9 мин.

Классическое совершенство

 

Гран-при на любимой трассе пилотов Ф1 не мог пройти скучно.

Гонка в Бельгии получилась под стать квалификации. Череда взлётов и падений и масштабнейший переворот пелетона с ног на голову.

И хотя выиграл действующий чемпион и безоговорочный лидер чемпионата, успешно реализовав свой поул-позишн, ни на минуту не создавалось впечатления, что победителя можно предугадать заранее.

Это была боевая победа и первый успех «Ред Булла» на трассе в Спа! Себастьян трижды возвращал себе лидерство. Причём на трассе, в очной борьбе. Сначала Росберга, восстанавливая статус-кво от потери лидерства здесь же под натиском великолепно выстрелившего на первом круге Нико. Затем после периода пейс-кара, когда оставил не у дел Алонсо, компенсировав лишний пит-стоп. И, наконец, на последнем отрезке пролетел мимо Баттона, который ещё не останавливался на финальный пит-стоп.

Символично, что все обгоны в борьбе за лидерство Себастьян совершал в одном и том же месте, на длиннейшем участке задней прямой при помощи DRS. Никто героичности в манёврах чемпиона не отнимет, но именно этот участок трассы однозначно для системы снижения лобового сопротивления был лишним. На прямой «Кеммель» и без того к торможению перед «Ле Комб» уверенно происходила смена позиций за счёт одного лишь слип-стрима. При активации же кнопки DRS обгоны стали представлять и вовсе объезд стоячих соперников.

Но все были в равных условиях. И Феттель, который большую часть лидировал, теоретически мог подвергнуться такой «несправедливой» атаке чаще всех. Однако немец провёл безукоризненно чемпионскую гонку, подтвердив свой статус.

Более того, лидирующая команда смогла завоевать дубль, ибо провалившийся на старте Уэббер, второй год подряд пострадавший от системы, предотвращающей остановку мотора, вновь смог прорваться наверх!

Австралиец, который на квалификации отметил своё 35-летие и получил годичное продление контракта в качестве подарка, не исчерпал резерв приключений даже после проигрыша пяти позиций на первом круге. Марк остановился первым на смену колёс – уже на третьем круге – и откатился с и без того безрадостного 8-го аж до 15-го места. Начал прорыв и так увлёкся, что пропустил сообщение о заезде в боксы под пейс-каром, таким образом, перейдя с трёхостановочной стратегии на два пит-стопа, случайным образом скопировав тактику «Ферарри»!

Да, уже на рестарте он ощутил свою беспомощность перед напарником, переобувшегося второй раз. Однако Уэббер смог удержаться позади Алонсо и даже пересидеть испанца ещё на два круга, совершив беспрецедентно длительный отрезок пребываний на одном комплекте: 28 кругов из 44 дистанции Спа! В награду за смелость и уверенность Марк получил второе подряд бельгийское «серебро», ибо «Феррари» на жёстком комплекте теряла по 1,5 секунды на круге...

Борьба Уэббера с Алонсо напоминала турецкую. Однако не стоит обесценивать текущий результат австралийца проблемами «Скудерии» с «праймом», ведь Марк навязывал борьбу Фернандо и в более равных условиях. Атаку по внешнему радиусу на входе в «О Руж», когда пилот «Ред Булл» смог сломить сопротивление Алонсо, разгоняющегося из боксов после первого пит-стопа, не забудет никто.

Убедительность дубля команды Матешица становится ещё более очевидной, если учесть, что первая стартовая шестёрка (за исключением Массы и Росберга) серьёзно повредила переднюю резину во время квалификации. Следствием этого был невыгодный - слишком ранний первый пит-стоп. Причиной же… Слишком агрессивно настроенный развал колёс.

И вот здесь, друзья, как человек, находящийся глубоко в теме автомобильной теории, я вижу нонсенс. Совсем недавно, не далее чем 3 июля, общаясь с Борисом Шульмейстером на этапе RTCC в Нижнем Новгороде и обсуждая особенности настройки болида в дождь, мы как раз поднимали тему «развала» с целью увеличения сцепных свойств. И Борис рассказал, насколько в командах стараются свести его к минимуму.

Замечу, что кинематика движения колёс формульной техники ничуть не отличается от туринговой. Оттого тактика чемпионской команды не вполне видится логичной…

Износ и пузырение передней резины «Ред Булла» были вызваны, очевидно, слишком большим отрицательным развалом колёс. Соответственно, команда настраивалась на «сухую» гонку. Однако и во время неё излишний расход резины не исчез! Насколько же экстремально австрийцы настроили шасси, что даже более тепличные условия не позволили решить проблему?!

Так или иначе, даже в такой ситуации питомцы Хорнера превзошли всех соперников. Кто им мог что-то противопоставить из пилотов топ-команд, располагавших конкурентоспособной техникой?

