«Я могу быть наполовину Валентино Росси!». Пилоты «Ф-1» объяснили значение гоночных номеров
Ностальгия по детству, маркетинг и суеверия.
Хардкорные болельщики Даниила Квята ликуют: для поддержки своего кумира им даже не придется докупать новый мерч. И дело не только в возвращении российского пилота в состав «Торо Россо», где уфимец выступал в 2015-м и 2016-2017 годах – благодаря дальновидному решению, принятому ФИА еще в перед началом 2014-го, за «Торпедой» остался его старый номер 26.
А ведь вплоть до 2013 года нумерация пелотона постоянно перемешивалась в соответствии с результатами общего зачета и Кубка конструкторов даже без переходов из команды в команду. С таким подходом трудно было создать коммерческий образ вокруг определенного пилота, и руководители «Формулы-1» решили прекратить: в конце концов, в мотогонках, хоккее, футболе и других игровых видах спорта постоянные номера великих атлетов становились культовыми и сами по себе, превращаясь в часть мифологии.
Теперь все гонщики определяют наклейку на болид, комбинезон и заявку при полноценном дебюте в Гран-при и не могут передумать. Исключение составляет лишь чемпион сезона — он может поменять свой номер на победную «единичку», однако таким правом пока никто не пользовался. Льюис Хэмилтон лишь на часть последнего уик-энда поддался на уговоры команды и позволил наклеить заветное число на свою машину для серии рекламных фотографий. Почти все остальные гонщики тоже поддержали пятикратного чемпиона мира в вопросе сохранения индивидуальности: просто ребята любят свои номера и верят, что те приносят удачу в гонках.
Выбор новичков
В 2019-м в Гран-при стартует пять новичков — наибольшее пополнение с 2015 года. 35-летний Роберт Кубица тоже учтен, поскольку он во множестве интервью подчеркивал свою близость именно к дебютантам, а не опытным гонщикам: за восемь лет его простоя в «Ф-1» успело поменяться практически все — от шин до аэродинамики.
Антонио Джовинацци – №99
Гонщик «Заубера» прежде провел две гонки в «Ф-1» под номером 36, но тогда он подменял травмированного Паскаля Верляйна, пользуясь должностью резервного пилота. Номер ему тоже присвоила ФИА: для запасных существует особая нумерация, напрямую зависящая от положения команд в Кубке конструкторов. Так Джовинацци в том же 2017-м числился еще как №50 в шорт-листе резервистов «Хааса», однако выбор бездушного регламента считается временным. Итальянец получил шанс поменять наклейку на болиде. В результате Антонио получил номер 99.
Публично Джовинацци еще не объяснял причины выбора, но тонко намекнул через инстаграм, почему ему приглянулись именно две девятки.
До Антонио под двумя девятками несколько лет назад гонял другой пилот «Заубера» Адриан Сутиль, но трехлетний срок ожидания с момента последнего Гран-при немца уже истек, и потому номер снова поступил в свободное обращение. Больше в «Ф-1» его никто не использовал.
Ландо Норрис – №4
Вице-чемпион «Формулы-2» и бывший резервист «Макларена» уже приезжал на тесты в «Ф-1» под временным номером 47. Многие хардкорные фанаты, знающие о кумирах англичанина, почти не сомневались, что он лишь уменьшит число на единицу и перейдет на 46, под которым в MotoGP выступает великий Валентино Росси, но Ландо выбрал более продуманный вариант.
«Казалось бы, за «четверкой» стоит какая-то история – но дело в том, что никакой истории и нет, – объяснил Норрис. – Просто вышел отличный хэштег #L4ndo.
У меня не было номера, который лично я бы использовал во выглядел всех сериях. У меня был номер 31, был 11-й, в картинге были 33 и 46, но ни один из них многого для меня не значил. Поэтому я выбрал лучший. Мог бы остановиться на 46-м, но не хотел стать подражателем, поэтому сделал выбор для себя. Теперь у меня есть что-то новое, идеально подходящее моему логотипу».
Александр Албон – №23
В юношестве Ландо не был единственным болельщиком Вале: например, таким же фанатом из «формульных» молодежных серий был и тайский пилот.
«Мне нравился Алекс, потому что ему нравился Росси, – рассказал Норрис. – У него был номер 46, цвета и прочее, поэтому я поддерживал Алекса. Он, наверное, был моим единственным героем помимо Валентино. Сейчас это звучит довольно странно, но он всегда был крутым парнем, я следил за ним во всех молодежных гонках. Здорово, что Алекс тоже будет на стартовой решетке».
Однако новичок «Торо Россо» не рискнул выбрать прославленное число и остановился на «усеченной» вдвое версии.
«Всегда был фаном Росси, – написал Албон. – Но раз я не могу заменить «Доктора», то возьму половину от него!».
