Леклер легко укатал Феттеля в Бахрейне. У новичка «Феррари» особый пилотажный стиль
Талант, сравнимый с Хэмилтоном и Ферстаппеном.
Второй Гран-при нового сезона «Формулы-1» подарил миру полное и однозначное понимание истинной силы напарника Себастьяна Феттеля. Шарля Леклера называли будущим чемпионом почти два года, сразу после мощного старта в «Формуле-2» (3 победы и еще два подиума в первых 8 гонках), но способности монегаска относительно чемпионов и лучших пилотов мира казались неясными вплоть до 2019-го. В марте же новичок «Феррари» получил-таки машину, способную бороться за победы — и уже в первом Гран-при сезона командному мостику пришлось запрещать 21-летнему парню обгонять Феттеля.
В Бахрейне Себ оказался уже медленнее Леклера и проиграл молодому напарнику поул. В гонке Шарль тоже был неудержим: после плохого старта он быстро отыграл обе потерянные позиции, причем атака четырехкратного чемпиона мира проследовала практически сразу после новой просьбы стратегов сохранять позиции.
Но судьба жестока: монегаску так и не удалось выиграть первый Гран-при в карьере из-за внезапного отказа мотора. Тем не менее, мир увидел истинного победителя прошедших выходных и не усомнился в его способностях. Недаром после финиша Шарля утешали все — от чемпионов мира до пользователей соцсетей.
«Очень разочаровывающий итог для Шарля, – сказал итоговой победитель Льюис Хэмиотон. – Он прекрасно пилотировал, у него впереди еще много побед».
«Леклер – очень сильный соперник, и в Бахрейне он был быстрее Феттеля, – согласился Мика Хаккинен. – Этот парень многое даст сезону. У него впереди долгая карьера, и он еще выиграет гонки».
«Приятно видеть, что столь молодой гонщик так отлично выступает» – похвалил парня и легендарный чемпион MotoGP Валентино Росси.
Но почему же Леклер так хорош? Объяснение последовало от авторитетного эксперта Питера Уиндзора — он работал спортивным менеджером в «Уильямсе» в 80-х, главным управляющим на британской базе «Феррари» в начале 90-х, а также дважды пытался пробиться в «Формулу-1» как руководитель собственной команды. Но больше всего широкой публике австралиец запомнился по журналистской работе в Autocar и F1 Racing – его статья из 2005-го о сравнении пилотажных стилей Кими Райкконена и Хуана-Пабло Монтойи до сих пор считается бессмертной классикой. Сейчас Питер ведет несколько шоу на Motorsport Network, а также собственный канал на ютубе — причем его аналитики гонок и ситуаций в «Ф-1» хватает, чтобы собрать под 85к подписчиков и 100 тысяч просмотров на роликах, где он фактически просто болтает, сидя в машине. И как раз в одном из таких выпусков Уиндзор и рассказал, в чем же, на его взгляд, Феттель проигрывает молодому напарнику и что будет со внутренней дуэлью «Феррари» дальше.
Мнение эксперта
«Сейчас все сочувствуют Леклеру. Что за пилотаж, какой гонщик! Чудесно видеть его настолько быстрым и доминирующим над Себастьяном Феттелем не только по части времени на круге в Бахрейне, но и по части манеры, в которой Шарль обогнал напарника на первых кругах. Себ защищался и показывал, кто тут босс. Было круто увидеть, как Леклер его превосходит. Нет, я не то чтобы против Себастьяна, просто приятно видеть, как молодому гонщику вроде Шарля достается машина, способная побеждать в гонках, и он выжимает из нее все, что можно.
Я уже 2,5 года твержу, что Шарль — потенциальный чемпион мира. Конечно, он еще выиграет Гран-при уже в этом году. Теперь это очевидно. Без сомнений, он вступит и в борьбу за титул.
Шарль как Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен. Его главная черта заключается в стопроцентной манипулятивности: он заставляет машину делать то, что он хочет, а не реагирует на поведение болида инстинктивно и не поправляет уже произошедшее. Это дает ему огромное преимущество.
Себастьян примерно такой же, но у него есть другие слабости, от которых, как мне кажется, он еще не избавился. Когда Феттель попадает под серьезное давление, они проявляются — например, когда в 2014-м у болида «Ред Булл» снизилось сцепление в задней части. Тогда новичок команды Даниэль Риккардо просто уничтожил Себа, потому что Себ очень зависим от поведения этой зоны машины. Здесь Шарль полностью превосходит Феттеля.
Правда, это проявляется не на всех типах треков. Фактически примерно 80 процентов всех автодромов из календаря сильно затруднит парню вроде Леклера сражение с Феттелем. Мы знаем, насколько быстр Себастьян. Но в оставшихся 20 процентах треков есть повороты, где гонщики вроде Шарля, Макса или Льюиса всегда будут быстрее напарников вроде Нико Росберга, Валттери Боттаса или Себастьяна Феттеля. Я твержу об этом уже десяток лет и буду повторять до самой смерти.
В Мельбурне такого не было, но в Бахрейне как раз и располагается один из таких секторов трассы — там-то Леклер и демонстрирует свой талант. Речь идет о связке девятого и десятого поворотов. Десятый поворот — левая «шпилька», за которой следует длинная прямая. Это очень важно, потому что такая прямая специально построена, чтобы наказывать пилотов, если они проходят поворот неправильно. В шпильке же легко ошибиться — достаточно затормозить слишком поздно, заблокировать левое переднее колесо или столкнуться с избыточной поворачиваемостью. Тогда выход из поворота будет плохим. Все эти ошибки вызывают потерю нескольких км/ч на прямой уже на стадии разгона.
