4 мин.

В MotoGP крупный скандал. Команда нарушает правила, но серия бездействует

Против нее настроены все. Даже чемпион мира.

Ducati

10 марта текущего года гонщику «Дукати» Андреа Довициозо удалось выиграть Гран-при Катара у известного Марка Маркеса из «Хонды». Отрыв составил всего лишь 0,023 секунды. На предпоследнем круге Андреа уступил испанцу, но мощный мотор «Дукати» все же позволил итальянцу исправить ситуацию и одержать победу. Но многие с таким раскладом не согласились.

Сразу четыре команды – действующий чемпион «Хонда», «Сузуки», «Априлиа» и КТМ – стали авторами протеста против «Дукати». Недовольство заключалось в том, что винглеты на итальянских мотоциклах, находящиеся перед задним колесом, помогают предотвращать перегрев задней шины. Жалоба поступила еще во время гонки, но судьи не нашли никаких нарушений. Однако команды хотели добиться своего и обратились в суд MotoGP.

Винглеты сами по себе используются командами для увеличения прижимной силы и повышения стабильности поведения мотоцикла. Что самое интересное, в 2010 году «Дукати» стали первыми их использовать, установив аэродинамические элементы на переднего колеса. К этим самым винглетам на переднем колесе привыкли уже все, но к задним! Это уже новинка 2019 года.

Такие детали использовали ранее и другие команды, но только для отвода воды по ходу дождевых гонок. В начале же марта этого года технический директор MotoGP Дэнни Олдридж объявил, что использовать задний винглет разрешается и в сухую погоду. Инициатором подобного решения, естественно, была «Дукати». В чем тогда проблема? В прижимной силе. Как считают остальные команды, она становится значительно больше, что противоречит регламенту.

Винглеты

Массимо Ривола, ранее работавший в таких командах «Формулы-1», как «Минарди», «Торо Россо» и «Феррари», а ныне генеральный директор «Априолы», стал главным противником итальянской команды. «Априола» хотела поставить такие же винглеты и на свои мотоциклы, но MotoGP отказали в этом. Ривола даже написал письмо в Дирекцию Гран-при, где объяснил все технические аспекты. Но, похоже, никто всерьез это не воспринял.

«Для меня очевидно, что этот винглет изначально задуман для повышения уровня прижимной силы, – в частности сказал Тони Кукерелла, ранее работавший в трех командах Формулы 1 (включая «БМВ Заубер»), а сейчас занимающий пост главного инженера выступающей в чемпионате Формула Е команды «Махиндра». – А прежде всего, нет сомнений, что эта деталь влияет на конфигурацию обтекающего мотоцикл потока воздуха, она встроена в общую аэродинамическую картину того, что происходит с задней частью байка».

Еще до суда все та же «Априлиа» во главе с Риволой заявила, что отбирать победу в Катаре у «Дукати» было бы несправедливо. Этого, впрочем, и не случилось. Кроме того, суд признал винглеты законными. Вроде все неплохо. Но огня добавила Аргентина.

Ducati

В Южную Америку с такими же деталями приехала «Хонда», но руководство серии признало их незаконными, так как команда в запросе заявила, что винглеты будут установлены для увеличения прижимной силы. Наконец, руководитель «Дукати» Далл’Инья признал, что деталь на скорости 180 км/ч увеличивает прижимную силу на 300-400 Ньтонов (30-40 кг), но все же упомянул, что основная задача новой детали в уменьшении нагрева шин.

«На трассе в Катаре в начале уик-энда мы проводили специальные замеры, - говорит Далл'Инья, - и выяснили, что температуру резины таким образом можно снизить на 6-7 градусов. С нашей точки зрения, это существенный выигрыш. Нам пришлось раскрыть суду – и нашим конкурентам – весьма важные данные. На мой взгляд, так дела в нашем виде спорта делаться не должны. При этом мы потратили на юристов и прочие мелочи сумму денег, в которую нам обычно обходятся пять дней в аэродинамической трубе. Между прочим, на продувку обтекателей мы обычно тратим десять дней в год. То есть половина нашего бюджета на трубу ушла на вот эти бюрократические проволочки».

Каким-то чудом «Хонде» все же разрешили использовать задние винглеты в этом чемпионате. Но даже и здесь все очень странно, ведь японцы приехали с новой деталью для того, чтобы продемонстрировать нарушения регламент, а не для увеличения скорости байка. Как же им разрешили использовать задний винглет? Все просто: они просто изменили формулировку, указав основной функцией уменьшение перегрева шин. Другие команды тоже готовятся установить деталь на свои мотоциклы. Страшно представить, что будет дальше.