Легендарный, но скучный
Это был, возможно, самый скучный Гран-при сезона по концентрации ярких сражений в пелетоне и борьбы впереди, однако самый важный с глобальной точки зрения. С 2004 года, как японский этап уступил роль венчать сезон «Интерлагосу», судьба титула здесь больше не решалась. Многое за эти годы изменилось, и от семи подряд поулов и величия «Феррари» сейчас на «Сузуке» не осталось и следа. Новые лица, команды – «Ред Булл» и Феттель в одни ворота брали всё с момента возвращения знаменитой «восьмёрки» в календарь за место «Фудзи», совпавшего с переходом на радикально новый регламент.
То же самое повторилось и сейчас. Ведь кольцо Джона Хугенгольца и творение Ньюи словно созданы друг для друга. Однако произошло неожиданное. Предыдущая команда Эдриана резко прибавила, и Феттелю, собрав всё воедино, по счастливому стечению обстоятельств удалось продолжить квалификационную победную серию и внести весомейший вклад в триумфальное завоевание титула.
Но в планы действующих чемпионов и, не побоимся этого слова, доминаторов всего сезона вновь вмешался Дженс. Баттон выиграл все серии свободных заездов и девять тысячных квалификации стали большим ударом, но не сокрушительным, а ещё более мотивирующим для британца. Чемпион 2009 года вообще лишь единственный раз в карьере финишировал здесь на подиуме, в 2004-м. И после блестящего старта, когда пилот выстрелил, как из пушки, с грязной траектории, но был крайне некорректно выдавлен на траву обладателем поул-позишн, казалось, было потеряно всё и сейчас… Напарник проскочил мимо, а Феттель в типичном для нынешнего сезона стиле начал уезжать от всего пелетона, словно и не было минимальных 68 сантиметров преимущества в квале. Однако, доведя отрыв до пяти секунд, Себ поехал в боксы, и его прогрессивный уход в точку закончился. Дженсон недолго был не в себе, будучи поражённым агрессивным стартовым манёвром немца, и после просьб наказать соперника и потери по секунде на первой паре кругов по отношению к напарнику, взялся за дело. Баттон прошёл резко потерявшего темп Льюиса, не совладавшего с абразивным асфальтом «Сузуки», перед пит-стопом и твёрдо вознамерился дать лидеру бой, намертво вцепившись в конкурента после переобувки.
И тут хотелось бы отметить один важный, но ускользнувший от общего взора момент: «Ред Булл» терял на пит-лейне секунды на одном лишь заезде. В результате Баттон за круг разницы в посещении боксов с Феттелем отыграл у лидера разом 4,5 секунды! Естественно, стабильно удерживаясь за немцем до очередной волны пит-стопов, Дженсон выскочил впереди после второй остановки. Заведённый Себ пытался отыграться, сев «МакЛарену» на заднее антикрыло, однако вышел пейс-кар, который не только остудил пыл самого юного чемпиона, но и свёл на нет пятисекундное преимущество над преследующим Алонсо. В результате на третьей волне слишком рано остановившийся Феттель упёрся в трафик в лице Адриана Сутиля, потеряв и ещё одну позицию. Все атаки на Фернандо оказались бесплодны, поскольку разницу в скорости между «Феррари» и «Ред Буллом» впервые в сезоне найти было крайне сложно, и грамотно закрывавший внутренний радиус на торможении после зоны DRS испанец обеспечил себе «серебро».
Но Феттелю хватило и низшей ступени пьедестала, чтобы стать самым молодым двукратным чемпионом в истории, побив рекорд как раз-таки Фернандо Алонсо. Вот так, за два года, сначала Льюиса, а затем и его экс-партнёра по «МакЛарену» юный немец лишил рекордов молодости. Себастьян сделал это за четыре гонки до финиша чемпионата, повторив достижение Шумахера образца 2004 года.
Что же до Михаэля, то семикратный чемпион, восьмикратный поулмен и шестикратный победитель «Сузуки» блеснул и сейчас! Шестая позиция, заработанная вновь на классе и чистой скорости, говорит о возвращении легендарного немца на свой высочайший уровень. Три из последних четырёх (если бы не авария в Сингапуре, то все четыре) гонок впереди «Феррари» своего экс-протеже Массы на не топовом «Мерседесе» говорят сами за себя. На этот раз Шуми даже полидировал. Впервые за пять лет. Как раз с момента схода и потери восьмого титула на Сузуке’06. Попутно Михаэль оформил красивое достижение в виде полутора тысяч очков за карьеру, ещё более взвинтив абсолютный рекорд.
