Гонщик «Ред Булл» провалил старт сезона. У Квята есть шанс его заменить
Даниила выгнали за меньшее три года назад.
Прошлым летом «Ред Булл» столкнулся со сложной ситуацией: самый опытный пилот команды Даниэль Риккардо объявил о переходе в «Рено», а в молодежной программе не оказалось сходного по масштабу таланта, готового к «Формуле-1». Руководители гоночной программы австрийского концерна рискнули и подписали Пьера Гасли — парня с портфолио в 17 Гран-при, трудным титулом в не самый конкурентный сезон GP2 и сильными сезонами в «Супер-Формуле» и «Формуле-Рено 3,5». Таким образом француз фактически повторил путь Даниила Квята в 2015-м — россиянина тоже 3,5 года назад повысили после всего одного сезона в «Формуле-1».
Тем не менее, Гасли считался более подготовленным к дебюту в топ-команде: парень впечатлил быстрой адаптацией к сложной технике в японском чемпионате, четвертым местом в Бахрейне и перфомансом в Венгрии (приехал в квалификации выше Ферстаппена по мокрой трассе и удержал позицию). Эксперты отмечали хорошую психологическую устойчивость Пьера и замечательную работу с покрышками — первостепенные качества для современной «Ф-1».
Хоть от француза и не ожидали моментальных результатов на уровне Макса Ферстаппена, но сам обладатель гордой «десятки» высказывал совершенно другие амбиции.
«У меня уйдет время на адаптацию, но я не собираюсь быть вторым пилотом это не то, чего я хочу и не собираюсь на этом останавливаться, – объявил Пьер в начале сезона. – Если у меня будет машина, способная на победы – я с удовольствием этим воспользуюсь. Посмотрим, как я буду выступать с самого начала – разумеется, по ходу сезона я буду прибавлять».
Старт сезона обернулся полным провалом
Пожалуй, еще никто в истории не начинал в «Ред Булл» так плохо. Жаренным запахло уже на тестах: Гасли закрыл обе сессии глупыми авариями. Сперва испортил первую испытательную неделю.
А потом уничтожил и вторую семь дней спустя.
Последняя ошибка оказалась очень серьезной: в столкновении с барьерами Пьер расколотил целую кучу новых деталей, изготовленных в единственном числе. Австрийская команда просто потеряла 1,5 дня тестов, не смогла проверить несколько важных новинок и обкатать болид в квалификационном темпе — в общем, подготовка к старту сезона уже оказалась испорченной.
В Австралии же ситуация не стала лучше: в квалификации Гасли подвели стратеги, неправильно рассчитавшие нужное для выхода во второй сегмент время. Француз оказался на 17-й стартовой позиции с необходимостью прорываться, но в процессе заезда он дал себя обогнать Квяту и провисел в итоге на хвосте у россиянина до самого финиша.
На Гран-при Бахрейна Пьер зафэйлил квалификацию уже без посторонней помощи, снова уступил «Торо Россо» (на сей раз Александру Албону) и стартовал 13-м. В гонке француз снова вообще не впечатлил: например, его как стоячего объехал по внешней траектории объехал «Макларен». Но особенно забавно было наблюдать очередную пропущенную атаку от Албона — Гасли пришлось прибегать к более агрессивной стратегии, чтобы опередить тайца и не потерять лицо на финише. Приехал Пьер восьмым, но на самом деле без синхронного схода «Рено» он не поднялся бы выше десятой строчки.
В Китае «Ред Булл» и вовсе не стал пытаться преодолеть квалификацию на умной или обычной тактике: команда поставила своей «десятке» самые мягкие шины на второй сегмент (пока все конкуренты ехали на «медиумах»), чтобы гарантированно вытащить того в топ-10 и избавить от трясины из середины из пелотона. План сработал и Гасли завоевал шестую стартовую позицию, но проиграл Ферстаппену чудовищно много — 0,6 секунды во втором сегменте и 0,9 секунды — в третьем уже на одинаковых составах покрышек.
