Ферстаппен проводил гениальную гонку. Пока его не выбил протеже «Мерседеса»
В результате выиграл пилот немецкого концерна.
Льюис Хэмилтон еще ни разу не выигрывал ни единого Гран-при после досрочного завоевания титула, и даже после драматичного поула в Бразилии не считался фаворитом воскресной гонки. Пилоты «Феррари» хитрее подошли к выбору шин в квалификации, а потому на старте получили более жесткий и долговечный «софт» – даже руководитель «Мерседеса» Тото Вольфф предрекал соперникам успех. Близок был и «Ред Булл»: несмотря на пятое стартовое место Макса Ферстаппена, он обещал быть быстрее именно в гонке.
Гонка превратилась в соревнование шинных стратегий
Голландский пилот «быков» на старте легко расправился с ребятами из Скудерии (их стратегия по старой традиции все-таки оказалась неправильной) и к концу пятого круга вырвался на третью позицию. Спустя 20 километров он обогнал Валттери Боттаса и практически достал Хэмилтона. Тем не менее, разборка с пятикратным чемпионом мира естественным образом сдвинулась во вторую половину гонки, поскольку пилоты «Мерседеса» первыми пошли на пит-стоп — их шины откровенно не выдерживали условий на трассе и нажима соперников.
Макс в свою очередь подошел к работе с резиной со всем тщанием и растянул отрезок на таком же «суперсофте» на 36 кругов (Льюис сменил резину на «медиум» на 20-м), причем голландцу поставили более мягкий «софт». Он вернулся на трек в трех секундах позади чемпиона, но разница в темпе оказалось настолько большой, что Ферстаппену для обгона лидера хватило пяти кругов — просто на болиде Хэмилтона довольно быстро пришла в негодность даже жесткая резина. С этого момента победе Ферстаппена, казалось, ничто не угрожало, однако при обгоне на круг участника молодежной программы «Мерседеса» Эстебана Окона, выступающего за «Форс-Индию», у пилота «Ред Булл» внезапно возникли проблемы.
Француз хоть и пропустил лидера вперед, но остался висеть на хвосте благодаря свежему «суперсофту». Когда с мостика «Форс-Индии» пришла команда атаковать, Эстебан зачем-то ринулся на внешнюю траекторию, перешедшую в следующем повороте во внутреннюю. Исход подобного движения на ничего не подозревавшего лидера оказался закономерным: Макс отправился скользить в зону безопасности со сломанным днищем.
Благодаря странному маневру Окона в лидеры с пятисекундным отрывом вернулся Хэмилтон, а Ферстаппен из-за повреждения шин и болида здорово потерял в скорости (по словам руководителей конюшни, только прижимная сила упала на 50 процентов). Тем не менее, гонщик «Ред Булл» до последнего преследовал пятикратного чемпиона мира и сократил отрыв до 1,5 секунды, но дистанции для атаки ему не хватило. Лидер «Мерседеса» одержал неожиданную победу (уже третью в сезоне после Баку и Франции) и принес команде пятый подряд Кубок конструкторов.
Ярость Ферстаппена
Стюарды моментально выписали Окону самое жесткое из возможных наказаний (кроме дисквалификации) в виде 10 секунд стоп-энд-гоу, но Макса это не успокоило – на эпизод наслоилось слишком много разных историй: начиная от вражды голландца и француза в «Формуле-3» и заканчивая связями Эстебана с «Мерседесом», которому проводящий предпоследнюю гонку в «Формуле-1» (как минимум до 2020 года) пилот «Форс-Индии» внезапно помог добиться победы в Гран-при и чемпионате мира. Столкновение выглядело столь сомнительно (если не сказать «конспирологически»), что острой реакции Ферстаппена вряд ли кто-то удивился.
«Надеюсь, я не найду Окона в паддоке, а не то *******************!», – пообещал Макс по радио сразу после финиша.
Однако старые соперники все-таки столкнулись на процедуре взвешивания.
«Честно говоря, пусть Окон радуется, что отделался только толчками», – прокомментировал инцидент обычно сдержанный руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер.
«И что [отца Макса] Йоса здесь не было», – согласился консультант программы Гельмут Марко. – Гонщик «Мерседеса» лишил на победы – ведь ему обещали место боевого пилота в основной команде в 2020-м».
Разойдясь в разные стороны, оба пилота продолжили источать яростное недовольство друг другом.
