Сироткин остался без «Формулы-1». Вместо него взяли Кубицу, пропустившего 8 сезонов из-за травмы
Дело в деньгах и репутации.
Одна из старейших команд «Формулы-1», «Уильямс», предпоследней в пелотоне объявила состав пилотов на 2019 год. В отличие от предыдущего объявления, которое хоть и затянулось до до середины января 2018-го, но обрадовало российских болельщиков приходом в «Ф-1» Сергея Сироткина, в этот раз в Гроуве сумели избежать длительного ожидания и огласили решение еще до завершения гоночного сезона. Для болельщиков Сергея эта новость хорошей не стала: он потерял свое место, а боевым пилотом в 2019 году станет Роберт Кубица, который после поражения Сироткину на прошлогодних сравнительных тестах в Абу-Даби получил в команде должность резервиста.
«В течение этого сезона приверженность Роберта команде и работе, которую он показывал за кулисами, была непоколебимой: он стал очень уважаемым членом команды, – прокомментировала свое решение руководитель команды Клэр Уильямс. – У него есть решимость, которую приятно наблюдать, и он действительно воплощает наш боевой дух.
Вступление Роберта в новую роль станет для нас важным шагом, поскольку мы будем стремиться пробиться наверх. В 2019 году у нас будет смесь молодости и опыта. Еще я хотела бы поблагодарить Ланса Стролла и Сергея Сироткина за их тяжелую работу в этом сложном сезоне. Мы желаем им всего наилучшего в их будущей карьере».
Да, россиянин не получит даже должности тест-пилота в команде и не станет претендовать на последнее оставшееся место в пелотоне (в «Торо Россо»).
«К сожалению, в следующем году я не буду выступать в «Формуле-1», – прокомментировал ситуацию Сергей. – Это был длинный и трудный год, у меня не всегда все получалось так, как я бы хотел. Я продолжал работать, отдал все силы и вложил всю свою душу, чтобы добиться заслуженного результата. И признаться честно, я считаю, что в данных обстоятельствах мы справились достойно».
Почему не продлили Сироткина
Сергей показал достаточно неплохие спортивные результаты для дебютного года: в квалификациях он уверенно опередил напарника со счетом 12:8 (чемпиона «Формулы-3»). В гонках перевес оказался уже на стороне канадца (11:9) и точно такую статистику показала графа «набранные очки» (6:1), но здесь нужно подробнее рассмотреть обстоятельства. Например, у москвича был ужасно обидный уик-энд в Сингапуре, где он блестяще ехал в топ-10 и сдерживал Серхио Переса, Нико Хюлькенберга и Ромена Грожана вплоть до момента, когда мексиканец решил его бортануть. Тогда из-за серьезных повреждений болида и шин Сироткин сильно ото всех отстал и пропустил в том числе и Стролла.
Другая похожая ситуация произошла на Гран-при Монако: Сергей ехал на 11-й позиции, когда получил штраф за промашку команды с моментом установки колес на болид перед стартом прогревочного круга. В результате россиянин при полном отсутствии своей вины отбыл огромное наказание в виде десяти секунд стоп-энд-гоу (потеряв около половины круга по Монте-Карло), но все равно финишировал выше напарника, хоть и потерял шансы на попадание в очки. Также Сироткин дважды сходил из-за технических неполадок, а на Гран-при Азербайджана случайно попал в столкновение между Хюлькенбергом и Алонсо. Стролл же оба раза сошел по своей инициативе: сперва впечатал Хартли в стену на домашнем Гран-при, а затем до отказа перегрел тормоза в Германии (с ними же он мучился и в Монако) — преимущество Ланса по очкам и гонкам сложилось исключительно из-за стечения обстоятельств. Просто в Азербайджане канадцу повезло со сходом сразу трех гонщиков из топ-6 (Риккардо, Ферстаппен и Боттас) и еще двух конкурентов из середины пелотона (Грожан и Хюлькенберг), в то время как самого Стролла проблемы не коснулись.
Более того, руководители «Уильямса» почти весь год твердили о запредельной отдаче Сироткина — фразы вроде «никогда не видели, чтобы пилот столько работал» были частью стандартной риторики Клэр Уильямс и технического директора Падди Лоу. Многие уважаемые специалисты, такие как Марк Хьюз, признавали Сергея лидером конюшни из Гроува — правда, в решающий момент это почему-то не помогло.