Роберт Кубица – №88
Перед оглашением официальной заявки с номерами по паддоку ходило много слухов по поводу желаний поляка: якобы победитель Гран-при Канады 2008 года хотел «четверку», под которым он когда-то и и выиграл единственную гонку в «Ф-1». Но после публикации оказалось, что заветная наклейка уехала Ландо Норрису — видимо, англичанин опередил Роберта с заявкой. Кубице пришлось довольствоваться старым номером Рио Харьянто.
«8 — мое любимое число, – рассказал гонщик «Уильямса». – Так что поеду с двумя восьмерками, ведь в закусочных говорят, что два всегда лучше одного».
Кстати, на тестах поляк в основном появлялся под числом 40.
Джордж Расселл – №63
Второй новичок «Уильямса» пока публично не комментировал свой выбор, однако он чуть ли ни единственным оставил себе номер с тестов.
Наверное, чемпион «Формулы-2» и GP3 не придает ему особого значения.
Занятые номера
Себастьян Феттель – №5
Первый сезон по новой системе немец традиционно провел с «единичкой» как чемпион 2013-го, но после проигрыша титула Льюису Хэмилтону потерял право на цифру, с которой проездил целых четыре года. Нынешняя «пятерка» красуется на болиде «Феррари» столько же сезонов.
«Я выбрал цифру 5 потому, что в 2001 году добился больших успехов в картинге под этим номером (чемпионат Германии и Европы среди юниоров — прим. Sports.ru), – объяснил свои предпочтения Себ. – Когда я впервые стал чемпионом мира в 2010-м, на моей машине тоже была «пятерка». Кроме того, другие пилоты становились чемпионами «Формулы-1» на машине с таким же номером: например, Михаэль Шумахер в 1994-м или Найджел Мэнселл в 1992-м».
Найджел Мэнселл
Тем не менее, пока что продолжить традицию у Феттеля не получилось — он снова проиграл титул Льюису Хэмилтону второй сезон подряд.
Шарль Леклер – №16
Новичку «Феррари» при подаче заявки год назад откровенно не повезло: оба привлекательных с точки зрения монегаска номера уже находились в обращении. Пришлось выкручиваться.
«Я хотел выступать под седьмым номером, но его уже использует Кими Райкконен. Тогда я остановился на десятом, но его выбрал Пьер Гасли, – рассказал о ситуации чемпион «Формулы-2». – Хорошо, тогда я решил выступать под номером «16», потому что это дата моего рождения, и я не смог придумать чего-то получше. Кроме того, если сложить 1 и 6, то получится 7 – мое любимое число».
Ромен Грожан – №8
Француз пять лет ездит с тем самым номером, о котором мечтал больше всех — по крайней мере, встретил новость пилот бурной радостью в твиттере.
«Просто для меня восьмерка имеет особое значение, – объяснял после пилот «Хааса». – Моя жена родилась 8 декабря, мы начали встречаться в 2008 году, для меня наш сын – восьмое чудо света. Поэтому я и выбрал №8».
Кстати, запасными вариантами у Ромена были №29 (29 июля — день рождения его сына) и №11 (чемпионский номер из GP2). Пожалуй, ради гонщика «Хааса» стоит учредить особую номинацию «самое душевное обоснование номера».
Кевин Магнуссен – №20
Напарник Грожана сделал более эгоистичный выбор — под «двадцаткой» он стал чемпионом «Формулы-Рено 3.5» в 2013 году и пожелал продолжить традицию.
Карлос Сайнс – №55
Испанец одним из первых в пелотоне хотел сделать отсылку к картинговой карьере и взять «пятерку», но его обогнал Феттель. В результате сыну раллийного чемпиона пришлось остановиться на двузначном номере — объяснил же Карлос свой выбор лишь единственным постом в твиттере со стильным хэштэгом #Carlo55ainz.
Льюис Хэмилтон – №44
Нынешний пятикратный чемпион во время заявок тоже вспомнил о детстве — и пожелал вернуться к старому счастливому номеру, с которым выиграл серию «Чемпионы будущего».
«Число 44 всегда приносило мне удачу», – не раз потом повторял в интервью гонщик «Мерседеса».
Валттери Боттас – №77
Финн никогда публично не пояснял свой выбор после объявления финальной заявки. Единственное обсуждение номера случилось с его подписчиками в твиттере в декабре 2013 года — тогда финн спросил, какой вариант могут предложить его фанаты.
«Думаю о своем гоночном номере. Я уже получил предложение: «BO77AS». Будут еще идеи?» – написал гонщик.
Судя по всему, ничего получше Валттери так и не предложили. Справедливости ради, сложно представить более красивый и правильный с точки зрения маркетинга вариант, чем #Val77eriBo77as.
