Crashgate. 10 лет грязной победе Фернандо Алонсо в Сингапуре
Ровно десять лет назад мир «Формулы-1» потерял Флавио Бриаторе – человека, который несколько раз приводил команду к победе в Кубке конструкторов и победам в личном зачете с Шумахером и Алонсо.
Сейчас старик Флавио похоже находится в процессе развода со своей четвертой женой Элизабетт Грегорачи. До этого его супругами были Марси Шлобом, Наоми Кэмпбелл и Хайди Клум. Обвиняется в неуплате налогов. Вот такого экстравагантного руководителя нам и не хватает.
«Иногда мне хочется побыть одному, но мне никогда не хотелось побыть бедным. Я, пожалуй, не захотел бы прожить еще одну жизнь – но на этот раз в шкуре обычного человека, в маленьком домике на окраине. Хотя, конечно, хочется быть ближе к детям, больше времени проводить дома. Иметь здоровье важно. И все, и ничего больше нет.
Деньги не сделают вас счастливым, и одежда не сделает вас счастливым, а владелец яхты счастлив дважды – в тот день, когда он ее купил, и в день, когда продал. Когда-то я был беден, теперь я богат, но я всегда был счастлив. Ваше счастье приносит вам деньги и успех, а вовсе не наоборот.
Думать, будто богатство привлекает женщин – значит ставить вопрос с ног на голову. Женщинам нравятся не богатые мужчины, а счастливые. Быть счастливым – гиперсексуально. Женщины смотрят на вас, им весело с вами, они вам улыбаются и хотят быть с вами всегда. В этом весь секрет. Жизнь устроена просто, многие слишком уж усложняют ее
Есть Ferrari и велосипед, есть джинсы за пять евро и джинсы за тысячу евро. Когда вещи дороги, на это есть причины. Качественное сырье и ручной труд стоят гораздо дороже, чем массовое производство, поэтому роскошные бренды, такие как Billionaire Couture, обычно менее прибыльны, чем массовый сегмент. Цену диктуют объективные факторы, но люди покупают наши вещи, и этим все сказано. Если вы богаты – значит, вы не так уж глупы, вы знаете цену деньгам и цену вещам. И я должен быть честен со своим рынком – люди должны понимать, за что они отдали свои деньги
Русские очень изменились за последние десять лет. Я бывал в некоторых русских домах на Сардинии: чтобы создать такое, недостаточно просто нанять хорошего архитектора, дизайнера и садовника, надо и самому уметь отличать пошлое от прекрасного. Сейчас средний русский в одежде и манерах уже ничем не отличается от среднего европейца. Пару лет назад я в последний раз видел белые носки, но они были не на русских, а на немцах. А сейчас и немцы, кажется, поняли, что это не очень хорошо».
В 2008 году «Формула-1» впервые приехала в Сингапур на первую в истории ночную гонку. Этот Гран-при был полон драмы. В дебюте уик-энда Фернандо Алонсо демонстрировал феноменальный темп на Renault R28, а эксперты во главе с британскими комментаторами Джеймсом Алленом и Мартином Брандлом прогнозировали испанцу старт с первых двух рядов решетки в Сингапуре.
Однако в квалификации испанца подвела топливная система на R28, из-за чего он вынужден был довольствоваться 15-м местом. В голове пелотона после старта с поул-позиции пилот «Феррари» Фелипе Масса уверенно контролировал ход событий, но на 14-м круге его преимущество было нивелировано: напарник Алонсо по «Рено» Нельсон Пике-младший врезался в стену в 17-м повороте, что спровоцировало появление на трассе машины безопасности.
Авария случилась спустя два круга после того, как в боксах побывал его напарник по «Рено» Фернандо Алонсо. Многие удивились такому совпадению, но не придали особого значения эпизоду: в тот момент казалось, что Алонсо, наконец, улыбнулась удача после всех отказов техники, которые обрушились на него в том году.
А вот для Массы выезд на трассу машины безопасности обернулся настоящим кошмаром: Фелипе заехал в боксы на дозаправку, но во второй раз в сезоне сигнальная система в боксах «Феррари» сработала до того, как механики вытянули топливный шланг из горловины бака.
Бразилец сорвался с места вместе со шлангом и механиком, который получил травмы в результате инцидента. Он остановил машину в самом конце пит-лейна: механики добежали до автомобиля и с трудом, но все же вытащили шланг из отверстия, позволив пилоту вернуться на трассу. Тем не менее тогда уже все понимали, что день Фелипе испорчен.
Первую в истории Ф1 ночную гонку запомнили, как одну из самых зрелищных в сезоне-2008 благодаря умопомрачительному развитию событий в заезде и организации уик-энда по высшему разряду, а Берни Экклстоун назвал Гран-при Сингапура новой жемчужиной в короне «Формулы-1».
