10 мин.

Немецкий мастер-класс

 

Гонка за Большой Приз Италии состоялась ровно 10 лет спустя трагических событий в США.

С тех пор многое изменилось. Другие болиды и пилоты во главе протоколов. Отпраздновавший дебютную победу тогда Монтойя теперь гоняется в НАСКАР. Выступавшие тогда в траурной раскраске «Феррари» главные ориентиры пелетона Шумахер и Баррикелло покинули дрим-тим, и теперь, гоняясь не на топовой технике, не возглавляют протоколы… А тогдашний дебютант Алонсо теперь двукратный чемпион и представляет их бывшую команду...

Однако постоянно одно: Монца – это колыбель «Скудерии Феррари». Тифози ждут только победы любимцев. В прошлом году Фернандо вернул команду из Маранелло на победную стезю в домашнем Гран-при впервые со времён Михаэля Шумахера. Но тогда это было с поула и подкреплялось третьим местом Массы, в то время как сейчас «ферраристы» вынуждены были стартовать на три позиции ниже… Ведь именно сейчас у «хозяев» появилась реальная угроза в лице безусловного лидера двух последних лет, команды «Ред Булл», которая по нарастающей провела последние Гран-при, доказав, что «неудобные» трассы в руках Ньюи превратились для австрийцев в столь же подходящие, как и «профильные» кольца.

Более того, тринадцатый этап сезона стал 75-м в карьере Феттеля, что Себастьян не преминул отметить новым дизайном шлема. Таким же Гран-при был и для его бывшего партнёра по «Торо Россо», Витантонио Льюцци.

Как же сильно разошлись их пути, ведь тогда в «Скудерии» из Фаэнцы Тонио был уже опытным пилотом, в то время как Себ только дебютировал. Сейчас же Феттель чемпион, стоящий на поуле, а Льюцци неудачник, замыкающий пелетон на аутсайдерской «ХРТ».

Однако желание блеснуть в юбилейной гонке на родной земле для итальянца, похоже, было столь высоким, что с 24 позиции гонщик пошёл в просто безумный прорыв, закончившийся торможением на траве с уходом от Ковалайнена и последующим вылетом в зоне брейкинга подобно Хайдфельду в Австрии’02. Благо безопасность за 9 лет ещё более возросла, и «Прима Варианте» не оказалась столь трагичной, как шпилька «Ремус».

Но всё же без потерь не обошлось, и роль Сато пришлось сыграть Петрову, попутно взяв с собой и Росберга. Так пилот «Хиспании» лишил возможности россиянина почтить память ярославского «Локомотива» хорошим результатом, а молодого немца продемонстрировать любопытнейшую стратегию старта на «медиуме». С учётом формы «Мерседеса» в Монце и настроек штутгардских болидов именно под гонку итог мог быть многообещающим…

Старт лидеров прошёл не менее жарко и напряжённо, когда Хэмильтон смог поравняться с Феттелем, а в третий ряд пристроился Алонсо. Фернандо, как в Барселоне, феноменально сорвался со стартовых колодок, выстрелив с четвёртой позиции в лидеры, и завершая манёвр уже на траве на скорости под 330!

Тем не менее, второй раз подряд испанцу в Италии выиграть не удалось, и лидерство Алонсо продолжалось лишь круг после заезда пейс-кара в боксы.

Ибо Себастьян Феттель вновь, как и в Бельгии, красивым обгоном вернул себе первую позицию и был таков. Лидер чемпионата атаковал двукратного чемпиона по внешнему радиусу в «Курва Гранде»! Фернандо защищался очень жёстко, выдавив Себа на траву, однако немец не сдался и дожал Алонсо в «Родже», уверенно заняв внутреннюю траекторию.

Думаю теперь, когда на трассах, ранее никак не благоволивших «Ред Буллу», Феттель столь уверенно и непременно с убедительными обгонами триумфально завоёвывает очередной Большой Приз, больше ни у кого не возникнет сомнений в классе и боевитости действующего чемпиона.