Скорее всего, все уперлось в репутацию и медийный образ англичан. Все-таки для европейцев Сироткин стал олицетворением «грязных русских денег» – максимально токсичной деталью команды в глазах потенциальных спонсоров. Да, москвич в то же время вел себя максимально невозмутимо в любой ситуации, благодаря чему и получил некоторую поддержку западных фанатов, но в условиях потери сразу двух основных партнеров («Мартини» и семейства Строллов — Лансу купили «Форс-Индию») этого оказалось мало. Для сохранения бюджета на том же уровне «Уильямсу» была необходима мощная пиар-история, о которой сразу бы заговорили.
С другой стороны, даже без поиска чего-то нового многие западные компании из-за санкций и плохих отношений с Россией (привет, история Скрипалей) с большой опаской сотрудничает с любыми структурами, берущими корни восточнее Беларуси. Вероятно, после нескольких сорвавшихся переговоров с возможными спонсорами из-за наклейки «СМП» на болиде Клэр Уильямс подсчитала потенциальные потери и поняла: дальше так продолжаться не может. Все-таки в «Формуле-1» скорость не всегда бывает ключевым фактором.
Почему взяли именно Кубицу
Роберт целый год отработал тест-пилотом в «Уильямсе» и постоянно привлекал кучу внимания к своей персоне: многие болельщики временами откровенно ждали, когда же его посадят в болид в на Гран-при вместо одного из боевых пилотов, а объявление о его подписании обрушило официальный сайт команды. Медийность и узнаваемость Кубицы даже после восьмилетнего перерыва осталась на значительном уровне, а Сироткин лишь ближе к концу сезона стал выжимать хоть немного сравнимый отклик у публики. Тем не менее, за поляка откровенно громко играет его травма: правая рука так и не восстановилась от старого повреждения, полученного во время раллийного заезда. Ее подвижность до сих пор ограничена, и Роберт, по собственному признанию, полностью изменил стиль пилотажа и научился выполнять 70 процентов всей работы одной левой. Тем не менее, результаты в тренировках и на тестах доказывают: 33-летний краковец оказался ничуть не медленнее Ланса Стролла.
В условиях приблизительного спортивного равенства Кубица стал предпочтительнее Сироткина из-за общемировых трендов. Например, в 2018-м в НФЛ перешла бывшая звезда студенческого американского футбола Шаким Гриффин: парень играет с одной кистью руки на уровне более «нормальных» топовых ребят, и потому его реклама в США превысила все мыслимые объемы. Подобные истории считаются идеальными для любых спонсоров, а Кубица с победой в Гран-при в резюме выглядел еще привлекательнее.
К тому же, «Уильямс» подписал молодую звезду системы «Мерседеса» Джорджа Расселла (чемпион GP3 и лидер «Ф-2») на должность первого пилота еще месяц назад, и повторять сезон с полностью молодежным составом они не захотели. Возможно, Кубицу приставят к англичанину наставником по примеру дуэта Масса-Стролл из 2017 года.
Финансовый вопрос
При подписании контракта с Сироткиным в прессе широко растиражировали его поддержку программой «СМП Рейсинг» в размере около 15 миллионов долларов. Но, судя по всему, на сей раз структуры Бориса Ротенберга решили не вкладывать такие деньги в самый слабый болид пелотона.
«Мы приняли решение не участвовать в «Формуле-1» в рамках совместного проекта с «Уильямс», – прокомментировал ситуацию сам банкир. – Мы были неприятно удивлены уровнем, на котором оказалась команда в начале сезона. Прогресс машины также оказался недостаточно высоким. Несмотря на это, Сергей провел хороший сезон в тех условиях, в которых оказался, выложился на 100% и полностью выполнил поставленные перед ним задачи».
Исходя из слов Ротенберга, можно сделать вывод: его программа отказалась платить запрошенную англичанами сумму и попыталась ее значительно сбить. Также, возможно, сказались и проблемы с финансированием: еще месяц назад Борис подал судебные иски на целый ряд скандинавских банков, заморозивших счета гражданина Финляндии за попадание в американские санкционные списки.
В то же время Кубица получил место в «Уильмсе» не только за чистую скорость и громкую историю: по данным польских журналистов, вместе с Робертом в Гроув придет и нефтяная компания Orlen. Сумма сделки составит примерно 11,5 миллионов долларов — таким образом, она станет самым крупным спортивным спонсорством в истории Польши. В прошлом сезоне гонщик из Кракова представлял конкурентов Orlen из Lotos и предоставил команде «лишь» 7 миллионов.
