«Макларен» не умеет работать с молодежью. Но приведет в «Формулу-1» нового проспекта
Команда из Уокинга объявила состав на 2019 год.
Вторая по количеству чемпионских титулов команда в истории «Формулы-1» объявила состав гонщиков на 2019 год. Он ожидаемо изменился: двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо отпустили по его собственному желанию, а со Стоффелем Вандорном попрощались из-за отсутствия прогресса. Страдальцев в неудачно выступающем коллективе сменили Карлос Сайнс и один из главных молодых английских талантов Ландо Норрис.
Норрис впечатлил в молодежных сериях
Гонщик из системы «Макларена» на виду у хардкорных болельщиков уже не первый год, и прославился быстрым продвижением по младшим классам. С перехода в соревнования на открытых колесах в 2015-м парень из Бристоля каждый сезон непременно что-то выигрывает: сперва оказался сильнейшим в англо-шотландской «Формуле-4», затем за 12 месяцев стал чемпионом европейского и североевропейского кубков «Формулы-Рено 2.0», а также новозеландской Toyota Racing Series. В 2017-м выиграл уже полноценный европейский чемпионат «Формулы-3», попробовал себя в «Ф-2» и даже за рулем «Макларена» на летних тестах в Венгрии — хотя на тот момент ему исполнилось всего 17 лет. Подобную успешную серию не так давно продемонстрировал Шарль Леклер, сходу удививший отличными результатами в не самом сильном «Заубере».
Сейчас Ландо практически на равных бьется с 20-летним Джорджем Расселлом за титул в главной молодежной серии. Причем Норрис удивляет стабильностью результатов против более опытных и старших товарищей: несмотря на всего одну победу в сезоне, он опережает по очкам 22-летнего Александра Албона, 23-летнего вице-чемпиона «Ф-2» прошлого года Артема Маркелова и 23-летнего соперника по системе «Макларена» Ника де Вриза — у каждого из них по три выигранных гонки. Еще по одной у Антонио Фуоко (22 года), Николя Латифи (23 года), Джека Эйткена (22 года), Тадасукэ Макино и Максимилиана Гюнтера (по 21 год) — но все они проигрывают как минимум вдвое новобранцу «оранжевых». Кстати, если Норрис все-таки сумеет вырвать титул у Расселла с пятью победами (пока уступает 22 очка за четыре этапа до финиша), то побьет рекорд Леклера и станет самым молодым чемпионом в истории «Формулы-2».
Норрис заслужил место в «Ф-1»
На трассе Ландо и правда очень хорош — больше всего по стилю он напоминает чемпиона «Ф-1» 2016 года Нико Росберга. Англичанин по примеру немца отличается невероятной стабильностью темпа на чистой трассе и лишь дважды выпал из топ-6 в квалификациях. Недаром в последней совместной тренировке со Стоффелем Вандорном они показали практически одинаковое время — точно такая же картина наблюдалась и на всех остальных тестах в составе «Макларена» даже год назад.
Единственным слабым местом пока остается смелость при обгонах: Норрис все-таки далеко не Льюис Хэмилтон (в юные годы) и не Макс Ферстаппен — он не стремится действовать импульсивно и прибегать к непродуманным маневрам. Ландо не склонен к неоправданному риску и атакует только в случае стопроцентной уверенности в успехе — и если у него все получается, в объективы телекамер нередко попадают маленькие шедевры.
В «Макларене» тоже это отмечают.
«Он очень быстр и уступает Фернандо Алонсо всего пару десятых. У него определенно есть скорость и при этом он абсолютно спокоен и расслаблен, – описал своего проспекта исполнительный директор «Макларена» Зак Браун буквально перед Гран-при Италии. – Мы хотим дать ему возможность получить опыт. Мы ставим его участвовать в практиках, чтобы увидеть, как он с этим справится. Он готов к «Формуле-1».
Видимо, последние выступления в Монце окончательно убедили руководство «оранжевых» в состоятельности пилота – но Ландо запомнился не только победами, обгонами и титулами, но и с человеческой точки зрения. Норрис производит впечатление умного и вдумчивого парня с шикарным английским чувством юмора, а его подиумные празднования вовсе заслуживают отдельного упоминания.
