4 мин.

Худший Гран-при в истории. Самая не любимая пилотами гонка «Формулы-1» прошла в Далласе 35 лет назад

В США творился настоящий ад.

Мэнселл

Американская мечта

Городские Гран-при за исключением Монако были не всегда захватывающими. Вплоть до 70-х годов, когда Соединенные Штаты пришли в «Формулу-1» для продвижения своего образа жизни. Дошло до того, что в 1982 году целых три гонки прошли именно на территории США. Первым был трек «Лонг-Бич» из одноименного калифорнийского города в 1976 году. Лонг-Бич хотел тогда наладить контакт с более  известными соседями: Сан-Диего и Лос-Анджелесом.

Позже появился Лас-Вегас со своим Гран-при Сизарс-пэласа. Та гонка очень не нравилась пилотам. Трасса практически находилась в пустыне. Жара,  движение против часовой стрелки – все это вызывало недовольство у пилотов. На этой широкой трассе прошло две гонки, полные обгонов, и обе решили судьбу титула: в 1981 году Нельсон Пике стал впервые чемпионом мира, в 1982 чемпионство завоевал Кеке Росберг. Детройт в период с 1982 по 1988 тоже хотел повысить свой международный имидж. Трасса запомнилась своею сложностью, опасностью. До финиша за 6 лет ни разу не добралось более 12 пилотов. Так в 1984 году гонку закончили только 5 гонщиков.  

Феникс, в Аризоне, принял эстафету в 1989 году и продержался до 1991, сделав трассу в центре города, где, конечно, было много небоскребов, которые в итоге появлялись на телевидении. Нечто подобное сегодняшнему Сингапуру. Однако вместо сингапурских 100 000 зрителей здесь было максимум 19 000. До 2000 года это была последняя гонка «Формулы-1» в США.

Работа над трассой

Ужасная организация

Одной из самых примечательных гонок «Формулы-1», проходивших в США, является Гран-при Далласа. Гонка прошла в 1984 году, больше «Ф-1» в Даллас не возвращалась. Это был один из самых странных этапов в истории. Тогда Даллас светился по телевидению во всем мире благодаря одноименному сериалу, а его герои были известнее президента США Рейгана. Город с помощью Гран-при «Формулы-1» хотел показать, что Даллас - это не ранчо и лошади, а по-настоящему процветающий город. Поэтому он организовал Гран-при.

Трасса была представлена в июне. Результат был просто ужасным, но благодаря сериалу удалось раскрутить Гран-при. Ален Прост вспоминает следующее: «В лучшем случае это была пародия на Гран-при. Это скандал, организаторы, видимо, думали, что их работа заключалась лишь в том, чтобы заключить кукурузное поле в бетонные стены. Экклстоун дал на это добро». Жак Лаффит же не стал много говорить и выразился предельно кратко: «Трэк был дерьмом».

Кроме того, «Фэйр-парк» был построен рядом с рынком крупного рогатого скота, который  всегда тревожил пилотов. Гигантские куклы, одетые в ковбоев, рядом со стендами тоже беспокоили гонщиков. Асфальт был в таких плохих условиях, что дело чуть не дошло до бойкота Гран-при. Кеке Росберг тогда поделился своим мнением о трассе: «Она отвратительна. Одна из худших, что я когда-либо видел». Гонка состоялась лишь каким-то чудом. Рабочие попытались улучшить трэк за несколько часов до гоночного уик-энда.

«Горячая гонка»

Уже в пятницу все пошло не так. Солнце превратилось в настоящего врага пилотов, что неудивительно для Техаса. Температура асфальта была 66 градусов, в кабине же она доходила до 70. Мартин Брандл первым испытал трэк. Зря: он врезался в стену и сломал обе лодыжки. Из-за ужасной жары вместе с требованиями телевидения гонка должна была состояться в 11:00, разминка была назначена на 7 часов утра. Лаффит появился на трассе в пижаме и кроссовках: «Помню лицо Фрэнка Уильямса. Он был просто в шоке». Что еще хуже пилоты не могли оспорить расписание.

Найджел Мэнселл, стартовавший с поула, лидировал 35 кругов. За это время уже 8 пилотов успели разбить свои болиды, включая Алена Проста. Никто не мог справиться со скользким асфальтом, небезопасной трассой, невыносимой жарой в течение целых 2-х часов и теми ужасными стенами. В течение Гран-при Далласа сошло 18 пилотов из 26, 14 врезались в стену. Мэнселл финишировал шестым, толкая свой сломанный «Лотус» до потери сознания (в буквальном смысле). Его доставили в медицинский центр.

«Это был вопрос выживания», - такой итог подвел победитель гонки Кеке Росберг, вместе с которым на подиуме оказались Рене Арну, который стартовал последним, и Элио де Анджелис. До подиума их всех специально довозили. Там Росберг получил свою ковбойскую шляпу. Победа финна в Далласе – настоящее чудо. В то время болид «Уильямса» был далеко не самым быстрым. Кеке стартовал восьмым, но в отличии от многих остальных пилотов сумел справиться с жарой. Росберг взял пример с НАСКАРа. Только у Кеке был шлем с водяным охлаждением, благодаря чему на подиуме он выглядел довольно бодро.  

В результате всего этого промоутер гонки Дональд Уокер был заключен в тюрьму, затем он попал туда еще раз на семь лет. Только уже за налоговое мошенничество.