«Он возомнил себя богом!». Алонсо погряз в конфликтах с соперниками
Против Фернандо пилоты и целые команды.
Месяц назад двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо объявил об уходе из «Макларена» и Гран-при, но он не был бы собой, если бы провернул все по-тихому и не пытался привлечь к себе дополнительное внимание путем провоцирования окружающих. Однако испанец откровенно перебрал с новыми конфликтами даже по собственным меркам — причем кажется, будто он просто решил заявить о себе для развлечения на дорожку. Тем не менее, соперникам, нескольким командам и даже одному автопроизводителю совсем не смешно.
Столкновение с Хюлькенбергом
Общее настроение остатку сезона придал Гран-Бельгии: Алонсо квалифицировался на 17-й позиции, в очередной раз напомнившей о слабости его «Макларена». Тем не менее, на старт двукратный чемпион вышел 14-м, так как Боттас, Сайнс и Хюлькенберг откатились из-за штрафов за перерасход компонентов двигателей — но даже три бонусных позиции и хорошая реакция на погасшие огни не принесли Фернандо радости, поскольку он не уехал дальше первого поворота. Виновником происшествия оказался гонщик «Рено» Хюлькенберг: он допустил ошибку на торможении, ударил болид испанца и превратил тем самым машину соперника в ракету класса «трасса-Леклер».
Испанец закономерно разразился парой пафосных фраз в микрофоны журналистов после финиша.
«И снова тут серьезно пропускают точку торможения. В прошлый раз Ромену Грожану, кажется, выписали дисквалификацию на следующий этап. Посмотрим, что будет на этот раз, но мне трудно понять, как можно было настолько пропустить точку торможения. Речь ведь не о паре метров – тут достигается очень высокая скорость, и в этом повороте нет возможности как-то перестроиться».
Но Нико Хюлькенберг не стал развивать конфликт и признал свою вину, отобрав у испанца поводы для дальнейших наездов.
«Просто невероятно, насколько эти машины чувствительны к окружающим условиям в плане аэродинамики. Когда перед ними находится несколько соперников, то теряется очень много сцепления и прижимной силы. Как только я нажал на тормоз, колеса заблокировались, и я заскользил в Фернандо. Кажется, я неверно и слишком оптимистично оценил ситуацию, поздно нажала на тормоз. Мне казалось, что сцепление должно быть лучше, но его почти не оказалось. Я бы увернулся, но шансов не было».
Встреча с Магнуссеном
Гонщик «Макларена» и один из самых неуступчивых пилотов мира попытались одновременно начать решающую попытку во втором сегменте квалификации к Гран-при Италии. Кевина, очевидно, не устроила скорость Алонсо в конце прогревочного круга, и он обогнал соперника, но испанец не отстал от датчанина и контратаковал на точке торможения, а затем выдавил пилота «Хааса» на входе во второй поворот.
«Магнуссен решил со мной погоняться в первом повороте, хе-хе!» – посмеялся по радио Фернандо сразу после инцидента, однако попытки обоих оказались испорченными — и Кевину, претендовавшему на выход в третий сегмент, такой расклад понравился гораздо меньше.
«Мы все ехали одной группой в конце прогревочного круга, находились в трафике. Один из пилотов «Хааса» решил совершить обгон и начать свой круг в середине этой группы – хотя все остальные сохраняли свои позиции, – изложил свою позицию испанец. – В итоге мы вместе начали круг и вместе подъехали к первому повороту – в итоге это испортило круг нам обоим.
Есть разные гонщики, а есть гонщики «Хааса» – которые, располагая третьей-четвертой по силе машиной в пелотоне, вылетают во втором сегменте квалификации. Да, случившееся мало что меняет для нас, больше для них. Но это бесспорно весело».
Ответ Алонсо просто разъярил Магнуссена — результатом стал крайне эмоциональный спич в пресс-зоне.
«Мы ехали группой в шесть или восемь машин. И на выходе из «Аскари» Фернандо занялся, как мне показалось, прогревом тормозов и сбросил темп. Я ехал быстрее и потому опередил его. Но в этот момент по какой-то причине он решил ускориться и подобрался ко мне вплотную, вместо того, чтобы создать запас, как поступают обычно. Понятно, что он решил получить идеальный слипстрим и попробовал обогнать меня в первом повороте. Но я скорее повешусь, чем пропущу его, жертвуя собственным кругом! Думаю, он возомнил себя богом. После квалификации он подошел и рассмеялся мне в лицо. Не могу дождаться, когда уже он наконец закончит карьеру.
Он много раз называл свои круги божественными и правда думает, что бог. Это просто смешно».
«Фернандо гоняет за «Макларен» – команду, которая вообще не должна бороться за выход из первого сегмента квалификации, – сыронизировал вдогонку руководитель «Хааса» Гюнтер Штайнер».