Помимо отжигов в паддоке и соцсетях англичанин ведет видеоблог, регулярно общается и соревнуется со своими подписчиками в гоночных симуляторах вроде iRacing. Иными словами, старается быть как можно ближе к болельщикам — и подобный образ создает неплохую коммерческую привлекательность. При должной раскрутке у парня есть потенциал Даниэля Риккардо — и «Макларен» точно принимал в расчет характер пилота при выборе кандидата на роль боевого гонщика. Все-таки уход Фернандо Алонсо нужно будет кем-то компенсировать в глазах спонсоров и рекламодателей.
Вандорн не справился
Стоффелю в этом году исполнилось 26 лет — равный темп с 20-летним Норрисом в подобном возрасте звучит как приговор. Пусть бельгиец и начал карьеру боевого пилота сенсационным десятым местом на Гран-при Бахрейна 2016 года, но с тех пор перестал прогрессировать. В 2017-м он еще демонстрировал потенциал попаданим в третий сегмент квалификации в Монако и Венгриии и седьмыми местами в Малайзии и Сингапуре — но те гонки на «Хонде» стали его лучшими достижениями. В 2018-м он проигрывает Алонсо уже без шансов — особенно разгромно выглядит квалификационный счет 14-0 (в прошлом сезоне было 16-3).
Однако в 2017-м Стоффель планомерно улучшал выступления по ходу сезона, догонял и перегонял титулованного напарника и в итоге в среднем проиграл ему всего 0,3 секунды с круга. Теперь же все изменилось: бельгиец проехал все 14 Гран-при примерно на одном уровне и лишь в Венгрии выглядел не хуже Алонсо, а квалификационный отрыв не уменьшался, а увеличивался (с 0,2-0,3 секунды до 0,4-0,5 секунды). Никаких оснований для надежд на дальнейший прогресс Вандорн не продемонстрировал, и потому в Уокинге приняли закономерное решение не продлевать с ним контракт — хотя при переходе в «Ф-1» уничтоживший GP2 Стоффель (семь побед и почти двойной отрыв от конкурентов) тоже позиционировался молодым гением.
«Макларен» не умеет работать с молодежью
Вандорн стал не первым молодым «неудачником», прошедшим через некогда великую команду: кроме него, за последние 10 лет ребята из Уокинга нанимали еще четырех пилотов моложе 25 лет. И отличных результатов практически сразу же англичане добились лишь от одного проспекта — Льюиса Хэмилтона. Только он с первых гонок сразился на равных с двухкратным чемпионом мира Фернандо Алонсо и постоянно демонстрировал блестящую скорость.
После успеха с Льюисом «Макларен» не раз пытался повторить тот же фокус — но безуспешно. Первым «подопытным» стал Серхио Перес в 2013 году — молодой мексиканец после трех подиумов за «Заубер» ни раз не попал в топ-3 в серебряном болиде и отправился в «Форс-Индию». За ним последовал чемпион «Формулы-Рено 3.5» Кевин Магнуссен — датчанин занял второе место в первой же гонке, но затем все-таки без шансов уступил Дженсону Баттону (опередил англичанина всего в двух совместных финишах). После подобного сезона «Макларен» с негласным позором вернул Кевина на должность тест-пилота и заполнил кокпит вернувшимся Алонсо, как бы подчеркнув провальную стратегию доверия молодым пилотам. Однако после завершения карьеры Баттона уокингцы снова рискнули с проспектом — им как раз и стал Вандорн. И его история практически ничем не отличается от произошедшего с Пересом и Магнуссеном.
Однако и Чеко, и Кевин в итоге сумели-таки самостоятельно перезапустить свои карьеры — и оба «внезапно» оказались достойными пилотами. Датчанин в данный момент является лидером «Хааса» и явно задержится в «Ф-1» еще на несколько сезонов, а Перес успел завоевать еще пять подиумов с коллективом из Сильверстоуна и заново разжечь в «Макларене» интерес к своей персоне. Вероятно, если Вандорн найдет себе место в любой конюшне, с ним может случиться очень похожее преображение.
