10 мин.

Ещё не время

 

Крошечный город-государство, некогда входивший во владения Малайзии, а ещё ранее успевший побывать колонией Британской Империи, а также входить в состав Японии, ныне один из самых развитых пунктов на Земном шаре с четвёртым общемировым показателем ВВП на душу населения.

Автодром, принимающий эксклюзивный ночной  Гран-при с мощностью искусственного освещения более чем в три миллиона (!) ватт, тому подтверждение. Теперь это одна из самых продвинутых и брендовых точек мира.

Но для фанатов Формулы 1 важнее другое: сама трасса. Да, кольцо здесь не чета Монце или Спа, но и специфика абсолютно иная… Да, асфальт здесь не впитал историю легендарных гоночных событий, однако автодром бросает пилотам новый вызов и даже напористый чемпион Льюис Хэмильтон признавал, что круг по «Марина-Бей» требует удвоенного напряжения по сравнению с Монако! И даже кочки дорожного полотна имеют свой особый шарм, а эксклюзивный оттенок болидов в свете полутора тысяч прожекторов придает исключительный стиль событию.

Это 61 круг сложнейшей конфигурации кольца и невероятные по современным меркам два часа непрерывной борьбы.

Здесь всегда на подиуме финиширует Алонсо, а вторым оказывается немецкий пилот…

Однако сейчас, что было естественно ещё накануне уик-энда – а по ходу него это понимание только усиливалось – всё должно было пройти по-другому. Себастьян Феттель поулом практически гарантировал себе титул. Фернандо Алонсо уходил в бой только пятым…

Лидер чемпионата всё сделал правильно. Немец провёл безукоризненный Гран-при, учтя ошибки прошлого года – когда в квалификации умудрился уступить Алонсо, и в гонке уже больше не обогнал, – учтя ошибку позапрошлого, – когда нарвался на ненужный штраф.

Даже традиционный неудачный старт Уэббера, шестую гонку подряд провалившегося при трогании с места, не заставлял усомниться в том, что всё будет по-феттелевски.

Да, Алонсо вырвался на третье место, которое как раз оставляло испанцу последний шанс на титул. Да, Фернандо, благодаря тактике более раннего первого пит-стопа, смог вернуть подиум после капитуляции перед сумасшедшей атакой Уэббера по внешней траектории. Но все его старания были разрушены, когда на трассе появился пейс-кар…

Небольшой, но безопасный отрыв от второго «Ред Булла» был ликвидирован, и после рестарта Марк не преминул этим воспользоваться, чтобы второй раз за гонку пройти Фернандо. Атаки Уэббера ещё более значительны, если учесть, что со старта у австралийца не работала DRS. А сколь эффективна на этой трассе система снижения лобового сопротивления говорит факт лёгкости обгонов на «Раффлз бульваре», где ранее атакующие манёвры представляли буквально событие, и все помнят, как Нико Росберг в 2008-м просидел пять кругов позади Ярно Трулли, теряя на каждом по четыре секунды!

Пропустив австралийца, двукратный чемпион уже больше ничего не мог противопоставить соперникам в борьбе за пьедестал и начал стремительно отставать. Чуть больше середины дистанции Алонсо продлевал традицию стопроцентных подиумных ночных гонок и сохранял надежды на титул…

Увы, для испанца даже самые мягкие составы резины, привезённые «Пирелли» и так подходящие «Скудерии», не стали залогом успеха, поскольку износ на «Феррари» оказался слишком велик. Алонсо на столько не мог контролировать расход сверхмягких шин, что на последнем отрезке (в отличие от остальных) команда из Маранелло сделала ставку на уже использованный «прайм».

У всех команд возникали проблемы с износом, комплектов резины буквально не хватало. А Гран-при с точки зрения спортивной составляющей был тяжелейшим и словно не подходил никому.

Однако всегда есть исключения. Есть Ньюи. И есть его главный демонстратор возможностей Себ.

Феттель, на ночных улочках ранее вообще не лидировавший, превзошёл результат Майландера за всю историю трассы и готовился завоевать Большой Шлем.

И тут появился Баттон… Да, Дженсон всю гонку занимал вторую позицию и уже четвёртый этап подряд финиширует на подиуме, но его, по большому счёту, никто не рассматривал! Ибо после двойного схода в Сильверстоуне и Нюрбурге даже сам англичанин потерял веру в возможность борьбы за чемпионат.