Серхио Перес – №11
Мексиканец первым из пелотона еще в 2013-м пояснил свой выбор: там не оказалось ни чемпионских амбиций, ни отсылок к легендам прошлого.
«Этот номер у меня с детства, с картинга, – объяснил гонщик «Рейсинг Пойнт». – Даже в электронной почте есть число 11. С ним у меня связано много важных вещей, так что это мой номер».
Тем не менее, Перес отдельно уточнил: если он все-таки когда нибудь выиграет чемпионский титул, то сменит две единички на одну.
Ланс Стролл – №18
Канадский пилот дебютировал в «Ф-1» в 18 лет, но выбранная им наклейка на болид совсем никак не связана с юным возрастом. Новый напарник Серхио тоже вернул себе счастливый номер из детства: под восемнадцатым Ланс выигрывал итальянскую «Формулу-4» и новозеландскую Toyota Racing Series.
Пьер Гасли – №10
«Десятка» стала четвертым номером француза в «Ф-1»: ранее он проходил тесты под 15, 31 и 38. Лишь после объявления о полноценном дебюте на замену Даниилу Квяту Гасли выбрал что-то постоянное и знаковое: именно под десятым Пьер попал в молодежную программу «Ред Булл».
Макс Ферстаппен – №33
Голландец оказался среди тех, кто вернул себе при случае номер из картинга.
«Я долго выбирал, но все же остановился на 33, – писал голландец в твиттере – Я с самого детства гонялся под этим номером, так что решил сохранить его и в «Ф-1».
Даниэль Риккардо – №3
Так уж получилось, что именно гонщики «Ред Булл» много лет удерживали за собой большую часть «троек» пелотона. Причем у австралийца причина выбора оказалась ровно той же, что и у голландского напарника.
«Это был первый номер, под которым я участвовал в гонках, – рассказывал Дэн. – Я его получил еще в картинге: он сросся со мной, и я гонял под ним до конца картинговой карьеры. Такой же номер был и у моего героя, великого Дэйла Эрнхарда из NASCAR. В общем, у меня было много причин, чтобы выбрать «тройку», и я рад, что теперь она вернулась ко мне. Будет здорово, если я смогу принести ей известность!».
Нико Хюлькенберг – №27
Гонщик «Рено» остановился на легендарном номере, принадлежавшем Марио Андретти, Алану Джонсу, Жилю Вильневу, Айртону Сенне, Найджелу Мэнселлу и Алену Просту. Правда, немцу не пришлось за него бороться, да и мотивы у Халка были совсем не связаны с наличием кумиров.
«Если в моей дате рождения сложить число и месяц (19.08) — то как раз получится 27», – объяснял с ухмылкой Нико.
Тем не менее, даже легендарный номер пока что не помог чрезвычайно невезучему немцу попасть хотя бы на подиум: в 2019-м стартует уже восьмой сезон Хюлькенберга, но выше четвертого он пока так и не поднимался.
Кими Райкконен – №7
Айсмен на любые вопросы о своем номере отвечает в фирменном стиле.
«С этим числом нет никакой особой истории. Не вижу причины его менять. Мне он просто нравится», – повторяет финн каждый раз.
Даже если Кими и вправду взял номер своего кумира Джеймса Ханта, он ни за что не признается.
Кими Райкконен в шлеме в честь Джеймса Ханта
Даниил Квят – №26
Как выяснилось, Леклеру «семерка» бы в любом случае не досталась: если бы ее не взял Райкконен, номер перехватил бы именно россиянин.
«Я очень хотел «семерку», но она нравится многим, особенно нашему финскому другу, – рассказал Квят. – Потому выбрал номер 26».
Пресс-служба «Торо Россо» даже объясняла, что Даниил сделал выбор в пользу даты рождения (26 апреля), но пилот из Уфы немного уточнил эту информацию.
«Еще я выступал в своем первом картинговом турнире в России с номером 26, – рассказал Квят. – Однако у этого номера нет особой истории, так что я хочу создать ее. Считаю, брать себе номер из-за какой-то предыстории – это довольно скучно. Мне нужно самому сделать его успешным, а не думать о том, что если везло с какой-то цифрой прежде, то будет везти и дальше».
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei (1,2,7); REUTERS/Action Images (3); instagram.com/grosjeanromain (4), schecoperez (6); globallookpress.com/Bernard Asset/Panoramic (8), imago/Crash Media Group (9)
Добавлю в список Жана Алези. Он не добился больших успехов, однако именно ему принадлежал номер 27, когда в России начали транслировать Формулу-1 в 1992 году, и у харизматичного француза, выступавшего за Феррари, появилось много болельщиков.
Да уж, красота неописуемая (сарказм) :)