Для сравнения «Пирелли», за всю свою историю в Ф1 до этого, заработала только тысячу зачётных баллов. Теперь же, став монополистом, итальянские шинники набрали уже полторы тысячи очков за текущий сезон! Вот что значит новая система начисления очков. «Гудьиру» и «Бриджстоуну» такое не снилось…
Однако помимо красивых цифр коллектив Пола Хэмбри гордиться вряд ли чем-то ещё может. Износ резины на скоростной и абразивной «Сузуке» оказался впечатляющим. Тем не менее, повторения Турции и множества обгонов за счёт неодинакового состояния покрышек у конкурентов, как ни странно, мы не увидели. То ли команды так хорошо приспособились по ходу сезона, то ли серия эсок и 130R с «Ложкой» вкупе не подвергают колёса столь серьёзной нагрузке, какой выдавал один-единственный восьмой поворот «Истамбула»… Но факт остаётся фактом, и гонка прошла, словно по сценарию прошлых «допиреллиевских» лет, за счёт тактических перестановок в боксах.
Нет, конечно, обгоны в группе лидеров мы тоже увидели. Однако стоит ли считать таким манёвром внутрикомандный пропуск второй «Феррари» Массы своего лидера, как и пять лет назад, на первых кругах? А вот отыгрыш пары позиций худшего в квалификации из пилотов топ-команд Уэббера во время второй волны состоялся именно «в боксах». Рано заехавший на вторую переобувку Марк воспользовался контактной борьбой Льюиса и Фелипе, и после остановки последних разом оказался впереди них. Притом что австралиец успел за это время даже столкнуться с Михаэлем Шумахером, поддев «Мерседес» передним спойлером и едва не отправив в гравийную ловушку прямо в эксах! Примечательно, что Уэббер был ещё и недоволен отсутствием санкций к семикратному, повредив антикрыло «Ред Булла» в самый ответственный момент.
Если же вернуться к Массе, то Фелипе вновь оказался вмешанным в инцидент и на финише в очередной раз стал главным неудачником в оптике предоставляемого ему топ-болида. Юбилейные гонки не бывают удачливыми, и 150 Гран-при пилота из Сан-Паулу это показал. Бразилец атаковал терявшего перед пит-стопом скорость Хэмильтона в шикане «Касио», заняв внешний радиус. Однако Льюис жёстко сместился в сторону Фелипе, и вторую гонку подряд контакт между главными конкурентами в борьбе за чемпионство 2008 года по вине англичанина был неизбежен. Сломанная торцевая пластина переднего антикрыла «Феррари» и спровоцировала появление так помешавшего всем сейфти-кара. И, тем не менее, Масса вышел вперёд Хэмильтона на второй волне пит-стопов. Такое положение дел оставалось вплоть до финального отрезка, когда Льюис восстановил статус-кво атакой по внутреннему радиусу перед первым поворотом, активировав «крыло». На повреждённом болиде Фелипе доплёлся к финишу лишь на седьмой позиции, не воспользовавшись впервые хорошей работой «медиума» на машинах «Феррари».
Агрессивный асфальт «Сузуки» отлично прогревал резину даже на столь бережно её расходующей технике. Как Вы поняли, это наилучшие условия для самых мягких и экономичных в плане покрышек болидов, и, соответственно, «Заубер», чьи машины лидируют в этом компоненте, имел все шансы сорвать банк. Однако Камуи, как его не продвигали даже стюарды, поставив на лучшее в карьере 7-е место на старте, притом что времени в квалификации японец не показал, в гонке провалился уже на старте, став жертвой сработавшей противоглушительной системы мотора. Итог: пять позиций потеряно уже на первом круге. А у Кобаяши именно первый отрезок был заточен на агрессивность. В итоге он оказался слишком коротким. Опциональные покрышки в расход; второй пит-стоп во время выезда автомобиля безопасности на трассу, и попытка доехать на этом комплекте до финиша не увенчались успехом. Даже свежий «медиум» не выдержал 29 кругов, и на финальном отрезке японец одного за другим пропустил сразу пять пилотов и увидел клетчатый флаг на символичном 13-м месте… Абсолютно противоположная прошлому сезону гонка, когда Камуи под самый финиш надел свежий мягкий комплект и просто смёл всех конкурентов.