А вот его партнёр совсем не на уровне проводит гонки…  Уэббер традиционно ужасно стартовал, проиграв и без того невысокое пятое место. Попытался быстро прорваться: чётко прошёл Баттона на рестарте и там же в «Прима Варианте», только по внешнему радиусу, почти опередил Массу… Но борьба за пятую позицию закончилась столкновением. Фелипе развернуло, а Марк сломал переднее антикрыло.

Выдержит ли полную дистанцию скоростной Монцы эксклюзивно не заменённый накануне мотор на болиде австралийца мы так и не узнали, ибо в «Параболике» Уэббер оставил Феттеля единственным в пелетоне гонщиком, прошедшим дистанцию всех Гран-при… Жаждовший скорее добраться до боксов Марк стал жертвой попавшего под передний мост спойлера, на торможении после задней прямой оказавшись пассажиром своего «Ред Булла»…

Абсолютно иначе действовал поверженный австралийцем Баттон. Да, у чемпиона возникли проблемы со сцеплением на старте, и его, как столб, объехали «Феррари» с Шумахером, однако затем Дженс действовал мудро. Понимая, что располагает потенциально быстрейшей машиной пелетона, чемпион, тем не менее, не стал рвать и метать, а проявил выдержку.

Вернув пару мест в результате контакта Массы с Уэббером, англичанин поднялся на пятую позицию. Далее, воспользовавшись борьбой Шумахера и Хэмильтона, отыграл отставание от подиумной позиции. После  чего, казалось бы, вновь слишком спокойно и деликатно ждал, чем закончится эта дуэль, не вмешиваясь в сражение напарника. Однако едва представился момент, когда Шуми чуть не убил Хэма в «Курва Гранде», Дженсон тут же проскочил мимо напарника и, не теряя времени, прошёл Михаэля по внешнему радиусу на торможении перед «Аскари»!

Не останавливаясь на достигнутом, Баттон продолжал атаковать и на финальном отрезке, вновь, как и в Спа, обставив Алонсо, только на этот раз в борьбе за «серебро» этапа.

Однако Фернандо в отличие от Бельгии подиум не потерял, ибо несмотря на то что «МакЛарен» штамповал лучшие круги, более жёсткая резина на «Феррари» благодаря тёплой погоде Монцы работала не так скверно, как две недели назад, и Льюису просто не хватило кругов… Хэм упёрся в коробку передач Алонсо под самый финиш, и на атаку времени уже не было.

А не оказалось его по одной простой причине: Шумахер поехал. И Льюису пришлось смириться с потерей полуминуты за его спиной.

Михаэль выдал поистине исключительную гонку, просто уничтожив Хэмильтона. Льюис – обладатель быстрейшего болида в Монце…

И мы говорим о пилоте, который всегда едет на пределе и атакует даже тогда, когда его соперники по топ-командам уходят в глубокую апатию, не думая и не рискуя проводить никаких прессингующих манёвров. Хэмильтон остался самим собой и сейчас. Англичанин просто атаковал в каждом повороте, располагая огромным преимуществом и в скорости, и в стабильности болида в поворотах.

Однако перед ним был семикратный. И это именно тот Михаэль, что доминировал пять сезонов подряд на «Феррари», представляя собой и гонщика, и легенду одновременно. Шуми просто издевался над, возможно, лучшим гонщиком молодого поколения, используя всю ширину трассы в поворотах и наглухо кроясь на прямых. Льюису не помогала даже зона DRS. Да, в Монце она не так значительна за счёт сверхнизкой прижимной силы, но зато их на "Аутодромо Национале" целых две! Тем не менее, самый звёздный гонщик планеты превратил в ад гонку юного гламурного бренда, с того момента, как обогнал британца на рестарте.

Больше того, даже пропустив Льюиса на прямой чисто, оставив пилоту «МакЛарена» внутренний радиус, Михаэль блестящим манёвром контратаковал в «Курва Гранде», первым войдя в «Роджу»! И даже после дебютной волны пит-стопов Шумахер умудрился оставить позади себя Хэмильтона, обыграв за счёт сэкономленного в квалификации свежего «софта». Исключительно на трассе – остановившись раньше и за счёт чистого темпа обеспечив себе место на пороге подиума.

