Чуда не произошло
Гран-при Европы традиционно проходит скучно, с тех пор, как этап перекочевал в испанскую Валенсию. Первая гонка произвела настоящий фурор в плане полного отсутствия продуктивной борьбы за позиции на трассе. Шок был настолько сильным, что новоиспечённую трассу, специально вписанную вторым испанским Гран-при в поддержку Алонсо и намеренно уличную конфигурацию на фоне моря, в надежде повторить Монако – едва не прикрыли сразу.
Годы шли, гонки едва ли становились значительно более яркими, хотя и, по правде говоря, всё же чемпионат от чемпионата чуть интереснее.
Но это всё история. Сейчас же настал 2011-й! Год использования искусственных обгонных систем DRS, и первенство сверхизнашивающихся итальянских «Пирелли». Ни один этап не прошёл в спокойном ключе. Каждая гонка всё напряжённее и напряжённее. Казалось бы, вот сейчас и произойдёт чудо, которое позволит считать даже скучную доселе испанскую трассу вовсе не ординарным тилькодромом, отличающимся лишь рекордным числом поворотов.
Ан нет. После великолепного спектакля в Канаде мы увидели обыденную в свете прошлых лет и абсолютно неестественную на фоне нынешнего сезона гонку. Чуда не произошло. И двойная зона DRS не стала панацеей.
Никакой реальной борьбы в стане топ-команд. Только позиционно-тактическая. Победитель в столь рафинированных условиях, конечно же, угадывается. Лучший пилот прошлого сезона и безоговорочно доминирующий в этом, Себастьян Феттель, оформил шестую победу в восьми гонках.
Да, Дженсон не дал немцу повторить своё достижение двухлетней давности по триумфальному началу сезона, вырвав победу в Канаде. Однако действующий чемпион пережил «оскорбление» и записал второй после Сильверстоуна хет-трик в своей карьере.
Баттон же вообще оказался слабейшим пилотом топ-команд. На первом торможении гонки пропустив даже Росберга, англичанин заранее оформил себе приговор. Да, вскоре пилоту «МакЛарена» удалось, причём без всякой DRS, опередить молодого немца в зоне жесточайшего торможения второго поворота – однако большего достичь за всю дистанцию, ещё и после отказа KERS на её середине, чемпиону не удалось.
С другой стороны, это вполне объяснимо. «МакЛарен» был худшим болидом топ-команд, по всем статьям уступая «Ред Буллу» и «Феррари». И тем знаменательнее чётвёртое итоговое место Хэмильтона, впереди одной «Скудерии». В квалификации Льюису, как показала гонка, удалось сотворить настоящий феномен, опередив оба алых жеребца. Однако упущенный старт с безвариантной потерей подиумной позиции под натиском прекрасно стартовавших пилотов «Феррари» поставил Хэмильтона на место. Далее по ходу гонки всё, что он смог, это пройти на первом пит-стопе Массу за счёт лучшей стратегии «МакЛарен» и сохранить свою позицию от потенциальных посягательств бразильца затем.
Почему потенциальных? Поскольку до реальных атакующих действий со стороны Фелипе так и не дошло. Всё, что существенного сделал Масса в этой гонке – блестяще стартовал. Первый победитель Валенсии в стиле трёх стартовых этапов сразу оставил не удел Алонсо, а затем и Хэмильтона, на первом торможении выразив угрозу даже второму месту Уэббера! Однако этот манёвр с уходом на внутренний радиус под давлением Марка поставил крест на великолепном стартовом рывке Фелипе, и бразилец в результате пропустил по свободному внешнему радиусу напарника обратно.
«Феррари» хоть и была невероятно для нынешнего сезона сильна – буквально в темпе «Ред Булла» - Масса, тем не менее, не смог воспользовался возможностями машины. Концентрации хватило ненадолго, и прессинговать Фернандо, а затем и просто держаться в его темпе, бразильцу больше не удавалось, и после ошибки на торможении он потерял всё своё преимущество даже над Льюисом.
А тут была и первая волна не за горами, где Льюис, испытывая неустранимые проблемы с шинами, продемонстрировал самые ранние пит-стопы, в то время как Масса, начавший терять темп ещё раньше, заехал за новым комплектом позже всех…
Да, таким образом, он, как и в Монреале, отобрал единственный круг лидирования у Феттеля – но кому нужна эта статистика? Куда важнее, что Роб Смедли не дал Фелипе эффективно использовать рабочий диапазон резины, сломав своему пилоту всю гонку… Слишком поздние пит-стопы привели к тому, что после финальной остановки второй пилот «Феррари» выехал непосредственно впереди Баттона, который вообще ни на что уже не претендовал выше своего шестого места.
Но даже в такой ситуации темп «Скудерии» позволял рассчитывать на большее… если бы не заминка на втором пит-стопе, времени на которую было потеряно ровно столько, сколько Фелипе не хватило до Льюиса под самый финиш.
