«Феррари» виновата в провалах не меньше Феттеля. Не поддерживает лидера
Мнение эксперта по «Формуле-1».
После столкновения между лидерами общего зачета «Ф-1» 2018 года Себастьяном Феттелем и Льюисом Хэмилтоном в борьбе за вторую позицию на первом круге Гран-при Италии именно немецкий пилот Скудерии откатился на последнее место и вынужден был прорываться обратно в топ-5. Конечно, все могло обернуться и по-другому, однако результат оказался безжалостным для шансов Себа на пятый титул: теперь его от Хэмилтона отделяют уже 30 очков за 7 гонок до конца сезона. Разъяренные проигранной победой на домашней трассе и растущим отрывом в общем зачете итальянские болельщики и журналисты набросились на Феттеля с критикой, вспомнив даже самые мелкие помарки последних Гран-при.
Однако эксперт Sky Sports Марк Хьюз считает, что не все ошибки Себа последних сезонов можно неукоснительно ставить в вину ему одному — по его мнению, «Феррари» должна разделить это бремя вместе со своим лидером.
«Только в текущем сезоне Феттель потерял важнейшие очки в Баку (заблокировав шины при необдуманной попытке обгона в борьбе за лидерство и финишировав четвертым), Франции (заблокировав колеса и проскользив в Валттери Боттаса на первом круге), Австрии (помешав Карлосу Сайнсу в квалификации и получив штраф, уничтоживший все надежды на победу) и Германии (вылетев в отбойники во время лидирования).
Так Себ потерял 63 очка — не считая дополнительно заработанных Хэмилтоном баллов в результате ошибок соперника. Теперь немец в 30 очках позади — хотя мог бы сейчас лидировать с большим отрывом.
Похожая схема сезона происходила и в 2017-м (Баку, Сингапур, Мексика).
Можно ли поставить все это в вину одному лишь Феттелю?
На самом деле нет. «Феррари» виновата не меньше.
Фактически, корни давления, стоящего за всеми произошедшими инцидентами, почти наверняка произрастают из операционных провалов команды. До перехода в Скудерию Феттеля на протяжении всей его карьеры трудно было в чем-то обвинить — совершение ошибок под давлением не было частью его стиля. Следовательно, их вызывают именно какие-то аспекты участия в чемпионской гонке в составе «Феррари».
Прослушивание его радиообменов из «итальянской эпохи» раскрывает много деталей.
«Да поднимите вы машину, ради е****го бога, вы так повредите днище!» – вызвал ли этот всплеск эмоций хаос внезапного ливня в Спа или регулярные сомнения в стратегии, ясно одно: ему остро необходим постоянный контроль за работой над его машиной.
В более спокойном «Ред Булл» обычно от него требовался только пилотаж — примерно как сейчас у Хэмилтона в «Мерседесе». В «Феррари» Феттель обнаружил потребность в управлении командой из кокпита — явно из-за ощущения в необходимости таких действий.
В то время как «Феррари» в последние пару сезонов стала, наверное, самой технически изобретательной командой, в гоночный уик-энд их организация по-прежнему оставляет желать лучшего. Так что Феттель пилотирует лучшую машину, которую обслуживает далеко не лучшая команда.
В условиях постоянной озабоченности качественного планирования действий коллектива в быстро меняющейся среде и ментальном совмещении двух ролей Себ испытывает неведомое ему ранее в предыдущих командах давление.
Оно совсем не похоже на обычное давление, падающее на лидера «Феррари» с потенциально победным болидом. И оно мешало в прошлом сезоне и стало еще сильнее в текущем году.
Чрезмерное давление — особенно по выходящим за рамки прямого контроля аспектам — вызывает необычайно большой стресс, и его вполне логично связывать с однотипными ошибками и неверно принятыми в ограниченное время решениями.
Вероятно, Феттель в своем переходе в «Феррари» пытался скопировать пример своего кумира Михаэля Шумахера, бывшего ядром очень сплоченной и сфокусированной вокруге одного пилота командой. Но у Шумахера были преимущества в виде Росса Брауна, управлявшего коллективом со спокойным авторитетом, Жана Тодта, удерживавшего управленческое давление подальше от гоночных бригад, и главного механика Найджела Степни, муштровавшего персонал в стиле армейского сержанта. В таких условиях Феттель смог бы перестать беспокоиться о стратегии и работе на пит-лейн вроде установки верного комплекта шин — он смог бы расслабиться и сконцентрироваться на выжимании максимума из пилотажных навыков. Прямо как Хэмилтон.
Монца стала одним из примеров для изучения напряженности между Феттелем и его командой — и степенью влияния их отношений на уик-энд. В Италии настала очередь Райкконена ехать вторым в квалификации и получать преимущество от слипстрима (причем на треке, где подобный фокус позволяет выиграть реального много времени).
Во-первых, при условии борьбы их лидера за титул команда должна была пересмотреть данную очередность. Во-вторых, даже соблюдая очередность, команда не справилась с попытками как-то ее смягчить. План заключался в попытке провести машину Феттеля в решающем третьем сегменте прямо к выезду из боксов болидов «Мерседесов», чтобы приставить Себа им в хвост и позволить ему получить преимущество слипстрима от соперников. Но фокус не удалось провернуть достаточно быстро. Между ними оказалась «Рено» Сайнса — и пока Феттель выбирался из-за нее на круге выезда из боксов, Хэмилтон покинул пределы досягаемости.