Уик-эндом остались довольны все, кроме Луки ди Монтедземоло, назвавшего конфигурацию круга в Сингапуре клоунадой, а не трассой, и Массы, который сразу после гонки отправился выяснять отношения с руководителем «Рено» Флавио Бриаторе, заподозрив того в нечестной игре.
В «Формуле-1» неоднократно возникали ситуации, когда гонщики были убеждены в заговоре против себя, но в 99% случаев это были просто эмоции. Однако чутье Массу не подвело.
Кампания-2008 закончилась для бразильца поражением от Хэмилтона, вырвавшего чемпионский титул в предпоследнем повороте дождевого Гран-при Бразилии благодаря обгону Тимо Глока, и о сингапурском чуде «Рено» постепенно начали забывать.
По прошествии экватора кампании-2009 французский коллектив принял решение отказаться от услуг Пике вследствие неудовлетворительных результатов: в 2009-м Нельсон не принес команде из Энстоуна ни одного очка, в то время как у Алонсо было 13 зачетных пунктов.
В начале августа Нельсон подтвердил свой уход из «Рено», а уже в конце месяца в бразильской прессе появилась информация о том, что Пике приказали врезаться в барьер в прошлогодней гонке в Сингапуре.
«ФИА» сразу же организовала расследование, в ходе которого выяснилось, что курировали схему намеренной аварии руководитель команды Флавио Бриаторе и директор инженерного отдела коллектива Пэт Симондс.
Суть заговора состояла в том, что Алонсо должен начинать гонку с малым количества топлива в баках, после чего отправиться на пит-стоп, где его заправят на длинный отрезок, а дальше на арену выходил Пике с его актерским мастерством. План сработал как по нотам.
Позднее были обнародованы командные радиопереговоры с мостика «Рено» во время аварии Пике, где Бриаторе с особым цинизмом бранит своего протеже за якобы ненамеренный сход.
После того, как «ФИА» обвинила Бриаторе и Симондса в нечестной игре, в «Рено» поспешили попрощаться с обоими фигурантами дела. Через неделю после обвинения французская команда, находившаяся и так в непростом финансовом положении, получила еще один удар под дых: главные спонсоры ING и Mutua Madrilena покинули французов. По иронии судьбы исход спонсоров случился как раз накануне Гран-при Сингапура.
По сути, Флавио так и не признал свою вину, из-за чего получил пожизненный бан. В суде итальянец добился сокращения срока дисквалификации до пяти лет, но так и не вернулся в «Формулу-1».
Симондс вернулся в Большие Призы с «Уильямс» в 2013-м, а в декабре 2016 года покинул пост технического директора команды из Гроува. С марта 2017 года Пэт работает экспертом на телеканале Sky Sports.
Нельсон Пике признал, что не был в курсе, замешан ли Алонсо в этой схеме, однако предположил, что у испанца априори должны были возникнуть вопросы о том, почему при старте с 15-го места для него выбрали тактику короткого первого отрезка на трассе, где почти невозможно обгонять.
Вина Фернандо так и не была доказана: «ФИА» не получила доказательств относительно того, что испанец или его механики что-либо знали о схеме. После вынесения вердикта Масса заявил, что Алонсо, несомненно, был в курсе дела, хотя через некоторое время констатировал, что его обвинения основывались лишь на догадках.
Пике-младший за свое чистосердечное признание был оправдан, избежав наказания, однако именно бразилец понес наибольший имиджевый урон из всех.
У Нельсона был талант, скорость, большие связи, но молодой гонщик лишился всего в один миг – сначала он согласился на обман (а по версии Симондса, и вовсе сам предложил такую схему действий), затем на протяжении года смиренно носил в себе эту тайну, после чего решил отомстить Бриаторе, сдав бывшего менеджера с потрохами за то, что тот выгнал его из команды за неудовлетворительные результаты.
После того, как дело было закрыто, Нельсон говорил, что к нему проявляют интерес команды «Формулы-1», но в реальности ситуация обстояла иначе. Ни одна из команд не желала иметь дело с жуликом, и в возрасте 24-х лет он отправился за океан в NASCAR.
Нельсон вернулся в европейские гонки только в 2014-м, выиграв дебютную кампанию в истории «Формулы-Е».
Фелипе Масса долго не мог забыть этой гонки: «То, что тогда произошло, до сих пор причиняет мне боль, ведь когда ты уступаешь титул с минимальной разницей в очках, то начинаешь оглядываться назад, и одним из факторов, повлиявшим на исход сезона, был Сингапур. Все знают, что на результат Гран-при повлияло случившееся во время гонки. В 2008-м году произошла подтасовка, но результаты Гран-при были реальными. Состоялся ли у меня разговор с Фернандо после этого? Мы оба знаем, как все устроено в этом мире. Прошлое – это прошлое. Уже 45 тысяч раз я говорил, что об этом думаю».