Хэмильтон? Льюис только перед стартом, стоя на первом ряду потенциально угрожал Себу. На старте британец, пропустив реактивного Росберга, завяз в борьбе с парой «Феррари» и поочерёдно был маранелльцами бит. Единственное, что удалось сделать боевитому и талантливому Хэму на уступающем непосредственным конкурентам болиде, так это красиво пройти Массу на грани вылета перед поворотом «Пуон», на повреждённой с квалы правой передней покрышке умудриться добраться до 10 круга и героически сойти после столкновения с Кобаяши…

Алонсо? Фернандо после красивого прорыва на первых кругах с восьмого места в лидеры, когда по очереди сломил сопротивление Хэмильтона, Массы, Росберга а также дождался пит-стопа Феттеля, пытался угрожать позиции Себастьяна только до пейс-кара. Автомобиль безопасности лишил двукратного чемпиона какого-либо резервного отрыва, который был так нужен для завоевания подиума «Скудерией»…

Масса? Фелипе только в квалификации раздавил Фернандо. В гонке же, сумев-таки справиться с Хэмильтоном (после двойной смены позиций на входе и на выходе из первого поворота), не справился с упущенным на старте Росбергом и, попав под атаку Алонсо в «Малмеди», стал жертвой и не дремавшего Льюиса. Вместе с подиумной позицией бразилец упустил и весь свой боевой потенциал. А затем и окончательно сдался своей неудачливости, проколов левую заднюю шину после финального пит-стопа…

И только Баттон оказался способным навязать борьбу за победу. Однако успех Дженса был заранее заказан своей же командой, отправившей британца на 13-ю стартовую позицию. В сухой гонке с учётом класса «МакЛарена», даже мечтать о подиуме, соответственно, было нереально.

Более того, седьмой стартовый ряд  чуть не заставил англичанина закончить гонку в первом повороте, когда Тимо Глок опоздал с торможением и с заблокированными колёсами ударил Пола ди Ресту в Баттона. Дженс остался с ополовиненной торцевой пластиной заднего антикрыла, а также со сломанным передним, поскольку в него попали обломки от аварии впереди.

Однако чемпион не сдался.  И после вынужденного сверхраннего пит-стопа на третьем круге, выехав из боксов на 19-й позиции, Баттон принялся отыгрывать позиции в невероятном стиле. Только Шумахер был сдерживающим фактором некоторое время. Всех остальных англичанин просто пронзил насквозь.

Пройдя Михаэля по внутренней траектории «Автобусной остановки», Дженсон стал демонстрировать чудеса атак по внешнему радиусу, круг за кругом оставляя в зеркалах всё более грозных оппонентов. Сутиля в «Ле Комб», Массу в «Бас Стоп». Мимо Росберга пролетел на прямой возвращения. И, наконец, поставил точку за два круга до финиша.

Дженсон Баттон догнал и обогнал Фернандо Алонсо в борьбе за подиум, лишив ещё недавно занимавшего вторую позицию двукратного чемпиона малейших надежд на призовое шампанское.

И только один пилот пилотировал ещё лучше. И это Михаэль Шумахер. Семикратный чемпион не зря десятилетиями носил бельгийское 16-е место 1995-го года в качестве наихудшей квалификации в карьере. Тогда немец бесподобно выиграл. Сейчас шестикратный победитель «Спа-Франкоршам» стартовал и вовсе последним. На среднем по силе «Мерседесе», в не лучшей, по мнению большинства представителей общественности, стадии карьеры… И, тем не менее, Михаэль отыграл ещё больше, чем тогда, по пути к титулу – 19 (!) позиций!

Шумахер так успешно атаковал, что полдистанции умудрялся оставаться впереди топ-«МакЛарена» Баттона. Уже на первом круге отыграв 10 мест, Михаэль не сбавлял агрессивный норов, демонстрируя буквально мастер-класс. Используя любую возможность, чтобы выйти вперёд, Шуми показательно на рестарте одним махом обставил Петрова и Кобаяши.

А уперевшись в равные по силе болиды семикратный предъявил свой козырь. Весь пелетон использовал более медленный «медиум» (уступающий в равных условиях на тренировках «софту» целых две секунды) на финальном отрезке гонки. В то время как немец обкатал его на сверхкоротком стартовом промежутке. В результате, едва обувшись в опциональные покрышки, Михаэль легко прошёл Сутиля, «Форс Индия» которого ранее была непреодолимой стеной. А на предпоследнем круге, следом за Баттоном, обходящем Алонсо, на выходе из «О Руж», активировав DRS, просвистел мимо напарника, взяв пятое место при старте с 24-го!

Вот здесь и кроется принципиальная разница в партнёрах по «Мерседесу». Росберг ни разу в сезоне, за исключением Сильверстоуна, не приезжал выше своей квалификационной позиции. И вот теперь, даже выстрелив с пятого места в лидеры на первом круге, Нико откатился назад в финишном протоколе… Разница между определениями «квалифицирован» и «классифицирован» у немецких напарников в национальной команде наиболее контрастна.

Тем не менее, Сутиль в отличие от прошлогодней гонки превзойти пилотов «Мерседеса» не смог, довольствовавшись 7-м местом. Что, впрочем, ещё более впечатляюще, учитывая старт с 15-й позиции! Ещё более удивительным прорывом может похвастать Мальдонадо, впервые в карьере набравший зачётный балл. Венесуэлец замкнул очковую зону, стартовав 21-м! Даже квалификационный штраф в виде 5 позиций не смог остановить Пастора на пути к десятке.

Между латиноамериканцем и тремя немцами финишировал многострадальный Масса и неудачный Петров. Россиянин до последнего круга сохранял восьмое место, но, к несчастью, проблемные тормоза испустили дух в самом последнем повороте…

Впечатляющая и очень боевитая гонка.

Притом что традиция Бельгии сохранена: никто из действующих пилотов, кроме семикратного чемпиона, не становился победителем более, чем однажды, и не восходил на подиум более двух раз.

Летний перерыв принёс немало изменений. Тем интереснее будет наблюдать за Гран-при Италии. Трасса в Монце нетипична для современной Ф1 и требовательностью к простоте аэродинамики и мощности мотора вполне может остановить победную поступь «Ред Булл». Хотя бы в квалификации…

Виталий Мошин 

Статью о квалификации Гран-при Бельгии Вы можете оценить здесь