Талантливый пианист, надежда Энцо Феррари и неприятель Сенны. Этот пилот мог стать чемпионом мира
Но разбился на тестах в 1986-м...
Большие надежды
Элио де Анджелис родился в богатой римской семье. Молодой Элио увлекался автомобилями и гонками. Так получилось, что в его семье была особая любовь к двигателям, поэтому его отец, чемпион в гонках на спортивных катерах, в выходные водил сына к катерам, с которыми они вместе возились. В 14 лет Элио бросил школу, ведь его отец был достаточно богат, чтобы обеспечить сыну начало карьеры. И все же папа Джулио не был этим доволен. Элио слонялся от одного факультета к другому. В итоге, все поняли, что учеба ему и даром не нужна. Отец подарил ему машину, но больше не оказывал сыну никакой поддержки, включая финансовой.
Де Анджелис отправился в итальянскую «Формулу-3», где мигом взял титул. Элио пошел на повышение: в «Формулу-2». Но там все пошло не так, как ожидалось: Де Анджелис показал слабый результат, заняв лишь седьмую строчку по итогам сезона. И все же благодаря победе на гран-при Монако, еще будучи пилотом «Ф-3», на пилота была открыта охота среди команд «Формулы-1». «Брэбэм» и «Тиррелл». «Брэбэм» в итоге отказался от пилота, а Кен Тиррелл не захотел упускать такой возможности и заключил с гонщиком контракт. Но когда начинались тесты, старик Кен позвонил Элио и сказал, что никакой сделки не будет. Итальянец это не оценил и подал в суд на Тиррелла. Чем все закончилось, рассказал сам Элио: «Юридически я выиграл, но практически проиграл, потому что денег не хватило даже на адвокатов».
В «Формулу-1» ему все-таки удалось попасть. Возможно, потому что он был членом академии «Феррари», куда его взял сам Энцо. Надо сказать, что Феррари подобрал Де Анжделиса в самую трудную минуту: когда у гонщика не шли дела с «Брэбэмом» и «Тирреллом». Между прочим, Энцо уже ранее помог Де Анджелису: в «Формуле-2» Элио выступал как раз на «Минарди-Феррари», продемонстрировав самому Феррари свои способности на треке в Маранелло. В «Королевских гонках» же ему предстояло дебютировать в не самой сильной и довольно молодой команде «Шэдоу». Но итальянец сумел выжать максимум из слабого болида. Его позвал к себе Колин Чепмен, руководитель «Лотуса».
Не секрет, что в те годы «Лотус» был сильной командой. Чепмен позвал Элио в команду в 1979 году в напарники к Марио Андретти, ставшему относительно недавно, в 1978, чемпионом мира вместе с выигравшим Кубок Конструкторов «Лотусом». Де Анжедлис был вызван на собеседование, которое успешно прошел. Чепмен без промедлений взял его на смену аргентинцу Карлосу Ройтеману. Правда, с одним условием: «Позаботься, чтобы в течение года я не давал тебе ни копейки». Несмотря на ужасную зарплату, Элио согласился. Это объясняется слудующим В 1979-м он был пилотом «Шэдоу». Команде тогда требовалось 25 тысяч долларов, чтобы собрать спонсоров, но что-то пошло не так, и Элио жутко накосячил, получив огромный штраф. Именно Чепмен после заключения с итальянцем контракта был обязан выплатить его, так как отец гонщика больше не спонсировал сына.
Эта трата была оправдана. Уже во второй гонке Де Анджелис занял второй место. По окончанию сезона Элио удалось затмить самого Марио Андретти, который набрал лишь 1 очко, а его новым напарником стал будущий чемпион Найджел Мэнселл. Но и британец не смог совладать с итальянцем. Де Анджелис сиял, а его победа в Австрии в 1982-м является ярчайшим событием в его карьере. Он опередил будущего чемпиона Кеке Росберга на 0,05 секунды.