Тем не менее, несмотря на все сомнения, в том числе и со стороны самого чемпиона 2009 года, Дженсон Баттон своим «серебром» единственным сохранил шансы на титул, а своим лучшим кругом не оставил шансов доминирующему Феттелю взять эксклюзивный в современной Формуле 1 Большой Шлем. Ещё за восемь кругов до финиша Себ имел неоспоримое двухсекундное (!) преимущество по быстрейшему времени круга, однако Баттон выдал столь бесподобный финишный спурт, что не ослабь хватку из-за потерянного времени позади круговых «Уильямсов» Дженсон, под клетчатый флаг чемпионы двух последних лет подлетели бы ноздря в ноздрю.

Ещё в прошлом году Дженс стал первым, кто откололся из обоймы пятёрки, плотно борющейся за титул. Ныне же, словно в отместку за отчаянное противостояние Себастьяна в 2009-м, англичанин откладывает коронацию чемпиона на следующий этап…

Марк, как ни старался, вернуть стартовую позицию, которая оставляла бы его последним конкурентом Феттеля и всячески снимала напряжение с команды на остаток сезона уже сейчас, так и не удалось. Более того, австралиец на супер- «Ред Булле» отстал от Баттона, выдавшего всё, на что он способен, только под финиш, больше, чем сам за полгонки оторвался от Алонсо.

Тем не менее, Уэббер успел испортить очередную сингапурскую гонку второму «МакЛарену». И если в прошлом году это был грубый удар в колесо, закончившийся для Льюиса сходом, то на этот раз Марк действовал менее прямолинейно. Замешкавшись на старте, австралиец заблокировал Хэма с намёком на стену. В результате британец проиграл три позиции и подвергся атаки Михаэля Шумахера, который, как и в Монако, и Монце, обставил Хэмильтона без шансов для последнего.

Знал бы англичанин, что пропущенная финальная квалификационная попытка будет стоить ему рокировки первого ряда на восьмую позицию, наверное, отказался бы стартовать. Более того, и по резине Хэм не имел никаких радужных перспектив, ибо проколотая в квалификации сверхмягкая покрышка не была восполнена, как у Петрова в Бельгии и у Росберга в Малайзии…

Однако на этих злоключениях Льюис решил не останавливаться…

 Дуэт из «Мерседес» был легко пройден - на первый взгляд парадоксально, но в отличие от быстрой Монцы в уличном Сингапуре обгоны ныне производить гораздо легче. Виной тому DRS, эффект от которой на медленной «Марина-Бей» гораздо выше, чем на скоростном «Аутодромо Национале», где болиды летят с минимумом аэродинамического прижима.

И тут Хэмильтон упёрся в Массу. У главных соперников в борьбе за титул 2008 конфликт наметился ещё в квалификации, когда англичанин опередил бразильца на пути к быстрому кругу. Теперь же атака Льюиса была и вовсе некорректна, и, не сумев пройти по внешнему радиусу в «Раффлз Бульваре» чемпион ударил спойлером и проколол заднее колесо «Феррари» Массы… Гонка Фелипе, прессинговавшего в начале даже Уэббера и Алонсо, была традиционно в нынешнем сезоне испорчена. Однако стоит заметить, что в отличие от памятного для дуэлянтов 2008-го, где в аналогичной ситуации в «Фудзи» британец сник, а бразилец дал бой, теперь всё прошло иначе. Льюис сохранил атакующий норов, в то время как Фелипе превратился в абсолютную серость…

Да, у Массы было потеряна уйма времени из-за круга на проколотом колесе, но ведь и Хэмильтон не просто отделался. Однако в итоге даже после отбытия наказания за инцидент и провал на 17-ю позицию, во время которого англичанин усомнился в целесообразности продолжения борьбы, чемпион прорвался на пятую позицию! И даже совершив третью, как и лидеры, смену резины,  Льюис повторно, как стоячих, под финиш прошёл Переса, Сутиля, Росберга и ди Ресту, отстав от порога подиума, на котором финишировал Алонсо, лишь на 12 секунд!