На трассе в Шанхае, к слову, я не представляю, где Шарль будет непременно быстрее Феттеля. То есть он не будет обязательно хуже, но и нет определенной зоны, где Леклер точно быстрее. Возможно, только смена направлений в первом и втором поворотах на трассе в Барселоне станет следующей точкой, где Шарль получит небольшое преимущество. И еще в подъеме на холм в четвертом повороте — тоже в Барселоне, и, может, в девятом повороте там же.
Еще мне запомнился один момент в гонке: когда «Феррари» в последнем повороте одного из гоночных кругов начала терять заднюю часть, Шарль моментально и очень красиво подкорректировал траекторию рулем. Прекрасный пример контроля над машиной. Для ребят вроде Шарля, Льюиса или Макса это всего лишь веселый элемент пилотажа, который вступает в дело только когда надо. Но обычно они пилотируют не так, их стиль заключается в ощущении машины. Обычно таких гонщиков не выносит с траектории, но если такое случается — уверен, им нравится побеждать такие ситуации.
От Себастьяна же мы увидим только больше ошибок, потому что он ничего не может сделать с Шарлем. Леклер проводил всего второй сезон в «Формуле-1» и вторую гонку за «Феррари», так что Феттеля нельзя представить даже за закрытыми дверями требующим у руководства уволить этого парня, замедлить его или сдержать командной тактикой. Себ же четырехкратный чемпион мира. И ему будет очень не хватать Кими Райкконена. Айсмен ни за что на свете не проехал бы гонку на том же уровне, что и Шарль. То есть да, Кими хорошо выступил за «Альфа Ромео», но не смог бы повторить уровень Леклера.
Думаю, Себ до последнего не поймет, почему Шарль быстрее. Просто потому, что он не будет мыслить категориями «что там в девятом и десятом поворотах», он будет думать как большинство гонщиков. Как Найджел Мэнселл думал в свое время, например, когда столкнулся с Аленом Простом в «Феррари»: «Он не быстрее, просто проехал идеальный круг». Точно так же Фернандо Алонсо думал о Льюисе Хэмилтоне во время совместного сезона в «Макларене». Себ будет искать другие причины, почему все так обернулось, и он их найдет — хоть они и вряд ли будут достаточно логичными.
Еще один интересный аспект: Шарлем же теперь занимается Джок Клиа (бывший гоночный инженер Жака Вильнева, Рубенса Баррикелло, Нико Росберга, Михаэля Шумахера, Льюиса Хэмилтона — Sports.ru). Думаю, уже сейчас это имеет огромное значение и начнет влиять на сезон еще больше в будущем, потому что Леклеру помогает сильный и логичный мыслитель. Думаю, потому Себу вдвойне сложнее будет проникнуть в этот «пузырь» вокруг монегаска и развернуть ситуацию в своем направлении».
У Феттеля четыре чемпионских титула, но он никогда не станет великим
Новичок «Феррари» чувствует ошибки
Кто-то может возразить, что Питер Уиндзор не прав, ведь в финальной квалификационной попытке Феттель был быстрее Леклера как раз в девятом и десятом поворотах, если верить официальной разбивке кругов на мини-секторы.
Вместе с тем при просмотре круга поула попытка новичка Скудерии близка к идеалу.
Но, на самом деле, не все ошибки, особенности и перфомансы пилотов видны на телеметрии. Иногда намного большее значение приобретают их личные ощущения по части пилотажа в определенном месте трассы и потенциальные способы улучшения итогового результата. Например, Леклер на месте вполне ровного и безошибочного преодоления связки поворотов видит те самые помарки и понимает, во сколько они ему обошлись.
«Я немножечко неправильно проехал десятый поворот в этот раз, – сразу же рассказал пилот «Феррари» взамен на просьбу Sky Sports F1 прокомментировать круг, позволивший завоевать ему поул-позицию.- Я просто решил затормозить чуть-чуть позже обычного, но слегка перестарался и столкнулся с недостаточной поворачиваемостью. Мне было трудно повернуть машину именно туда, куда хотел.
Обычно я направляю машину на красною зону поребрика в этом повороте и чуть-чуть по нему проезжаю. Думаю, я потерял здесь одну десятую секунды, не больше».
Причем даже небольшая ошибка не помешала Леклеру разогнаться настолько хорошо, что оказался быстрее Феттеля на середине прямой, следующей за десятым поворотом. Как ни крути, это реально высший пилотаж, с которым Себу предстоит смириться и бороться.
«Что происходит с двигателем? О боже!». Лучшие радиопереговоры Гран-при Бахрейна
Зарубежные издания оценили выступления гонщиков на Гран-при Бахрейна
«Если не справлюсь – пусть «Феррари» меня уволит». У новичка Скудерии стальные нервы
Источник: Ютуб-канал Питера Уиндзора
Фото: Gettyimages.ru/Lars Baron (1); globallookpress.com/Hoch Zwei
Да возьми любого, Ботаса, Квята, Грожжана и т.п. это все типичные представители сплава таланта и настроения.
И возьми Алонсо, Хемильтона, Шумахера, Кими, Ферстаппена. У них тоже сплав таланта и настроения, только вот это настроение всегда одно, и этим демоны только помогают быть в тонусе, быть в фокусе, потому что они сами демоны.
по 1 гран-при преждевременно ставить выше монегаска