«Что меня удивляет, так это поведение Макса, – защищался Эстебан. – Он пришел в зону взвешивания, чтобы толкнуть меня. Он хотел это сделать – это непрофессионально. ФИА нужно что-то с этим сделать.
Я провел позади Макса два круга и был намного быстрее него и на первом, и на втором . Мои шины были просто намного свежее. Согласно правилам ты можешь вернуться в один круг с лидером, обогнав его, если ты быстрее. Именно это я и сделал на втором круге, потому что мой темп в тот момент был по-прежнему намного лучше. Я атаковал – таким же маневром я обогнал Фернандо Алонсо, таким же маневром я обгонял и многих других гонщиков, когда прорывался с последнего места. Буду ли я говорить с Максом, когда эмоции утихнут? Нет. Я привык с ним драться. Все время одно и то же».
Ферстаппен закономерно не согласился.
«Окон повел себя как идиот. Если стюарды дали ему штраф, то я думаю мы все понимаем, кто был виноват, – парировал голландец. – Ведь так много аутсайдеров пытаются с тобой бороться на трассе! Это был глупый риск. Что я могу сделать? Я потерял победу – надеюсь, лет через пятнадцать мы вместе вспомним это и посмеемся. Я берег шины, чтобы добраться до финиша. Окон выехал на трассу с пит-лейн и имел право провести обгон, но то, на какой риск он шел – это неправильно. И стюарды дали ему штраф. Я должен был оставить ему место на трассе? Но ведь мы не боролись за позицию!
Мы все страстно относимся к гонкам. Было бы странно, если бы в такой ситуации я пожал ему руку. Мне все равно, что говорят другие. Я победитель. То, что меня выбили таким образом, а потом дали такой глупый ответ – ну, меня это не устраивает. Мне особо нечего тут комментировать, кроме того, что Окон повел себя как девчонка. Ожидаю ли я как-либо санкций от ФИА? Нет».
Вскоре после завершения официальных церемоний Ферстаппен и Окон встретились с представителями Федерации, но суровых штрафов не последовало – пилоты вышли из судейской комнаты, пожали руки и улыбнулись перед объективами камер – за толкание конкурента Макс проведет пару дней «общественных работ» для ФИА.
В конце сезона раздувать ненужный скандал никто не захотел, но подиумную радость голландцу уже не вернуть.
Фото: Gettyimages.ru/Lars Baron, Clive Mason; REUTERS/Ricardo Moraes, Paulo Whitaker
Максику бумеранг прилетел в самый неподходящий момент, вот и вся история.
Ну и да, излюбленная фишка Макса «либо тарань меня, либо убирай ногу с газа» ещё не раз его подведёт. Он сам и только сам создаёт такую ситуацию.
Короче, связь с Мерседесом это просто смех, ну а комиссия все-таки наказала Окона, хотя это очень спорно.
Не оправдываю Окона, он тут неправ на 100%
По прошлому сезону можно было сказать и наоборот. Так что я был бы осторожнее со словом «постоянно»)
Возможно Окон, зная как "пилотирует" "самый молодой чемпион", аккуратно "подставился", чтобы чуток "поднасрать". Видимо у них такая сильная любовь к друг другу.
Также нельзя отметать вариант, что Окон на новых шинах ехал в хорошем темпе и не собирался пропускать Ферстаппена, но заносчивый характер второго, сыграл с ним злую шутку.
Это совершеннейший фарс. Правилами не запрещается возвращаться в один круг с лидером. Таких прецедентов было ни один и ни два.
“But I can tell you mid-race we got the information: ‘power unit failure imminent on Lewis’s car’. And the guys in the background, the HPP guys fixed it.
“God knows how you can fix hardware that is just about to break and make the car finish. So that race was just a nightmare until obviously the checkered flag came down and everything broke loose.”
Wolff described the moment he heard on the team’s radio the power unit was one lap away from failure.
“What I could hear – because I’m having about 10 channels open – on one of the meeting channels was ‘Lewis Hamilton power unit failure imminent – it’s gonna fail within the next lap.’ And I said ‘excuse me, what?’
“And they said we have a massive problem on the power unit and it’s going to fail next lap. It didn’t fail next lap, and I said when you guys have a minute, let them work, [then] tell me what what’s happening.
“They said ‘well, our exhaust is just about to fail’ and we’re over-shooting all the temperature limits as to what’s to fix and so they started to fix it turning the whole thing down. And then the stage temperatures went down to below a thousand, 980, but it’s still too high. Then he recovered another lap. That was truly horrible.”"