Квята неспроста вернули в «Формулу-1». Он заслужил еще один шанс
Даниил быстрее, чем все думают.
На Гран-при России произошло долгожданное как минимум местными болельщиками событие: бывший пилот «Торо Россо» и «Ред Булл» Даниил Квят вернулся в изгнавшую его год назад систему. В первой гонке 2019 года на стартовой решетке будет стоять хотя бы один пилот из РФ.
«Даниил изменился, он стал гораздо взрослее, стал более зрелым как личность, – обосновал возвращение уфимца консультант «бычьей» программы Гельмут Марко. – Он работал с другой командой, видел другую атмосферу, а также понял, насколько сложно на самом деле получить место в «Формуле-1» Мы дадим Даниилу третий шанс, потому что всегда считали его очень быстрым гонщиком».
«Сейчас прямо чувствуется, что ему удалось развиться и он гораздо лучше настроен психологически, – согласен с коллегой и руководитель «Ред Булл» Кристиан Хоренр. – Раньше ему так и не удалось смириться с тем, что случилось в 2016 году. Потеря места стала для него ударом, но у него был шанс все обдумать и прийти в себя за пределами «Формулы-1».
Даниил очень хорошо поработал в «Феррари», они очень высоко оценивают его вклад. И для него здорово, что он получил второй шанс в «Торо Россо». Квяту было тяжело, но он собрался, продолжил работать и был решительно настроен вернуть себе место. Он по-прежнему молод, голоден до успеха, а время вне «Формулы-1» дало ему возможность успокоиться, все переварить и перестроиться».
«Квят заслужил еще один шанс в «Ф-1», – резюмировал и босс «Торо Россо» Франц Тост. – Даниил – высококвалифицированный гонщик с фантастической природной скоростью».
Новую возможность дали не просто так
Карьера гонщика из Уфы вместе со всеми взлетами и падениями сложилась слишком скоротечным образом, но в его таланте никто и никогда не сомневался. Даже после увольнения парня из программы «Ред Булл» Марко не скрывал: дело совсем не в отсутствии веры в Даниила как в потенциального чемпиона.
«Квят талантливее Гасли и Хартли, хоть и показал талант лишь в первый сезон», – подчеркнул старый доктор в минувшее межсезонье.
Теперь же тот самый Пьер Гасли своими выступлениями заслужил дебют в «Ред Булл», а Квяту, в свою очередь, предоставят еще один шанс для реализации таланта. Там чем же Даниил его заслужил?
Побеждал сильных соперников в молодежных сериях
Даниил сражался не только с гонщиками из системы «Ред Булл»: на протяжении своей карьеры он сталкивался на трассе еще и со Стоффелем Вандорном и одним из самых крутых пилотов своего возраста Эстебаном Оконом в «Формуле-Рено 2.0» 2012 года. Там россиянин до последнего бился с бельгийцем за титул — парочка оторвалась от ближайшего преследователя вдвое. В числе разгромленных соперников как раз и оказался француз — а еще там выступал Гасли. Причем побед оказалось больше у Квята (7-4), но Вандорн, как обычно, взял стабильностью и отправился на повышение — блистать в «Формуле-Рено 3.5» и уничтожать GP2.
Доказал способность прогрессировать
Лучше всего талант Даниила к самосовершенствованию доказывает противостояние с бывшим товарищем по «Торо Россо» и системе «Ред Булл» Карлосом Сайнсом. Впервые русский пилот встретился с испанцем уже в дебютном сезоне в гонках на открытых колесах — в 2010 году в «Формуле-БМВ». Там сын великого раллийного чемпиона при одинаковом статусе новичка откровенно побил Квята, привезя в европейской серии сопернику почти сотню очков преимущества при одной победе и трех подиумах (у Дани был только один — в последней гонке). Та же картина наблюдалась и в тихоокеанском подразделении: оба пилота «Ред Булл» не могли набирать очки, но испанец вновь оказался сильнее по победам и подиумам — 3:2 и 6:5. Дебютные результаты Сайнса в «Формуле-Рено» 2010 года тоже были лучше.
В следующем сезоне Квят шагнул вперед и проиграл сопернику уже намного меньше (50 очков в «Формуле-Рено»), сравнявшись по победам (2:2) — кстати, тогда же парочка ребят из «Ред Булл» впервые укатала Вандорна. В Кубке Северной Европы наблюдалась другая картина: Даниил стал меньше выигрывать (10:7), но его результаты перестали скакать по синусоиде и стали более стабильными. Именно в этот момент русский гонщик и начал взрослеть, доказав способность к прогрессу.
2012 год Сайнс провел в роли середняка в «Формуле-3» – Квят же боролся за титул с Вандорном в европейской «Формуле-Рено 2.0» и выигрывал альпийское подразделение французской серии. Весь сезон они не пересекались на трассе, а когда вновь сошлись в одной команде в GP3 2013 года, уже Даниил привез Карлосу сотню очков с тремя победами и пятью подиумами против двух попаданий в топ-3.
