Сироткин занял последнее место в «Формуле-1». На другой машине он бы боролся за подиумы
В «Уильямсе» катастрофа.
В 2019-й «Формула-1» войдет всего с одним российским гонщиком вместо ожидаемых двух (или даже трех): после возвращения Даниила Квята в «Торо Россо» «Уильямс» в свою очередь объявил о замене Сергея Сироткина на Роберта Кубицу. Большинство топовых пилотов, крупнейших изданий и болельщиков моментально бросились обсуждать нелегкую историю возвращения поляка, превознося неудавшегося гонщика «Феррари» за целеустремленность и нежелание мириться с судьбой. В пылу восхваления Кубицы многие лишь вспоминали итоговую позицию Сергея в общем зачете (двадцатую из двадцати) – в целом, уход Сироткина из «Формулы-1» не вызвал какого-то мощного возмущения. Но кое-кто все же поддержал русского гонщика.
«Он был бы на подиуме в 2014-м»
Первым о Сироткине высказался официальный репортер серии Уилл Бакстон — сразу же после объявления о возвращении Кубицы он ответил на прощальный твит бывшего пилота «Уильямса».
«Вместе с невероятной историей возвращения Роберта хочу поделиться мыслями об этом парне. Он выступал блестяще в этом году. Преступно недооценен за не особо разобранные выступления, названные всеми удручающими. Удачи, Сергей Сироткин. Ты был неистовым бойцом в этом году».
«Следующая цитата для пресс-конференции от Дитера (Ренкена, редактора независимого портала Racefans.com – Sports.ru)», – поддержал коллегу ведущий официального канала «Уильямса» Карун Чандок.
Затем высказался один из ведущих английских журналистов Марк Хьюз.
«В свете возвращения Кубицы Сироткина очень легко не заметить, – написал англичанин в своей колонке на Motorsport Magazine. – В дебютный сезон без опытного напарника, способного обеспечить базовое техническое понимание болида, он несколько раз втаскивал ужасно неконкурентоспособную машину с запоротой аэродинамикой на позиции, которые она не заслуживала. Сироткин попал в болид, названный самим Кубицей «практически неуправляемым» – но в Бразилии, например, Сергей квалифицировался 13-м всего в одной десятой от времен гонщиков «Форс-Индии» Эстебана Окона и Серхио Переса (хотя «Уильямс» на том треке не заслуживал любого места? кроме последнего). Кроме того, на треке в Монако, безжалостно наказывающем за малейшую нестабильность машины в задней части, Сироткин выступил превосходно. Он блестяще отработал с педалью газа, использовал всю возможную ширину трека — и лишь немного уступил топ-10, обогнав машины намного сильнее «Уильямса». В Сингапуре он тоже был в великолепной форме.
Он в любых обстоятельствах оставался спокойным и невозмутимым и установил новый рекорд в техническом тесте «Уильямса», побив результаты Нико Росберга и Алекса Вурца. Такие пилоты с опытом становятся только лучше. Называть его «рента-драйвером» – значит грубо передергивать: именно его выступления привлекли поддерживающих его спонсоров, как это было с Ронни Петерсоном, Ники Лаудой или Микеле Альборето. Если же судить по одним лишь выступлениям, он с лихвой заслужил еще один сезон в «Формуле-1».
А в комментариях к своему тексту Хьюз пошел еще дальше.
«Если бы Сироткин оказался в машине уровня «Уильямса» 2014 года, он бы регулярно финишировал на подиумах. Все на самом деле настолько просто».
«На самом деле, у Сироткин провел неплохой дебютный сезон, – согласилось с Хьюизом полуюмористическое издание WTF1. – Он побил Ланса Стролла в квалификациях (итоговый счет 13:8) и почти сравнялся с ним в гонках. Также он заслужил тонны сочного респекта за оборону от Серхио Переса в Сингапуре и невероятный профессионализм в столь низко павшем «Уильямсе».
В превью к гонке в Абу-Даби журналист официального сайта «Ф-1» Крис Медланд назвал дебютный сезон Сироткина «солидным для новичка».
«Мы не должны забывать, что это был его дебютный сезон, – подытожил технический директор команды Падди Лоу в интервью Motorsport. – Он проявил себя потрясающим командным игроком с самого старта, он очень сильно поддерживал как своих инженеров, так и всех остальных. Он очень-очень предан своей работе, выкладывается без остатка на любом занятии: собственной ли физической подготовкой или программой с нами. Нам действительно жаль, что мы не можем сохранить Сергея».