А вот его напарник, дебютировавший на «Сузуке», напротив, смог реализовать все возможности и, стартовав 17-м после механических проблем в квале и пропуска на первых кругах даже пилотов «Лотуса», смог пробиться на великолепную восьмую позицию! Залогом успеха при равном количестве пит-стопов с напарником стала противоположная Кобаяши тактика с длинным стартовым отрезком на «прайме», далее с увеличенным до 17 (против 14 у Камуи) на свежем «софте» и, наконец, с уверенно доведённым финальным 16-круговым отрезком, в начале которого мексиканец уже опередил японца. Более того, до предпоследнего круга Серхио «вёз» ещё и лучший круг, пока его на одну тысячную секунды (!) не превзошёл победивший Баттон. Четыре балла стали не только отличным активом для самого пилота, позволив сравняться и опередить Буэми в чемпионате по дополнительным показателям, но и довели до 100 очков общую копилку мексиканских пилотов в Формуле 1.
Если же говорить о Себастьяне, то он не имел шансов защитить свое 15-е место в первенстве, ибо стал единственным сошедшим в японской гонке. Отличный стартовый отрезок, во время которого швейцарец отыграл четыре позиции, свели на нет механики команды, быстро заменив, но не закрутив правое переднее колесо. В начале сезона такое уже было у Скудерии из Фаэнцы, когда в Китае Хайме потерял заднюю правую точку опоры… На этот раз «Торо Россо» заплатила за свою ошибку 5 тысяч долларов.
В Японии Альгерсуари не боролся за очки, постоянно упиравшись в лимитатор на прямиках. И в итоге зачётную зону замкнули Петров, сгубившего гонку своего бразильского напарника жёстким выдавливанием за пределы трассы во втором повороте, и Росберг, замкнувший топ-тен при старте с последнего ряда из-за неучастия в квалификации.
Всю гонку на очки претендовала «Форс Индия», причём в полном составе, прорвавшись с шестого ряда дублем в девятку. Особенно впечатлил ди Реста, прошедший по внешнему радиусу первого поворота четверых соперников. Однако все планы подопечных Виджея Мальи нарушил пейс-кар, не позволивший избравшим трёхостановочную стратегию гонщикам реализовать преимущество в скорости над конкурентами, имеющими на пит-стоп меньше. В итоге Пол, который, по данным «Пирелли», ещё и проехал всю дистанцию только на мягком типе, на финальном отрезке, обувшись в прикатанный «софт», не смог ничего противопоставить Пересу, поставившего свежую опциональную резину, ставшую бонусом за неучастие во втором сегменте. А под финиш шотландцу и пропущенному им вперёд напарнику удержать позади не удалось ещё и Петрова (переобувшегося в свежий «софт»), которого они легко прошли на предыдущем отрезке, а также Росберга. И только Кобаяши, доезжавшего на убитой резине, дуэт из «Форс Индии» обогнать удалось, заняв в итоговом протоколе идентичные квалификации 11 и 12-е места.
Однако общественности было не до дебютанта ди Ресты, лишившегося очков, поскольку битый им в равных условиях Формулы 3 пять лет назад Феттель завоевал свой второй кряду титул, проехав в Ф1 столько же, сколько и напарник Пола Адриан Сутиль, и вдвое меньше, чем стремительно падающий сейчас Масса.
Но чемпионат не заканчивается. Впереди четыре этапа, первый из которых состоится уже менее чем через неделю. Прошлогодний дебютант «Йонам» готовится стать ареной впечатляющей схватки за второе место в личном зачёте между Алонсо и Уэббером в обрамлении пилотов «МакЛарена». И всё это будет происходить на фоне рекордов Феттеля, который, выиграв финальный квартет гонок, может сравняться с самим Михаэлем Шумахером, взявшим феноменальные 13 побед в сезоне 2004 года.
Виталий Мошин
Статья о квалификации Гран-при Японии
Также, друзья, спешу обрадовать Вас, что теперь мои авторские статьи, Вы можете читать и в моей авторской колонке, где будут помещаться абсолютно эксклюзивные работы, не опубликованные в блоге. И где моё творчество уже стартовало.