До бесконечности сражались бы два великолепных бойца, если бы не вмешавшаяся FIA, которую взмолил Льюис, ничего не в силах противопоставить Михаэлю на трассе.

В итоге Шуми предупредили о важности оставления сопернику достаточного места на трассе, и чемпион наглядно пропустил конкурента, оставив огромное пространство для «МакЛарена»  на подходе к «Аскари».

И, тем не менее, Шумахер едва не выиграл дуэль у Хэмильтона. На финальной волне их разделили считанные десятые… Десятые, потерянные в боксах. «Мерседес», который был рекордсменом по скорости проведения пит-стопов в прошлом году, и Росс Браун, который так славился своими тактическими ходами в «Феррари», украли у Михаэля всё время, отыгранное за счёт чистой скорости семикратного чемпиона на трассе.

В итоге Михаэль пятый. Вновь, как и на прошлом этапе в Бельгии. Место лучшего из остальных позади пилотов на болидах, способных побеждать. Тот же результат, что и с последнего, 24-го места, в Спа, с третьего после рестарта в Монце… Стоило ли так красиво бороться, превосходя потенциал болида и пилотируя за гранью возможного? Конечно, стоило! Ради красоты, шоу.. Но команде нужно сделать выводы…

Если говорить о второй половине очковой зоны, а в топ-5 попали только чемпионы мира, то интереснейшую нестандартную тактику старта на прайме мы, по большому счёту, не увидели...

В суперпоуле вслед за выбитым в первом повороте Росбергом на «медиуме» стартовал и Сенна. Однако бразилец не без последствий миновал аварийную первую связку, в результате чего уже на первом круге провёл смену резины на опциональную и далее использовал только прикатанный «софт». Мягкая резина на финальном отрезке помогла бразильцу опередить Буэми и набрать первые в карьере очки за девятое место…

Тем обиднее, что всех пилотов, стартовавших на прайме, один за другим скосила эпидемия механических проблем… На «Форс Индии» Сутиля возникла гидравлическая течь, а пара «Зауберов» один за другим с разницей в десять кругов сошла из-за отказа коробки передач.

Особенно обидно было Пересу, поскольку юный мексиканец планировал совершить единственную остановку под самый занавес гонки и переобуться в «софт». Учитывая, что даже Масса смог ликвидировать лишний пит по отношению к Чеко, опередив в борьбе за шестую позицию, можно судить, что с лидерами «Зауберу» побороться бы не удалось. Однако взять седьмое место, став лучшими из остальных, – вполне! Причём уверенно, ибо ставший в итоге седьмым Альгерсуари на 30-м круге показал абсолютно такое же время, что и Перес, притом что Серхио выигрывал 14 секунд и имел преимущество опциональных покрышек на финальный отрезок. Но на 33-м круге «Заубер» встал...

Проблемы швейцарской команды позволили «Форс Индии» за счёт восьмого места Пола опередить их, а «Торо Россо» совершить двойной очковый финиш. Для диджея Хайме, чей дебютный альбом выйдет в ближайшем будущем, седьмое место стало очередным лучшим результатом в карьере, а если вспомнить, откуда он стартовал, то станет ясно, что для самого юного пилота Формулы 1 18-е место и абсолютно свежие комплекты резины являются залогом успеха.

Что покажет пелетон через две недели не решиться спрогнозировать никто. Ибо после скоростной Монцы Ф1 приезжает в городской Сингапур.

Королева автоспорта покидает Европу до следующего сезона, а Себастьян Феттель, улетая из Италии уже может начинать готовиться ко второму титулу. При определённом раскладе за пять гонок до конца сезона чемпионом станет именно он. Символично, что для этого нужно в первую очередь превзойти Алонсо, вышедшего на вторую позицию в личном зачёте, ведь именно после Фернандо Себастьян уже второй раз выигрывает в Монце и именно достижение испанца по числу главных трофеев готовится повторить Феттель.

Виталий Мошин  

Обзор квалификации Гран-при Италии www.sports.ru/tribuna/blogs/eliteracers/232316.html