Многие болельщики согласились с мнениями специалистов, скооперировались — и выиграли для москвича голосование за титул «лучшего пилота по версии читателей». Здесь даже не заподозришь местных хакеров или армию кремлеботов, ведь тема изначально выросла из международной ветки на reddit.
Проблема не в Сироткине
Хоть пилот из Москвы и набрал всего один балл против шести у напарника за сезон, вряд ли можно свалить всю вину на одного человека. «Уильямс» по сути был очень слаб и лишь в считанных гонках мог претендовать на очки: в Азербайджане, Монако, Италии, Сингапуре. В остальных уик-эндах «бело-синие» проигрывали в квалификациях в соответствующих сегментах занимавшему десятое место 0,6 секунды и более. Из четырех шансов Стролл использовал два — восьмое и девятое места в Италии и Азербайджане (при сходе сразу трех гонщиков команд топ-3). В Сингапуре и Монако же Ланс перегрел тормоза и постоянно вынужден был сбавлять темп и уворачиваться от барьеров.
Сироткин в Азербайджане попал в «коробочку» между Алонсо и Хюлькенбергом на первом круге и сошел, в Монако команда не вовремя установила ему колеса на болид, вызвав штраф в десятисекундный стоп-энд-гоу, а в Сингапуре Сергей следовал десятым почти полгонки, когда Серхио Перес решил немного побортоваться. Вряд ли каждый из этих инцидентов можно поставить в вину русскому пилоту — в Италии ничего подобного не произошло, и он спокойно финишировал десятым.
Но почему же «Уильямс» не сумел сразиться за очки в других 17 Гран-при?
«FW41 слаб на торможениях, потому как аэродинамический обвес плохо переносит крены и продольные наклоны и теряет эффективность, – объяснил Хьюз в своей колонке. – Ему остро не хватает стабильности в задней части. Исток проблемы заключен в просчетах при базовом проектировании и проявился из-за вскрывшегося расхождения между результатами симуляций и испытаний в аэротрубе. У машины была амбициозная изначальная конструкция, взявшая за основу концепцию «Феррари» из 2017 года — правда, она здорово отличалась от линейки развития, запущенной с FW37 в 2014-м. Более агрессивная работа над аэродинамическим концептом раскрыла слабые места в анализе данных недостижимым для предыдущей концепции образом».
Причем фундаментальные ошибки при разработке машины не смогли поправить на протяжении всего сезона. Результат оказался вполне закономерным: десятая позиция в Кубке конструкторов стала точкой исторического минимума выступлений «Уильямса». Даже в провальных 2011-м и 2013-м с Пастором Мальдонадо в виде первого пилота англичане удерживались девятыми.
Будет хуже
Конюшня из Гроува не единственная и даже не первая обнаружила несоответствия между данными из аэротрубы и компьютерными симуляциями. Еще несколько лет назад в эту ловушку попал «Заубер», лишь трижды заработав очки в катастрофических сезонах 2016 и 2017 годов, а в 2018-м схожую проблему обнаружили и «Макларен» с «Феррари». Тем не менее, у Скудерии хватило ресурсов перебороть ситуацию без падения на дно, а швейцарский коллектив выбрался из подвала таблицы сразу же после получения дополнительных средств от партнерства с «Альфа Ромео». Вывод очевиден: английским командам жизненно необходимо найти дополнительное финансирование на переработку технического оснащения. «Макларен» в подобных условиях отменил программу «Индикара» и подготовился ко входу в новый сезон без дорогостоящего (в районе 30 миллионов долларов) контракта Фернандо Алонсо. Из «Уильмса» же параллельно ушло семейство Строллов и титульный спонсор «Мартини», поставив некогда сильнейшую команду «Ф-1» в сложнейшую ситуацию.
Руководство тоже немного снизило расходы, подписав чемпиона «Формулы-2» и гонщика «Мерседеса» Джорджа Расселла в обмен на скидку на моторы, но организации все равно требовался генеральный партнер для компенсации финансовых потерь. Именно поэтому выбор второго пилота и свелся вновь к аукциону «кто больше». И как раз Роберт Кубица привел компанию, согласившуюся мощно вложиться в проект «Уильмса» и сменить «Мартини» на должности генерального спонсора — нефтяников PKN Orlen.