1982 год был волшебным и скандальным годом. Он запомнился в истории как один из самых удивительных: в течение того сезона победу одержали 11 пилотов из 7 команд, на подиуме побывало 18 человек из 9 команд, чемпион Кеке Росберг одержал лишь одну победу, не набрав в прошлом сезоне ни единого очка. Особо ситуацией и этим «волшебством» был недоволен Ники Лауда. Он и устроил известную забастовку пилотов, который привел к подписанию FISA и FOCA Договора согласия. «Война» в «Формуле-1» была закончена. Чем отметился Де Анджелис? Когда пилоты заперлись в отеле, он вместе с Жилем Вильневым играл на пианино. Элио был действительно талантливым пианистом. Вот, к примеру, его выступление перед Гран-при Германии 1985 года:
Роковой момент
Когда Колин Чепмен покинул пост руководителя «Лотуса» для Де Анджелиса все фактически было кончено. Особенно в 1985, когда в команду пришел молодой бразилец Айртон Сенна. В «Лотусе» строили большие планы касательно нового пилота, и Элио уже мало кого интересовал. Но поначалу он не собирался сдаваться. В первых четырех гонках сезона итальянец проявил характер, трижды попав на подиум. В Сан-Марино ему даже удалось одержать вторую и последнюю победу в карьере.
Однако дальше все стало в разы хуже. Элио не выдержал напора со стороны Сенны. Дошло даже до дисквалификации в последней гонке сезона в Австралии. Де Анджелис был сломан. Он понял, что его время в «Лотусе» прошло, и ушел в «Брэбэм». На его место взяли удобного для Айртона напарника Джонни Дамфриза.
Кто бы мог подумать, что в «Брэбэме» закончится не только карьера Элио де Анджелиса, но и его жизнь. Было заметно, как итальянец сильно сдал. В том плане, что результаты сильно упали. Он провел лишь четыре гонки в 1986 году, финишировав лишь раз, и то на 8-м месте. «Брэбэм» же в то время рассчитывал, впрочем, как и все, подняться на вершину «Формулы-1», для чего активно участвовал в тестах. Элио же всегда ненавидел это занятие, считая, что это пустая трата времени и что пилоту достаточно практик, чтобы привыкнуть к трассе.
Может, он был прав. Во время одной из практик на трассе «Поль Рикар» Де Анджелис попал в серьезную аварию. Эксперты до сих пор спорят, в чем была истинная причина. Но все с уверенностью говорили, что BT55 была провалом. В общем, в один момент Элио потерял управление и врезался. Машина загорелась. На помощь итальянцу с огнетушителями поспешили Ален Прост, Найджел Мэнселл и Алан Джонс. Вскоре появились и пожарные, но длины шланга изначально не хватало, поэтому вся вода попадала в кокпит, что усугубляло положение Элио. Машину потушили, а Де Анджелиса отправили в больницу, где он скончался через 29 часов от отправления продуктами горения.
Гибель Элио де Анджелиса привела к кардинальным изменениям в «Формуле-1» по вопросам безопасности пилотов. Например, были введены ограничения на мощность двигателей, изменена трасса «Поль Рикар», которая вернулась в календарь в прошлом году. Что касается самого Де Анджелиса, то он всегда был любимцем итальянской публики. Уроженец Рима оставил свой след в истории не только «Формулы-1», но и всего автоспорта. Возможно, Элио смог бы стать чемпионом мира, но ему не хватило времени. На момент гибели Элио де Анджелису было 28 лет...
..он был членом академии «Феррари», куда его взял сам Энцо..
в те годы не было никакой гоночной академии Феррари, да и сам Коммендаторе умер лет за 20 до её создания..
Феррари действительно предложил место Элио - но место тест-пилота.. Однако, де Анжделису совершенно в Маранелло не понравилось. Он быстро понял, что монотонная работа тест-пилота, это совершенно не его, место боевого пилота в команде не было. ибо там и так было три пилота- Рётеманн, Вильнев и Шектер на два места. Правда, Коммендаторе предложил Элио ещё и место в команде спорт-прототипов с возможность участвовать в Ле-Мане. Но Элио тут же поднял насущный вопрос о зарплате. Энцо конечно же красиво вскрикнул "Мальчик, ты с ума сошел, я дарю тебе возможность" и на этом пути де Анджелиса и Феррари разошлись. В 1979 Элио купил себе место в Shadow и оказался в Формуле 1. Деньги занял у отца и оплатил пока только половину сезона. Между прочим из-за слабых результатов в Ф2, ему отказали в суперлицензии и помогло лишь вмешательство итальянского представителя в ФИА.....
Сейчас поменялась сущность формулу 1 и молодым людям сложно понять прошлое. Это не значит, что "раньше трава была зеленее", просто отношения были другими и не только в Ф1.. И честно говоря, мне этого не хватает..