Почему же у молодежи ничего не получается в Уокинге? Просто нынешние «оранжевые» постоянно декларируют огромные амбиции и ждут от своих парней соответствия поставленным задачам. К тому же, уровень требований сильно задран успешными историями подписаний юных Кими Райкконена и Льюиса Хэмилтона (перешли в «Макларен» в 22 года) — ведь не каждый чемпион молодежной серии является будущим Шумахером. Большое давление же мешает раскрыться вчерашним дебютантам — так Зак Браун не раз рассказывал еще в 2017-м, как Вандорн на брифингах не решался возражать замечаниям Алонсо по настройками и пути развития машины. Причем чемпионы-напарники давят не только морально: когда они в хорошей форме, то ожидаемо рвут практически любых дебютантов.
Эффективным лекарством против надламывания карьеры в таких случаях может служить только время — но «Макларен» никогда не отличался особой терпеливостью. Альтернативный вариант еще продемонстрировал «Ред Булл» с младшей командой «Торо Россо», но стоит он очень внушительно.
У Норриса есть шанс
Нынешний «Макларен» находится в состоянии глубокой перестройки и совсем не похож на себя даже четырехлетней давности. Сейчас из команды ушли все чемпионы, а на должность первого пилота ребята из Уокинга подписали далеко не самого опытного 24-летнего Карлоса Сайнса. Испанец же является хорошим гонщиком уровня того же Серхио Переса, а потому его выступления никак не должны задавить талант Ландо — особенно если он равен дару Шарля Леклера или Льюиса Хэмилтона. Также у Норриса не будет жестких временных рамок по достижению определенного успеха: Браун сам не знает, сколько займет разворот «Макларена» к победам (в разных интервью мелькали цифры от пяти до десяти лет), а потому требовать от 18-летнего юноши каких-то подвигов моментально никто не будет.
Серьезным препятствием станет возраст: все-таки пример Ланса Стролла доказывает вред ранних переходов в «Формулу-1». Ландо определенно стоило бы еще годик поездить в «Ф-2» или «Супер-Формуле» ради исправления единственной слабости — смелости при обгонах. Но для современного «Макларена» этот навык очень нескоро станет ключевым — возможно, потому руководство «оранжевых» и решило не откладывать повышение и сдавать свою восходящую звезду в аренду «Торо Россо».
В любом случае Норрис на данный момент видится одним из сильнейших талантов своего года рождения. Наблюдать за ним будет интересно.
Фото: globallookpress.com/Crash Media Group/imago, James Gasperotti, Hoch Zwei, Hoch Zwei/picture alliance (4,6), Theo Karanikos, Xavier Bonilla
Юноша вы по ходу курите "Беломор" с дюже интересной начинкой... Иначе объяснить вещание такой чуши весьма затруднительно...
Какой позор на фоне Камары? ))) Боже, что за бред )))
После 3/4 чемпионата Камарра со 142 очками находится на 6 позиции личного зачета без особых шансов подняться выше и уж тем паче на вход топ-3. Норрис же со 197 очками идет на уверенном втором месте и еще вполне себе имеет шансы навязать борьбу Расселу.
В среднем Камара набирал по 7,89 очков за гонку. Норрис же за гонку в среднем набирает по 9,85 очка -- то есть стабильность заметно выше. Особенно с учетом того что Норрис в Ф-2 проводит первый сезон, а Камара - второй...
Кстати о птичках: если сравнить показатели опыта с соперниками по ЛЗ то тоже ВНЕЗАПНО получается чудесное: два дебютанта Рассел и Норрис разыгрывают между собой титул, опережая Элбона, де Вриса, Камару, Латифи, Гиотто и Фуоко, проводящих в Ф-2 свои вторые сезоны, не говоря уже о Маркелове, у которого этот сезон вообще пятый...
Итого что имеем в контексте вашего "перла" в сухом остатке: дебютант Норрис второй в ЛЗ уверенно опережая более опытного Камару, и выступает куда стабильнее. В каком месте тут позор на фоне? )))
Не ну позор конечно есть -- только вопрос в том кто на фоне кого позорится ;-)
Так что ваши претензии на адекватность весьма сомнительны. Равно как и то что вы смотрели эти гонки младших серий...
Сравнить Норриса в дебюте уверенно берущего "серебро" ЛЗ как минимум с Эрикссоном, который за 4 года в GP2 не смог подняться выше 6 места... Ну это просто нулевой уровень понимания гонок в целом и младших серий в частности)))
Серьёзно, я бы с удовольствием почитал, даже если был бы не согласен с большей частью написанного.