Счастливая концовка для Великобритании, учитывая, что и шотландский дебютант Пол взял лучшее в карьере шестое место, став последним, кто не пропустил Феттеля на круг. Ди Реста блестяще воспользовался тактикой «все привилегии быстрейшему», которую проповедует «Форс Индия» и жертвой которой не раз становился он сам. Но в Сингапуре она сыграла на него, и на втором отрезке, когда шотландец перешёл на опциональные покрышки, а использовавший противоположную стратегию напарник оказался медленнее, команда попросила пропустить вперёд Пола. Это и заложило основу конечного успеха ди Ресты, ибо Росберг совершал на пит-стоп больше и финальный раз вся вторая половина очковой зоны заезжала синхронно, едва увидев пейс-кар. Так как Формула 1 не американские гонки Сутилю, ехавшему следом за напарником, на синхронной смене резины пришлось ждать, Росберг был упущен, и команде Виджая Мальи «малый дубль» завоевать не удалось. Тем не менее, Адриан опередил многострадального Массу, который на последнем круге в первом повороте прошёл своего главного конкурента за место в «Феррари» в 2013 году дебютанта Переса, который, в свою очередь, прервал трёхгоночную серию «Заубера» без очков.

После впечатляющего для уровня фарм-клуба итальянского Гран-при "Торо Россо" не попала в топ-тен даже частично... Юные пилоты Марко выглядели настолько бледно, что ни разу по ходу гонки не поднимались выше 11-й позиции, а опередивший своего напарника в чемпионате после лучшей в карьере гонки две недели назад Хайме умудрился столкнуться с Трулли, получив "проезд по пит-лейн", а под финиш и вовсе разбил болид на въезде под трибуну. Буэми же, проводя юбилейный 50-й Гран-при, удалось отметиться лишь на 12-й позиции между пилотами "Уильямс", прощавшимися со своим техническим директором Сэмом Майклом, проработавшем в команде 10 лет. Себастьян за всё это время ни разу не финишировал выше 8-й позиции, показанной в дебютной гонке в Австралии′09. Для сравнения, Фанхио, проведший лишь на один заезд больше, успел за это время завоевать пять чемпионских титулов. Конечно, тогда 19 этапов за сезон не проводилось, однако тем не менее...

Ещё одним коллективом, прощавшимся со своим директором, стала "Рено". И если переход Майкла в руководящую должность стал для "Уильямса" быстрым началом конца провала из рядов топ-команд в аутсайдеры, то с кандидатурой главы спортивного департамента Стивом Нильсеном связаны значительно более радужные времена для англо-французской тим.

Однако во всей зачётной зоне на "Марина-Бей", равно как и в суперпоуле, не хватило места и для "Рено". Петров, впервые в сезоне не выйдя из первого сегмента, финишировал 17-м, став ещё большим неудачником, чем в квалификации. В гонке россиянину не удалось опередить даже пилота новой команды "Лотус", коим стал стартовавший следом за Виталием Ковалайнен. Хейкки уверенно обставил Петрова, не только по общему результату, но и опередив по лучшему времени круга! В то время как россиянин даже дебютанта аутсайдерской "Маруси-Вёрджин" Жерома д′Амброзио опередил лишь на полминуты, притом что болид бельгийца уступал "Рено" Виталия 4,5 секунды на круге! Полное фиаско Петрова, притом что его новый напарник, Бруно Сенна, едва вкатившись, даже с учётом аварии и лишнего пит-стопа для замены антикрыла смог опередить партнёра по "Рено" почти на 40 секунд!

Тем не менее, бразилец следом за Кобаяши проиграл целых два круга лидеру и по чистой скорости уступал лучшему времени пять секунд. И это уже проблемы команды, которая абсолютно не приспособила болид под условия большой прижимной силы, напрасно привезя новинки в Сингапур и убедившись в этом уже на первой практике, когда машины стали перегреваться... Неутешительный итог для команды, ещё три года назад побеждавшей здесь во время дебюта кольца. Однако впереди "Сузука". Трасса абсолютно иного толка и других скоростей.

А в чемпионате намечается новая фаза. Сражение за вице-чемпионский титул. В борьбе за «золото» Феттелю достаточно завоевать за оставшиеся пять гонок одно-единственное очко, притом что Баттону – лидеру остального пелетона – говорить о преимуществе более чем в очко над Алонсо и тремя баллами над Уэббером, пока не приходится…

Виталий Мошин

 Статью о квалификации Гран-при Сингапура Вы можете прочитать здесь