есть сайт посвященный истории гонок Гран При - http://f1-legend.ru/
есть сайт с видео материалами - http://f1-mania.ru/formula1-2018
есть хорошие исторические подборки статей с рассказами (сейчас автор Эльмир Валеев) о практически всех этапах на ф1ньюс раздел История
есть отличный блог в ЖЖ Деда Онотолия с непричёсанными статьями о Гран При и пилотах - https://a-simakoff.livejournal.com/tag/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%83%D0%BB%D0%B0%201
остался сайт журнала Формула 1 - http://www.xn---1-6kcb1a5abhfnrf6ail.xn--p1ai/
очень много книг..
но для того, чтобы что-то посоветовать, надо знать, что интересует конкретно.. если есть желание разобраться подробнее добавь в друзья и напиши в личку..
Мне эта серия нравится тем, что можно прожить теми сезонами, погружаясь в атмосферу того времени и наблюдая за ходом борьбы в течение года, а не только на итоговую таблицу сезона, которая часто не отражает всех раскладов.
Лотус того времени была небольшой командой с большим именем. У нас не было ресурсов для того, что обеспечивать равные возможности обоим пилотам, как это делали в McLaren или Williams. Так что кто-то, неизбежно, получал преференциальный режим, хотя это было совершенно несправедливо. Элио, он сплотил группу людей вокруг себя и действительно зажег нас всех, просто приходя и говоря с нами. Мэнселл, с другой стороны, хотя он вел машину очень агрессивно, всякий раз, когда что-то шло не так, это была не его вина,. Как-то втаптывая людей в грязь, Найджел выбрал неправильный путь.
Главный механик Боб Дэнц:
Вокруг Элио всегда была хорошая атмосфера. Его подружка Уте, была чудо хороша, у него была хорошая семья. А сам он был хороший спортсмен и всегда шутил с ребятами... он запросто мог взять нас с собой на пробежку, он был хорошим командным игроком.
Про семью де Анджелиса и вовсе не так однозначно.
Найджел Степни:
Его семья - отец и два брата, оказывали на него большое давление. Если он был медленным в квалификации, они хотели знать почему. Если что-то шло не так с его машиной. они хотели знать, почему это не случилось с другой машиной. Эли никогда хорошо не выступал, когда они были рядом и всегда любил гонки в Америке, подальше от них, где он мог расслабиться. Отец по крайней мере хотя бы понимал в спорте, а браться, они ему просто болезненно завидовали.
Кенни Шиманский, один из членов Lotus, ставший близким другом де Анджелиса:
Это было в Португалии, на последней гонке 84 года, после того, как было объявлено, что Айртон присоединиться к команде. Элио подошел, чтобы поговорить с ним, и я помню, что он вернулся к боксам и выглядел подавленным. Я спросил: "что это с тобой? а он сказал "думаю следующий год будет тяжелым" Я не знаю, что сказал ему Айртон, но возможно он стал качать права, как Айртон любил делать.
Уорр:
Я думаю он довольно рано понял, что с Айртоном будет чертовски трудно. Теперь одного таланта и обаяния Элио было не достаточно, это была уже больше чем игра. Это была война в которой Сенну мог бы обыграть только Прост. Я думаю в тот момент Формула Один уже становилась слишком сложной для парней типа Элио. Он не был тем человеком, который бы тратил много времени, что бы зубрить данные телеметрии и тому подобное.
Росберг:
Может он и не был самым трудолюбивым из всех пилотов, но он был такой же как все мы. Но вот пришел Сенна и изменил стандарты.
Сам Элио хорошо помнил тот день, когда для него все рухнуло. Это было на тестах в Поль Рикар через два дня после ГП Монако, когда де Анджелис был лидером чемпионата.
Я остался в Лотусе один. Там все думали только о Сенне. Началась критика того, как я езжу, потому что я более осторожный, чем Айртон. В тот день они разрешили мне проехать всего три круга, все остальное отдали Сенне. Представляете, я на тот момент лидировал в чемпионате. а мне разрешили порулить, как какому-то мальчишке-новичку. В ту ночь я уехал с трассы и мысленно попрощался с Лотусом. С этого момента я был заинтересован, что бы эта глава моей жизни закончилась. И я не хочу возвращаться туда снова.
Я с самого начала знал, что это будет трудный год и он трудный человек, но я восхищаюсь его решимостью, а он полон решимости. Может я слишком чувствительный, но он отчаянно силился доказать всем и вся, даже после его прекрасного года в Toleman, что он что-то больше, чем, как говорят арабы, ему предначертано. Существует что-то сильное в его голове, иногда это хорошо для него, но иногда очень плохо. Айртон стал ставленником Питера Уоора, он был ему как сын, он был открытием Уорра. Но надо признать, он очень быстр.