Боттас стал настоящим львом. Вынес Хэмилтона и «Феррари» в Австралии
Конкуренты накосячили с тактикой.
Первый Гран-при сезона ошеломил еще до старта: после тестов все готовились к воцарению «Феррари» и борьбе Себастьяна Феттеля с Шарлем Леклером и Льюисом Хэмилтоном, но квалификация внезапно пошла по хорошо знакомому пути предыдущих лет. Оба «Мерседеса» привезли соперникам 0,6 секунды и разыграли поул между собой, а действующий чемпион мира забрал первую стартовую позицию, параллельно побив рекорд трассы и сравнявшись с Шумахером по выигранным квалификациям за одну команду.
Новый сезон «Формулы-1» будет грандиозным. Под угрозой сразу десятки рекордов – один уже побили
В этот момент и показалось, будто нас ждет типичная гонка из 2018-го с огромным отрывом Хэмилтона, использованием командной тактики и подставлением Валттери Боттаса под Скудерию и «Ред Булл». К счастью, «Формула-1» нашла чем удивить.
Бывший «вингмэн» сходу оторвался на полторы секунды от бывшей примы. О приказах «от Джеймса» не могло быть и речи.
Финн вернул себе гордость
После унижений прошлого сезона второму пилоту «Мерседеса» потребовалась целая зима в Лапландии, чтобы морально восстановиться, отрастить бороду и новую уверенность в своих силах. В ход пошел даже эксперимент с Ралли Арктики — Валлтери рискнул и проехал один из сложнейших этапов в мире, заняв достойное для новичка пятое место.
Повлияла и карьерная ситуация: молодой и талантливый протеже «серебряных стрел» Эстебан Окон остался без места в «Ф-1», и слухи с самого конца предыдущего сезона начали отправлять француза к напарники к Хэмилтону. Боттасу же по-любому надо сражаться за новый контракт — неважно, с «трехлучевыми» или середняками вроде «Хааса» – ведь после второго года унижений ни одна команда больше не восприняла бы его всерьез. В результате Валттери вернулся к работе с огромным желанием начать новую жизнь.
«Котенок превратился в льва? Да, именно, – сказал Боттас в интервью перед тестами. – Я теперь новый Валттери. Чтобы добиться своих целей в этом году, мне нужно соответственно относиться к делу. В конце прошлого года я был расстроен и разочарован второй половиной сезона: я сказал себе, что подобное больше никогда не повторится! Порой я действительно вел себя слишком мягко. И в этом году я готов сделать все необходимое, чтобы достичь своих целей. И если в каких-то моментах мне придется действовать жестче – я так и сделаю. У меня всего одна карьера и одна жизнь. Если я всегда буду поддерживать напарника вместо того, чтобы атаковать самому, то никогда не достигну своих целей. У меня был долгий разговор обо всем этом с Тото Вольффом в Абу-Даби».
В Австралии Боттас действительно убедил в адекватности своих притязаний: он не просто выиграл старт и моментально оторвался от Хэмилтона, но и постоянно стабильно наращивал отрыв, лучше контролировал износ шин и не допустил ни единой ошибки. Примерно за десять кругов до финиша отрыв Валттери от Льюиса вырос до 28 секунд — в 2018-м о таком проигрыше действующего чемпиона мира трудно было даже помыслить.
Стратеги Хэмилтона и Феттеля провалились
На слабый результат самых титулованных гонщиков пелотона повлияло не только собственное среднее выступление, но и мощный фэйл с выбором момента для пит-стопа. И Льюиса, и Себастьяна (а вместе с ними Нико Хюлькенберга, Ландо Норриса, Серхио Переса и Александра Албона) позвали в боксы в качестве ответного хода после ранней остановки Кими Райкконена на 11-м круге. Финский новичок «Альфа Ромео» и чемпион 2007 года известен шикарным шинным менеджментом, поэтому смена «софта» на «медиум» на его болиде казалась смелым тактическим ходом — весь пелотон отреагировал на нее, чтобы сохранить позиции. Как выяснилось, зря.
«У нас возникла небольшая проблема с охлаждением тормозов, – объяснил время пит-стопа Кими после финиша. – Туда попала пленка с визора, так что пришлось остановиться раньше, чем мы планировали».
Практически каждый последовавший за Райкконеном в боксы в итоге столкнулся с проблемой повышенного износа ближе к концу заезда и потерял время с позициями (Себ уступил Ферстаппену и проиграл минуту лидеру — наибольшее отставание «Феррари» от победителя с 2009 года, Норрис, Перес и Албон выпали из топ-10 и отстали от борьбы за 7-е на 40 секунд). По сути, гонку спасли лишь Нико Хюлькенберг с Кевином Магнуссеном: правда, немцу изначально благоразумно поставили «хард», а датчанин даже на не слишком удобном «медиуме» проехал мощный отрезок в 44 круга, на котором уступил тому же Феттелю меньше 30 секунд (то есть намного меньше, чем секунду с круга).
В таких условиях выиграли те пилоты, кто придерживался изначального плана и не вносил поправок на ситуацию Райкконена. Они на старой резине проехали еще по 5-6 кругов быстрее, чем получившие свежую резину, и после своей серии остановок в боксах оказались выше в таблице — именно так в десятке оказались Ланс Стролл из «Рейсинг Пойнт» и Даниил Квят из «Торо Россо».
