фелипе вряд ли стоит забывать о том, что обгоны все-таки необходимо готовить, а образовавшееся пространство на трассе само по себе еще ничего не означает.
Ну и в заключение хочется поздравить всех болельщиков Эдриана Ньюи и Себастьяна Феттеля с заслуженным и закономерным чемпионством.
А в остальном все хорошо )
Долги тоже надо отдавать красиво, точнее с достоинством. То, что сотворила «самая честная и порядочная» команда после Бразилии выше моего разумения. Представляю душевное состояние Кими в ожидании приговора. Но Кими молоток, молча преодолел все невзгоды.
Червяк Анатолииий ищет покушааать,
Но, крот Афанасийййй нашеееел его Раньшеее
Такая вот жизнь, без упрека, без фальши
Он искал он искаллл, он его нашли раньшееее....