Отрывок из интервью с Бриаторе
Когда вы только пришли в «Формулу-1», то очень удивились, узнав, что команды собирают отдельную машину для квалификации…
«Это было полнейшее безумие. Я пришел в мир Больших Призов из бизнеса, потому не проходил практику в «Формуле-1» и смотрел на все под другим углом. Все строили машину для квалификации, поэтому никто не получал дополнительного преимущества. Так в чем смысл? Затем мы добились введения режима «закрытого парка». Были те, кто говорил, что мы все испортили! Но механики остались очень довольны»
Для вас тогда был сложный момент (2008-2009)?
«Да, но в то время я в любом случае размышлял о возможности отойти от дел. Мне хотелось уйти еще за год до тех событий, но Фернандо вернулся из McLaren, так что момент был неподходящий. Но мне повезло: я смог уйти из Формулы 1, для меня с ней тогда все было покончено. Было сложно, потому что некоторые относились ко мне как к преступнику. Это было нечестно. Было расследование FIA, и у них были показания некоего Мистера Х, но никто не знает, кто это был. У этого человека были доказательства, но он никогда не подписывал никаких заявлений. FIA подписала заявление, а он нет. Для меня было проще сказать, что я уважаю решение Апелляционного суда, и оставить все как было. Подобные ситуации делают вас сильнее. В Формуле 1 я провел немало славных лет, а теперь отлично провожу время со своей семьей. Мне повезло, потому что у меня крепкое здоровье. Я не ревнив, не собираюсь никому мстить, нет никакой драмы. Я получаю удовольствие от жизни, и это самое главное»
Да, вы, безусловно, выглядите счастливым человеком. Насколько я знаю, у вас был рак несколько лет назад. Как обстоят дела со здоровьем сейчас?
«Все хорошо, я вылечился»
Болезнь изменила ваш взгляд на жизнь и представление о том, что важно?
«На неделю! Человек так устроен, что он продолжает жить дальше и все забывает. Когда вы в больнице перед операцией, вы не можете думать ни о чем, кроме смерти. Затем, когда выздоравливаете, все возвращается на круги своя»
Так что, вы бы хотели вернуться в Формулу-1?
«Нет, не думаю. Я 20 часов в день занимаюсь различными рабочими вопросами, инвестициями, как здесь, так и в Америке; я очень счастлив. К примеру, этот ресторан, он самый популярный в Монте-Карло. Я провел в Формуле 1 20 лет, завоевал семь титулов, открыл двух величайших после Айртона Сенны звезд – Шуми и Фернандо. Я в курсе того, что происходит в Ф1, но сейчас иметь там команду в с финансовой точки зрения не имеет никакого смысла. Так что у меня нет причин возвращаться в Формулу-1»
К слову про Райкконена: как вам кажется, Михаэлю стоило возвращаться в 2010 году?
«Нет. Вначале все были очень воодушевлены, но я сразу считал, что это неверно. Мир изменился с тех пор, как, скажем, Ален Прост вернулся в 1993. У него была очень сильная машина [Williams], но когда вернулся Михаэль, было очень сложно, потому что выступали Фернандо, и Хэмилтон, и Дженсон. А машины Mercedes не были лучше всех. Я предпочитаю помнить Шуми-победителя, а не его проблемы в квалификации и финиши на девятом месте. Это неподходящая роль для такого уникального человека, как Михаэль»
Когда в 2007 году Фернандо ушел из Renault в McLaren, вас это расстроило? Стало неожиданностью?
«Да, потому что он не сразу рассказал мне. Я огорчился, потому что работал с Фернандо с самого начала его карьеры. Я всегда поддерживал его, например, когда [в 2003 году] предоставил ему место за рулем вместо Дженсона. Все думали, что я с ума сошел. Дженсон – прекрасный пилот, но я верил, что на тот момент Фернандо был просто уникален. И дело тут вовсе не в предвзятом отношении к британцам или еще к кому-нибудь. Просто так сложились обстоятельства на тот момент. Говорили, что я так поступил, потому что был менеджером Фернандо, но моя работа заключалась в том, чтобы находить лучшие варианты для Renault. Так было во всех командах, в которых я работал»
Вот наступил 2018 год и в «Формуле-1» больше нет Берни Экклстоуна, Рона Денниса, Лука Кордеро ди Монтедземоло. Все не так плохо, но в нынешней «Формуле-1» нет ни одного подобного человека – это печально…
Гран-при Сингапура пройдет в следующие выходные. Не пропустите!