7 мин.

Autodromo Nazionale di Monza

 

Не знаю как у вас, но у меня Монца с некоторых пор ассоциируется с гениальным творением Джона Франкенхаймера – фильмом «Гран-При». В виртуальном календаре того чемпионата, составленного Франкенхаймером на основе календаря реального (с учетом жанровой специфики) кульминационное место отводилось именно Монце. Не нынешней конфигурации Монцы, а конфигурации, включающий в себя знаменитый овал, сохранившийся до наших дней. Парадокс в том, что к моменту съемок гонки на овале уже не проводились, но Франкенхаймеру он был нужен. Именно высокоскоростной Монце он отвел трагическую задачу разрубить гордиев узел своего сезона.  За прошедшие с тех пор четыре с половиной десятка лет понятие опасности в Ф1 постепенно стало достаточно виртуальным, большинство трасс принадлежат перу Германа Тильке и могут похвастаться разве что шириной и зонами безопасности, но как минимум две трассы того несуществующего чемпионата нашли свое место в Формуле настоящей – это Монако (которой Франкенхаймер предпочел открывать свой сезон) и Монца. Трудно найти более непохожие трассы, но именно они в наибольшей степени пропитаны историей.

Войдет ли в историю минувший Гран-При? Судить не нам, и, наверное, многие скажут, что он получился достаточно скучным, но как минимум в одном он может дать фору любой из гонок нынешнего сезона – в Италии мы получили возможность вспомнить, что обороной тоже можно наслаждаться.

Михаэль Шумахер – 9,5.

Без вариантов – главный герой прошедшей гонки. Своей феноменальной борьбой с Льюисом он подарил нам возможность понастальгировать по действительно классной Обороне. Обороне, которой в Ф1 с появлением КЕРСа и подвижного антикрыла практически не осталось места. Для тех, кто обнаружил в действиях немца намек на некорректность, предлагаем пересмотреть Малайзию-09 и сравнить оборону Шуми с обороной самого Льюиса – ничего общего. Возможно, более умный гонщик и нашел бы способ заставить Михаэля капитулировать, что и продемонстрировал нам Дженсон, но Льюис не показал вариативности мышления, упорно и безрезультатно ставя перед Шумахером одну и ту же задачу. Хочется верить, что современной Ф1 удастся найти тонкую грань баланса между стремлением к обгонам и не превращением их в профанацию. К сожалению, последний вариант мы уже неоднократно наблюдали по ходу нынешнего сезона. Что до Шуми, то вот уже вторую гонку подряд ветеран доказывает нам, что порох в пороховницах еще есть, так что будем надеяться, что в дальнейшем подобные выступления для него станут нормой, остальное будет зависеть от формы Mercedes W03.

Себастьян Феттель, Дженсон Баттон, Фернандо Алонсо – 8,0.

Вся тройка в полной мере реализовала потенциал своих болидов. Выше головы из них не прыгнул никто, но в то же время каждому из них пришлось побороться за итоговую позицию. На счету Алонсо великолепный старт и стабильный гоночный темп – на большее рассчитывать было просто невозможно. За третье место стоит отдельно поблагодарить Михаэля. На счету Баттона своевременные обгоны, позволившие вернуться на закономерное второе место, потерянное после не самого удачного старта. Ну и, наконец, Себастьян может занести себе в актив смелый обгон испанца кругом спустя после рестарта. Были ли у его соперников шансы? Едва ли. После финиша Дженсон скажет, что неудачный старт не позволил ему побороться за победу, однако едва ли эти слова имеют под собой реальные основания. На первом отрезке РБ Феттеля стабильно привозил Феррари Алонсо по 7-8 десятых, о чистом темпе Макларена судить сложнее, но, когда на втором отрезке Баттон оказался непосредственно позади испанца, ощутимого преимущества в скорости с его стороны не наблюдалось. Феттель к тому моменту уже никуда не торопился и ехал лишь немного быстрее своих преследователей. На медиуме Феррари традиционно оказалась вне игры, но и Дженс всерьез к Ред Буллу не приближался, при этом сам Себ в тот момент продолжал просто докатывать до финиша. Таким образом, по самым оптимистичным для Макларена раскладам, их отставание от РБ составляло порядка трети секунды на круге (вероятно, больше) на софте. На медиуме они были ближе, но и в этой фазе гонки РБ по-прежнему мог быть быстрейшим. Что неудивительно – Хорнер еще до начала уик-энда «обрадовал» всех, сообщив, что Ньюи специально поработал над болидом для Монцы. Оно и видно.