Конфликт с Гасли
Уже в гонке на «Монце» испанец встретился с французским гонщиком «Торо Россо» на рестарте заезда на первых кругах. В борьбе Фернандо отправил Пьера на высокие поребрики в первом повороте, а затем стукнул соперника после его возвращения в положение «бок о бок».
«После завершения режима автомобиля безопасности мы оказались бок о бок в первом повороте. Я был на внешней траектории, но он выдавил меня за пределы трассы, – рассказал после финиша свою версию Гасли. – Я старался вписаться в пределы трека, но он не оставил мне места, так что я подпрыгнул на поребрике. Затем он снова задел мою машину, полностью повредив правую сторону днища. Машина потом скользила во всех поворотах.
Он, очевидно, изменил подход из-за ухода из «Формулы-1» в следующем году. Теперь он стал еще агрессивнее, чем раньше. По-моему, он действовал нечестно: когда две машины едут бок о бок, нужно оставлять место сопернику, но он этого не сделал. Знаю, он не любит нашу команду из-за использования моторов «Хонды», но это же не повод».
Однако Алонсо был слишком расстроен сходом буквально два круга спустя из-за отказа электроники и не стал вступать с молодым французом в диалог через прессу — лишь заявил о сожалении о потерянных очках.
Словесное фехтование с «Ред Булл»
Фернандо создавал конфликты на пустом месте не только на трассе: еще до возобновления гоночного сезона ему почему-то захотелось убедить весь мир в своем отказе «Ред Булл» на предложение стать напарником Макса Ферстаппена.
«В этом году я пару раз получал предложение от «Ред Булл», – рассказал Алонсо в интервью Теду Кравицу — Конечно, отсутствие у них машины, способной бороться за победы, сыграло свою роль в отказе».
Однако руководитель австрийцев Кристиан Хорнер вместе с консультантом гоночной программы Гельмутом Марко в один голос уверяли в обратном и твердили лишь один постулат : «Алонсо склонен создавать хаос везде, куда бы ни пришел. Переход Фернандо вряд ли стал бы здоровым развитием для команды».
Видимо, двукратный чемпион мира обиделся на верхушку «быков» и решил задавить их авторитетом, перейдя на Гран-при Бельгии в очередную пафосную атаку.
«На самом деле, я получал от них предложения в 2007, 2009, 2011, 2013 году. И еще два предложения я получил от них в этом году – одно в Монако, второе в августе. Комментарии Хорнера и Марко, сделанные этим летом, очень меня удивили. Первое – сами они никогда со мной не работали. Второе – за последние семь лет они пять-шесть раз стремились заполучить меня, а теперь говорят совсем другое. Все это странно и несправедливо по отношению ко мне. После комментариев Кристиана я написал ему, он ответил по электронной почте и извинился. Надеюсь, здесь, в Спа, он снова извинится», – рассказал Алонсо.
Но бороться с Хорнером через журналистов всегда было невероятно сложно: англичанин не зря слывет самым хитрым и остроумным боссом в «Формуле-1». Он не раз уже одерживал победы над соперниками в прессе — чего только стоят постоянные феноменальные выпады в адрес руководителя «Рено» Сириля Абитебуля. Естественно, Кристиан в фирменном стиле раскатал заявления Алонсо, оставив традиционное послевкусие легкого глумления.
«Мы действительно предлагали Фернандо Алонсо контракт – но это было в 2007 году! Насколько я знаю, с тех пор никто из представителей «Ред Булл» больше не делал Фернандо предложений, – высказал свою версию Хорнер перед гонкой в Спа. – Но я не уверен. Может быть, с ним связывался [руководитель «Торо Россо»] Франц Тост.
Пару раз я действительно обсуждал ситуацию с [менеджером Алонсо] Флавио Бриаторе, искавшим различные варианты. Также сразу после заявления Даниэля Риккардо к нам приходил запрос от ФОМ. Тем не менее, ситуация всегда была предельно ясной – кандидатура Фернандо нам не подходит, поэтому и предложения мы не делали. Я не знаю, почему Фернандо решил рассказать обо всем этом. Как не знаю и то, кто на самом деле делал ему эти предложения. Думаю, Фернандо просто грустно уходить из «Формулы-1».
Тем не менее Алонсо не успокоился и попытался унизить оппонента в ответ.
«У меня были и другие предложения, – рассказал он всего днем спустя после интервью Хорнера. – Но я не думаю, что мои цели связаны с «Формулой-1» на данный момент. Предложения, которые мне поступили – в том числе от «Ред Булл», – не предполагали борьбу за победу».
После финиша в первом повороте испанец не стал продолжать данную тему и переключился на критику других соперников, но месяц спустя на спонсорском мероприятии пилот «быков» Макс Ферстаппен вернулся-таки к недавнему конфликту и высказал уже собственный инсайд.
«Алонсо не был вариантом, я знаю это совершенно точно», – безапелляционно заявил голландец, по слухам получивший право заблокировать переговоры с неугодным напарником сразу после ухода Даниэля Риккардо.
