Худший Гран-при в истории. Самая не любимая пилотами гонка «Формулы-1» прошла в Далласе 35 лет назад
В США творился настоящий ад.
Американская мечта
Городские Гран-при за исключением Монако были не всегда захватывающими. Вплоть до 70-х годов, когда Соединенные Штаты пришли в «Формулу-1» для продвижения своего образа жизни. Дошло до того, что в 1982 году целых три гонки прошли именно на территории США. Первым был трек «Лонг-Бич» из одноименного калифорнийского города в 1976 году. Лонг-Бич хотел тогда наладить контакт с более известными соседями: Сан-Диего и Лос-Анджелесом.
Позже появился Лас-Вегас со своим Гран-при Сизарс-пэласа. Та гонка очень не нравилась пилотам. Трасса практически находилась в пустыне. Жара, движение против часовой стрелки – все это вызывало недовольство у пилотов. На этой широкой трассе прошло две гонки, полные обгонов, и обе решили судьбу титула: в 1981 году Нельсон Пике стал впервые чемпионом мира, в 1982 чемпионство завоевал Кеке Росберг. Детройт в период с 1982 по 1988 тоже хотел повысить свой международный имидж. Трасса запомнилась своею сложностью, опасностью. До финиша за 6 лет ни разу не добралось более 12 пилотов. Так в 1984 году гонку закончили только 5 гонщиков.
Феникс, в Аризоне, принял эстафету в 1989 году и продержался до 1991, сделав трассу в центре города, где, конечно, было много небоскребов, которые в итоге появлялись на телевидении. Нечто подобное сегодняшнему Сингапуру. Однако вместо сингапурских 100 000 зрителей здесь было максимум 19 000. До 2000 года это была последняя гонка «Формулы-1» в США.
Ужасная организация
Одной из самых примечательных гонок «Формулы-1», проходивших в США, является Гран-при Далласа. Гонка прошла в 1984 году, больше «Ф-1» в Даллас не возвращалась. Это был один из самых странных этапов в истории. Тогда Даллас светился по телевидению во всем мире благодаря одноименному сериалу, а его герои были известнее президента США Рейгана. Город с помощью Гран-при «Формулы-1» хотел показать, что Даллас - это не ранчо и лошади, а по-настоящему процветающий город. Поэтому он организовал Гран-при.
Трасса была представлена в июне. Результат был просто ужасным, но благодаря сериалу удалось раскрутить Гран-при. Ален Прост вспоминает следующее: «В лучшем случае это была пародия на Гран-при. Это скандал, организаторы, видимо, думали, что их работа заключалась лишь в том, чтобы заключить кукурузное поле в бетонные стены. Экклстоун дал на это добро». Жак Лаффит же не стал много говорить и выразился предельно кратко: «Трэк был дерьмом».
Кроме того, «Фэйр-парк» был построен рядом с рынком крупного рогатого скота, который всегда тревожил пилотов. Гигантские куклы, одетые в ковбоев, рядом со стендами тоже беспокоили гонщиков. Асфальт был в таких плохих условиях, что дело чуть не дошло до бойкота Гран-при. Кеке Росберг тогда поделился своим мнением о трассе: «Она отвратительна. Одна из худших, что я когда-либо видел». Гонка состоялась лишь каким-то чудом. Рабочие попытались улучшить трэк за несколько часов до гоночного уик-энда.
«Горячая гонка»
Уже в пятницу все пошло не так. Солнце превратилось в настоящего врага пилотов, что неудивительно для Техаса. Температура асфальта была 66 градусов, в кабине же она доходила до 70. Мартин Брандл первым испытал трэк. Зря: он врезался в стену и сломал обе лодыжки. Из-за ужасной жары вместе с требованиями телевидения гонка должна была состояться в 11:00, разминка была назначена на 7 часов утра. Лаффит появился на трассе в пижаме и кроссовках: «Помню лицо Фрэнка Уильямса. Он был просто в шоке». Что еще хуже пилоты не могли оспорить расписание.
Найджел Мэнселл, стартовавший с поула, лидировал 35 кругов. За это время уже 8 пилотов успели разбить свои болиды, включая Алена Проста. Никто не мог справиться со скользким асфальтом, небезопасной трассой, невыносимой жарой в течение целых 2-х часов и теми ужасными стенами. В течение Гран-при Далласа сошло 18 пилотов из 26, 14 врезались в стену. Мэнселл финишировал шестым, толкая свой сломанный «Лотус» до потери сознания (в буквальном смысле). Его доставили в медицинский центр.
«Это был вопрос выживания», - такой итог подвел победитель гонки Кеке Росберг, вместе с которым на подиуме оказались Рене Арну, который стартовал последним, и Элио де Анджелис. До подиума их всех специально довозили. Там Росберг получил свою ковбойскую шляпу. Победа финна в Далласе – настоящее чудо. В то время болид «Уильямса» был далеко не самым быстрым. Кеке стартовал восьмым, но в отличии от многих остальных пилотов сумел справиться с жарой. Росберг взял пример с НАСКАРа. Только у Кеке был шлем с водяным охлаждением, благодаря чему на подиуме он выглядел довольно бодро.
В результате всего этого промоутер гонки Дональд Уокер был заключен в тюрьму, затем он попал туда еще раз на семь лет. Только уже за налоговое мошенничество.
Были противники городских американских этапов (где, организация действительно оставляла желать много лучшего), как например Рене Арну: "Даллас и Детройт просто плохие трассы. Нам очень важно прекратить плодить эти прискорбные городские схемы".
Ему вторит Ален Прост: "Я действительно жалею, что мы здесь. Нам надо бы организоваться, начать протестовать".
Еще один француз Жак Лаффит: "Слишком жарко, слишком долго, всюду стены и очень грязный трек".
Но были пилоты считавшие иначе - Дерек Уорик например: "Правильно это или неправильно, гонщики должны гонятся везде. На то мы и гонщики. Даллас не хуже некоторых других городских трасс. Что касаемо вождения, то это трек доставляет мне огромное удовольствие".
Коррадо Фаби: "Да нормальная трасса, мне понравилась. Жаль только что кондиционера в машине нет. Кстати, Коррадо перекрасил свой шлем в серебристый цвет для того, чтобы он лучше отражал солнечные лучи. Элио де Анжелис и Марк Зурер прилепили к своим шлемам охладительные трубки - прямо как центурионы, только без перьев.
https://archive.org/details/overtakefans.com.Formula.1.Season.1984x09.Dallas.Grand.Prix
увы, качество.. :))
https://cdn-1.latimages.com/images/mgl/N82ol/s3/open-uri20120929-13005-j4a2wa.jpg