Леб – инопланетянин. Вернулся в ралли после многолетнего перерыва и победил
Зажигает в 44 года.
За всю историю автоспорта мир узнал огромное количество пилотов-самородков, гениев и настоящих монстров по заколачиванию титулов. Некоторые вроде Михаэля Шумахера превратились в имя нарицательное, а кто-то вроде Грэма Хилла с Тройной короной автоспорта (Гран-при Монако, «Инди-500» и «24 часа Ле-Мана») стали единственными в своем роде. Но все равно даже таким глыбам далеко до девятикратного чемпиона мира по ралли Себастьяна Леба.
Французский доминатор фактически ушел из WRC еще в начале 2013 года после двух подиумов на первых этапах: несмотря на бодрый старт, 39-летний гонщик проехал еще пару заездов и оставил серию на попечении Себастьяна Ожье, отправившись покорять другие серии. С тех пор Леб гостил в чемпионате мира по ралли лишь однажды в 2015-м и не возвращался вплоть до текущего года. После получения привычного (пусть и здорово ослабшего — 1 победа в 2015-м, и всего две — в 2017-м) «Ситроена» Себастьяну хватило всего двух заездов для раскачки: после пятого места в Мексике и 14-го во Франции девятикратный чемпион мира вернулся во всеоружии и в минувшие выходные выиграл Ралли Испании в 79-й раз в карьере!
Даже несмотря на крайне жесткий старт.
Между прочим, Лебу к моменту финиша на первом месте уже исполнилось 44 года, не гонялся он давно, но даже простое желание тряхнуть стариной и покататься в свое удовольствие превратилось в очередную победу, причем в процессе он на 2,9 секунды превзошел соотечественника и тезку Ожье, сражающегося за шестой подряд титул. Настоящая инопланетная магия – недаром еще несколько лет назад эльзасца нарисовали в виде пришельца.
«Когда Себастьян Леб готовился выиграть свой 10-й титул после всего четырех этапов сезона…»
Леб поддерживал гоночную форму
После завершения карьеры в WRC в 2013-м Леб принялся выступать в разных кузовных сериях, и в каждой что-то выигрывал.
Первым Себастьян испытал на прочность ФИА ГТ с частной заявкой на собственном «Макларен МР4-12С GT3» – и одержал четыре победы, завершив сезон на четвертом месте. Затем француз выбрал WTCC, пришел туда по линейке старого доброго «Ситроена» – и с первой же гонки включился в борьбу за титул. По итогам двух сезонов Леб привез из мирового туринга шесть побед, 20 подиумов и два третьих места в общих зачетах, но превзойти флагмана серии Хосе-Марию Лопеса ему все-таки не удалось.
После развлечений в кольцевых гонках Леб выбрал ралли-кросс — и опять доказал свою крутость: для адаптации хватило всего двух уик-эндов, после чего пришел первый подиум. Всего за три сезона Себастьян выиграл два этапа и еще 16 раз попал в топ-3, но за титул зарубиться не удалось (Юхан Кристоферссон оказался слишком хорош).
Леб преуспел и в самом жестком испытание в мире автоспорта под названием «Дакар»: выиграл десять спецучастков за три года, хотя и не победил – в 2017-м он стал вторым. К сожалению,после объявления об уходе из рейдов компании «Пежо-Ситроен» Себастьян потерял заводскую поддержку, но в следующем году он рискнет еще разок – на частной машине с поддержкой «Ред Булл». Французский автопроизводитель, кстати, подставил свою легенду: в конце года «Пежо» уйдет и из ралли-кросса, фактически оставляя самого уникального и разнообразного гонщика современности без работы на следующий полный сезон.
Значит, Леб вернется в WRC?
Теперь девятикратный чемпион, скорее всего, выбирает себе серию с единственной целью — провести последние годы карьеры максимально красиво. Именно поэтому лучший в мире раллийный турнир стал первым и самым очевидным вариантом: Себастьян обладает немыслимо огромным опытом и вместе со своим бессменным штурманом Даниэлем Эленой знает свойства и сильные стороны поверхностей на абсолютно всех спецучастках из нынешнего календаря. Они выигрывали по нескольку раз каждый запланированный на 2019-й этап (кроме новенького Чили и Австралии — там монегаско-французская пара всего один раз была первой, зато еще два раза второй), и Себастьян все еще достаточно быстр для финишей в топ-1. Возможно, Леб захочет завершить свою историю эффектным десятым титулом – «Ситроен» точно поможет всеми силами своему послу и бессменному символу.