Льюис Хэмилтон – 5,0.

А ведь действительно хотелось классной гонки в исполнении Льюиса. Но, увы, тенденция последних этапов продолжилась, и своей гонкой в Монце британец лишь подтвердил собственные слова о том, что сезон в его исполнении действительно получается худшим. Можно по-разному оценивать его действия в борьбе против Михаэля, но, если отбросить попытки оправдать беззубость британца, то речь идет о банальном деклассировании Михаэлем. Да - Шумахер был в ударе и не допускал ошибок, да – максималка Мерседеса была выше, чем у Макларена, но Макларен имел преимущество на разгоне, а на примере Феттеля мы могли убедиться в том, что этого вполне достаточно для проведения обгона даже при отсутствии преимущества в максимальной скорости. При этом Михаэль не изобретал велосипед, на всем протяжении борьбы он по сути делал одно и то же, но найти противоядие действиям немца британец так и не смог. Ну и, наконец, не будем забывать о Баттоне, который за пару поворотов сделал то, на что Льюису потребовалось два десятка кругов, да и то не без посторонней помощи.

Фелипе Масса – 6,5.

Бразилец в минувшее воскресенье оказался без вины пострадавшим. Мог ли он финишировать выше? Не факт. Скорее, остался бы седьмым, уступив позицию австралийцу. С другой стороны, вины самого Массы в инциденте нет, а «что было бы, если бы» мы уже не узнаем.

Марк Уэббер – 3,5.

Фелипе Масса может быть доволен – отныне он не является мерилом статуса второго номера. В целом, с недавних пор это уже и так было достаточно очевидным, но Монца нанесла решительный и окончательный удар по повязкам на глазах самых решительных и убежденных сторонников командного равенства в Ред Булле. О причинах продолжающихся проблем с болидом австралийца сейчас, когда титул его партнера не вызывает уже никаких вопросов, можно только догадываться, но факт остается фактом – на сей раз Марк остался без нового мотора. И это только вершина айсберга – то, что априори невозможно скрыть. Занятно, что все это происходит на фоне сверхубедительного пилотажа Феттеля, который в любом случае не оставлял бы Марку шансов в чемпионате. Судя по всему, прошлый сезон слишком крепко засел в головах руководства Быков.

Зачем все это самому австралийцу? Ответ на этот вопрос достаточно очевиден. Свой реальный и, похоже, единственный шанс на титул Марк упустил в прошлом сезоне. И он это вполне понимает. А, значит, нужно смотреть вперед, по возможности не оглядываясь назад. Что до альтернатив, то их у него немного. С одной стороны – высокая зарплата, конкурентоспособный болид, возможность регулярно бороться за подиумы и (в редких случаях) за победы. С другой – как максимум борьба за очковую зону в команде уровня Force India или Williams. Да и то не факт – есть ведь еще примеры Трулли и Глокка. Правда, платой за первую опцию является негласное и молчаливое согласие на статус №2. Продлив контракт, Марк сделал свой выбор, но едва ли он удовлетворен происходящим. Для него это был выбор из двух зол, и следствием подобного выбора являются нервозность и постоянные ошибки, что в очередной раз можно было наблюдать в Монце. Возможно, Марку было бы проще, если бы Быки сбросили маски и честно признали очевидное, как это годом ранее сделали в Феррари. Но Матешиц предпочитает играть в честность. Получит ли Марк шанс в итоге побороться за победы в гонках? Будет очень странно, если этого не произойдет, ведь в подобных ситуациях даже Рубенсу позволяли побеждать.

Ну и в заключении – о Феррари. Перед началом уик-энда, как водится, Скудерия устами основных действующих лиц поделилась своим видением предстоящего сезона. Программные пункты неизменны – ставка на Алонсо, борьба за титул и обещание, что этот сезон станет последним сезоном глобальных неудач. В общем, прекрасные и правильные слова, если не брать в расчет, что все это мы уже неоднократно слышали, а воз и ныне там. С другой стороны, очевидно, что Лука дает Стефано очередной шанс, ну а тот понимает, что шанс этот может стать последним. В общем, можно было бы обрушить на руководство Скудерии поток объективной и справедливой критики, но почему-то не хочется этого делать. К тому же, межсезонье по определению – пора надежд, ну а для Феррари оно де-факто уже в самом разгаре. Так что будем надеяться на то, что итальянцы сдержат свои обещания и на то, что надежды эти не умрут в первой квалификации нового сезона.