Отрыв в гонке поразит еще сильнее: Пьер проигрывал Максу примерно 45 секунд, пока не поехал на пит-стоп за свежей резиной. Команда снова попыталась тактически поддержать француза, выдав ему шанс установить лучший круг на последних километрах и заработать лишний зачетный балл, но гонщик едва не подвел «Ред Булл» и с этим. Даже на свежем софте и легкой машине он выиграл у Себастьяна Феттеля всего 0,1 секунды и не смог побить времена первых двух секторов трассы, показанных конкурентами в середине заезда с большей топливной загрузкой.
Вряд ли хоть кто-то ожидал от Гасли настолько жесткого провала.
Гоночный стиль не подходит машине
Официальные лица «Ред Булл» вместе с самим пилотом нашли причину неудачных результатов: у парня не получается найти общий язык с новеньким RB15.
«У меня проблемы с машиной, с нехваткой стабильности на разгонах, – объяснил неудачи Пьер. – Мне приходится агрессивнее выжимать из машины мощность, что не идет ей на пользу. Я не могу рулить так, как привык, и потому не могу атаковать. Машина реагирует не так, как я ожидаю. Я поворачиваю руль – и не знаю, что произойдет. В одном повороте все нормально, в следующем заднюю часть срывает. При нажатии на газ машина ведет себя нервно. В результате перегреваются и деградируют покрышки. Все похоже на снежный ком: после скольжения в одном повороте у машины падает сцепление в следующем.
Мне нужно найти направление для работы с настройками и посмотреть, помогут ли инженеры делать машину более подходящей моему стилю пилотажа».
Однако поиску удобных параметров болида сильно мешает необходимость наверстывать упущенную на тестах программу испытания улучшений — Гасли на каждом Гран-при две практические сессии из трех тратил на обкатку новых деталей. В результате французу на брифингах нужно помогать с решением об изменениях болида, а не заморачиваться с настройками — и прогресс логично затягивается.
Кстати, две аварии на тестах до сих пор не только отнимают время практик, но и оказывают сильнейшее психологическое влияние на «десятку» «быков». По словам технического директора команды Эдриана Ньюи, Пьер понимает, что новый крэш может запросто стать последним, а потому немного сдерживает себя и показывает всей скорости.
Но что же у Гасли конкретно не выходит?
Если кратко, весь стиль француза с эффективным шинным менеджментом и агрессивным пилотажем полностью исходит из ранних разгонов, связанных с небольшим количеством избыточной поворачиваемости для более точного выставления траектории на входе и выходе из поворота. Похожий пилотаж присущ многим ребятам, вышедшим из картинга и молодежных серий без сверхмощных моторов и напрямую исходит из контроля за температурами резины. Все просто: поскольку шины больше всего нагреваются и изнашиваются при корректировке траекторий в поворотах, юным гонщикам комфортнее обладать большей вариативностью углов поворота руля и самостоятельно выбирать степень агрессивности заворота. Те, кто лучше остальных выбирает верную траекторию, и продвигается дальше всех в мировых чемпионатах.
Гасли как раз демонстрировал блестящие способности верно направлять машину без лишних корректировок. Особенно хорошо его навык выбора траектории сочетался с ранним разгоном на выходе из поворота — данный элемент роднит его с Феттелем: они оба предпочитают завернуть чуть глубже, «спрямить» траекторию разгона и тем самым сохранить шины от агрессивного раннего нажатия на педаль газа. Поэтому Пьер всегда был очень хорош на трассах, где сцепление задней части играло ключевую роль (Бахрейн и Венгрия входят в их число).
Старая «Торо Россо» хорошо балансировалась под пожелания француза, но RB15 оказался предсказуемо оказался другим. Прежде всего главное отличие коснулось мотора: судя по динамике скоростей с Гран-при Китая, «Хонда» показывает прогресс по части разгонной динамики и выдает больше мощности при нажатии на педаль газа. Также «Ред Булл» явно сделан с упором на максимально позднее торможение и большую скорость на апексе еще под Даниэля Риккардо (австралиец слишком поздно объявил об уходе, чтобы все переделывать) — увязать же оба этих фактора с избыточной поворачиваемостью просто невозможно. Похоже, именно к этим переменам Гасли и не может привыкнуть: когда он пытается использовать натренированный годами пилотажный стиль с легкими направлениями в поворот и ранними разгонами (иногда даже до прохождения апекса), машину буквально норовит вынести на каждом более-менее агрессивном повороте. В Бахрейне, например, она постоянно выезжала слишком широко сразу после подобных разгонов.