Возможно, ситуация и вызвала раздражение, и он проехал, по своему признанию, далеко не идеальный круг и проиграл одну десятую времени поула — выигранного Райкконеном, которому Феттель и помог со слипстримом. А если бы Себ стартовал с первой позиции, то, скорее всего, не столкнулся бы с ситуацией, вызвавшей тот самый инцидент с Хэмилтоном.
Фактически он вполне мог выиграть гонку, если бы Райкконен занялся бы борьбой с Хэмилтоном. Кстати, после озвученной квалификационной позиции его слова «поговорим позже» прозвучали громче всяких криков».
Источник — Sky Sports
Фото: REUTERS/Francois Lenoir; globallookpress.com/Sebastian Gollnow/dpa, Alexander Neis/Eibner; REUTERS/Luca Bruno/Pool; globallookpress.com/Hoch Zwei
Во-первых, Хьюзу отшибло память: "До перехода в Скудерию Феттеля на протяжении всей его карьеры трудно было в чем-то обвинить — совершение ошибок под давлением не было частью его стиля."
Простите, что? Я не особо слежу за Себушкой и его карьерой, но первое, что вспоминается это его постоянные косяки еще со времен СТР. Начиная с выпиливания Веббера под пейскаром, а потом и во время гонок. Продолжая крашем при обгоне на круг Каруна "огурца" Чанкоха. И заканчивая перпендикулярным(!!!) тараном Баттона в СПА. Мелкие косяки вроде подарка Баттону в Канаде 11 даже не будем перечислять. Так что "совершение ошибок под давлением" это именно часть его стиля, благодаря которому он чуть не слил в 10 и 12 году чемпионаты.
Из-за неверной вводной идет под откос и вся остальная аналитика статьи. Чтобы придумать оправдание Себу, пришлось забыть о всех его косяках и придумать проблемы команды там, где у нее их нет.
В общем, впервые статья Хьюза вызывает у меня такое недоумение.
Виноваты обе стороны, как сам гонщик, так и команда.
Себ собственноручно виноват в ситуациях в Баку(хотя там риск был оправдан, ведь никто не ожидал пейс-кара), Франции и Германии. Т.е. собственноручно и своими ошибками, Себ лишил себя 13 очков в Баку(Боттас в итоге сойдет через круг, а Феттель(если бы не убил резину) вполне мог бы отражать атаки Хэмильтона, которого мог бы поддавить и Кими), 3-8 очков во Франции, 25 очков в Германии. При этом Хэмилтон потерял бы 7 очков в Баку при смене мест, и еще 7 в Германии. Т.е. только своими руками это больше 50 очков разницы.
Что касается Монцы: у меня сложилось стойкое ощущение, что после субботы, в Мерсе реально готовились к гонке - и Хэм, и бот, и Вольф и Цетше точно знали, что они будут делать в той или иной ситуации и кропотливо разбирали даже то, что ботасу придется помогать Хэму.
Как готовились в Феррари: ок, парни, вы на первом ряду, можете бороться, мы не обкатывали софт, поэтому пит-стоп на 20-22 круге. Всё. 5 минут. А если Феррари реально ставят цель победить в обеих зачётах, то должно было быть так: Кими, ты красавчик, но в из 2 поворота лидером выходит Себ, а ты делаешь всё возможное, что бы из 4-5 поворота вы так же вышли лидерами. Всё. И никак иначе. Эта попытка Скудерии сыграть красиво, обозначить на некоторых трассах видимость борьбы при откровенном сливе того же Кими на других трассах, выглядит абсолютно глупо, т.к. пусть у них и есть машина, на которой можно побеждать, но у них нет машины, которая увезёт их за 10 кругов на 30 секунд от Мерседеса. И не снимая вину с действий Феттеля в Италии, всю кашу заварила команда своим разрешением борьбы между пилотами, которые стартуют с 1 ряда. Не говоря уже о гениальном решении привезти 1 софт, зазвать Кими на сверхранний пит-стоп(половина гонщиков ехала на СС больше 25-26 кругов).
И я это всё к тому, что Феррари по-прежнему неопределенность относительного того, каким образом они будут достигать поставленной цели. ВОт была цель развитие болида и мотора - идеально, сейчас машина универсальна, быстра как на медленных, так и на скоростных треках. Но понимания того, как правильно реализовать это преимущество, в Феррари нет. Пилоты тоже не дают 100% от своих реальных возможностей и умений - у Кими 1 толковая гонка на 3-4 средних и инфальтильных. У Себа наоборот, но все его ошибки становятся фатальными и оборачиваются огромной потерей очков.
Ситуация у Феррари не критичная, и есть все шансы отыграть много уже в Сингапуре, где они снова будут быстры. Да и на всех остальных трассах Феррари так же уже сейчас имеют небольшое преимущество: им подойдет и Сузука, и Америк, и Мексика. Но если Арривабене такой крутой, то он должен собрать всех и сказать - каждый следующий косяк либо стратегов, либо пилотов с гоночным инженером повлечёт за собой серьезные последствия. Иначе абсолютно никак.
"совершение ошибок под давлением не было частью его стиля" - да ну, конечно... А в Канаде он слился перед Баттоном на последних кругах просто так.
«Я не очень доволен тем, как „Феррари“ справилась с ситуацией в Монце в субботу — я должен был стартовать с поула. В гонке я вынужден был уворачиваться от Кими Райкконена в шикане, и здесь меня мог пройти Льюис Хэмилтон, но в итоге места всем не хватило, меня развернуло, и машина получила достаточно серьёзные повреждения. Для меня ситуация ясна — мне пришлось бороться с тремя машинами, включая моего напарника», — заявил Феттель Ziggo Sport