В награду уфимец и получил контракт с «Торо Россо», а гонщик из Мадрида отправился пробиваться в Гран-при через «Формулу-Рено 3.5». Причем изначально Сайнс котировался намного выше соперника (особенно после первых побед в 2010-2011 годах), но Квят на деле доказал способность к прогрессу относительно сильного соперника — а это качество даже в «Ф-1» есть далеко не у всех пилотов (многострадальный Вандорн как раз и является идеальным примером).
Был быстрее опытного напарника в дебютный год
В «Торо Россо» ему достался Жан-Эрик Вернь, не уступавший Даниэлю Риккардо за два года совместной работы в младшей команде «Ред Булл». Француз в итоге выиграл по очкам (22:8), но в реальности их противостояние оказалось намного ближе: счет совместных финишей составил всего 6:5 в пользу Верня при почти равном распределении количества кругов, преодоленных впереди товарища по команде. Однако в квалификациях со счетом 12:7 сильнее оказался уже Даниил — причем средняя позиция россиянина тоже оказалась выше (10,63 против 11,37 — Квят тогда по этому показателю побил всех, кроме пилотов «Мерседеса», «Феррари», «Ред Булл», «Уильямса» и «Макларена» – топ-5 Кубка конструкторов).
Но больше всего «Ред Булл» снова впечатлил именно прогресс уфимца: после квалификационного поражения со счетом 5:2 от Верня на первых семи Гран-при Даниил ускорился и на оставшихся гонках разгромил француза 10:2. Причем довольно часто он прорывался в третий сегмент, а на Гран-при России стал и вовсе пятым — Жан-Эрик отстал аж на 0,7 секунды.
Победил Риккардо благодаря стабильности
Первый сезон в «Ред Булл» выдался определенно непростым: австралийский напарник оказался быстрее в квалификациях (12:7), проехал впереди на 100 кругов больше и чаще был на подиумах (2:1) при одинаковом количестве сходов (3:3). Как же тогда Квят победил Риккардо по очкам (95:92)?
Все просто — средняя финишная позиция Даниила оказалась выше — 7,5 против 7,875 у Медоеда. Причем если Торпеда только улучшал квалификационный результат (среднее стартовое место за сезон — 8,68), то Даниэль в среднем сохранял либо ухудшал начальную ситуацию с изначальных 7,26. Более того, в гонках Риккардо чаще всего ехал на шестой позиции (196 кругов), в то время как Квят чаще всего находился на четвертой (121 круг) и девятой (124 круга).
Следовательно, в 2015-м году Даниил сконцентрировался уже не на чистой скорости, как при дебюте в «Торо Россо», а старался с минимумом проблем подниматься на максимально доступную позицию. И у него вышло — пусть он и не показал вновь истинный талант, но развил стабильность. А подобное качество редко встречается у столь молодых (20-21 год) пилотов: например, невероятно яркий временами Макс Ферстаппен до сих страдает от перепадов результатов даже на четвертый сезон в «Ф-1».
Победил всех напарников
Если исключить уже рассмотренную историю противостояния с Карлосом Сайнсом и последний период в «Торо Россо», окажется, что Даниил постоянно опережал товарищей по любым командам от гостевых гонок «Ф-3» до «Формулы-БМВ». А ими были достаточно известные пилоты: ныне блистающий в «Супер-Формуле» Ник Кэссиди, чемпион британской «Ф-3» Джордан Кинг, все тот же Эстебан Окон и другие серьезные ребята, выступавшие за крепкие команды вроде «Койранен», «Карлин» и «Арден». Причем только с Сайнсом ему пришлось повозиться несколько лет — остальных он оставлял позади с первого же сезона.
Очень хорош в «свой» день
Гран-при Италии 2014 года получился у Даниила просто замечательным — хотя после старта с 21-й позиции из-за перерасхода деталей силовой установки успех точно никто не спрогнозировал бы. Однако гонщик из Уфы лучше всех в пелотоне реализовал стратегию первого отрезка на жестких шинах, совершил пять обгонов на первых восьми кругах и вполне уверенно догнал топ-10. После визита на пит-стоп для получения мягких россиянин готовился атаковать гонщика «Феррари» Кими Райкконена в борьбе за очки — но в тот самый момент на машине Квята отказали тормоза.
Тем не менее, Торпеда увернулся от соперников, не улетел в барьеры, стабилизировал машину и продержался еще два круга вплоть до клетчатого флага, завершив одну из самых ярких гонок в своей карьере.
Кристиан Хорнер же в числе лучших гонок Квята выделил Гран-при Канады и Мексики из 2015 года. В самом деле, Даниил отлично смотрелся на трассе имени братьев Родригес: он воспользовался столкновением между Даниэлем Риккардо и Себастьяном Феттелем и вырвался на третье место, где и проехал большую часть дистанции. Однако при рестарте после выезда автомобиля безопасности Валттери Боттас на «Уильямсе» воспользовался колоссальным преимуществом мотора «Мерседес» над «Рено» и обогнал россиянина в конце первой прямой. Квят финишировал четвертым — но запомнился болельщикам стабильным пилотажем.