Ни один из остальных предполагаемых конкурентов за место в «Уильямсе» не обладал подобным спонсорским бюджетом.
Есть ли будущее у Сироткина?
«Я неоднократно говорил, что вложил в этот сезон гораздо больше, чем многие представляют, – сказал Сергей в самом начале недели. – Последнее, чего мне хочется – чтобы результат моей работы достался кому-то другому. В этом году мы работали на перспективу, результаты должны прийти в следующем сезоне».
Судя по признанию москвича, «Уильямс» определенно должен стать быстрее в 2019-м. И здесь как раз и кроется главный шанс парня на возвращение в «Формулу-1». Если его слова окажутся пророческими, и команда из Гроува в самом деле восстанет из пепла, вернувшись хотя бы в середину пелотона на пятое-шестое место Кубка конструкторов, многие терпящие бедствие либо «малобюджетные» конюшни могут обратить на это внимание и пригласить к себе Сергея на 2020-й. Например, в случае завершения сказки «Хааса» американцы вполне могут сменить одного из своих нестабильных гонщиков на Сироткина ради более крепкого фундамента в будущем, либо Строллы обратят внимание на бывшего напарника, если план по разгону «Форс-Индии» провалится.
В следующем же сезоне москвича, скорее всего, ждет переход в WEC и, возможно, командировка в другую солидную серию с открытыми колесами вроде «Индикара» или «Супер-Формулы»: ведь Ротенберг пообещал Сергею много гонок в 2019-м. Если гоночная форма никуда не денется, то тогда «СМП» точно попробует снова протолкнуть Сироткина в «Ф-1» – в конец концов, не зря же программа вложила в парня столько денег. Шансы на возвращение точно есть, ведь в последние годы похожим путем проходил даже слабый Эстебан Гутьеррес (1 попадание в топ-10 за три сезона в «Заубере» и «Хаасе) – уж Сироткин-то точно проявил себя намного ярче и сильнее. Да и в возвращение Квята тоже мало кто верил.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei (1,3); Gettyimages.ru/Handout, Getty Images; instagram.com/sergeysirotkin_official; Gettyimages.ru/Mark Thompson
Что??? Белены объелись. Сироткин на 1 секунды быстрее Кубицы.
Я поверю в адекватность Вильямс только если под Кубицу зайдет очень жирный спонсор на несколько лет (аналог Мартини).
Ну какой он наставник — он восемь лет болид Формулы-1 в руках не держал. Жалкие тесты не в счет. Даже Стролл опытнее его на текущий момент.
Так себе комплимент, учитывая уровень канадца. Вполне вероятно, что Роберта ожидает серьезный такой провал. Особенно если Расселл с самого начала достойно себя покажет
Мы видим двух гонщиков:
1. Хороший парень, трудолюбивый, в квалификациях обыграл напарника, в гонках проиграл, но ему не везло. С ним в команде можно пытаться набирать очки в гонках, но в следующем сезоне, в лучшем случае, он принесет очков 10 и обойдет в таблице только напарника. Денег он приносит около 15 миллионов, на которые пока не получается разработать нормальный болид. Так как ему 23 года, есть время для прогресса, но чемпионом он не будет. Внимания зрителей и спонсоров не привлекает, а возможно даже отталкивает кого-то. На тестах этот пилот был быстрее.
2. Резервист, когда-то обладавший потенциалом чемпиона мира, но из-за тяжелой травмы им не ставший. Сейчас хороших спортивных результатов от него ждать не стоит, скорее всего он займет последнее место в следующем сезоне. Приводит с собой 11.5 миллионов кэша, нопри этом сильно растет интерес к команде и появляется возможность получать больше внимания со стороны зрителей и ТВ, а значит и со стороны спонсоров. Эти деньги можно вложить в команду, при грамотном использовании они должны помочь в развитии. В спортивном плане команда будет пока проигрывать соперникам, но в медийном (и спонсорском) будет уделывать весь нижний этаж Ф1. На тестах этот пилот был медленнее.
В итоге имеем 2 варианта: обитать на дне без денег, или пытаться как-то получать больше денег и за их счет обходить Заубер и Торо Россо. Даже если Сироткин реально быстрее Кубицы, его скорости точно не достаточно, чтобы как-то бороться с другими командами.
И последнее:
https://imgur.com/83TSmSr
https://imgur.com/AOxkmaT