Схватка с «Рено»
После Гран-при Бельгии Фернандо лишь раз вернулся к теме вариантов продолжения карьеры — и немного развил тему наличия других предложений.
«У меня была возможность присоединиться к «Рено», – сказал испанец в интервью Sky Sports. – Но мне было неинтересно бороться за попадание в первую шестерку или десятку».
Однако босс французов Абитебуль, признавший незадолго до слов двукратного чемпиона процесс переговоров с гонщиком «Форс-Индии» Эстебаном Оконом, озвучил совсем другое мнение в свойственной прямолинейной манере.
«Нет, мы не рассматривали его кандидатуру на сезон-2019. Мы чувствуем, что Фернандо сразу нужна способная побеждать машина – если он ее не получит, то будет разочарован. Мы находимся в другой ситуации и искали пилота, который станет работать в проекте на долгосрочной основе».
Вероятно, Алонсо было трудно как-то возразить – особенно после всех предыдущих словесных перепалок.
Конфликт с «Хондой» получил новый виток
Нандо расстался с японским мотористом далеко не в лучших отношениях после нескольких лет провальной совместной работы и высказываний вроде «самый слабый двигатель в моей карьере» – но в 2018-м ситуация и не думала исправляться. Вдобавок испанец перешел в стан главного конкурента «Хонды» – «Тойоту» – и выиграл с ней «24 часа Ле-Мана», явно не поспособствовав возвращению мотивации к сотрудничеству. Казалось бы, пилоту из Овьедо больше и не пригодится отработанный вариант — вот только он собрался перейти в «Индикар», а лучшие моторы для американской серии поставляет именно токийский концерн.
В итоге тесты заокеанской техники на стационарном треке (не «овале») для Фернандо организовали с абсолютно чистой машиной – на ней присутствовал японский мотор, но не было никаких фирменных наклеек. Причем результат испытаний не создал оснований для примирения между сторонами: несмотря на благостные пресс-релизы о положительных впечатлениях Алонсо от «индиболидов», немецкое издание Auto Motor und Sport поделилось совсем другим инсайдом. В соответствии с ним двукратный чемпион «Ф-1» якобы выразил лишь сдержанный энтузиазм из-за отсутствия усилителя руля, излишней медлительности и громоздкости машин в поворотах — по его мнению, американская техника на нормальном автодроме уступает авто из Гран-при примерно десять секунд с круга. Из-за слабого впечатления желание Фернандо провести полный сезон (а не только пару гонок на «овалах», где местные болиды тягаются по скорости с «формульными») серьезно пошатнулось, тем самым совершенно не добавив «Хонде» какого-либо энтузиазма по поводу возможного воссоединения. Японцы уже имели дело с недовольным Алонсо — и вряд ли им понравилось.
По инсайдам Motorsport, именно здесь и кроется главная причина пробуксовки проекта «Макларена» в «Индикаре»: хоть токийцы и отвешивают комплименты испанскому гонщику в официальных заявлениях, в кулуарах же они изо всех сил сопротивляются возрождению альянса. Также президент моторного подразделения «Хонды» Арт Сен-Кир ни разу не выразил четкой позиции по возможному переходу испанца — хотя если бы переговоры подходили бы к концу, всем сторонам было бы выгоднее заявлять о них с максимальной громкостью.
Судя по всему, второе пришествие Алонсо в Индианаполис может не состояться — ведь более слабые моторы «Шевроле», кажется, никто и не рассматривает из-за высоких требований гонщика. Похоже, в его карьере грядет патовая ситуация.
Напоследок немного прошелся и по «Макларену»
Конечно же, испанец не был бы собой, если бы после серии неудачных результатов снова не выдал легкий пинок и собственной команде, и без того находящейся в коматозном с точки зрения уровня машины состоянии.
«Это позор, потому что иногда мы даже пребывали очковой зоне — прямо как здесь, – сказал он сразу после финиша Гран-при Италии. – Надежность определенно сделала шаг назад. Причем на двух последних треках мы не могли определить, нужно ли менять двигатель, получать штраф и оставаться не особо конкурентоспособными. Результат оказался лучше ожиданий — именно поэтому мы и не стали менять мотор, но в обеих гонках сошли в самом начале. Теперь нам придется менять двигатель в грядущих Гран-при, так что к двум последним нулям [заработанных очков] вскорости добавятся еще несколько».
Каким бы Алонсо ни был гоночным гением, с таким характером и языком у него и правда останется только один реальный вариант — переход в какой-нибудь NASCAR. Кажется, испанец уже и сам это понимает — и потому недавно записал совместный ролик с семикратным чемпионом американских сток-каров Джимми Джонсоном, пообещав больше новостей в самом ближайшем времени.
Главное – чтобы Фернандо и там не успел с кем-нибудь поссориться.
Фото: REUTERS/Stefano Rellandini, Edgar Su; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Lars Baron
Спасибо Фернандо за карьеру!