Квят зажег в первой же гонке после возвращения в «Ф-1». Обогнал «Ред Булл» и набрал очки
Макс Ферстаппен с Боттасом же получили дополнительные 6-7 секунд относительно Хэмилтона и Феттеля. Кстати, гонщик «Ред Булл» воспользовался преимуществом в темпе и свежести шин, обогнал сперва лидера «Феррари», а потом надавил и на чемпиона из «Мерседеса».
Правда, после финиша представители немецкой команды объявили о нахождении причины слабого темпа: якобы на машине Льюиса в зоне перед левым задним колесом обнаружили повреждение днища, изменившее баланс. Пока без конкретики сообщение выглядит как отмазка, поскольку вообще не понятно, как именно и когда произошло повреждение, если Хэмилтон отжигал в квалификации, ни разу после нее не вылетал за пределы трека и не наезжал на обломки.
Все хотели быстрый круг
За неделю до старта нового сезона «Либерти Медиа» и ФИА согласовали изменения правил начисления очков: теперь показавший лучшее время круга в гонке и финишировавший в топ-10 пилот получает бонусный балл в общий зачет и Кубок конструкторов. И уже на последних пяти кругах первого Гран-при чемпионата за дополнительный пункт развернулась настоящая борьба!
По радио о желании установить быстрый круг и пополнить очковый счет заявили Ферстаппен, Хэмилтон и Боттас, после чего подиумная тройка приступила к обмену лучшими секторами. Безумие продолжалось вплоть до 57-го круга, пока лидирующий финн не установил недосягаемое для остальных время в 1.25,580 — кстати, он ввязался в бой за лишний балл вопреки приказам с командного мостика! Боссы не хотели подвергать риску комфортную победу, но нового льва-Валттери аргументы гоночного инженера не убедили: он нацелился на 26 баллов вместо 25 и взял их.
Особенно удивило нежелание «Феррари» отбирать очко за лучший круг у «Мерседеса». С одной стороны, мостик Скудерии прибег к командной тактике в первой же гонке, запретив Шарлю Леклеру атаковать напарника, но с другой – не пошел до конца и не остановил немца в боксах ради нового комплекта «софта» и атаки на бонус для Ботттаса. При этом Феттель привез на финиш Магнуссену комфортные для визита в боксы 30 секунд, так что логических объяснений отказу от тактики «дать новые шины и попросить монегаска его пропустить» просто нет.
«Феррари» по сути впустую выбросили заявленный в начале сезона равный статус пилотов, даже не воспользовавшись ситуацией ради отъема у соперников хотя бы одного очка. Возможно, проблемы в команде были связаны не в Арривабене? Первый экзамен на новой должности Маттиа Бинотто провалил.
«Феррари» рвала всех на тестах, но в гонке провалилась. Похоже, виноват двигатель
Чек-лист ожиданий
Перед стартом сезона редакция раздела авто/мото составила свой список желаемых событий. Самое время пробежаться по результатам и проверить, что уже сбылось.
– Боттас ослушается приказа с командного мостика — есть. Валттери забил на требование не рисковать и отвоевал лучший круг.
– «Граццие рагацци» от Феттеля — тоже есть.
– Ошибки на пит-стопах — после Австралии-2018 «Хаасу» хотелось бы, чтобы этот пункт был не про них, но нет.
– Командную тактику от «Феррари».
Остальные гонки точно будут еще веселее.
Кубица дважды врезался в барьеры за день. Он пилотирует одной рукой, но виновата машина
Эксперт собрал лучшие технические решения болидов «Формулы-1». И объяснил, чем они хороши
У Квята и Феттеля нет права на ошибку. Этот сезон станет для них решающим
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Charles Coates, Mark Thompson
Феррари оказались на удивление беззубыми и борьбы за чемпионство с их стороны не видать - пропасть почти в минуту на финише как-то плохо списывается на сбережение мотора и атипичную Австралию. .
Надежда сезона даже не победивший Боттас, а третий Ферзь, который проявил не только скорость, но и удивительное благоразумие. Будет приятный подарок, если он поборется с Мерсами.
Зато Ред Булл умыл критиков - Хонда оказалась (пока) надёжнее Рено и быстрее Макларена. Дела у последних почти дрянь, зато есть Ландо Норрис.
Пропасть между топами и всеми остальными по-прежнему жутковата.
Квят - тактик, красавец и боец. Гасли - в глубине (чего именно, подберите сами).
Халк тихо и незаметно оказался лучше распиаренного Дэна.
Райкконен по-прежнему гений сбережения резины (и как-то совсем уж легко уделал Джованацци).
Хаа, Рэйсинг Пойнт на уровне, но запаса не видно.
Уильямс - жесточайшее дно. Жаль только Кубицу - его возвращение смотрится не столько героическим, сколько унизительным. И виноваты в этом боссы Уильямса - их выбор пилотов теперь смотрится циничным.
Зачем Эклер спрашивал можно обгонять или нет? Для чего он в Формуле 1 вообще?
Квят был хорош, не без косяков конечно, но надеюсь исправится. Если будет и дальше показывать высокие результаты, то кто знает, может и поменяют на Гасли:)