Берни открывает новую главу в истории Формулы-1
Одним росчерком пера Берни Экклстоун открывает новую главу в истории Формулы 1. На этой неделе он поставил подпись под контрактом между Formula One World Championship, которую он сам возглавляет, и коалицией в лице ВВС и BSkyB. Со следующего года впервые в истории Формулы 1 не все гонки чемпионата будут транслироваться в Великобритании по общедоступному телевидению, так как все события уик-энда (практики, квалификации и гонки) будет показывать Sky Sports. ВВС же будет показывать лишь хайлайты каждой гонки, а ее права на показ гонок в Live охватывают лишь половину Гран-при сезона 2012. Сказать, что это вызвало переполох в рядах поклонников автоспорта, значит не сказать ничего.
Годовая подписка на Sky Sports стоит около £470, за те же деньги можно купить трехдневный билет на general admission (самая дешевая "трибуна", а точнее просто холм около трассы) на шесть гонок, включая Монако, Сильверстоун, Турцию и Канаду. Неудивительно, что опрос на сайте одного спортивного журналиста по состоянию на утро субботы показал, что 81% читателей не станут покупать подписку для просмотра Ф1 по Sky Sports. Итак, как же это произошло?
"Все дело в конечном счете упирается в деньги, которые CVC Capital Partners, владелец Формулы 1, читай Берни, получают от этого спорта", это мнение одного из журналистов, хотя оно не совсем точное. Реальная причина этой сделки гораздо прозаична - ВВС не "потянул" контракт.
ВВС получила права на трансляцию Ф1 в 2008 году, начав показ в следующем году. Причина того. что права оказались доступны, в том, что ITV разорвал контракт, который должен был действовать до конца прошлого года. В соответствии с сообщениями The Telegraf и других источников, ITV отказалась от Ф1, дабы сократить расходы и сэкономить деньги, которые можно будет использовать для увеличения охвата футбола. Неслучайно, что в то же время, как ВВС объявила о приобретении прав на показ Ф1, ITV заявила о сохранении прав на показ Лиги чемпионов с 2009 по 2012 годы.
ВВС не хотел вступать в финансовую борьбу с конкурентами, так как видел, что случилось с ITV. Согласно Ofcom, ITV ежегодно выплачивала £29m по контракту. который действовал с 2006 по 2010 годы. Учитывая, что ITV был разочарован в этом занятии, и не было никакой борьбы, можно с уверенностью предположить,что ВВС заплатил, возможно, на 5%-10% больше, около £31m ($50m), согласно Formula Money.
Столкнувшись с замораживанием лицензионного сбора, ВВС пришлось пойти на сокращение и отказаться от прав на, казалось бы, священный Уимблдон. Несмотря на высокий охват, для ВВС не было вариантов, кроме как отказаться от Ф1 в пользу своей жемчужины - Уимблдона.
Это создало дилемму для Экклстоуна, который только в прошлом месяце заявил, что "сделает все, чтобы сохранить Формулу 1 на ВВС". Он добавил, что "ВВС делает прекрасную работу для нас, это и шоу, и люди, и всем нравится их смотреть". У ВВС был выбор: либо разорвать контракт, выплатив большой штраф, либо найти какой-то способ снижения ежегодного взноса. Наиболее логичным было снизить затраты путем уменьшения количества трансляций, чем они и воспользовались.
Но это решение не было таким уж простым. Ведь для снижения охвата на 50%, нужно было найти партнера на оставшиеся 50%. Есть понятная причина, почему ВВС обратилась именно к BSkyB.
И ITV и Channel 4 вели переговоры с Экклстоуном о покупке прав на Ф1, и босс Ф1 сказал, что мог бы также попросить и Channel 5. Однако, все эти телекомпании являются прямым конкурентом ВВС, в то время как BSkyB является платным оператором. Это и объясняет, почему ВВС нашел партнера в лице BSkyB. Поэтому он и заявил, когда его спросили о том, что теперь половину гонок многие не увидят в прямом эфире, что "это не наше решение".