Скромное пятое место одной «Феррари» сполна компенсировалось результатом другой. Фернандо Алонсо сражался, как лев, заставив-таки в итоге стратегов «Ред Булла» ошибиться!
Марк Уэббер проводил лучшую (при взгляде изнутри) гонку в сезоне и почти соответствовал Феттелю в поддержании комплектов резины в рабочем состоянии. Более того, Кайрон Пилбим блестяще зазывал своего питомца чуть раньше непосредственных конкурентов, в результате чего на каждой волне пит-стопов австралиец сводил на нет созданное напарником преимущество. Однако даже всего этого австралийцу не хватило, чтобы отстоять вторую позицию от атаки Алонсо. Буквально повторение Турции. Фернандо нагнал, использовал систему снижения лобового сопротивления и уверенно прошёл Марка Уэббера!
Да, Пилбим верно сориентировался, зазвав Марка на второй пит на круг раньше, позволив австралийцу вернуть утраченную позицию. Однако на финальной волне и Кайрон допустил ошибку… Слишком ранний переход на «медиум» не дал странно прогнозируемого «Ред Буллом» эффекта, и по итогам пит-стопов Алонсо вновь вышел вперёд. Стратеги чемпионской команды поступили, на мой взгляд, «странно», поскольку весь уик-энд в пелетоне была установка использовать более медленный «прайм» минимально. Чем, собственно, и руководствовался Смедли, сгубив гонку Массе. Здесь же, в «Ред Булле», почему-то посчитали, что свежий «медиум» Уэббера окажется эффективнее изношенного «софта» Алонсо.
Фернандо показал, кто прав, разделив пилотов австрийской команды на подиуме. Впрочем, Марк в любом случае ничего двукратному чемпиону не противопоставил бы, поскольку под финиш у него забарахлила коробка, и австралиец уступил напарнику на финише почти полминуты…
Итоговый разрыв между победителями, являясь вторым наибольшим после дебютной Австралии в нынешнем сезоне, наглядно демонстрирует сбитую интригу валенсийской гонки.
Хотя борьба, конечно, была. Но только в одной группе и лишь после финальной волны питов, и за гранью очковой зоны, где очень плотно схлестнулись ди Реста, дважды обменявшийся позициями с Кобаяши, Петров, за пару кругов до финиша также прошедший японца, и Буэми, выехавший из боксов прямо перед этой плотной группой! Борьба красивая, плотная и жёсткая, но только за 12-е место…
Обиднейшее 11-е занял юный Серхио Перес, возвращавшийся в гонки, оправившись от 80-кратных перегрузок о барьер TecPro на выходе из тоннеля Монако. Да, 21-летний дебютант уступил впервые после дебютной пары Гран-при своему напарнику в квалификации накануне. Однако в гонке Чеко сотворил сенсацию, с единственным пит-стопом преодолев всё дистанцию!
Более опытный Камуи даже с двумя сменами резины был не в силах бороться с чрезмерным износом "Пирелли" и финишировал на пять позиций ниже своего партнёра по команде, прервав серию из шести гонок в очках.
Однако не одним «Заубером» едины, и не только его молодые пилоты, оказывается, могут творить чудеса. Хайме Альгерсуари, второй Гран-при подряд показавший в квале лишь 18-е время, повторно выдал лучший результат в карьере, финишировав на восьмом месте! Два пит-стопа против наиболее популярных в пелетоне трёх позволили извлечь выгоду самому юному пилоту Формулы 1 благодаря всем трём сохранённым свежим комплектам резины.
Замкнули же очковую зону два немца: Сутиль и Хайдфельд. Занимательно, что отыгранная на старте позиция оказалась «Форс Индией» прочно реализованной и едва не конвертируемой в нечто большее, когда на последних кругах Адриан прессинговал Хайме. В команде даже пожертвовали стратегией ди Ресты, зазвав шотландца на финальный пит-стоп позже оптимального круга.
Хайдфельд имел шанс потеснить соотечественника, однако обогнал Сутиля прямо перед зоной детекции DRS, позволив Адриану мгновенно восстановить статус-кво.
Собственно, это и были главные события гонки, если не упоминать о несчастном Шумахере, гонка которого была испорчена контактом с Петровым и сломанным антикрылом при выезде на трассу после первого пит-стопа. Обновив прошлогодний провальный валенсийский результат, Михаэль показывает…17-ю позицию – новый антирекорд семикратного чемпиона на финише гонки.
Ну, а караван отправляется в Англию. Родину большинства гоночных команд. Перестроенный Сильверстоун, готовый принять не только новыми боксами и местом старта, но и отредактированным техническим регламентом, в котором, потрясающе, посреди сезона, участники получили пункт запрета экстремального использования выхлопных газов при закрытом дросселе.
Чем ответят команды, в том числе строившие болиды вокруг идеи «выдувного» диффузора, как «Ред Булл» и «Рено», узнаем менее чем через две недели на Гран-при Великобритании.
Пока ваши статьи не хочется особо комментировать, но хочется читать. А это уже большой плюс.
---
ОК, не вопрос. :-)