«Источники сообщают, что компания согласилась спонсировать Роберта на сумму в 26 миллионов долларов на 2019 и 2020 годы, – написал в традиционной колонке Джо Сейвард. – Другие очень надежные источники сообщили о поступлении на счета команды суммы в 17 миллионов долларов за 2019 год — вероятно, это означает, что в дело вовлечены и ряд мелких спонсоров. В любом случае, эта информация объясняет, что «Уильямс» выбрал Роберта потому, что ни один из конкурентов не смог предложить сходные цифры. Уровень пилотажа, вероятно, как-то повлиял на решение, но далеко не в той степени, о которой думают фанаты Кубицы».
Любая из предложенных Сейвардом суммы обновляет польский рекорд спортивного спонсорства. Вложения же СМП в прошлом сезоне (который ребята из Гроува закончили пятой силой пелотона) оценили в 15 миллионов долларов. Судя по всему, Ротенберг и правда решил не наращивать инвестиции в провалившийся коллектив, как того, кажется, и требовала Клэр Уильямс в погоне за сделкой по титульному спонсорству.
Тем не менее, даже контракт с Orlen не повышает бюджет на следующий сезон — выходит, команде придется перестраиваться в довольно сжатых финансовых условиях. К тому же, после финиша текущего сезона «бело-синие» столкнулись с еще одной проблемой: инженерный персонал принялся массово покидать Гроув.
«Наступил сложный период, многие люди уходят из команды, – признался в интервью F1i Кубица. – Сложно найти хороших сотрудников, когда они видят, что у команды нет быстрой машины. Большинство таких людей испытывают страсть к гонкам, они хотят работать в лучших командах. Одной из главных тем, которые мы обсуждали до подписания контракта, было то, кто станет моим гоночным инженером. И я до сих пор не получил ответ».
Самое время вспомнить, как перед стартом сезона и к Строллу, и к Сироткину прикрепили двоих гоночных инженеров (по одному дебютанту и одному опытному).
«Уильямс» очевидно ждет болезненная перестройка еще и с точки зрения человеческого капитала, а значит, их возможности по ходу сезона будут здорово ограничены. Даже если Падди Лоу исправится и сделает не худшую машину пелотона, его инженерный штаб вряд ли сможет поддерживать необходимый уровень прогресса по ходу всего сезона. С учетом масштабного параллельного расширения штаба в «Заубере» и «Форс-Индии», а также перехода «Торо Россо» на множество деталей от «Ред Булл» англичане могут отстать еще сильнее даже несмотря на все старания. И вряд ли в этом стоит обвинять Кубицу или Расселла, как бы ни стал отрыв от всех остальных — точно так же, как не стоит уничтожать Сироткина за места ниже топ-15. В «Формуле-1» и не такое бывает.
Фото: globallookpress.com/picture alliance/Hoch Zwei, Hoch Zwei/ZUMA Press (2,4,5); Gettyimages.ru/Charles Coates; globallookpress.com/imago/Crash Media Group
Блин, как же надоело уже это обсасвание "если бы да кабы". В Ф1 все было бы по другому, "если бы". Если бы не Тимо Глок, то Масяня был бы чемпионом. Если бы не кнопка на руле и не Нико Росберг - то Хамильтон уже сегодня сравнялся бы с Шуми по титулам. Если бы не одна покрышка - Найдж был бы двухкратным. Да чего уж там - если бы не одна плохо прикрученная железка на дороге, то может быть не Феттель был вы сейчас четерехкратным с РедБулом, а Кубица четырехкратным с Феррари. Могло бы быть много чего, если бы. Но есть как есть, и поэтому утешать себя с помощью "если бы" - удел неудачников. Нормальные ребята берут быка за рога, становятся чемпионами и не забивают себе мозги думая про то, что было бы если бы.
А что касается Сироткина, то "если бы" он стал бы боевым пилотом в Рено после сезона 2017 вместо Сайнса - то у него была бы сносная машина. Но он не стал. А вот почему он им не стал - об этом никто особо и не думает. А стоило бы.
ну и если повезет вернуться, то надеюсь в команду с серьезным напарником (все же в мире, где сезон вынужден пропускать даже Окон, на возвращение в конюшню с классным болидом надеяться несколько наивно), чтобы уже иметь более четкое представление о его талантах