Самому же Себастьяну пока сложно ответить на вопрос о возвращении в WRC.
«Было приятно вновь соревноваться и побеждать. Возможно, это даст мне больше желания вернуться в следующем году, – сказал француз в интервью Autosport. – Здесь я чувствую себя замечательно, ведь ралли — моя дисциплина. Но с другой стороны, я ушел, потому что ралли отнимают много времени и сил. Вернусь ли на постоянной основе? Вряд ли это то, чего я хочу. Вернусь ли на отдельные этапы? Может быть, но даже это непросто».
Все-таки в 44 года бороться на 100 процентов возможностей может быть действительно непросто: например, предшественник Леба на посту «лучшего раллийного гонщика в истории» Карлос Сайнс завязал с WRC в 42, а еще один легендарный пилот Петер Сольберг ушел из чемпионата в 38 после семи сезонов без единой победы. Себастьян, конечно, уникальный пилот, но борьба с нынешним флагманом серии Ожье в одной команде будет невыразимо сложной — вряд ли инопланетянин из Агно пойдет на это без наличия каких-либо альтернатив.
Следовательно, его дальнейшая карьера во многом зависит от программ «Ситроен-Пежо» – а французские боссы умоляли Леба вернуться еще год назад. Похоже, французская компания всерьез стремится собрать команду мечты и рвется к цели изо всех сил. Такими темпами у девятикратного чемпиона WRC останутся только два варианта: полный сезон в чемпионате мира по ралли либо собственная команда с финансированием за счет личных средств в любой другой серии.
Леб вмешался в разборку за титул
Сейчас в серии довольно непростая ситуация: перед финальным этапом сезона шансы на победу сохраняют сразу трое: пятикратный чемпион из Франции Себастьян Ожье (три победы в сезоне), трехкратный вице-чемпион из Бельгии Тьерри Невилль (три победы в сезоне) и эстонский гонщик Отт Тянак (четыре победы в сезоне). Правда, последний проигрывает лидеру Ожье 23 балла (всего на этапе разыгрывается 30) и вряд ли вырвет титул на самой ленточке.
Тьерри Невилль и Себастьян Ожье
Но Леб своей победой лишь запутал ситуацию еще сильнее: без него Ралли Испании выиграл бы Ожье. Благодаря дополнительным очкам он бы оторвался от соперников на 7 и 28 очков соответственно, практически оставив бы Тянака вне игры, а также создал себе задел против Невилля — все-таки прошлогоднюю поездку по Австралии в схожих условиях выиграл именно бельгиец. Теперь же отрыв между двумя главными претендентами меньше, чем дают за удачный результат на бонусном Power Stage (5 баллов за первое место), а значит, благодаря вмешательству Леба в WRC может появиться третий за 15 лет чемпион.
Безусловно, в случае победы Невилль войдет в когорту по-настоящему мощных гонщиков, но даже если титул останется в руках Ожье, тень достижений Леба накроет и его – этап Испании словно намекнул: в мире ралли есть лишь один величайший, способный раскидать всех одной левой даже в 44 года, а любые междусобойчики других ребят второстепенны. Именно поэтому лидерам 2018 года позарез нужно возвращение девятикратного в следующем сезоне, дабы победить его в полномасштабной борьбе.
На самом деле, Невиллю и Ожье не позавидуешь: если Леб все-таки решит, к примеру, завершить карьеру, его последний успех затмит все. Миру останется лишь ждать новую гоночную легенду и постараться не слишком часто повторять о безграничном превосходстве эльзасца над остальными. В противном случае есть риск воспитать целое поколение пилотов с мощным комплексом неполноценности.
Фото: globallookpress.com/Vialatte A/Panoramic, Andre Lavadinho/Panoramic; Gettyimages.ru/Dan Istitene, Alex Pantling; globallookpress.com/S Presse/Panoramic, Joan Cros/ ZUMA Press
Юха Канкунен слегка напрягся, Томми Мякинен улыбнулся.
"а еще один легендарный пилот Петер Сольберг ушел из чемпионата в 38 после семи сезонов без единой победы"
При всей моей любви к Субару и уважении к Сольбергу лично, мне кажется, само предложение указывает на причину, почему Сольберга нельзя относить к легендам.