Тем не менее, это не прошло в стороне от кармана Экклстоуна, который будет получать от ВВС примерно £15m по контракту до 2018 года, и еще £25m от BSkyB. Но данное положение может уменьшить охват аудитории, что, в свою очередь, повлияет на спонсорские выплаты.
Ранее в это месяце Экклстоун заявлял, что "невозможно, чтобы Формула 1 ушла на платное телевидение". Поскольку ВВС будет транслировать не только 6 гонок в прямом эфире, но и хайлайты абсолютно всех этапов, то слова Экклстоуна остаются в силе. Тем не менее, если выплаты увеличатся по сравнению с прошлыми периодами, это будет только плюсом для команд, поскольку они получают 50% прибыли. В связи с этим неудивительно, что сначала команды встретили это "в штыки", но затем на совещании с Берни начали выказывать свою поддержку этого решения.
Понятно. что команды не были уведомлены о сделке за 24 часа, узнав обо всем из выпусков новостей в пятницу утром. Первоначально сообщалось, что ВВС не будет показывать ничего, кроме хайлайтов половины гонок, которые не будут показываться в живую. Это очень обеспокоило команды, так это снижает охват.
Это затрагивает британские команды, так как их база болельщиков находится в Великобритании. Именно поэтому руководитель McLaren Мартин Уитмарш провел разговор с Берни. "Я говрил с Берни, и он заверил меня, что это не будут хайлайты, а будут полноценные гонки". Поскольку релиз ВВС этого не отражает, всем еще предстоит узнать подробности этой сделки.
Другие руководители команд пока не разделяют озабоченность Уитмарша. Руководитель Renault Эрик Булье сказал: "Я думаю. что это скорее положительная новость, и она должна быть приветственно встречена болельщиками". Трудно подумать, что покллонники могут радоваться тому, что им придется к £145.50 (телевизионный сбор) доплачивать еще £470.
По иронии судьбы ФОТА несколько раз проводила встречи с болельщиками и делала опросы, и должна показать, что это не была "показуха". Ей стоит настоять на отмене сделки с BSkyB, так как это явно не в интересах британских поклонников автоспорта. Кроме того дублироване репортерских команд совершенно ни к чему.
К сожалению, тот факт, что команды даже не были проинформированы о предстоящей сделке, показывает, насколько мала власть команд в этом спорте.
Озабоченность по поводу уменьшения охвата выразил и руководитель автоспортивного подразделения Pirelli Пол Хэмбри: ""Данная система используется по всей Европе в разных видах спорта. и она имеет много проблем. Потому что аудитория снижается, что не может не беспокоить".
Но один из спортивных журналистов предположил, что в этой сделке есть и плюсы для болельщиков. "Футбол стал массовым. Ф1 есть в барах и пабах? Есть большой потенциал, чтобы сделать Ф1 социальным явлением", написал он на своей странице в Twitter. На самом деле маловероятно. что это стимулирует интерес к Ф1, так как нет традиции просмотра гонок в барах, как это есть в футболе. К тому же, есть проблема, когда Ф1 пересекается с футболом, и тут уже придется бежать домой из пабов и баров.
Один вывод из этого всего можно сделать: маловероятно, что владелец 39% акций BSkyB News Corp решится на покупку Ф1 в ближайшее время. Телефонный скандал не может поспособствовать такой сделке. Более того, в таком случае BSkyB будет владеть Ф1 и транслировать ее, а такое просто невозможно. Точно такой же конфликт помешал BSkyB приобрести "Манчестер Юнайтед" в конце 1990 года. Учитывая то, что многие болельщики выступают против покупки Формулы 1 компанией News Corp, данное соглашение может заморозить эту сделку, хотя бы на время.
*********************************************************************************************************************
Источник - ESPNF1
Перевод - Антон Зацепин
*********************************************************************************************************************