8 мин.

Альберто Аскари. Первый из двукратных

Себастьян Феттель в Японии завоевал второй чемпионский титул, став таким образом седьмым в списке двукратных чемпионов мира в истории и девятым из тех, кому удалось выиграть два титула подряд. Блог «История «Формулы-1» решил вспомнить первого из этих пилотов в обеих категориях – легендарного итальянца Альберто Аскари.

Не только Альберто славил фамилию Аскари на гоночном полотне. Его отец, Антонио, был тот еще сорвиголова.

Гарибальдино (такое прозвище закрепилось за Аскари-старшим) был одним из 10 детей в своей семье. С молодости Антонио подружился с автомобилями, и после того, как вся свора Аскари перебралась в Милан, он получил там место главного механика небольшой автомобильной фирмы «Де Веччи». Дела шли на лад, «Де Веччи» решила открыть филиал в Бразилии, куда и отправила Антонио вместе с братом. Увы, в Южной Америке Амадео ждала тяжелая болезнь и смерть. Потрясенный утерей брата, Антонио возвращается в Италию и... принимает решение стать автогонщиком.

В 1911 году Аскари принимает участие в нескольких местных соревнованиях, но особенно ничем не запоминается. Первая Мировая война прерывает карьеру Антонио, которая возобновится в 1919 году, когда ему уже стукнул 31 год, когда он уже стал акционером «Альфа-Ромео»... Но Антонио – итальянец в самом прямом смысле этого слова. Горячему непоседе хотелось гоняться, и гоняться на пределе, да так, чтобы его запомнили, чтоб его просили снизить скорость. А иначе и неинтересно же.

«Как можно водить машину в такой манере и и вообще остаться живым?» – вопрошали те, кто был свидетелем его езды. Аскари лишь улыбался в ответ на критику. Веселый и дружелюбный в повседневной жизни, Антонио превращался в сущего дьявола за рулем. Как результат, в 1924 году получено место в заводской команде «Альфа-Ромео» вместе с Кампари, Вагнером и Минойа. А менеджером «Альфы» в то время являлся полный сил и грандиозных планов молодой, 26-летний итальянец Энцо Феррари.

На Гран-При Италии Аскари одерживает первую большую победу в карьере, демонстрируя такой пилотаж, что некоторые зрители падали в обморок от подобного зрелища. Да, именно в тот день на пит-стопе к нему подбежал главный судья соревнований и пригрозил снятием с гонки из-за столь агрессивного гоночно стиля. Но Аскари в итоге добился цели и после финиша с упоением подбрасывал вверх и целовал своего шестилетнего первенца Альберто, который был безумно рад папиному первому месту.

В 1925 году «Альфа-Ромео П2» не было равных. Аскари стал победителем на Гран-при Бельгии и приехал во Францию в прекрасном расположении духа. На старте он сразу дал понять соперникам, что недосягаем. К 20-му кругу он опережал Джузеппе Кампари на 4 мили. Начал накрапывать дождик, Антонио продолжал ехать в прежнем темпе, и скорость итальянца в итоге стала для него фатальной. На 23-м круге при входе в левый поворот «П2» цепляет столбик ограждения, что приводит к перевороту на большой скорости. В тот день, 26 июля 1925 года, по пути в больницу Антонио Аскари не стало.

Ему было 36 лет.

***

Маленький Альберто наблюдал за успехами отца, и его гибель через пару недель после того, как малышу исполнилось семь лет, сильно сказалась на будущем чемпионе. Но папа, обожавший Альберто, успел заразить сына своей главной страстью – гонками. С тех самых пор возиться с машиной или сидеть за рулем для Аскари было гораздо более приятным времяпровождением, нежели учеба. Но не только автомобили прельщали итальянца.

Начинал он как мотогонщик. В 1938 году в составе команды Италии он выигрывает шестидневные соревнования в Гармиш-Партенкирхене, считавшиеся в то время неофициальным чемпионатом мира среди национальных команд. В мае 1940-го получает от Энцо для участия в «Милле Милья» новую «Феррари» 815, а также участвует еще в нескольких гонках. Наилучшим результатом становится девятое место в Триполи, добытое на «Мазерати-1500».

Карьеру Аскари, равно как и всех остальных пилотов, прерывает Вторая Мировая война. После нее Альберто делает окончательный выбор между мотоциклом и автомобилем в пользу последнего. И не ошибается. Начиная с 1947 года Аскари стал регулярно мелькает в итоговых протоколах на ведущих позициях. Ударно проведя гонки в Каире и Монце, он, благодаря Луиджи Вилорези, попадает в основную команду «Мазерати», и спустя недолгое время становится ее лидером. Одержав несколько побед, Альберто в 1949 году покидает команду и присоединяется к Энцо Феррари. 