И вылет на внешнюю неудобную траекторию — еще не худшее, что может произойти при настолько ранних разгонах с настройкой на избыточную поворачиваемость. Любое недостаточно плавное нажатие на педаль газа как раз и вызывает те самые непредсказуемые срывы задней части, на которые и жаловался Пьер.
Кстати, новичок «Ред Булл» не одинок в своих проблемах: ровно то же самое происходило с дебютировавшем в «Заубере» Шарлем Леклером. Просто прочитайте слова монегаска и сравните.
«Задняя часть заскользила очень неожиданно, – признавался Шарль после одного из разворотов в Китае. – Я даже специально ехал медленнее [чтобы этого избежать]. Я вообще не мог этого предугадать. У меня никак не получалось набрать нужную скорость в быстрых поворотах».
Как же нынешний напарник Феттеля в «Феррари» справился?
«В GP3 и «Формуле-2» обычно настраивают машины на избыточную поворачиваемость, – объяснял Леклер. – Я никак не ожидал прибавки в скорости при использовании настроек с недостаточной поворачиваемостью, но, похоже, именно так и работают болиды «Формулы-1». Мне просто надо будет привыкнуть. Ранее моя машина оказывалась слишком непредсказуемой и трудной в управлении».
Главная трудность Гасли как раз в том, что подход с избыточной поворачиваемостью у него работал раньше — «Хонда» на старой «Торо Россо» еще не выдавала опасной мощности на разгонах и позволяла сбалансировать машину нужным образом. Леклер достаточно быстро понял и приучился к другому стилю, и будущее Пьера точно так же зависит от его адаптивности.
Квята понизили за похожее несоответствие
Французская «десятка» четко понимает собственное уязвимое положение — один только инсайд Ньюи выдает опасения второго пилота «Ред Булл» с головой. И дело не только в бесконечных фанатских обсуждениях или журналистских спекуляциях: боссы австрийской команды Гельмут Марко и Кристиан Хорнер сами создали опасный прецедент после рокировки Ферстаппена и Квята в 2016-м. Причем Даниила как раз лишили топового кокпита как раз по причине несоответствия гоночного стиля.
Эдриан Ньюи
«Машина 2016 года просто не подошла Квяту, – рассказал Хорнер через два года после понижения. – Думаю, причина в смене поставщика тормозов и переменах во всей философии тормозной системы — она сильно повлияла на него».
В результате россиянин начал сильно проигрывать напарнику Даниэлю Риккардо: от 0,5 до 1 секунды в ключевых практиках в Австралии, России и Китае и по 0,3-0,4 секунды в квалификациях в Сочи и Шанхае. Из-за растущего отрыва Даниил как раз и начал рисковать сверх меры в торпедоподобных атаках — наверстать время адаптацией пилотажа не удавалось, а результат в «Ред Булл» всегда требовали достаточно жестко.
Вам не показалось: Квят в абсолютных цифрах проигрывал напарнику намного меньше, чем уступает Гасли прямо сейчас — но Даниилу три года назад не помог даже подиум на Гран-при Китая. Пьер вообще в данный момент бесконечно далек от попадания в топ-3, когда Ферстаппен дважды поднялся на подиум и обогнал обоих пилотов «Феррари» в общем зачете.
Именно поэтому разговоры о возможном понижении точно нельзя считать беспочвенными выдумками: если руководство «быков» сохранило последовательность, то однозначно должно за закрытыми дверьми хотя бы раз обсудить такую возможность.
Есть ли у Гасли шансы?
Если француз все-таки найдет способ оптимизировать пилотаж и привыкнет к машине, то однозначно приблизится к Ферстаппену. Но вся бездна обрушившихся на Пьера проблем показывает, что он все-таки уступает Максу и вряд ли дотянет до уровня Риккардо.
«Сколько бы Гасли ни провел в «Ред Булл» – год или два — он все равно будет проигрывать Ферстаппену, – поделился мнением авторитетный журналист Питер Уиндзор. – Отставание в гонке в 0,2-0,3 секунды с круга никуда не исчезнет».