В конце концов, маневр на Гран-при Китая, принесший Даниилу славу Торпеды, тоже можно отнести в разряд смелых: того же Макса Ферстаппена именно за них и любят тысячи фанатов.
А еще Квят красиво обгонял «Феррари» Кими Райкконена еще будучи пилотом «Торо Россо». Дело было на Гран-при США в 2014 году.
При подходящих условиях Даниил однозначно способен удивлять и радовать своими выступлениями.
Стал жертвой обстоятельств
«Ред Булл» пошел на роковую рокировку вовсе не из-за слабости русского гонщика: все дело в аномальной статистике голландского вундеркинда Макса Ферстаппена. Он в 17 лет начал дебютный сезон за «Торо Россо» и за 19 Гран-при дважды попал в топ-4, еще четырежды — в топ-8 и набрал 49 очков. Рядом с подобными результатами Квят (три попадания в топ-9 и 8 очков в 2014-м), понятное дело, смотрелся слабее — вот только у Даниэля Риккардо были вполне сходные цифры (4 попадания в топ-9 и 10 очков). Как и у Жана-Эрика Верня (4 попадания в топ-8 и 16 очков), Карлоса Сайнса (18 очков) и Себастьяна Буэми (20 очков по нынешней системе) — отличался лишь голландец. Именно поэтому его переход «Ред Булл» виделся вполне логичным, и пострадавшим в любом случае оказался бы именно гонщик из Уфы: все-таки Риккардо к тому моменту уже выиграл три заезда, победил Феттеля и обосновался в роли лидера австрийского коллектива.
Даниил же по-настоящему сильно сдал только после понижения. Видимо, он слишком сильно хотел доказать Гельмуту Марко ошибочность его решения и потому начал часто рисковать и ошибаться, что и привело к психологическому надлому. Попросту говоря, после первого возвращения в «Торо Россо» Квят выглядел совсем другим пилотом, хотя карьерный регресс произошел и не по его вине.
Именно поэтому его снова в первую очередь вернули в программу: тем самым Марко получил талантливого пилота, пока не достигшего своего потолка (в отличии от Буэми и Верня), да и Даниил вернулся в систему «Ред Булл» как человек, убедивший начальство в собственной правоте. Теперь период с Гран-при Испании 2016 года по гонку в США в 2017-м остался в прошлом и не станет мешать настоящему.
Важен для системы «Ред Булл»
В следующем году болиды основной и молодежной команды приобретут огромное количество схожих черт, и дело не только в двигателях «Хонда»: по словам босса «Торо Россо» Тоста, одинаковой будет вся задняя часть (включая подвеску). Значит, «быки» получат возможность искать необходимые настройки не только самостоятельно либо на симуляторах, но еще и на машинах конюшни из Фаэнцы прямо во время Гран-при. При таких условиях подписание контракта с Квятом выглядит очень логично, ведь россиянин получил хорошие отзывы по схожей работе на базе «Феррари». Да, у «Торо Россо» уже сейчас в ростере есть еще один опытный пилот Брендон Хартли, но его чистая скорость все-таки оставляет желать лучшего и уж точно не подойдет для сравнения с молодыми гонщиками. Все-таки цель «телят» заключается прежде всего в воспитании будущих чемпионов, и их потенциал (либо его отсутствие) будет очевиднее именно рядом с Даниилом — уже испытанным, известным и проверенным крепким пилотом.
Проявил достаточно настойчивости
Даже после скандального расставания годовой давности с полным исключением из программы россиянин не забыл номера телефона Гельмута Марко и прочих ребят из «бычьей» системы. Более того, Торпеда даже сам поддерживал контакт с бывшими товарищами — и в конце концов его заинтересованность окупилась.
«Он был хорошо информирован о том, что собирается делать Риккардо (Даниэль совершенно внезапно перешел в «Рено» в начале августа — Sports.ru), – сказал на Гран-при России явно впечатленный доктор Марко. – Он узнал об этом раньше, чем многие другие и поступил умно – позвонил мне прямо перед звонком Риккардо».
«Я бы не стал говорить, что Марко узнал о переходе Риккардо из в «Рено» от меня, – скромно ответил Квят. – Я просто позвонил сказать «привет». Вероятно, получилось большое совпадение».
Даже если ему впервые за три года повезло, вряд ли кто-нибудь скажет, будто Даниил этого не заслужил.
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко; Gettyimages.ru/Lars Baron, Clive Mason, Mark Thompson, Peter Fox; globallookpress.com/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com
А уже потом не спеша повесил трубку и продолжил смотреть "Игру престолов" с того места, на котором его прервали весной 16-го.
Очень хочу видеть тебя в сезоне 2021 за рулем болида топ 3 команд, но не Red Bull:)))