Вместе с Коммендаторе Аскари достиг самых больших успехов в карьере. В 1949-м, последнем году перед стартом чемпионата мира в классе «Формула-1», Аскари одержал 4 победы и дважды был на подиуме. На следующий год в активе Альберто уже 5 побед, но на Гран-при, не входящих в зачет чемпионата мира. В «Формуле-1» на его счету только два вторых места и одно пятое. Чемпионство между собой разыгрывают гонщики «Альфа-Ромео», и первым себя в историю вписывает Джузеппе Фарина.

По-настоящему в «Формуле-1» Аскари начал зажигать на второй год ее существования. «Феррари» смогла дать бой в чемпионате «Альфе», и перед последней гонкой сезона Аскари имел реальный шанс на чемпионство. Но победа Фанхио и четвертое место итальянца отложили завоевание титула на следующий год. Неучастие в Гран-при Швейцарии и 31-е место в Инди-500 – так начинался 1952 год для Альберто. Что не помешало ему победить в оставшихся шести гонках сезона и примерить на себя корону чемпиона мира.

В чем причины столь неудержимого пилотажа Альберто? Во-первых, итальянец был одним из первых пилотов, уделявших своей физической подготовке большое внимание, что позволяло сохранять концентрацию на всем протяжении Гран-при. Ну и не будем забывать, чьим сыном являлся Аскари. При том, что по своей натуре он был противоположностью отцу, никакого другого места, кроме первого, для него не существовало. Когда он лидировал, все пролучалось само собой. Уверенные и точные движения рулем, машина едет как по рельсам... Все это исчезало, Аскари начинал нервничать, когда впереди был кто-то еще. Альберто сам не понимал причин такого перевоплощения, и поэтому выход был один – лидировать и побеждать! Вот в этом была вся сущность Аскари.  

Три победы на старте ЧМ-1953 позволили установить Аскари самый, пожалуй, долгий рекорд «Формулы-1», который продолжает свой отчет и сегодня – 9 побед подряд. Ни Шумахер, ни кто-либо еще так и не смогли достичь и перебить сие достижение. Еще 4 победы, 2 из которых, правда, не входили в зачет чемпионата мира, гарантировали итальянцу второй титул. В следующем году Аскари пересаживается на «Мазерати», затем на «Лянчу». Ни одной победы одержать так и не удается, »Лянча» оказывается жутко ненадежной, утешение приносит лишь победа в «Милле Милья». Этот год хочется поскорее забыть.

***

13 июля 1954 года Аскари стукнуло 36 лет. Стоит упомянуть, что Альберто был весьма суеверным молодым человеком. Черные кошки, плевки через плечо – для Аскари все эти приметы были отнюдь не чушью собачьей. А 26-го числа каждого месяца Аскари садился за руль только в случае крайней необходимости. Обычной машины, не гоночной. 

***

Гран-при Монако 1955 года должен был покориться Альберто. Не имея побед в чемпионате, Аскари шел вторым по ходу гонки, но у впередиидущего Стирлинга Мосса возникли проблемы с двигателем. Еще не догнав британца, Аскари на 81 круге прошел туннель, на огромной скорости подъехал к шикане и не справился с управлением, улетев прямиком в Средиземное море.

Перелом носа и небольшое сотрясение – мелочь в такой аварии. Аскари лишь поблагодарил Бога за то, что остался жив. Жалел он лишь о том, что утопил свой шлем, который считал счастливым. Этот шлем напоминал ему об отце. Тем не менее, суеверный Аскари не посчитал это предостережением свыше. И через несколько дней заехал с друзьями в Монцу.

В итальянской Мекке автоспорта в тот день проводились испытания новой «Феррари» 750s. Эудженио Кастеллотти, один из тех, кто в тот день был с Альберто, предложил ему поучаствовать в испытаниях и оценить нового жеребца. Аскари согласился, одолжив при этом очки и шлем у своего приятеля, что для такого суеверного человека было просто дикостью.  

Зрителей в тот день на трибунах не было, и посему никто не видел, как произошла авария. Машину нашли перевернутую возле ограждения, а сам гонщик лежал без сознания недалеко от нее. Живым Аскари до госпиталя довезти так и не успели.

Тесты проходили 26 мая. Аскари было 36 лет. За 4 дня до этого в Монако он утопил свой счастливый шлем. Думал ли об этом Альберто, и как сильно напоминали ему эти цифры в тот момент о погибшем отце, когда он сел за руль прототипа и нажал на газ? Что именно сподвигло итальянца изменить своим принципам? Хотел ли он доказать судьбе, что сильнее ее, или гоночная страсть просто оказалась сильнее разума?

Вот так совершенно непохожие, но прекрасно владевшие искусством крутить рулевое колесо отец и сын ушли от нас 26-го числа в возрасте 36 лет. Рок или просто несчастное совпадение? Никто не ответит на этот вопрос. Равно как никто не видел, как Альберто проехал последние метры своей жизни...