При равных тактиках подобный отрыв обозначает 15 секунд разницы на финише — в неудачные для Макса дни Пьер сможет навязать борьбу, но вряд ли такой результат можно будет назвать топ-уровнем. Обычно гонщиков выгоняют из системы «Ред Булл» как раз в тот момент, когда перестают видеть в них перспективу — если консультант австрийской системы Гельмут Марко пришел к одному с Уиндзором мнениею, то Гасли определенно стоит бояться. При таких результатах замена неизбежна — даже если и произойдет не в 2019-м. Тем не менее, точно здесь прогнозировать невозможно: доктор Марко способен расщедриться на второй шанс, а может отрезать сразу и не мешкая.
«Гасли не стоит рассчитывать на везение в отношениях с Марко в этом сезоне. Мы знаем, что Марко каждые пять минут меняет мнение», – кратко и справедливо резюмировал ситуацию чемпион «Ф-1» Жак Вильнев.
Впрочем, «Ред Булл» сейчас не зацепился за борьбу за Кубок конструкторов, а потому выгонять не завершившего даже первый сезон пилота было бы немного неправильно. Скорее всего, Гасли дадут доездить 2019-й до конца и казнят его в случае отсутствия прогресса, ведь за титул лучшей команды со слабым вторым пилотом точно не поборешься.
Кандидатура в «Ред Булл» лишь одна
В данный момент Квят — быстрейший гонщик молодежной системы «быков» (не считая Ферстаппена, само собой). В общем-то, соперник у Даниила лишь один — везучий дебютант Александр Албон, пока опережающий россиянина по очкам 3:1. Однако Гран-при Бахрейна номеру 26 испортили команда и соперники, а в Китае гонку уничтожили уже стюарды.
Если вывести за скобки невезение Даниила, то он убедил всех блестящей обороной от того же Гасли на жестких шинах на Гран-при Австралии. Также он быстрее Албона и по чистому темпу — даже на поврежденной машине вез тайцу в Бахрейне на одинаковых отрезках от 0,5-0,7 секунды до 1,5 секунды.
Александр пока проигрывает Квяту и по невынужденным ошибкам: номер 23 разбил машину в третьей практике на Гран-при Китая, пропустил квалификацию и стартовал с пит-лейн, потерял примерно 15 секунд в самом начале заезда. Последовавшие инциденты и сходы, позволившие тайцу забраться в топ-10 — всего лишь везение. Конечно, у Албона не отнять неплохой для дебютанта стабильности, но пока к «Ред Булл» он не готов.
На подходе к «Ф-1» дозревает вице-чемпион «Ф-3» Дэн Тиктум. Он продолжает сражаться с заработком баллов на суперлицензию и не лучшим образом дебютировал в «Супер-Формуле» (первым из пелотона потратил всю «обгонную» энергию и остался без средств к атаке и защите на 10 финальных кругов). Создается впечатление, будто Дэн с каждым месяцем лишь разочаровывает Гельмута Марко и других боссов «Ред Булл».
Еще в молодежной системе числится невероятно перспективный 17-летний чемпион Toyota Racing Series Лиам Лоусон, но ему только предстоит по-настоящему показать себя в «Формуле-3». В ближайшие два сезона о нем беспокоиться точно не стоит — только если он не порвет серию как в свое время Макс Ферстаппен.
Со всех сторон лишь Квят демонстрирует нужную скорость для второго шанса в составе «Ред Булл». Да, ему здорово не повезло с обстоятельствами в двух последних Гран-при, но Даниил не провоцировал оба фэйла — в команде точно это видят. Гасли же проваливается и похуже безо всякой «помощи» со стороны невезения.
Леклер легко укатал Феттеля в Бахрейне. У новичка «Феррари» особый пилотажный стиль
Лучшие пилоты Гран-при Китая по данным телеметрии. Квят в списке даже с аварией и штрафом
«В машине Ферстаппена я так же хорош, как и он». Самое честное интервью в карьере Квята
Фото: globallookpress.com/Xavier Bonilla/ZUMA Press, Hoch Zwei (2-7), Hoch Zwei/picture alliance (8); Gettyimages.ru/Mark Thompson, Lars Baron
Лично я желаю им обоим скорее в свои лучшие кондиции войти и показывать результат, а решать кого выпилить, а кого повысить на старте сезона - это отстой какой то.